![]() |
| ![]() |
|
Статья: Налоговый контроль во Франции: особенности регистрации предприятий и проведения на них проверок ("Аудиторские ведомости", 2004, N 8)
"Аудиторские ведомости", N 8, 2004
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ВО ФРАНЦИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ НА НИХ ПРОВЕРОК
Во Франции функции регистрации хозяйствующих субъектов выполняет специальная система регистрирующих органов. При этом действует заявительный порядок регистрации предприятий и территориальный принцип регистрации хозяйствующих субъектов, т.е. по месту нахождения регистрирующегося субъекта (в каждом из 96 департаментов Франции). Регистрация производится в соответствии с принципом "одного окна": один орган, в котором зарегистрирован хозяйствующий субъект, осуществляет помощь в процессе регистрации и в дальнейшем информирует все заинтересованные органы о действующем субъекте. Согласно французской правовой доктрине термин "предприятие" - это, скорее, экономическая категория, поэтому предприятием может признаваться как организация, так и физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, в зависимости от вида и сферы деятельности. Регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется на основании специальных декретов, Торгового кодекса Франции и Генерального кодекса по налогам Франции. В зависимости от вида деятельности и типа предприятия, которое создается, его регистрацией занимаются различные органы. Существует семь регистрирующих органов, к их числу относятся: - Торгово-промышленная палата, в которой регистрируются коммерсанты и коммерческие фирмы (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, кредитные организации); - Палата ремесленников осуществляет регистрацию предприятий, занимающихся ремесленными работами; - Национальная палата плавучих судов осуществляет регистрацию транспортных предприятия, занимающихся речными перевозками; - Канцелярия торгового суда осуществляет регистрацию некоммерческих организаций, в том числе гражданских обществ;
- Союз свободных профессий (URSAF) осуществляет регистрацию людей свободных профессий <1>; - Сельскохозяйственная палата осуществляет регистрацию фермеров и фермерских организаций; - Центр регистрации Генеральной дирекции по налогам осуществляют регистрацию всех иных форм предприятий, не относящихся к компетенции перечисленных регистрирующих органов, например ассоциации, коммерческие фонды, лица, сдающие меблированные комнаты, и т.д. ————————————————————————————————<1> К свободным профессиям относятся профессии с преобладанием интеллектуальной деятельности (художники, врачи, архитекторы, профессии, связанные с проведением экспертизы, спортсмены и др.).
Генеральная дирекция по налогам (DGI), входящая в состав Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, решает налоговые и гражданско-правовые задачи. В налоговые задачи входят: - подготовка налоговых законопроектов; - определение общей суммы налоговых поступлений (основной принцип взимания налогов во Франции заключается в том, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет свои налоги); - контроль за соблюдением законов в области налогообложения, в том числе возможное проведение экономической экспертизы. - сбор налогов (НДС, налог на прибыль, налог на состояния и др.). В гражданско-правовые задачи входят: контроль и учет гражданских и земельных правоотношений (данные полномочия возложены на налоговые органы Франции; в других странах чаще всего указанную функцию осуществляют органы Министерства юстиции или Министерства внутренних дел); ведение кадастра недвижимого имущества, информационной базы данных сделок с недвижимым имуществом (в том числе оценка недвижимого имущества), при этом регистрацию сделок с недвижимостью осуществляют нотариусы. Кроме того, налоговые органы осуществляют управление государственной собственностью. Организационная структура налоговых органов Франции построена по функционально-территориальному принципу. Национальный уровень - Генеральная дирекция по налогам, 9 делегированных делегатов Генерального директора, представляющие Генерального директора в округах Франции, руководят налоговыми органами и не осуществляют налоговые операции (реализуют стратегию развития низовых налоговых органов и контролируют выполнение директив Генеральной дирекции, выполняют финансовый аудит). Органы местной компетенции: 107 дирекций на уровне департаментов, 5 из которых обслуживают парижский регион, 6 - заморские территории Франции (численность от 100 до 1800 человек), 800 налоговых центров, осуществляющих первичный налоговый контроль деклараций и производящих сбор налогов, 341 проверочная бригада, осуществляющая налоговые проверки на предприятиях, 107 бригад производят налоговые расследования, в том числе собирают информацию, которая может иметь какое-либо значение для целей налогообложения, 313 служб ведения кадастра недвижимости, 354 службы ведения информации по собственникам имущества, включая ипотеку. Кроме того, выделены: - 10 служб, осуществляющих финансовые ревизии; - 10 налоговых центров национального уровня по администрированию крупнейших налогоплательщиков (осуществляющих налоговый контроль и сбор данных); - налоговый центр, контролирующий вопросы налогообложения французских предприятий за рубежом; - информационная служба, включающая CALL-центры; - два центра обучения сотрудников налоговых органов. Контроль за крупными налогоплательщиками (порядка 30 тыс.) с оборотом свыше 400 млн евро осуществляется на национальном уровне; за средними налогоплательщиками (порядка 3 млн) с оборотом от 20 млн до 400 млн евро - 10 межрегиональными дирекциями; за остальными - региональными налоговыми дирекциями. При каждом из названных регистрирующих органов создан центр формальностей, который выполняет функции регистрирующего центра. В каждом департаменте Франции расположены, как правило, 6 регистрирующих органов (без учета налоговых органов). В числе основных задач, решаемых указанными регистрирующими органами, регистрация новых организаций и индивидуальных предпринимателей; ведение реестров по каждому регистрирующему органу, регистрация изменений в реестре (в случае изменения юридического адреса предприятия, руководителя и т.д.); регистрация ликвидаций предприятия; регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и др. Для того чтобы зарегистрироваться в названных организациях, заявителю необходимо представить комплект документов согласно основному виду (роду) деятельности. Например, если организационно-правовая форма регистрируемого предприятия - общество с ограниченной ответственностью, то регистрацию общества будет осуществлять Торгово-промышленная палата, а если у регистрируемого предприятия основным видом деятельности является фермерская, то регистрацию данного предприятия будет осуществлять Сельскохозяйственная палата. В каждом из регистрирующих органов комплект документов для государственной регистрации зависит от основного вида деятельности регистрируемого предприятия. Например, если у регистрируемой организации основным видом деятельности является ремесленная, то наряду с заявлением о регистрации ремесленного предприятия, устава ремесленного предприятия и документа об оплате за государственную регистрацию заявитель представляет в том числе документ (аттестат), подтверждающий прохождение курсов в образовательном центре Палаты ремесленников. Непредставление указанного аттестата является основанием для отказа в государственной регистрации. По законодательству Франции, для того чтобы быть руководителем предприятия (вне зависимости от вида деятельности), заявителю необходимо представить в регистрирующий орган в том числе документ, подтверждающий прохождение курсов (продолжительностью 30 часов) в образовательных центрах при регистрирующих органах. Регистрация предприятий во Франции осуществляется следующим образом. Заявитель представляет комплект документов в регистрирующий орган по месту нахождения организации <2> или по месту жительства (если регистрируется индивидуальный предприниматель). Регистрирующий орган оказывает помощь в формировании досье предприятия, в котором указываются форма предприятия, вид деятельности, учредители, место нахождение предприятия и иные данные в соответствии с законодательством. После этого регистрирующий орган вносит запись в свой реестр и направляет выписку из указанного досье (копии документов) в Национальный институт статистики и экономических исследований <3>, в налоговый орган, а также в фонд социального страхования. ————————————————————————————————<2> Местом нахождения предприятия признается место, где принимаются (будут приниматься) решения, определяющие основные вопросы деятельности, при этом офис предприятия не может быть менее 9 кв. м. <3> Национальный институт статистики и экономических исследований входит на правах Генеральной дирекции в состав Министерства экономики, финансов и промышленности Франции.
Национальный институт статистики при получении копии документов, заверенных регистрирующим органом в течение одного дня, присваивает хозяйствующему субъекту номер (SIRET), состоящий из 14 цифр и включающий SIREN - основной номер хозяйствующего субъекта (9 цифр) и NIC - индекс внутренней классификации (5 цифр) в зависимости от департамента, в котором находится зарегистрированный субъект, и направляет указанную информацию по закрытым каналам электронной связи в регистрирующий и налоговый орган, а также уведомляет извещением (по почте) заявителя о присвоении ему SIRET. Номер SIREN является постоянным, NIC меняется при изменении местонахождения предприятия, появлении филиалов и представительств. Налоговый орган при получении информации о присвоении SIRET хозяйствующему субъекту осуществляет сверку документов, поступивших от регистрирующего органа с информацией, направленной из Национального института статистики. После чего вносит сведения о данном хозяйствующем субъекте в реестр налогоплательщиков (BDRP). Налоговым органом налогоплательщику присваивается внутренний номер, позволяющий в дальнейшем работать с досье налогоплательщика. После получения информации о присвоении регистрационного номера Национальным институтом статистики налоговый орган должен в течение не более трех недель направить хозяйствующему субъекту письмо, которое подтверждает факт постановки на налоговый учет. Кроме того, в указанный период налоговые органы должны определить налоговый режим, в соответствии с которым данный хозяйствующий субъект будет уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговую отчетность; при наличии филиалов определяется возможная доля налоговых отчислений, которые они будут уплачивать по месту своего нахождения. Если в соответствии со своим налоговым режимом предприятие является плательщиком налога на добавленную стоимость (TVA), то налоговые органы присваивают единый общеевропейский регистрационный номер. В соответствии с законодательством ЕС данный номер должен указываться на документах, которые прямо или косвенно могут влиять на налоговые обязательства хозяйствующего субъекта. По существу, без названного номера предприятие не может открывать счета в банках, заключать гражданско-правовые договоры (указывается два номера: SIRET и единый общеевропейский регистрационный номер). Форма коммерческой деятельности позволяет определить режим налогообложения. В зависимости от возможного оборота предприятия можно выделить несколько налоговых режимов: - микрорежим (маленькие предприятия с численностью до 10 человек); - упрощенный (предприятие с оборотом от 230 тыс. евро в год без учета сумм НДС); - нормальный (предприятия торговли и промышленности с оборотом от 1,5 млн и менее 2 млн евро в год; для фирм, оказывающим услуги, в том числе консалтинговые, - до 500 тыс. евро в год); - специальные налоговые режимы (крупные предприятия, налоговое администрирование которых осуществляется налоговыми органами национального или межрегионального уровня). В зависимости от вида налогового режима производится уплата основных налоговых платежей (НДС, налог на прибыль и др.), формируется система бухгалтерского учета, устанавливается необходимость иметь консультанта по ведению бухгалтерского учета, определяются периодичность и состав налоговой отчетности, иные процедурные особенности. Например, предприятия с оборотом свыше 15 млн евро обязаны представлять налоговые декларации и налоговую отчетность в электронном виде, предприятия с меньшим оборотом имеют это право, но не обязанность. После внесения записи в BDRP и проведения всех необходимых процедур налоговый орган извещает по почте заявителя о том, что он состоит на учете и направляет свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, а также направляет по электронным каналам связи информацию о постановке на учет в налоговом органе в регистрирующий орган. Регистрирующий орган при получении указанной информации выдает заявителю свидетельство о регистрации. Формально моментом создания хозяйствующего субъекта является присвоение Национальным институтом статистики SIRET. Однако фактический хозяйствующий субъект может осуществлять предпринимательскую деятельность после постановки на учет в налоговом органе и получения свидетельства о регистрации от регистрирующего органа. Кроме того, руководитель предприятия, прошедшего регистрацию в регистрирующем органе и поставленного на учет в налоговом органе, обязан сообщить основные сведения о своем предприятии специальной службе при Торговом суде. Служба при Торговом суде размещает указанные сведения в специальный информационный ресурс "www.infogreffe.fr.". Данная служба действует на общественных началах на условиях самофинансирования. Любое заинтересованное лицо вправе по сети Интернет обратиться к infogreffe за получением сведений об организации (названии, месте нахождении, дате создания, основном виде деятельности, годовом обороте, активах и пассивах, полученной прибыли, имеющейся задолженности (поиск осуществляется по номеру SIRET или названию предприятия). Информация предоставляется за плату в зависимости от ее объема. Налоговые органы при наличии непогашенной недоимки у предприятия, как и иной любой кредитор, вправе разместить в infogreffe информацию о долге предприятия. Указанная служба при Торговом суде при выставлении в infogreffe подобной информации проверяет необходимые документы у кредитора о несвоевременном погашении долга для исключения соответствующей информации у должника о погашении долга. При возникновении любых изменений в положении или статусе предприятия (места нахождения, реорганизации, ликвидации, юридической формы, владельцев предприятия, состава управляющих и т.д.) обязанностью управляющего предприятием является извещение об этом регистрирующего органа и внесение изменений в infogreffe. Налоговые органы Франции обладают правом ликвидации предприятия. Процедура ликвидации предприятия по требованию налоговых органов строится по следующей схеме. В случае розыска предприятия налоговые органы обращаются в регистрирующий орган для помощи в его поиске. Если поиск результатов не дал, то налоговые органы собранную информацию передают в секретариат коммерческого суда, который предпринимает меры для поиска управляющего органа предприятия (рассылает уведомления по известным адресам и т.д.). Если в течение трех месяцев не последует ответа от органа управления предприятием, то секретариат суда в административном порядке принимает решение о ликвидации предприятия, которое доводится до регистрирующего органа. Он направляет информации о ликвидации предприятия в Национальный институт статистики, а также вычеркивает такое предприятие из реестра. Налоговые органы исключают ликвидированное предприятие из реестра налогоплательщиков BDRP. Если у налоговых органов имеется информации о том, что предприятие осуществляет коммерческую деятельность, то процедура ликвидации не будет осуществляться до исполнения обязанностей по уплате налогов. В настоящее время налоговые органы Франции администрируют около 3,7 млн налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), из них: 1,1 млн торговых предприятий (к ним относятся адвокаты и нотариусы); 1,3 млн индивидуальных предпринимателей; 640 тыс. лиц, занимающихся свободными профессиями; 627 тыс. фермеров. В год подается 34 млн деклараций по подоходному налогу, 21 млн деклараций по НДС (TVA). В соответствии с реализацией налоговой доктрины сумма налога, исчисленная налогоплательщиком и отраженная в декларации, поданной в налоговый орган, признается налоговыми органами Франции как подлинная и не подвергается сомнению. Если вновь созданное предприятие не подает декларацию по тому или иному налогу, то налоговый орган высылает уведомление о необходимости подать декларацию. В случае отсутствия реакции налогоплательщика налоговый орган на основании имеющейся у него информации заполняет декларацию и направляет ее налогоплательщику. Налог исчисляется налоговым органом на основе информации, сопоставимой с другими предприятиями, занимающимися аналогичными видами деятельности (производственной площадью, численностью занятых, расходами на оплату труда и т.д.). Кроме того, информация о таком предприятии передается бригадам, которые проводят специальные налоговые расследования. Налогоплательщик подписывает полученную декларацию или представляет в налоговый орган документы о получении убытков либо о том, что в налоговом периоде им не осуществлялась деятельность. Если налогоплательщик не уплачивает сумму налога, то налоговые органы вправе, выполнив ряд формальностей, списать сумму налога с известного им банковского счета налогоплательщика, при этом сам счет не блокируется. Данным правом налоговые органы пользуются крайне редко, так как налогоплательщики добровольно по первому требованию выполняют уведомления, направляемые в их адрес налоговыми органами. Кроме того, такое предприятие включается в программу налоговых проверок. Ежегодно не более 1% налогоплательщиков вызывают подозрения в их добросовестности у налоговых органов Франции. Налоговой проверке с выходом на предприятие подвергается около 50 тыс. налогоплательщиков. Региональными дирекциями на основе анализа данных, влияющих на поступления налогов по региону, формируется общий план налоговых проверок налогоплательщиков данного региона, в котором определяются индивидуальные для каждого региона приоритеты контрольной работы на текущий год. Для определения конкретного налогоплательщика для проведения у него налоговой проверки изучается налоговое досье, по результатам этого анализа принимается решение о проведении в отношении него налоговой проверки и выбирается ее тип. Налоговая проверка налогоплательщика включает взаимосвязанные операции, осуществляемые налоговыми органами: - проверка финансового досье налогоплательщика и представленной им налоговой отчетности (аналог российской камеральной проверки); - проверка на самом предприятии, когда соответствующая бригада выходит на само предприятие (аналог российской выездной налоговой проверки). Среди типов налоговых проверок, осуществляемых на самом предприятии, выделяют: - общую проверку, когда в результате проверки проверяются исчисление и уплата всех основных налогов (НДС, налог на прибыль, профессиональный налог); - целевую проверку, когда в уведомлении налогового органа о проведении проверки указывается конкретная цель предстоящей проверки (например, финансово-хозяйственные операции, по которым производится возмещение НДС, потери, которые повлияли на размер налогооблагаемой прибыли и т.д.); - простой контроль, который проводится по одному из налогов, уплачиваемых предприятием. В соответствии с законодательством налоговые органы самостоятельно определяют вид налоговой проверки, объект проверки (категорию налогоплательщика), сроки проверки. При проверке на самом предприятии у каждого из членов бригады свой индивидуальный план проверки. Кроме того, при подаче предприятием в регистрирующий орган заявления о своей самоликвидации налоговые органы направляют на данное предприятие проверочную бригаду для налоговой проверки. Продолжительность срока проведения налоговых проверок законодательно не установлена. Проверкой на самом предприятии, как и российской выездной налоговой проверкой, может быть охвачены три года, предшествующие году проведения проверки. Повторную проверку может проводить тот же налоговый орган. Сроки налоговой проверки с выходом на само предприятие, как правило, не превышают 200 дней для крупного предприятия, в среднем налоговая проверка предприятия не превышает 90 дней. Кроме того, налоговый орган за 30 дней до начала проверки уведомляет налогоплательщика о предстоящей проверке. Разрешение на проверку на самом предприятии дает руководитель налогового органа. За подписью налогового инспектора, который будет проводить проверку, направляется налогоплательщику предупреждение о проверке, в котором отражаются виды проверяемых налогов и налоговые периоды, а также представляются материалы, разъясняющие права налогоплательщика. В ходе проверки исследованию подвергаются данные налоговых деклараций с позиции их соответствия показателям бухгалтерского учета. Устанавливается, соответствует ли отчет о прибылях и убытках предприятия данным бухгалтерской отчетности и заключениям аудиторских проверок. Учитывается эффективность внутреннего контроля предприятия. Любые расхождения данных бухгалтерской отчетности и деклараций, поданных в налоговый орган, подлежат особому исследованию. Действующее налоговое законодательство Франции не регламентирует права и обязанности сотрудников налоговых органов и представителей налогоплательщика при проведении данного вида налогового контроля. Сотрудники проверочной бригады в письменной форме обращаются за представлением объяснений, документов по наиболее важным вопросам, возникающим при проведении проверки. Если, по мнению проверяющих, информация, собранная в ходе налоговой проверки, не убедительна или вызывает подозрение в добросовестности налогоплательщика, то они вправе самостоятельно собрать дополнительные сведения, провести опрос третьих лиц и т.д. Проведение данных процедур регламентируется законодательством. Во Франции налоговые органы вправе совмещать налоговую проверку предприятия (например, общую проверку) с персональной налоговой проверкой частного лица, прежде всего руководителя предприятия. В процессе осуществления персональной налоговой проверки частного лица налоговые органы имеют вправо получить информацию о состоянии личного банковского счета руководителя предприятия <4>, об увеличении его личной собственности (данная информация сопоставляется с данными, полученными в результате проверки предприятия). ————————————————————————————————<4> В рамках данной налоговой процедуры налоговые органы вправе получить информацию за последние три года.
В соответствии с законодательством банки обязаны предоставлять налоговым органам информацию об открытии (закрытии) счетов предприятиями, однако информация о движении средств по счету предоставляется при наличии специального ордера. В настоящее время в Генеральной дирекции по налогам создано подразделение, специализирующееся на проверках налогоплательщиков, заподозренных в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов или укрывательстве налогов. Согласно решениям ЕС на официальный запрос сотрудников таких подразделений о предоставлении информации не может быть получен отказ ни от одного банка, действующего на территории ЕС. По результатам проверки налогоплательщику направляется уведомление о выявленных нарушениях. Налогоплательщик может представить возражения в течение 30 дней. Налоговый инспектор для руководителя налогового органа делает отчет о проверке, при наличии возражений налогоплательщика они прилагаются к отчету. Если налогоплательщик не согласен с выводами, сделанными по результатам проверки, он вправе подать заявление на рассмотрение его дела специальной комиссией территориальной дирекции. Также возможна апелляция налогоплательщиков на действия налоговых органов в административном порядке (обращение к вышестоящему руководителю того налогового органа, который проводил проверку) и в судебном порядке. В заключение отметим, что преобразования, проводимые в сфере налогового администрирования, направлены на изменение приоритетов работы налоговых органов, сегментации налогоплательщиков для более углубленного налогового контроля, улучшение обслуживания налогоплательщиков, упрощение исполнение налоговых обязательств, оптимизацию организационной структуры и внутренних функций, использование современных информационных технологий.
Д.Г.Бурцев Советник налоговой службы Российской Федерации II ранга Подписано в печать 15.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |