![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к документам от 25.10.2004> ("Современный бухучет", 2004, N 11)
"Современный бухучет", N 11, 2004
Единый налог на вмененный доход
Письмо Минфина России от 16.09.2004 N 03-03-02-04/1/15
Минфин России разъяснил, каким образом организации, переходящие с уплаты единого налога на вмененный доход на общий режим налогообложения, должны определять остаточную стоимость основных средств для целей налогообложения прибыли. Согласно указанному Письму на момент возврата на общий режим налогообложения остаточная стоимость основных средств определяется как разница между остаточной стоимостью основных средств организации на момент перехода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и суммой амортизации, начисленной за период применения этой системы налогообложения исходя из правил гл.25 НК РФ. При этом сообщается, что суммы начисленной амортизации за период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль после возврата на общий режим налогообложения не учитываются. Рассмотрим пример. Допустим, с 1 января 2003 г. организация переведена с общего режима налогообложения на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Для целей исчисления налога на прибыль остаточная стоимость основных средств по состоянию на 1 января 2003 г. составляла 168 000 руб. С 1 октября 2004 г. организация утратила право на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Предположим, что сумма амортизации, рассчитанная по правилам гл.25 НК РФ с января 2003 г. по сентябрь 2004 г. включительно, составила 80 000 руб. Тогда остаточная стоимость основных средств на момент возврата на общий режим налогообложения составит: 168 000 руб. - 80 000 руб. = 88 000 руб.
Сумма начисленной амортизации (80 000 руб.) не учитывается в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Письмо Минфина России от 16.09.2004 N 03-06-05-04/22
В Письме разъясняется, что карты оплаты и подключения к сотовой связи и Интернет не являются товаром и, соответственно, их реализация не может быть признана розничной торговлей для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. К такому выводу Минфин пришел исходя из Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235 (далее - Правила). В соответствии с Правилами оказание услуг телефонной связи (и в первую очередь услуг по предоставлению доступа к телефонной сети) осуществляется операторами связи на основании заключенных ими с абонентами договоров возмездного оказания услуг (гл.39 ГК РФ), в которых определяются формы и порядок оплаты таких услуг. Разделом 10 указанных Правил определено, что все расчеты за услуги телефонной связи могут производиться абонентами с операторами связи или уполномоченными ими лицами как в наличной, так и в безналичной форме, в том числе с использованием любых пластиковых карточек, включая предварительно оплаченные телефонные карточки (карточки экспресс-оплаты), кредитные карточки и другие. На основании этого Минфин утверждает, что приобретенные абонентами у операторов связи или у уполномоченных ими лиц пластиковые карточки (карточки экспресс-оплаты) являются по своей природе лишь средством предварительной (авансовой) оплаты еще не оказанных услуг телефонной связи (в том числе услуг по предоставлению доступа к телефонной сети) и, следовательно, с учетом положений ст.38 НК РФ не могут быть признаны товаром. По той же причине, считает Минфин, не может быть отнесена к розничной торговле и реализация интернет-карт.
Упрощенная система налогообложения
Письмо Минфина России от 27.08.2004 N 03-03-02-04/1/10
В Письме даны разъяснения по вопросу удержания налога на доход в виде дивидендов, выплачиваемых акционерам-организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения. Минфин разъяснил, что суммы полученных от других организаций дивидендов учитываются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы и облагаются в зависимости от выбранного объекта налогообложения по ставкам 6 или 15%. Это следует из п.1 ст.346.15 НК РФ, согласно которому организации при определении объекта налогообложения учитывают внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.250 НК РФ, и п.1 ст.250 НК РФ, согласно которому внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы от долевого участия в других организациях. Как отмечается в Письме, ст.ст.275 и 284 гл.25 НК РФ, устанавливающие порядок определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, при упрощенной системе налогообложения не применяются. Поскольку акционер (участник), применяющий упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на прибыль на основании п.2 ст.346.11 НК РФ, организация, выплачивающая дивиденды, не удерживает с него данный налог. Однако для того, чтобы налог не был удержан, организация-акционер должна соответствующим образом оповестить организацию, участником которой она является, о переходе на упрощенную систему налогообложения, например написав соответствующее заявление. В Письме сообщается также, что организация - источник доходов по своему усмотрению вправе потребовать от организации, получающей дивиденды, документы, подтверждающие права этой организации на применение специального налогового режима в течение налогового периода, поскольку организация - источник дохода несет ответственность за неисполнение обязанности по исчислению и уплате налога на доходы от долевого участия в деятельности организации в случае предоставления организацией, получающей дивиденды, недостоверных сведений о применяемом ею налоговом режиме.
Письмо Минфина России от 16.09.2004 N 03-03-02-04/1/14
В рассматриваемом Письме Минфин России в очередной раз обращается к вопросу применения упрощенной системы налогообложения организациями, имеющими обособленные подразделения. В Письме рассматривается ситуация, когда организация, применяющая с 1 января 2004 г. упрощенную систему налогообложения, открыла три автозаправочные станции, не имеющие самостоятельных балансов и отдельных расчетных счетов. При ответе на вопрос о том, совместимо ли наличие таких обособленных подразделений с применением упрощенной системы налогообложения, Минфин исходил из следующего. В соответствии с пп.1 п.3 ст.346.12 НК РФ организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Пунктом 1 ст.11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Поскольку ст.11 НК РФ не определены понятия "филиал" и "представительство", при применении нормы пп.1 п.3 ст.346.12 НК РФ необходимо исходить из норм гражданского законодательства. Напомним, что согласно ст.55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, филиалом - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, действуют на основании утвержденных им положений и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. На основании изложенного в Письме отмечается, что организация не имеет право на применение упрощенной системы налогообложения, если она открыла автозаправочные станции, которые являются филиалами в соответствии со ст.55 ГК РФ (т.е. филиалы указаны в учредительных документах этой организации, расположены вне места нахождения организации и осуществляют ее функции или их часть, наделены имуществом создавшей их организацией и действуют на основании утвержденных ею положений). Если же обособленные подразделения организации (в данном случае - автозаправочные станции) не указаны в учредительных документах организации в качестве филиалов и представительств, организация может применять упрощенную систему налогообложения.
Письмо МНС России от 27.09.2004 N 22-1-14/1558@ "Об упрощенной системе налогообложения"
В Письме разъяснен порядок определения стоимости основных средств при переходе с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на упрощенную систему налогообложения. Согласно п.3 ст.346.16 НК РФ, устанавливающему порядок учета расходов на приобретение основных средств, приобретенных организациями до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения. В пп.2 п.1 ст.346.25 НК РФ уточняется, что на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ. При этом, как отмечается в Письме, гл.26.2 НК РФ не предусмотрено применение норм гл.25 НК РФ для целей определения остаточной стоимости основных средств в отношении организаций, переходящих на упрощенную систему налогообложения с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Поскольку такие организации при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не освобождались от ведения бухгалтерского учета, согласно указанному Письму остаточная стоимость основных средств на момент перехода на упрощенную систему налогообложения определяется ими по данным бухгалтерского учета.
Н.Ю.Иришина Консультант журнала "Современный бухучет" Подписано в печать 25.10.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |