![]() |
| ![]() |
|
Статья: Телефонные расходы - в профвычеты! ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 43)
"Учет.Налоги.Право", N 43, 2003
ТЕЛЕФОННЫЕ РАСХОДЫ - В ПРОФВЫЧЕТЫ!
Ситуация. Предприниматель по телефону ищет покупателей своей продукции, обсуждает условия будущей сделки с поставщиком, заказывает транспортировку своих товаров - одним словом, ведет телефонные переговоры для своей предпринимательской деятельности. Может ли он в этом случае, если переговоры не дали результата и расходы на них не принесут ему дохода в будущем, отнести такие затраты в состав профессиональных вычетов?
А они говорят - включать нельзя
Пункт 3 ст.210 НК РФ предоставляет индивидуальным предпринимателям право при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц уменьшать свои доходы (от предпринимательской деятельности) на профессиональные налоговые вычеты. В какой сумме предоставляются такие вычеты? Об этом сказано в п.1 ст.221 НК РФ (см. "Цитируем закон").
Цитируем закон. "При исчислении налоговой базы <...> право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют <...> налогоплательщики, указанные в п.1 ст.227 настоящего Кодекса (индивидуальные предприниматели. - Примеч. ред.), - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" (п.1 ст.221 Налогового кодекса РФ).
Итак, чтобы предприниматель имел право отнести расходы на телефонные переговоры в состав профессиональных вычетов, одновременно должно выполняться три условия. Первое условие - затраты должны быть фактически произведены и документально подтверждены. Оно выполняется, если у предпринимателя будут на руках счета на оплату телефонных переговоров. Второе условие - затраты могут быть учтены при налогообложении прибыли. Оно также выполняется, поскольку затраты на телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, а также другие затраты на оплату услуг связи включаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп.25 п.1 ст.264 НК РФ. Третье условие - произведенные расходы должны быть непосредственно связаны с извлечением доходов (кстати, точно такая же формулировка содержится в п.15 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 13.08.2002 N 86н, МНС России N БГ-3-04/430). Практика показывает, что налоговики считают это условие выполненным только тогда, когда по расходам у предпринимателя есть доходы. От редакции. С вопросом, как трактовать эту формулировку п.1 ст.221 НК РФ, корреспондент "УНП" обратился в департамент налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС России, а также в отдел налогообложения физических лиц одного из региональных управлений МНС России - УМНС России по г. Москве. К сожалению, налоговики понимают эту норму буквально. Они считают, что учесть в составе профессиональных вычетов предприниматель вправе только те затраты, которым соответствуют доходы. То есть к конкретному расходу должен относиться конкретный доход. При отсутствии такого соответствия затраты при расчете профессиональных вычетов не учитываются. Это требование, на их взгляд, применимо и в отношении расходов на телефонные переговоры. Чтобы включить данные затраты в профвычеты, телефонные переговоры должны иметь положительный результат и принести предпринимателю доход в будущем (например, проведя переговоры, он должен заключить договор на поставку продукции).
Можно и возразить
Но как на практике можно связать каждый конкретный расход с каждым конкретным доходом? Как можно разделить общехозяйственные расходы на те, что связаны с извлечением доходов, и на те, что не связаны? Да и действительно ли это нужно делать? Считаем, что с такими требованиями налоговиков можно и даже нужно спорить. Формулировку п.1 ст.221 НК РФ можно понимать и совсем по-другому, чем это делают налоговики. Построение этой нормы Кодекса позволяет сделать вывод, что расходы должны быть связаны не с конкретными доходами, а с процессом получения доходов. А процессом получения доходов как раз является предпринимательская деятельность, которая, согласно ст.2 ГК РФ, по определению направлена на систематическое получение прибыли. Причем в рамках такой деятельности предприниматель может получить не только прибыль, но и убыток. Значит, его расходы, не приведшие к конкретным доходам, могут быть учтены в составе профвычетов. Кстати, именно такого подхода МНС России придерживалось в 2000 г., когда выпустило Методические рекомендации по применению главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415). В них оно прописало, что при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц "по итогам отчетного (налогового) периода производится суммирование расходов по всем совершенным сделкам (операциям, действиям) независимо от того, получен по каждой из них в отдельности доход или убыток" (п.2 разд.VII). Мы считаем, что этими разъяснениями налоговиков налогоплательщикам следует руководствоваться и сейчас. Таким образом, поскольку телефонные переговоры необходимы предпринимателю для осуществления его предпринимательской деятельности, на наш взгляд, расходы на них он вправе учесть в составе профвычетов в любом случае: и когда они дают положительный результат, и когда этого результата они не приносят.
Ю.М.Краснова Консультант по налогам и сборам ЗАО "Налоговый консультант"
А.Г.Лешко Консультант по налогам и сборам ЗАО "Налоговый консультант" Подписано в печать 17.11.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |