![]() |
| ![]() |
|
Статья: Дважды платить не надо ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 43)
"Учет.Налоги.Право", N 43, 2003
ДВАЖДЫ ПЛАТИТЬ НЕ НАДО
Наша организация продает воду, в том числе и в розницу. Причем работаем мы не только в своем регионе, но и в двух соседних - Челябинской и Курганской областях. И для продаж в других регионах мы пользуемся услугами местных торговцев. С ними у нас заключены договоры комиссии, по условиям которых деньги за проданные товары поступают сначала в кассу комиссионера. А потом за вычетом причитающегося ему вознаграждения комиссионер перечисляет деньги на наш счет. Напомню, что в отношении посреднических сделок ст.354 НК РФ говорит буквально следующее: если в соответствии с условиями договора комиссии фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером и при этом денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в его же кассу (или на его расчетный счет), то обязанность по уплате налога с продаж и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера, который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера. Комитент при получении выручки от комиссионера налог не уплачивает, если этот налог уже уплачен комиссионером. То есть в нашем случае все хлопоты по уплате и перечислению в бюджет налога с продаж ложатся на комиссионера. Мы же получаем выручку уже за минусом налога с продаж, и соответственно налог платить не должны. Причем, чтобы подстраховаться и быть уверенными, что комиссионеры свою обязанность выполнили и налог не остался висеть на нас, мы требовали от комиссионеров в отчетах специально указывать суммы налога с продаж, уплаченного в бюджет. Однако это не уберегло нас от конфликта с налоговой. Недавно у нас прошла выездная проверка по налогу с продаж, во время которой у нас вышел спор с инспектором именно по вопросу уплаты налогов нашими комиссионерами. Скажу сразу, до штрафов дело не дошло, но нервы инспектор нам потрепал прилично. Итак, ситуация развивалась следующим образом. Придя с проверкой и приступив к изучению документов, инспектор довольно быстро обнаружил, что мы торгуем по договорам комиссии и деньги за проданные товары поступают в кассу комиссионера. А из отчетов комиссионеров инспектор выяснил, что суммы налогов уплачивались не в бюджет Свердловской области, где зарегистрирована наша организация, а в бюджеты соседних субъектов РФ, где находились комиссионеры. У инспектора такой подход вызвал нарекания. По его мнению, раз комиссионер выступает всего лишь в роли налогового агента, то есть исчисляет и перечисляет налог за налогоплательщика, то и направлять налог он должен в бюджет по местонахождению налогоплательщика. В результате инспектор заявил, что из-за такой ошибки комиссионеров у нас возникла огромная недоимка перед нашим бюджетом. И тот факт, что по "соседним" бюджетам у нас возникла переплата, никакого значения не имеет, так как по правилам ст.78 НК РФ зачет между разными бюджетами не производится. Признаться, такой подход нас несколько озадачил. Но делать было нечего: пришлось искать аргументы в свое оправдание. Внимательно изучив гл.27 НК РФ, я пришла к выводу, что Кодекс действительно не уточняет, в какой именно бюджет комиссионер должен перечислить налог, исчисленный за комитента. Но в то же время в п.2 ст.348 НК РФ сказано, что наша организация будет плательщиком налога только если она реализует товары на территории того субъекта РФ, где введен налог с продаж. На этой-то фразе я и построила свои аргументы, причем я решила сделать так, чтобы инспектор как бы сам пришел к нужному мне выводу.
Первым делом я спросила налогового инспектора, надо ли платить налог, если бы реализация проходила в том субъекте РФ, где налога с продаж нет. После некоторого раздумья он со ссылкой на уже известную мне ст.348 Кодекса ответил отрицательно. Тогда я задала следующий вопрос: а если бы в нашем субъекте "продажного" налога не было, а в том, где действует комиссионер, был, пришлось бы платить налог? Тут уже инспектор ответил утвердительно. А в чей же бюджет, вновь спросила я. И услышала желаемый ответ: конечно, того субъекта, где введен налог с продаж. После этого на вопрос, почему же тогда в случае, если налог с продаж есть в обоих субъектах, налог надо платить по местонахождению нашей организации, а не комиссионера, инспектор ответить не смог. И инцидент был исчерпан. Инспектор согласился, что налог с продаж платится в бюджет того субъекта РФ, на территории которого реально происходила реализация, то есть товар был вручен покупателям. Соответственно и комиссионер, участвующий в расчетах, должен перечислять этот налог в бюджет своего субъекта РФ.
О.В.Воропаева Главный бухгалтер г. Екатеринбург Подписано в печать 17.11.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |