![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: ...Статьей 141 Закона "О федеральном бюджете на 2004 год" главным распорядителям средств федерального бюджета предписано обеспечить закрытие банковских счетов федеральных учреждений. Если счета закрыты не будут, органы федерального казначейства обязаны приостанавливать операции по ним. Как это реализуется, если органы федерального казначейства не уполномочены на арест банковских счетов? ("Финансы", 2005, N 1)
"Финансы", 2005, N 1
Вопрос: Статьей 141 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" главным распорядителям средств федерального бюджета предписано обеспечить закрытие счетов, открытых федеральным учреждениям, находящимся в их ведении, в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и в кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В том случае, если такие счета закрыты не будут, органы федерального казначейства обязаны приостанавливать операции по таким банковским счетам. Каким образом реализуется данная норма закона, если принять во внимание, что органы федерального казначейства не наделены полномочиями по аресту банковских счетов, в отличие, например, от службы судебных приставов?
Ответ: Право органов федерального казначейства приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства федерального бюджета, в случае непредоставления ими в органы федерального казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием данных средств, было установлено еще п.12-д Положения о федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864. Данное полномочие было востребовано органами федерального казначейства в связи с осуществлением проверок целевого использования средств федерального бюджета получателями средств федерального бюджета. В числе прочего, полномочие по приостановлению операций по счетам бюджетных учреждений в коммерческих банках стало востребовано в связи с завершением перевода всех счетов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на учет органами федерального казначейства, что является следствием реализации принципа единства кассы. Это нашло отражение в ст.282 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), согласно которой приостановление операций по счетам в кредитных организациях является мерой, которая может быть применена к нарушителям бюджетного законодательства. В соответствии со ст.42 БК РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или как доходы от оказания платных услуг. Согласно ст.254 БК РФ, вышеуказанные средства зачисляется на единый счет федерального бюджета в соответствующем органе федерального казначейства, который обязан отразить их на лицевом счете бюджетного учреждения. Таким образом, наличие счетов бюджетных учреждений по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в учреждениях Банка России и в кредитных организациях противоречит закону. В то же время, согласно ст.9 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность кредитной организации, а кредитная организация в соответствии со ст.28 того же Закона обязана хранить банковскую тайну о счетах и вкладах своих клиентов, при этом справки по операциям и счетам юридических лиц выдаются кредитной организацией исключительно им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Статьей 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что на денежные средства, находящиеся на счетах в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора. При этом арест означает прекращение всех расходных операций по данному счету в пределах средств, на которые наложен арест. В связи с вышеизложенным, порядка реализации полномочий органов федерального казначейства по приостановлению операций по счетам в кредитных организациях до недавнего времени разработано не было. В настоящее время Приказом Министерства финансов Российской федерации от 26.10.2004 N 94н, согласованным с Председателем Центрального банка Российской Федерации, утвержден Порядок приостановления органами федерального казначейства операций по счетам, открытым федеральным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях (филиалах) для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (Порядок приостановления). Порядком приостановления регламентировано взаимодействие органов федерального казначейства и кредитных организаций по вопросу приостановления операций на счетах бюджетных учреждений на балансовом счете 40503, открытом в учреждениях Банка России и кредитных организациях. При получении информации о наличии такого счета соответствующий орган федерального казначейства оформляет требование по установленной форме, которое направляет владельцу счета. При закрытии счета банк делает отметку на требовании, которое возвращается в орган федерального казначейства. В случае непредоставления в установленный срок требования в орган федерального казначейства последний оформляет постановление о приостановлении операций по счету, которое направляется банку. Приостанавливаются все операции по счету, за исключением перечисления налоговых платежей и платежей, очередность которых в соответствии со ст.855 Гражданского кодекса Российской Федерации предшествует уплате налогов.
Д.Л.Комягин Советник Российской Федерации 1 класса Подписано в печать 21.01.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |