![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 27.12.2004 N 09-0-10/5096 "О постановке на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес по месту нахождения объекта игорного бизнеса"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 2)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 2
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 27.12.2004 N 09-0-10/5096 "О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТА ИГОРНОГО БИЗНЕСА">
Фирмы, которые занимаются игорным бизнесом, должны встать на учет в инспекции по месту своего нахождения и впоследствии регистрировать в налоговой каждый из своих игровых столов, автоматов, каждую кассу тотализатора или букмекерскую контору. Если организация или предприниматель создают объекты игорного бизнеса в другом регионе, им придется и там встать на учет в налоговой инспекции. О том, как сделать это правильно, ФНС России рассказала в Письме от 27.12.2004 N 09-0-10/5096.
Опережая события...
Поводом к созданию нового документа стало принятие Закона от 30.06.2004 N 60-ФЗ. Именно он установил, что игорные организации должны встать на учет в налоговой с момента начала деятельности в новом регионе. Раньше такая обязанность существовала только для предприятий, создающих в других городах обособленные подразделения. А значит, регистрироваться в местных инспекциях фирма должна была, только если "игорный" объект был оборудован стационарным рабочим местом (п.2 ст.11 НК РФ). Однако в том и специфика игорного бизнеса, что для того чтобы получить доход, вовсе не обязательно нанимать работников. Фирма может установить на улице или в магазине автоматы типа "Столбик", для которых не требуется постоянный обслуживающий оператор (ст.364 НК РФ).
Поскольку "игорный" налог является региональным, ставки его устанавливают законодатели республик, краев, областей. И, чтобы минимизировать платежи в бюджет, фирме достаточно было зарегистрироваться в регионе с наименьшими ставками, а игровые автоматы она могла устанавливать по всей России. Обособленными подразделениями они не являлись (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.09.2003 N А05-2502/03-141/26). Еще проще было уйти от налогов индивидуальным предпринимателям. Они платили налог только по месту жительства независимо от того, где вели игорный бизнес (Письмо МНС России от 15.03.2004 N 22-0-10/425 <*>). ————————————————————————————————<*> Документ опубликован в "НА" N 8, 2004.
С 1 января текущего года не позднее чем за два рабочих дня до начала деятельности в новых регионах организация обязана встать там на учет. Таким образом, законодательная "лазейка" для фирм и предпринимателей устранена. Однако появилась другая существенная проблема. Дело в том, что согласно правилам Налогового кодекса учет "игорных" организаций осуществляется в порядке, установленном Минфином России. Сотрудники финансового ведомства должны были утвердить новые правила еще в прошлом году, но так и не сделали этого. Опережая события, налоговая служба выпустила собственные разъяснения, указав, какие документы будут требовать инспекторы при постановке на учет.
А именно...
Фирмы и предприниматели прежде всего должны представить в налоговую заявление о регистрации объекта игорного бизнеса (форма N 29-2). Его бланк можно найти в приложении к Приказу МНС России от 08.01.2004 N ВГ-3-22/5 <**>. В заявлении организации и предприниматели указывают вид устанавливаемых объектов (игровой стол, автомат и т.д.), их количество и фактический адрес. ————————————————————————————————<**> Документ опубликован в "НА" N 6, 2004.
Кроме того, организации представляют, во-первых, копию свидетельства о госрегистрации (а если фирма создана до 1 июля 2002 г. и прошла перерегистрацию в инспекции - свидетельство о внесении записи в реестр). Во-вторых, ФНС России предписывает подавать в инспекцию копию свидетельства о постановке на учет в налоговой по форме N 12-1-7 или N 09-1-2. Учтите, первый из указанных бланков утратил силу (Приказ МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178). Поэтому юридически значимой в настоящее время является форма N 09-1-2. Для индивидуальных предпринимателей перечень документов таков: - копии паспорта (или другого документа, в котором содержатся сведения о местожительстве человека); - копия свидетельства о госрегистрации (а для предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2004 г., - копия свидетельства о внесении сведений в реестр); - копия свидетельства о постановке на учет в инспекции по форме N 09-2-2 (ее аналогом является старая форма N 12-2-4). В течение пяти дней налоговая обязана поставить обратившуюся к ней фирму или предпринимателя на учет и выдать соответствующее уведомление. Как указано в Письме N 09-0-10/5096, описанный порядок будет действовать с 1 января и до принятия приказа Минфина России, регулирующего постановку плательщика на налоговый учет. Однако нельзя сказать, что после этого правила существенно изменятся. Финансовое ведомство лишь детализирует и уточнит их. Например, разработав бланк уведомления о постановке на учет, о котором в опубликованном Письме ничего не сказано.
Трудности перехода
Любые нововведения порождают проблемы у предприятий, которые уже организовали свою деятельность по старым правилам. Речь идет о фирмах, длительное время получающих доход в различных регионах. Обратите внимание: эти организации и предприниматели должны встать на учет в местной инспекции и зарегистрировать находящиеся в регионе объекты игорного бизнеса. Для нарушителей предусмотрен довольно внушительный штраф - трехкратный размер ставки налога для игрового стола, автомата или другого объекта игорного бизнеса (п.7 ст.366 НК РФ). Определенные особенности будут существовать для организаций, чья деятельность связана с приемом ставок на исход какого-либо конкретного события и выплатой выигрышей победителям. Согласно ст.364 Налогового кодекса кассой тотализатора (букмекерской конторой) является специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где он учитывает общую сумму ставок и определяет выигрыш, подлежащий выплате. Получается, что пункты приема и выдачи денежных средств не подпадают под это определение, а значит, не являются объектом налогообложения. Организация может создать сеть подразделений, объединенных в единую систему, которые будут принимать ставки и выплачивать выигрыши. А общую сумму сделанных ставок фирма может учитывать в своем головном подразделении. Тогда предприятие будет состоять на учете в инспекции только по местонахождению центрального офиса. В то же время, если в каждой точке фирма будет осуществлять учет ставок и рассчитывать сумму выигрыша, приемный пункт будет подпадать под определение тотализатора (букмекерской конторы). А значит, придется встать на учет и в местной инспекции, а также платить налог по региональным ставкам (Письмо МНС России от 24.12.2003 N 22-1-14/2575 и Письмо УМНС России по г. Москве от 18.02.2004 N 23-10/5/10284). Новые правила повлияли и на порядок, в котором организации и предприниматели представляют декларации и исчисляют налог. Отчетность нужно будет подавать во все инспекции, курирующие территории, на которых расположены принадлежащие фирме объекты игорного бизнеса. В декларации налог следует рассчитывать по региональным ставкам (ст.371 НК РФ).
В.В.Бумагина Аудитор Подписано в печать 21.01.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |