Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Нотариальная деятельность ("Аудит и налогообложение", 2004, N 10)



"Аудит и налогообложение", N 10, 2004

НОТАРИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Нотариат в Российской Федерации в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Нотариальные действия, предусмотренные законодательными актами, от имени Российской Федерации согласно ст.1 Основ совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой.

На должность нотариуса может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен и имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Порядок допуска к квалификационному экзамену и порядок проведения экзамена содержатся в Положении о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденном Приказом Минюста России от 14.04.2000.

Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.

Законодательством республик в составе Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена.

Важным является тот факт, что в соответствии со ст.1 Основ законодательства о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Статьей 6 Основ законодательства о нотариате установлены ограничения в деятельности нотариуса. Нотариус не вправе:

- заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

- оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Министерство юстиции РФ ведет реестр государственных нотариальных контор и контор частных нотариусов, занимающихся частной практикой. Порядок ведения реестра утвержден Приказом Минюста России от 02.12.2003 N 306.

В реестр вносятся сведения о лицах, назначенных на должность нотариуса. Формируется и ведется реестр для обеспечения учета нотариальных контор, а также для обеспечения заинтересованных лиц содержащейся в реестре информацией, поскольку данная информация является открытой.

Допускается ведение реестра на бумажных и электронных носителях.

Сведениям о нотариусе, включенным в реестр, присваивается регистрационный номер, который не может быть использован более одного раза. Изменения сведений о нотариусе вносятся и в реестр, причем они не приводят к изменению регистрационного номера.

Лицензирование нотариальной деятельности

Порядок выдачи лицензий

Как уже говорилось выше, нотариальной деятельностью вправе заниматься граждане РФ, получившие соответствующую лицензию.

Следует обратить внимание, что без лицензии нотариальные действия могут совершать:

- должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение таких действий, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса;

- должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение таких действий, находящиеся на территории других государств и действующие от имени Российской Федерации.

Порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности утвержден Приказом Минюста от 26.10.1998 N 150. В соответствии с этим Порядком выдача лицензий осуществляется территориальными органами Министерства юстиции РФ. Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, не позднее пяти дней со дня принятия решения квалификационной комиссией представляет в орган юстиции заявление о выдаче лицензии и документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии на право осуществления нотариальной деятельности.

Секретарь квалификационной комиссии не позднее пяти дней со дня принятия комиссией решения представляет в органы юстиции:

- решение квалификационной комиссии о сдаче экзамена;

- копию диплома о высшем юридическом образовании;

- документ о прохождении стажировки у нотариуса.

На основе представленных документов орган юстиции в течение месяца после сдачи экзамена выдает лицензию соискателю или отказывает в ее выдаче. Основанием для отказа в выдаче лицензии является несоответствие представленных в органы юстиции документов установленным требованиям. Уведомление об отказе направляется заявителю в письменной форме с указанием причин отказа в трехдневный срок после принятия такого решения. Срок, в течение которого отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суде, составляет один месяц со дня получения решения органа юстиции.

Органы юстиции ведут реестр выданных лицензий, который подлежит хранению в течение 75 лет.

Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, может быть допущен к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторный квалификационный экзамен не сдает.

Порядок уплаты сбора

Порядок уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности утвержден Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.07.1993 N 703.

Сбор уплачивается в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент сдачи квалификационного экзамена.

Статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, с 1 января 2001 г. производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

Таким образом, в настоящее время размер лицензионного сбора составляет 500 руб.

Уплата сбора производится через банковские учреждения РФ до выдачи лицензии.

Суммы, поступившие за выдачу лицензий, зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов без районного деления, районные бюджеты районов в городах по месту работы нотариуса.

Налогообложение в нотариальных палатах

Напомним, что в Российской Федерации в обязательном порядке существуют нотариальные палаты субъектов РФ и Федеральная нотариальная палата.

Согласно ст.ст.24 и 29 Основ законодательства о нотариате устав нотариальной палаты субъекта РФ и устав Федеральной нотариальной палаты регистрируются в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений. В связи с этим существует мнение, что нотариальная палата является разновидностью общественного объединения.

Действие Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). В соответствии с данным Законом право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, следовательно, она не является общественным объединением.

Налог на прибыль

Имущество нотариальной палаты формируется за счет членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, размер которых определяет собрание членов нотариальной палаты, а также за счет прибыли от предпринимательской деятельности, которую нотариальная палата может осуществлять, поскольку это необходимо для выполнения уставных задач.

Статьей 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства.

Налогоплательщики, получившие целевые поступления, по окончании налогового периода должны представлять в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.

Декларация по налогу на прибыль организаций, утвержденная Приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 "Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций", содержит лист 10 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования".

Инструкция по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утверждена Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585.

В соответствии со ст.250 НК РФ целевые поступления, использованные не по целевому назначению, являются внереализационными доходами, облагаемыми по ставке 24%. Датой получения внереализационных доходов согласно пп.9 п.4 ст.271 НК РФ признается дата, когда получатель использовал эти средства не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись (например, срок использования). Средства, использованные не по целевому назначению, отражаются в графе 9 Приложения 10.

Налог на доходы физических лиц

Согласно ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" высшими органами управления ими в соответствии с их учредительными документами являются коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации и общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации.

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организации заключается в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Поскольку нотариальная палата вправе направлять своих членов для работы в другие нотариальные округа в случае отсутствия в них нотариусов, нотариус имеет право на возмещение нотариальной палатой произведенных им транспортных расходов и расходов по найму жилого помещения.

Основанием для возмещения расходов являются приказы о направлении нотариуса в командировку, командировочное удостоверение с отметками о прибытии в населенный пункт и выбытии из него, железнодорожные и авиабилеты, билеты на проезд в автомобильном транспорте, при использовании личного транспортного средства - чеки на приобретение топлива, документы, подтверждающие произведенные расходы на наем жилого помещения. Если для поездки использовался личный транспорт, то необходим также расчет расхода ГСМ, произведенный в соответствии с нормами расхода для использованного транспортного средства и расстоянием до места назначения и обратно.

Как указано в п.3 ст.217 НК РФ, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.

Поскольку президент нотариальной палаты и другие члены ее правления во время осуществления безвозмездной деятельности в интересах нотариальной палаты не осуществляют оплачиваемой нотариальной деятельности, то общее собрание членов нотариальной палаты имеет право установить этим лицам компенсацию за недополученный доход. На практике размер такой компенсации определяется исходя из среднемесячного дохода нотариуса, сложившегося в данном регионе. Выплата компенсации производится, как привило, не чаще двух раз в год.

Данная компенсация облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13%, который удерживается нотариальной палатой.

Суммы данных компенсационных выплат не облагаются единым социальным налогом, поскольку нотариальная палата не состоит с президентом и членами правления ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях.

Плательщиками же единого социального налога согласно пп.1 п.1 ст.235 НК РФ признаются лица, производящие выплаты физическим лицам. Объектом налогообложения для этих налогоплательщиков в соответствии с п.1 ст.236 НК РФ являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В некоторых случаях нотариальные палаты выдают нотариусам, являющимся членами нотариальных палат, ссуды на приобретение помещений для офисов, оргтехники, офисной мебели.

Как указано в ст.212 НК РФ, доходом нотариуса в виде материальной выгоды будет являться выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц в данном случае определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Единым социальным налогом данные выплаты также не облагаются.

Налогообложение частных нотариусов

Налог на добавленную стоимость

В соответствии со ст.143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в частности, организации и индивидуальные предприниматели. Как уже говорилось выше, согласно ст.11 НК РФ частные нотариусы отнесены к индивидуальным предпринимателям. Так являются или нет частные нотариусы плательщиками НДС?

Ответ на этот вопрос содержится в Письме Минфина России от 24.05.2001 N 04-03-18/36:

"В соответствии с подпунктом 17 п.2 ст.149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина. В связи с этим при совершении нотариальных действий, за которые взимается государственная пошлина в государственных нотариальных конторах или плата, соответствующая размеру государственной пошлины, взимаемая частными нотариусами за совершение нотариальных действий, обязанности по уплате налога на добавленную стоимость не возникает.

Данное положение предусмотрено п.6.9 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447".

Из приведенного положения следует, что не возникает обязанности по уплате НДС при совершении нотариальных действий, за которые взимается:

- государственными нотариальными конторами - государственная пошлина;

- частными нотариусами - плата, соответствующая размеру государственной пошлины.

Если частные нотариусы за совершение нотариальных действий взимают плату в размере, превышающем государственную пошлину, то с суммы превышения НДС уплачивается в порядке, установленном гл.21 НК РФ.

В случае оказания услуг, не предусмотренных ст.ст.22 и 35 Основ законодательства о нотариате, такие услуги облагаются НДС в общем порядке.

Налог на доходы физических лиц

Особенности исчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) частными нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, установлены ст.227 НК РФ.

Исчисление суммы налога

Частные нотариусы в соответствии с п.2 ст.227 НК РФ самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, в порядке, установленном ст.225 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанного налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

В соответствии с Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год" налоговую карточку формы 1-НДФЛ необходимо вести по каждому физическому лицу, получившему доход у данного источника выплаты, в том числе по индивидуальным предпринимателям (включая частных нотариусов, частных охранников, частных детективов), - по выплатам за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы.

Юридические лица, уплачивающие нотариусам суммы за совершение ими нотариальных действий, не являются в отношении их налоговыми агентами, то есть не удерживают из выплаченных нотариусам средств суммы НДФЛ, так как согласно ст.226 НК РФ исчисление и уплата налога производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата осуществляются в соответствии со ст.227 НК РФ. Следовательно, нотариусы исчисленную самостоятельно сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет, уменьшают только на суммы уплаченных авансовых платежей.

Если нотариус предъявит налоговому агенту документы, подтверждающие его государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица и постановку на учет в налоговом органе, то согласно п.2 ст.230 НК РФ налоговый агент не представляет сведений о выплаченных нотариусу доходах в налоговую инспекцию.

Если общая сумма исчисленного налога меньше фактически уплаченных авансовых платежей, то в соответствии со ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Порядок представления налоговой декларации

Частные нотариусы обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Налоговая декларация согласно ст.229 НК РФ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если частный нотариус прекращает деятельность до окончания налогового периода, то он обязан в течение пяти дней со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о доходах, фактически полученных в течение налогового периода. Уплата налога в таком случае производится в течение 15 дней с момента подачи декларации.

Если частнопрактикующий нотариус является иностранным гражданином, то за месяц до выезда за пределы территории РФ он обязан представить налоговую декларацию и в течение 15 дней уплатить налог.

В случае появления у частных нотариусов доходов, полученных от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от данной деятельности в текущем налоговом периоде. Декларация должна быть представлена в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период осуществляется на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом сумм стандартных и профессиональных налоговых вычетов.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

- за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

- за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

- за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В случае увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода более чем на 50% налогоплательщик согласно ст.227 НК РФ обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Стандартные и профессиональные налоговые вычеты

Стандартные налоговые вычеты определяются в соответствии со ст.218 НК РФ. Если налогоплательщик не имеет льгот, то, определяя налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, он имеет право произвести следующие стандартные вычеты:

- налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода до того месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., данный налоговый вычет не применяется;

- налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода, распространяемый на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действуют до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 НК РФ), превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., данный налоговый вычет не применяется. Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей) производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак.

В соответствии со ст.221 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов.

Профессиональные налоговые вычеты в данном случае представляют собой фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от частной практики. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл.25 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2002 г.

В соответствии со ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными расходами - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Все хозяйственные операции должны подтверждаться первичными учетными документами. Согласно п.16 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 13.08.2002 N 86н (далее - Порядок), расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются на:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- амортизационные отчисления;

- прочие расходы.

Первичные учетные документы на основании п.9 Порядка принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России по согласованию с Минфином и Министерством экономического развития и торговли РФ.

Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах:

1) наименование документа (формы);

2) дату составления документа;

3) при оформлении документа от имени:

- юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;

- индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, номер и дату выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;

- физических лиц - фамилию, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;

4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;

5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);

6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.

При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, как-то: товарному чеку, счету-фактуре, договору, торгово-закупочному акту, должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, - кассовый чек и квитанция к приходному кассовому ордеру или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

Статьей 221 НК РФ установлено, что если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% от общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Данное положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

На нотариусов, занимающихся частной практикой, указанная норма также не распространяется, так как ст.1 Основ законодательства о нотариате установлено, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Следовательно, частные нотариусы могут получить профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

В соответствии со ст.18 Основ законодательства о нотариате обязанностью нотариуса, занимающегося частной практикой, является заключение договора страхования своей деятельности. Без заключения такого договора нотариус не вправе выполнять свои обязанности.

Таким образом, расходы нотариуса по уплате лицензионного сбора и страховой суммы могут быть учтены в качестве профессиональных вычетов.

Рассмотрим еще один момент. Зачастую частные нотариусы для осуществления своей деятельности приобретают в собственность нежилые помещения, а также жилые помещения, которые переводят в нежилые и переоборудуют под офис. Можно ли принять перечисленные затраты к учету в составе расходов?

Как уже отмечалось выше, все расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от осуществления нотариальной деятельности, подразделяются на материальные, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления и прочие расходы. Статья 256 НК РФ дает понятие амортизируемого имущества, стоимость которого переносится в состав затрат, учитываемых в целях налогообложения прибыли, не единовременно, а в течение определенного промежутка времени.

К амортизируемому имуществу согласно п.30 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей относятся принадлежащие им на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые ими для осуществления предпринимательской деятельности, стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.

К основным средствам условно отнесено имущество индивидуального предпринимателя, непосредственно используемое им в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Первоначальная стоимость амортизируемого основного средства, приобретенного для осуществления предпринимательской деятельности, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

При приобретении в собственность нежилого помещения в качестве объекта амортизируемого имущества и использовании его при осуществлении нотариальной деятельности частный нотариус может учесть в составе расходов суммы возмещения стоимости этого помещения, исчисленные путем начисления амортизации.

Индивидуальные предприниматели не имеют права на использование жилых помещений в целях осуществления своей деятельности, поэтому, приобретая жилое помещение, предприниматель должен осуществить перевод жилого помещения в нежилое и получить свидетельство о государственной регистрации на это нежилое помещение. После принятия к учету данного помещения в качестве объекта амортизируемого имущества индивидуальный предприниматель может получить профессиональный вычет. Однако сделать это он сможет только в том случае, если он не воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета при покупке жилого помещения.

В том случае если частнопрактикующий нотариус в соответствии со ст.8 Основ законодательства о нотариате использует свое право нанимать работников, то при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц он имеет право уменьшить свои доходы на сумму выплачиваемой им заработной платы. Если частный нотариус работает в районе Крайнего Севера, то в состав затрат он вправе включить расходы по оплате проезда работника к месту использования отпуска и обратно. Такое право вытекает из текста ст.325 Трудового кодекса РФ.

Следует обратить внимание на один важный момент. Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 11.02.1993 N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" определено, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении физических и юридических лиц, для которых законодательством о государственной пошлине предусмотрены льготы. Общая сумма тарифов за совершение нотариальных действий исчисляется исходя из ставок госпошлины за аналогичные действия в государственной нотариальной конторе.

В соответствии со ст.29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу на основании ст.2 названного Закона, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса и данному Закону, и подлежат приведению в соответствие с частью второй Кодекса. Таким образом, п.3 Постановления N 4463-1 в связи с вступлением в силу гл.23 НК РФ не применяется.

Ведение книги учета доходов и расходов

Приказом Минфина N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Действие данного Порядка распространяется и на нотариусов, занимающихся частной практикой.

Пунктом 7 названного Порядка установлено, что при необходимости с учетом конкретной специфики тех или иных видов деятельности, а также в случае если индивидуальные предприниматели освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, налогоплательщик по согласованию с налоговым органом вправе разработать иную форму книги учета, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности.

Из этого следует, что частные нотариусы могут самостоятельно разработать книгу учета таким образом, чтобы ее данные позволяли правильно определить налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Обязанность применения

контрольно-кассовой техники нотариусами

В Письме Минфина России от 24.10.2003 N 16-00-24/45 "О неприменении Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ к правоотношениям, связанным с оплатой нотариальных действий" Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности совместно с Юридическим департаментом сообщают, что, учитывая положения Закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также положения ст.ст.1, 22, 23 Основ законодательства о нотариате, данный Закон к правоотношениям, связанным с оплатой нотариальных действий, не применяется.

Исходя из этого, документ, подтверждающий оплату нотариальных действий, может быть составлен в порядке, предусмотренном п.2 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Напомним, что в соответствии с Законом N 54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны применять только организации и индивидуальные предприниматели. А как уже отмечалось, нотариальная деятельность предпринимательской не является.

Однако у УМНС России по г. Москве на этот счет есть свое мнение. В Письме от 24.10.2003, на официальном сайте управления, работники УМНС обратили внимание на п.2 ст.11 НК РФ, в соответствии с которым к индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы. Поскольку нотариусы отнесены к индивидуальным предпринимателям, то они должны применять ККТ либо производить расчеты в безналичной форме.

Так как Налоговый кодекс относит нотариусов к индивидуальным предпринимателям только в целях налогообложения, а расчеты регулируются гл.46 ГК РФ, то при ответе на вопрос, следует ли применять нотариусам ККТ, необходимо руководствоваться гражданским законодательством.

При решении вопроса о применении ККТ нотариусами надо обратить внимание и на Письмо МНС России от 14.04.2004 N 33-0-11/285@.

В этом Письме сказано, что в соответствии с Основами законодательства о нотариате нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой. Частнопрактикующие нотариусы имеют равные права и обязанности с нотариусами, работающими в государственных конторах, в совершении всех предусмотренных законодательством нотариальных действий.

Согласно п.1 ст.6 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" пошлина за совершение юридически значимых действий, в том числе нотариальных, уплачивается в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы).

Прием банками и филиалами банков государственной пошлины наличными деньгами осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы (ПД-4).

Платежные поручения и квитанции представляются только с подлинной отметкой банка и приобщаются к соответствующим материалам о совершении юридически значимых действий или о выдаче документов и остаются в делах учреждений, взимающих государственную пошлину.

В реестре для регистрации нотариальных действий указываются сумма внесенной пошлины и номер банковского документа.

Положения ст.2 Закона N 54-ФЗ на правоотношения, связанные с оплатой нотариальных действий, не распространяются.

Документ, подтверждающий оплату нотариальных действий, должен быть составлен в порядке, предусмотренном п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В нем должно быть указано о совершении нотариального действия и размере его тарифа.

Таким первичным учетным документом является реестр регистрации нотариальных действий.

За совершение нотариальных действий нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают плату (тариф) наличными денежными средствами с обязательным отражением ее в реестре регистрации нотариальных действий.

Специалисты

ЗАО "ВКR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

30.09.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   






Комментарии к статье

  • гость
    Я так и не понял как облагаются доходы от нотариальной деятельности.


    Прокомментировать
    Ваше имя (не обязательно)
    E-Mail (не обязательно)
    Текст сообщения:



    еще:
    Статья: Расчет загранкомандировок ("Аудит и налогообложение", 2004, N 10) >
    Статья: НДФЛ по операциям купли-продажи ценных бумаг ("Аудит и налогообложение", 2004, N 10)



  • (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.