Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Состояние и перспективы налогообложения негосударственных пенсионных фондов ("Финансы", 2005, N 1)



"Финансы", 2005, N 1

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

В настоящее время реформа пенсионной системы приобрела статус реформы государственной важности. Ее цель - повышение материального благосостояния пенсионеров и создание стабильного источника инвестиционных ресурсов.

С макроэкономической точки зрения пенсионная реформа дает возможность привлекать "длинные" деньги, необходимые для любой экономики, которые могут работать на фондовом рынке. С помощью пенсионных средств экономика получает дополнительные инвестиционные ресурсы, которые на порядок выше банковских с точки зрения их объема, срочности и "дешевизны".

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ). Негосударственные пенсионные фонды - организации, деятельность которых заключается в аккумулировании денежных средств и их приращении для выплаты пенсий своим участникам.

Как отдельный субъект налогообложения НПФ появился с принятием Федерального закона от 07.05.1998 N 57-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Тогда же были предприняты первые попытки систематизировать налогообложение негосударственных пенсионных фондов.

В наибольшей степени вопросы налогообложения взносов предприятия в НПФ интересуют руководителей организаций, принимающих решения об организации пенсионного обеспечения своих сотрудников. Именно налоговые льготы являются наиболее важным фактором, стимулирующим работодателей к внедрению пенсионного обеспечения.

С введением в действие с 01.01.2001 части второй Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) появились новые правила налогообложения, по которым, например:

- взносы организаций в фонд негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО) в размере 12% от ФОТ относятся на себестоимость;

- взносы в НПФ (если они осуществляются работодателями) в сумме, превышающей 2000 руб. в год на каждого работника, включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (п.3 ст.213 НК РФ);

- введено налогообложение дохода от размещения пенсионных резервов, при этом сохранена льгота о невзимании налога на прибыль при доходности, не превышающей учетную ставку ЦБ.

Вместе с тем ввиду неоднозначного толкования появились проблемы с уплатой единого социального налога (далее - ЕСН). На судебных процессах по ЕСН и подоходному налогу Пенсионные фонды отстаивали позицию о нецелесообразности и неправомерности обложения ЕСН взносов в НПФ, особенно по солидарным счетам.

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п.п.5 и 6 ст.213 НК РФ внесены изменения. Согласно им, при определении налоговой базы не учитываются:

- суммы взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным работодателями с НП;

- суммы пенсий, выплачиваемых по договорам между НПФ и физическими лицами.

В то же время суммы пенсий, осуществляемых по договорам НПО, заключенными работодателями с НПФ, подлежат налогообложению у источника выплат, т.е. фонда.

Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" действие этих пунктов приостановлено до 31 декабря 2004 г.

С 01.01.2004 в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", сумма взносов в НПФ, осуществляемых работодателями и необлагаемых подоходным налогом, в соответствии с п.3 ст.213 НК РФ, увеличена с 2000 до 5000 руб.

Действующий в настоящее время налоговый режим и налоговые последствия для участников НПО наглядно представлены в таблице 1.

Таблица 1

     
   —————————————T———————————————————T————————————————T——————————————¬
   |Виды налогов|  Подоходный налог |Налог на прибыль|    Единый    |
   |            |                   |                |  социальный  |
   |            |                   |                |     налог    |
   +————————————+———————————————————+————————————————+——————————————+
   |Вкладчик —  |За каждого         |Взносы          |Налоговая база|
   |юридическое |работника          |работодателя    |по ЕСН        |
   |лицо        |                   |учитываются в   |определяется  |
   |            |                   |составе         |как сумма     |
   |            |                   |расходов, при   |выплат и иных |
   |            |                   |определении     |вознаграждений|
   |            |                   |налогооблагаемой|в пользу      |
   |            |                   |базы по налогу  |физических лиц|
   |            |                   |на прибыль в    |по трудовым и |
   |            |                   |размере до 12%  |гражданско—   |
   |            |                   |от ФОТ (при     |правовым      |
   |            |                   |пожизненных     |договорам,    |
   |            |                   |схемах выплат,  |предметом     |
   |            |                   |п.16 ст.255     |которых       |
   |            |                   |НК РФ)          |является      |
   |            |                   |                |выполнение    |
   |            |                   |                |работ и       |
   |            |                   |                |оказание услуг|
   |            |                   |                |(п.1 ст.236   |
   |            |                   |                |НК РФ).       |
   |            |                   |                |Порядок       |
   |            |                   |                |обложения ЕСН |
   |            |                   |                |взносов на    |
   |            |                   |                |солидарные    |
   |            |                   |                |счет носит    |
   |            |                   |                |спорный       |
   |            |                   |                |характер      |
   +————————————+———————————————————+————————————————+——————————————+
   |Вкладчик —  |Взносы физических  |        —       |       —      |
   |физическое  |лиц к моменту      |                |              |
   |лицо        |уплаты в НПФ       |                |              |
   |            |обложены подоходным|                |              |
   |            |налогом            |                |              |
   +————————————+———————————————————+————————————————+——————————————+
   |Размещение  |         —         |По доходу,      |       —      |
   |пенсионных  |                   |полученному от  |              |
   |резервов НПФ|                   |размещения      |              |
   |            |                   |пенсионных      |              |
   |            |                   |резервов,       |              |
   |            |                   |налоговая база  |              |
   |            |                   |определяется как|              |
   |            |                   |положительная   |              |
   |            |                   |разница между   |              |
   |            |                   |полученным      |              |
   |            |                   |доходом от      |              |
   |            |                   |размещения      |              |
   |            |                   |пенсионных      |              |
   |            |                   |резервов и      |              |
   |            |                   |доходом,        |              |
   |            |                   |рассчитанным    |              |
   |            |                   |исходя из ставки|              |
   |            |                   |рефинансирования|              |
   |            |                   |Центрального    |              |
   |            |                   |банка Российской|              |
   |            |                   |Федерации (п.2  |              |
   |            |                   |ст.295 НК РФ)   |              |
   |            |                   |По доходу от    |              |
   |            |                   |уставной        |              |
   |            |                   |деятельности    |              |
   |            |                   |фонда налоговая |              |
   |            |                   |база по доходу  |              |
   |            |                   |на прибыль      |              |
   |            |                   |организаций     |              |
   |            |                   |определяется на |              |
   |            |                   |общих основаниях|              |
   +————————————+———————————————————+————————————————+——————————————+
   |Участник по |Выкупные суммы     |        —       |       —      |
   |договору с  |облагаются         |                |              |
   |юридическим |подоходным налогом |                |              |
   |лицом       |Нормы, действующие |                |              |
   |            |в 2004 г.          |                |              |
   |            |Облагаются         |                |              |
   |            |подоходным налогом |                |              |
   |            |взносы, превышающие|                |              |
   |            |5000 руб. в год;   |                |              |
   |            |пенсии,            |                |              |
   |            |выплачиваемые из   |                |              |
   |            |НПФ, подоходным    |                |              |
   |            |налогом не         |                |              |
   |            |облагаются;        |                |              |
   |            |Нормы, действующие |                |              |
   |            |с 01.01.2005       |                |              |
   |            |Взносы, вносимые в |                |              |
   |            |НПФ работодателем  |                |              |
   |            |за участника,      |                |              |
   |            |подоходным налогом |                |              |
   |            |не облагаются;     |                |              |
   |            |пенсии,            |                |              |
   |            |выплачиваемые из   |                |              |
   |            |НПФ, облагаются    |                |              |
   |            |подоходным налогом |                |              |
   +————————————+———————————————————+————————————————+——————————————+
   |Участник по |Пенсии,            |        —       |       —      |
   |договору с  |выплачиваемые из   |                |              |
   |физическим  |НПФ, подоходным    |                |              |
   |лицом       |налогом не         |                |              |
   |            |облагаются;        |                |              |
   |            |облагаются         |                |              |
   |            |подоходным налогом |                |              |
   |            |выкупные суммы, за |                |              |
   |            |вычетом суммы      |                |              |
   |            |взносов физического|                |              |
   |            |лица               |                |              |
   L————————————+———————————————————+————————————————+———————————————
   

Основные виды налогов, действующие в процессе осуществления негосударственного пенсионного обеспечения, и статьи НК РФ, в соответствии с которыми производится налогообложение, приведены ниже, в таблице 2.

Таблица 2

     
   ————————————————————————————————————T————————————————————————————¬
   |            Виды налогов           |        Статьи НК РФ        |
   +———————————————————————————————————+————————————————————————————+
   |Налог на доходы физических лиц     |Статья 213 гл.23 НК РФ      |
   +———————————————————————————————————+————————————————————————————+
   |Налог на прибыль для вкладчиков —  |Статья 255 гл.25 НК РФ      |
   |юр. лиц                            |                            |
   +———————————————————————————————————+————————————————————————————+
   |Налог на прибыль для НПФ           |Статьи 295, 296 гл.25 НК РФ |
   +———————————————————————————————————+————————————————————————————+
   |Единый социальный налог            |Статьи 236, 237 гл.24 НК РФ |
   +———————————————————————————————————+————————————————————————————+
   |НДС                                |Статья 149 гл.21 НК РФ      |
   L———————————————————————————————————+—————————————————————————————
   

По нашему мнению, действующая система налогообложения имеет ряд недостатков, основными из которых являются:

1. Финансирование обязательного пенсионного страхования за счет негосударственного пенсионного обеспечения (на взносы в НПФ начисляется ЕСН, следовательно, и страховые взносы в ПФР).

2. Сложность учета налогообложения из-за необходимости различного налогового учета по взносам юридических и физических лиц и начисленного по ним дохода.

3. Отсутствие требований по налогообложению операций, выполняемых НПФ в качестве страховщиков по ОПС.

4. Отсутствие стимулирующего действия налогообложения (см. табл. 3)

Таблица 3

     
   —————————————————T———————————————————————T———————————————————————¬
   |       Вид      |     Выплата в виде    | Выплата в виде взноса |
   | налогообложения|    заработной платы   |         в НПФ         |
   +————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   |Налог на прибыль|Отсутствует            |Отсутствует            |
   +————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   |ЕСН             |         35,6%         |         35,6%         |
   |                |   (26% с 01.01.2005)  |   (26% с 01.01.2005)  |
   +————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   |Налог на доходы |13% (стандартный вычет |13% (при сумме свыше   |
   |работника       |4800 руб. в год)       |5000 руб. в год)       |
   L————————————————+———————————————————————+————————————————————————
   

Перечисленные недостатки сильно тормозят развитие системы НПО, т.к. усложняют понимание системы НПО потенциальными вкладчиками. В то же время ст.36 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" с изменениями от 10.01.2003 провозглашает: "Государство стимулирует более активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".

В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, следует изменить систему налогообложения - упростить ее и сделать более привлекательной для вкладчиков и участников мероприятия по НПО. Для этого необходима государственная поддержка, основанная на следующих принципах:

1. Пенсионная система страны должна обеспечивать на государственном уровне определенное значение совокупного коэффициента замещения (70 - 75% от заработной платы работника).

2. Система добровольного пенсионного обеспечения (далее - ДПО) должна увеличивать значение совокупного коэффициента замещения до 40 - 75%.

3. Путем налогового стимулирования поощряется формирование накоплений за счет затрат работника и работодателя в размерах, обеспечивающих выполнение п.п.1 и 2.

Для этого требуется внести ряд изменений в налоговый режим ДПО.

Для взносов предприятий:

- отнесение суммы взносов на расходы, уменьшающие налог на прибыль;

- исключение взносов из базы исчисления ЕСН;

- исключение взносов из базы исчисления подоходного налога работника.

Для взносов граждан:

- введение налогового вычета на величину взносов в НПФ;

- предоставление налогового вычета с возможностью учитывать его работодателем по размещению НПФ пенсионных резервов;

- отмена налогообложения дохода от размещения пенсионных резервов налогом на прибыль;

- выплаты пенсий и выкупных сумм;

- обложение выплат налогом на доходы физических лиц.

Сравним две системы налогообложения - действующую в настоящий момент и предлагаемую ей взамен систему льготного налогообложения, принятую в большинстве стран, использующих пенсионное обеспечение по накопительному принципу (см. табл.4).

Таблица 4

     
   ————————————————T———————————————T————————————————T———————————————¬
   | Текущий статус|Налогообложение| Налогообложение|Налогообложение|
   | (с 01.01.2004)| взносов в НПФ |деятельности НПФ|   выплат НПФ  |
   +———————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
   |Дополнительное |(Т частично)   |(Т сверх ставки |(Е)            |
   |ПО юр. лиц     |               |ЦБ)             |               |
   +———————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
   |Дополнительное |(Т) <*>        |(Т сверх ставки |(Е)            |
   |ПО физ. лиц    |               |ЦБ)             |               |
   +———————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
   |Предлагаемый   |               |                |               |
   |статус         |               |                |               |
   +———————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
   |Обязательное ПО|(Е) <*>        |(Е)             |(Е)            |
   +———————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
   |Дополнительное |(Е) <*>        |(Е)             |(Т)            |
   |ПО             |               |                |               |
   L———————————————+———————————————+————————————————+————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> В таблице 4 и далее Т - облагаемые налогом (от англ. Taxed -облагаемый), Е - необлагаемые (от англ. Empty - необлагаемый).

Таким образом, ныне действующая система - ТТЕ, принятая в большинстве стран - ЕЕТ.

Произведем сравнительный расчет для вышеуказанных пенсионных систем. В общем случае пенсионная схема определяется в Правилах НПФ и содержит сведения об условиях и порядке внесения пенсионных взносов.

Условия расчета пенсионной схемы:

Период накопления - 15 лет.

Период выплаты - 10 лет.

Индексация пенсии по величине инвестиционного дохода.

Инфляция соответствует прогнозу Минэкономразвития России.

Доходность - 2% над инфляцией.

Размер пенсии и сумма пенсионных выплат - после налогообложения.

Результаты расчетов приведены в таблице 5.

Таблица 5

     
   ———————————————————————————————————T——————————————T——————————————¬
   |      Система налогообложения     |  Действующая |      По      |
   |                                  |  в настоящий |накопительному|
   |                                  |    момент    |   принципу   |
   +——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
   |Ежегодная сумма взносов           |      120     |      120     |
   +——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
   |Пенсионные накопления при начале  |     3025,3   |     3477,3   |
   |выплат                            |              |              |
   +——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
   |Пенсия в начале периода выплат    |       25,2   |       29,0   |
   +——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
   |Пенсия в конце периода выплат     |       39,2   |       38,0   |
   +——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
   |Общая сумма пенсионных выплат в   |     4211,8   |     4255,2   |
   |текущих ценах                     |              |              |
   +——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
   |Общая сумма налогов в текущих     |      234,1   |      553,2   |
   |ценах                             |              |              |
   +——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
   |Общая сумма налогов в ценах       |      142,6   |      168,0   |
   |2004 г.                           |              |              |
   L——————————————————————————————————+——————————————+———————————————
   

Таким образом, применение системы льготного налогообложения приведет к следующим позитивным результатам:

1. Увеличению эффективности накопления пенсионных средств за счет реализации системы ЕЕТ (введение налогового вычета и отмена налогообложения дохода от размещения пенсионных резервов).

2. Демонстрации заинтересованности государства в привлечении средств физических лиц (введение налогового вычета на средства, направляемые ими в качестве пенсионных взносов в НПФ).

3. Упрощению налогового учета в НПФ, способствующему широкому развитию пенсионных схем, построенных на совместном (работодателем и работником) формировании пенсионных накоплений по добровольному пенсионному обеспечению.

В настоящий момент в РФ стимулирующее действие налогообложения негосударственного пенсионного обеспечения недостаточно эффективно, хотя имеющийся опыт западных стран позволяет при помощи налоговых льгот развивать НПО, одновременно и решая вопросы пенсионного обеспечения своих граждан, и получая долгосрочные инвестиционные ресурсы для экономики.

И.В.Червяков

Налоговый консультант

Негосударственного пенсионного фонда

"Будущее своими руками"

Подписано в печать

21.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговая экспертиза ("Финансы", 2005, N 1) >
Вопрос: Может ли пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по позиции 12201000-17564б подраздела 1 разд.XXII Списка N 1 лаборант радиобиологической лаборатории Черкасова И.И., занятая выполнением лабораторных исследований с помощью аппаратов и приборов радиационного контроля с содержащимися в них радионуклидами? ("Финансы", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.