Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Фондовые правоотношения, регулируемые нормами финансового права ("Финансовое право", 2005, N 4)



"Финансовое право", 2005, N 4

ФОНДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ,

РЕГУЛИРУЕМЫЕ НОРМАМИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

В ходе деятельности на рынке ценных бумаг (фондовом рынке) возникают, действуют и прекращаются гражданские, административные, уголовные, финансовые правоотношения, регулируемые соответствующими отраслями права. В совокупности названные правоотношения можно определить как фондовые правоотношения, под которыми в широком смысле следует понимать регулируемые нормами законодательства о ценных бумагах общественные отношения, складывающиеся между субъектами фондового рынка по определению взаимных прав и обязанностей.

Определяя сферу влияния отраслевых правовых норм на функционирование рынка ценных бумаг, можно выделить характерные признаки фондовых правоотношений, входящих в предмет регулирования финансовым правом, которое, в свою очередь, включает в себя бюджетные, налоговые, банковские, валютные и страховые нормы, что позволит обособить их от других видов фондовых правоотношений.

Прежде всего, необходимо отметить общие для вышеперечисленных видов фондовых правоотношений признаки.

Объектом всех фондовых правоотношений является то, на что направлено поведение их участников, то есть ценные бумаги, которые согласно гражданскому законодательству признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Таким образом, фондовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений.

Гражданским правом регулируются фондовые отношения, складывающиеся на договорной основе между равноправными участниками (гражданами, юридическими лицами, а также органами государственной власти и местного самоуправления). Например, реализация акций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может производиться организацией, наделенной полномочиями по продаже государственного и муниципального имущества, с привлечением в качестве посредника брокера, с которым данная организация заключает договор поручения на основании Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 845 "О привлечении брокера для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ" <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> СЗ РФ. 2002. N 49. Ст. 4881.

Отличительной особенностью уголовного, административного и финансового регулирования фондовых отношений является их властный характер.

Уголовно-правовое регулирование возникает в случаях совершения преступлений субъектами фондовых правоотношений, таких, например, как правонарушения в сфере государственного и муниципального кредита, в том числе опосредуемого выпуском ценных бумаг, злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии), изготовление или сбыт поддельных ценных бумаг, и других преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

В области правового регулирования рынка ценных бумаг наиболее тесно взаимосвязаны между собой административные и финансовые правоотношения.

Административно-правовым регулированием охватывается сфера взаимодействия органов государственной власти в регулировании фондового рынка, не связанная непосредственно с движением финансовых средств, а заключающаяся в определении правил осуществления деятельности на рынке ценных бумаг и применения мер административной ответственности в случае совершения правонарушения путем издания административно-правовых нормативных актов. Под предмет административного права подпадают также правоотношения между государством и саморегулируемыми организациями рынка ценных бумаг по определению сфер, на которые могут распространяться их регулятивные полномочия.

В предмет финансового права входят те фондовые правоотношения, которые возникают в процессе формирования финансовых фондов государства и муниципальных образований, а также финансов предприятий всех форм собственности посредством ценных бумаг и регулируются финансово-правовыми нормативными актами.

Для раскрытия финансовой сущности фондовых правоотношений следует отметить, что рынок ценных бумаг представляет собой прежде всего совокупность экономических отношений, объектом которых являются ценные бумаги как экономическое явление, представляющие собой форму движения (аккумулирования, распределения и использования) национального финансового капитала.

Таким образом, объектом фондовых правоотношений, регулируемых нормами финансового права <2>, выступает ценная бумага как финансовый инструмент привлечения свободных денежных средств с целью их распределения на инвестиционные проекты и использования доходов от инвестиционной деятельности участниками фондовых правоотношений (государством, муниципальными образованиями, организациями и гражданами).

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Далее в контексте настоящей статьи фондовые правоотношения будут рассматриваться и характеризоваться как разновидность финансовых правоотношений.

Итак, прежде всего следует отметить, что финансово-правовые фондовые отношения возникают в связи с:

- эмиссией ценных бумаг (аккумулированием финансовых средств);

- инвестированием в ценные бумаги (распределением и использованием финансовых средств);

- регулированием рынка ценных бумаг и осуществлением фондового контроля.

Поэтому исследование субъектного состава фондовых правоотношений следует начать с раскрытия понятий эмитента, инвестора и регулятора рынка ценных бумаг.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <3> (далее - Закон N 39-ФЗ) эмитент - это юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими, инвестор (владелец) - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве. Понятие регулятора не закреплено в нормативных правовых актах и, по нашему мнению, применительно к рынку ценных бумаг может быть определено как участник фондовых правоотношений, осуществляющий меры по управлению и контролю деятельности на фондовом рынке. Регулирование рынка ценных бумаг подразделяется на внешнее, осуществляемое государством, и внутреннее, осуществляемое саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующих на основании внутренних правил и стандартов деятельности, установленных для их участников. В предмет финансового права входят только государственные регулятивные отношения.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> 3СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Эмитент, инвестор и регулятор фондового рынка - это участники, в качестве которых могут выступать различные субъекты фондовых правоотношений. Субъекты фондовых правоотношений - это конкретные участники, имеющие права и обязанности для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг.

В зависимости от статуса можно выделить следующие группы субъектов фондовых правоотношений:

1) государство и муниципальные образования;

2) предприятия и организации;

3) индивидуальные субъекты.

1. Государство и муниципальные образования участвуют на рынке ценных бумаг через уполномоченные государственные и муниципальные органы власти.

На федеральном уровне эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов РФ <4>, на уровне субъекта РФ - орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий функции по составлению и исполнению бюджета субъекта РФ (например, Департамент финансов г. Москвы <5>), на уровне муниципального образования - исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий функции по составлению и исполнению бюджета муниципального образования.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> См.: п. 5.3.16 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.

<5> Постановление Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 604-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте финансов города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2003. N 45.

Для процедуры эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг установлены особые правила Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" <6> (далее - Закон N 136-ФЗ), что указывает на особый правовой статус перечисленных эмитентов.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3814.

Решения о выпусках должны приниматься в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг (утверждаемыми в форме нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) и условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг конкретного вида (документов в форме нормативных правовых актов эмитента).

Министерство финансов РФ вправе выпускать ценные бумаги в виде облигаций, которые могут быть номинированы как в валюте Российской Федерации (государственные краткосрочные облигации, облигации федерального займа), так и в иностранной валюте (облигации государственного валютного облигационного займа, облигации внешних облигационных займов), а также в виде векселей (казначейские векселя).

Поскольку государственные ценные бумаги составляют часть государственного долга, при этом ценные бумаги, номинированные в рублях, относятся к части внутреннего долга, а номинированные в валюте - к части внешнего долга, то законодательно определены некоторые дополнительные условия, соблюдение которых обязательно при эмиссии государственных ценных бумаг, позволяющие контролировать объем государственного долга.

Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня (ст. 38 Закона N 39-ФЗ).

Статьей 114 Бюджетного кодекса РФ <7> (БК РФ) установлено, что решение об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг принимается в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга, установленными законом (решением) о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается также в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

Эмитенты государственных или муниципальных ценных бумаг обязаны учитывать обязательства по каждому выпуску ценных бумаг в порядке, установленном ст. 113 БК РФ и Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" <8>.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4030.

Обязанности генерального агента по обслуживанию государственных ценных бумаг, номинированных в российской валюте, осуществляет Центральный банк РФ <9>, а по обслуживанию государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, - Внешэкономбанк.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> См.: ст. 23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790. См. также Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г. N 219-П "Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг" // Вестник Банка России. 2003. N 40.

В соответствии со ст. 15 Закона N 136-ФЗ Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование могут выступать в фондовых правоотношениях и в роли гаранта, отвечая за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов), возникших в результате осуществления ими займа путем эмиссии ценных бумаг, полностью или в части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами) согласно выданным в письменной форме гарантиям (государственным или муниципальным).

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут выступать в фондовых правоотношениях и как инвесторы. Одной из форм бюджетных инвестиций является приобретение в государственную и муниципальную собственность ценных бумаг (финансовые инвестиции) <10>. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ст. 79 БК РФ). Так, согласно Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 <11>, предусмотренные объемы финансирования инвестиций в государственные жилищные сертификаты <12> составляют в 2004 г. - 7530 млн руб., 2005 - 2010 гг. - 83 800 млн руб., 2010 г. - 20 300 млн руб.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> См.: комментарий к ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации // Под ред. А.Н. Козырина. М., 2002.

<11> СЗ РФ. 2001. N 39. Ст. 3770.

<12> Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина - участника Программы на получение безвозмездной субсидии, которая может быть использована им только на приобретение жилого помещения. Государственный жилищный сертификат дает гражданину право на открытие в одном из отобранных по конкурсу банков блокированного целевого счета, на который будут зачислены денежные средства в размере выделенной безвозмездной субсидии, а также право использования этих средств для приобретения жилья в собственность в течение установленного срока действия государственного жилищного сертификата. Перечисление денежных средств на блокированные целевые счета владельцев государственных жилищных сертификатов осуществляется через органы Федерального казначейства. Выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов осуществляются Министерством финансов РФ. Правительство РФ утверждает порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Программы (см.: разд. 2 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71 // СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 615).

Более того, согласно Приказу Минфина России от 24 мая 2002 г. N 105 "О порядке образования, использования и управления средствами финансового резерва" <13> средства образованного в составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета на 2002 г. финансового резерва могли размещаться на российском и международном финансовых рынках в следующие виды финансовых активов:

- государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в рублях Российской Федерации и иностранной валюте, обращающиеся на организованных рынках (в целях погашения государственного долга Российской Федерации);

- государственные ценные бумаги правительств иностранных государств, имеющих наивысшие рейтинги ведущих рейтинговых агентств: ААА ("Стандарт энд Пурс" и "Фитч ИБКА") и Ааа ("Мудис").

     
   ————————————————————————————————
   
<13> См: Финансовый вестник, финансы, страхование, бухгалтерский учет. 2002. N 8.

Государственные и муниципальные инвестиции могут осуществляться и в корпоративные ценные бумаги. Интересы Российской Федерации на рынке корпоративных ценных бумаг обеспечивает Российский фонд федерального имущества <14>.

     
   ————————————————————————————————
   
<14> См.: п. 10 Устава специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5229.

Центральный банк РФ вправе осуществлять выпуск ценных бумаг в виде облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций <15>.

     
   ————————————————————————————————
   
<15> См.: ст. 44 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ. См. также Положение об особенностях процедуры эмиссии облигаций Центрального банка РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. // СЗ РФ. 2004. N 2. Ст. 126.

Центральный банк РФ участвует в фондовых правоотношениях не только в качестве эмитента, но и в качестве инвестора, осуществляя покупку и продажу государственных ценных бумаг, а также покупку и продажу своих собственных облигаций <16>.

     
   ————————————————————————————————
   
<16> См.: ст. 46 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ.

Инвестиционную деятельность осуществляют и государственные внебюджетные фонды (Фонд социального страхования РФ <17>, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования <18>) <19>, вкладывающие временно свободные фонды в ликвидные государственные ценные бумаги.

     
   ————————————————————————————————
   
<17> См.: п. 7 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 (с изм.) // СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 599.

<18> См.: п. 11 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.

<19> До 1 января 2001 г. существовавший Государственный фонд занятости населения РФ был вправе приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги на основании п. 5 Положения о Государственном фонде занятости Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 8 июня 1993 г. N 5132-1, которое считается утратившим силу в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3341.

Важную роль государство играет на рынке ценных бумаг, выступая в качестве его регулятора.

Согласно ст. 38 Закона N 39-ФЗ государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

- установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

- государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Министерство финансов РФ полномочно принимать стандарты раскрытия информации о ценных бумагах субъектов РФ или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг (п. 5.2.16 Положения), оно же осуществляет государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг (п. 5.3.17 Положения) <20>, проводит регистрацию выпусков облигаций Центрального банка РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<20> См. также ст. 114 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с банковским законодательством <21> Центральный банк РФ выполняет следующие регулирующие функции на рынке ценных бумаг:

- устанавливает для кредитных организаций обязательные правила совершения операций с фондовыми инструментами, учета и отчетности по сделкам с ними;

- лицензирует, регистрирует и контролирует операции банков с ценными бумагами <22>;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций и ведет реестр ценных бумаг кредитных организаций.

     
   ————————————————————————————————
   
<21> См.: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (с изм.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; нормативные акты Банка России.

<22> Здесь имеется в виду не специальная лицензия на осуществление операций с ценными бумагами, а лицензия на осуществление банковских операций. См: ст. 6 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изм.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.

Специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормотворческие функции в сфере рынка ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) <23>. Согласно Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 <24>, ФСФР полномочна самостоятельно принимать нормативные правовые акты:

- по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций Банка России);

- по утверждению единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

- по утверждению обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;

- по утверждению обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг;

- по утверждению норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

- по определению порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

- по утверждению требований к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов;

- по утверждению порядка регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и изменений в них, стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионных фондов;

- иные нормативные правовые акты, принятие которых отнесено к ее компетенции.

     
   ————————————————————————————————
   
<23> До административной реформы (март 2004 г.) таким органом являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

<24> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2780.

2. Предприятия, учреждения, организации. Субъекты данной группы представлены, прежде всего, производственными предприятиями, образованными в форме товариществ и обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческими организациями, образованными в форме учреждений, фондов и др.

Хозяйственные общества осуществляют эмиссионную и инвестиционную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Так, например, согласно ст. 31 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <25> ООО вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы путем выпуска и размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг с соблюдением следующих обязательных условий:

- сумма размещаемых облигаций не должна превышать размер уставного капитала ООО или величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами;

- размещение облигаций возможно только после полной оплаты уставного капитала общества;

- при отсутствии обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами с целью гарантировать выполнение обязательств перед владельцами облигаций, размещение облигаций допускается не ранее третьего года существования общества при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.

     
   ————————————————————————————————
   
<25> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Решение о выпуске ценных бумаг, принимаемое обществом, должно быть соотнесено со всеми требованиями, установленными Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и принятыми в его развитие актами <26>, а также должно пройти обязательную государственную регистрацию (ст. 17 Закона N 39-ФЗ).

     
   ————————————————————————————————
   
<26> Таковыми являются: Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. N 47 // Экономика и жизнь. 1998. N 10; Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс // Российская газета. 2003. 2 октября. N 197 и др.

Целью инвестиционной деятельности страховщиков (страховых организаций и обществ взаимного страхования) на фондовом рынке является обеспечение выполнения своих обязательств перед страхователями, которое достигается путем размещения страховых резервов в следующие виды активов: государственные ценные бумаги Российской Федерации; государственные ценные бумаги субъектов РФ; муниципальные ценные бумаги; векселя банков; акции; облигации; жилищные сертификаты; инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами; сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления; доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере и др. <27>.

     
   ————————————————————————————————
   
<27> См.: п. 6 Правил размещения страховщиками страховых резервов, утвержденных Приказом Минфина России от 22 февраля 1999 г. N 16н // Российская газета. 1999. 15 апреля.

Среди государственных предприятий особое место занимают стратегические предприятия - это государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. 100% акций стратегического предприятия находится в федеральной собственности.

Стратегические акционерные общества - открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации <28>. Доля государства в уставном капитале стратегического акционерного общества должна превышать 25%.

     
   ————————————————————————————————
   
<28> См.: ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм.) // СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Согласно Перечню стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденному Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 <29>, в настоящее время количество стратегических предприятий составляет 514, а стратегических акционерных обществ - 549.

     
   ————————————————————————————————
   
<29> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.

Президент РФ полномочен принимать решение об уменьшении доли участия в уставном капитале стратегического акционерного общества <30>, в результате чего акции в количестве, на которое уменьшается доля участия государства, подлежат включению в прогнозный план приватизации федерального имущества, принимаемый Правительством РФ, и дальнейшей реализации на фондовом рынке. Акции ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план приватизации федерального имущества на основании федерального закона <31>.

     
   ————————————————————————————————
   
<30> См.: п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм.) // СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

<31> См.: п. 4 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм.) // СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" // СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 805; Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 74-ФЗ "Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности" (действует до 1 января 2005 г.) // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2070.

Немаловажную роль в фондовых правоотношениях имеют специальные государственные унитарные предприятия, такие как Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка, основной целью деятельности которого является обеспечение прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации <32>.

     
   ————————————————————————————————
   
<32> См.: Устав федерального государственного унитарного предприятия "Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 741 // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3556.

Следует также отметить таких субъектов фондовых правоотношений, как профессиональные участники рынка ценных бумаг, под которыми согласно ст. 2 Закона N 39-ФЗ понимаются юридические лица, осуществляющие брокерскую, дилерскую, клиринговую, депозитарную деятельность, а также деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, по управлению ценными бумагами и по организации торговли на рынке ценных бумаг. Они выполняют функции посредников между эмитентами и инвесторами, представляя их взаимные интересы.

Из числа профессиональных участников выделяют финансового консультанта на рынке ценных бумаг, в качестве которого выступает юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг и оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <33> кредитные организации выступают на рынке ценных бумаг в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций и как эмитенты, и как инвесторы, и как профессиональные участники.

     
   ————————————————————————————————
   
<33> Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27. Ст. 357.

Кредитные организации эмитируют как собственные ценные бумаги (акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты), так и иные ценные бумаги (например, облигации с ипотечным покрытием <34>).

     
   ————————————————————————————————
   
<34> См.: ст. 7 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" // СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. II). Ст. 4448.

Осуществляя деятельность на фондовом рынке, кредитные организации обязаны выполнять требования и обязательные нормативы, установленные Центральным банком РФ.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе учреждать свои саморегулируемые организации (СРО) в соответствии с требованиями законодательства <35>, цель создания которых обосновывается прежде всего тем, что профессиональные участники рынка заинтересованы в высоком качестве своих услуг и своей репутации, достигаемых путем установления саморегулируемой организацией собственных правил и стандартов деятельности для своих участников, контроля за соблюдением этих правил и норм и наложения санкций на своих участников за нарушение установленных правил и норм.

     
   ————————————————————————————————
   
<35> См.: гл. 13 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; гл. 13 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.

В настоящее время существуют пять крупных СРО в России: Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД); Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР); Национальная фондовая ассоциация (НФА); Национальная лига управляющих (НЛУ); Профессиональный институт размещения и обращения фондовых инструментов (ПРОФИ) <36>.

     
   ————————————————————————————————
   
<36> Информация о саморегулируемых организациях рынка ценных бумаг содержится на сайтах Internet.

Следует учитывать, что саморегулирование на рынке ценных бумаг не обособлено от государственного регулирования, а, напротив, происходит в тесной взаимосвязи с ним, что, безусловно, только положительно отражается на функционировании рынка ценных бумаг. Более того, государственные органы могут быть и соучредителями СРО. Так, например, НФА учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 г. (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг - НАУРАГ). Сейчас в состав НФА входит более 220 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 23 регионов России, операции которых составляют более 60% объема российского рынка ценных бумаг.

В апреле 2002 г. подписано Генеральное Соглашение НФА с Банком России о сотрудничестве и взаимодействии, в том числе при осуществлении контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.

НФА и другие СРО активно участвуют в работе Экспертного Совета по фондовому рынку при Государственной Думе РФ, Совета саморегулируемых организаций при ФСФР России, рабочих групп Банка России и ФСФР России, а также ведут самостоятельную работу по совершенствованию вопросов законодательства, касающихся финансового рынка.

Важную роль в аккумулировании свободных финансовых ресурсов в обществе играют инвестиционные фонды (акционерные инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды) - организации, привлекающие денежные ресурсы для инвестирования их в ценные бумаги.

Деятельность инвестиционных фондов регулируется Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <37>, согласно которому акционерный инвестиционный фонд - это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные законом, а паевой инвестиционный фонд - не являющийся юридическим лицом обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

     
   ————————————————————————————————
   
<37> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.

Управляющая компания, осуществляющая доверительное управление паевым инвестиционным фондом, также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам. Если это предусмотрено правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, управляющая компания может передать свои права и обязанности по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании.

В целях создания условий для инвестиционной активности на территории Московской области, обеспечения единой инвестиционной политики, формирования эффективного рыночного механизма привлечения инвестиций, защиты имущественных интересов Московской области Правительством Московской области было создано ОАО "Московская областная инвестиционная трастовая компания" с долей участия Московской области в его уставном капитале в размере 100% <38>.

     
   ————————————————————————————————
   
<38> Постановление Правительства Московской области от 24 октября 2000 г. N 122/30 "Об обеспечении единой инвестиционной политики в Московской области" // Информационный Вестник Правительства Московской области. 2001. N 1.

3. Индивидуальные субъекты - участники фондовых правоотношений - это физические лица (граждане РФ и иностранные граждане, которые выступают на рынке ценных бумаг только в качестве инвесторов). Они вправе приобретать государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги и несут обязанность по уплате налоговых платежей с доходов от долевого участия в организации и по операциям с ценными бумаги.

Содержанием фондовых правоотношений являются права и обязанности их участников.

Инвестор обладает определенными права в зависимости от того, с кем из субъектов рынка ценных бумаг он вступает во взаимоотношения. По отношению к эмитенту инвестор имеет право на получение дохода, управление (например, в случае инвестирования средств в голосующие акции), получение достоверной и полной информации, возврат денежных средств в случае признания выпуска ценных бумаг недействительным и т.д. По отношению к регистратору - право на открытие лицевого счета в системе ведения реестра и внесение в него изменений и дополнений. По отношению к биржам - вправе требовать гласности и публичности проведения торгов и др. Инвесторы имеют равные права в осуществлении инвестиционной деятельности в ценные бумаги, но в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, правомочия отдельных категорий инвесторов могут быть расширены либо, наоборот, ограничены по отношению к другим инвесторам.

Наряду с правами инвестор имеет и обязанности. Основная обязанность всех категорий инвесторов - осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также с международными договорами и соглашениями Российской Федерации.

Таким образом, фондовые правоотношения, регулируемые нормами финансового права, - это экономико-правовые общественные отношения, складывающиеся между субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования финансовых ресурсов посредством ценных бумаг, а также по регулированию рынка ценных бумаг и осуществлению фондового контроля.

Э.Э.Эмирсултанова

Преподаватель

кафедры финансового права

Академии экономической безопасности

МВД России

Подписано в печать

14.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Общая характеристика системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации ("Финансовое право", 2005, N 4) >
Статья: Учет товарных потерь в торговых организациях ("Бухгалтерский учет", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.