![]() |
| ![]() |
|
Статья: Правильное ведение дел - важная составляющая успеха предпринимателей ("Налоговые известия Московского региона", 2003, N 8)
"Налоговые известия Московского региона", N 8, 2003
ПРАВИЛЬНОЕ ВЕДЕНИЕ ДЕЛ - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕХА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Для того чтобы индивидуальным предпринимателям не пришлось сталкиваться с "недружелюбием" налоговых инспекторов, им нужно знать и соблюдать правила ведения дел, в том числе правила оформления первичных документов, принимаемых к учету. Пунктом 2 ст.54 НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России. Приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430 (зарегистрирован в Минюсте России 29 августа 2002 г. N 3756) утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок). Приказ вступил в силу с момента его официального опубликования ("Российская газета", N 171, 11 сентября 2002 г.) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г. Согласно Порядку выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Согласно ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Министерством экономического развития и торговли РФ. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах: 1) наименование документа (формы);
2) дату составления документа; 3) при оформлении документа от имени: - юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН; - индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, номер и дату выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН; - физических лиц - фамилию, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется; 4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении; 5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц); 6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники. При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или к другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, как-то: товарному чеку, счету-фактуре, договору, торгово-закупочному акту, должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру, либо платежное поручение с отметкой банка об исполнении, либо документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах. Первичные учетные документы (за исключением кассового чека) должны быть подписаны индивидуальным предпринимателем. Первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием даты внесения исправлений. Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 (в ред. Постановлений Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, от 03.05.2000 N 36) утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций и по учету результатов инвентаризации, в том числе Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, а именно форм N КО-1 "Приходный кассовый ордер", N КО-2 "Расходный кассовый ордер", N КО-3 "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов", N КО-4 "Кассовая книга", N КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств". Альбом разработан НИПИстатинформом Госкомстата России на основании Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 835. Ведение первичного учета по унифицированным формам первичной учетной документации, включенным в Альбом, распространяется на юридических лиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях экономики (за исключением кредитных организаций). На основании вышеизложенного индивидуальные предприниматели должны оформлять первичные документы в соответствии с требованиями вышеназванного Порядка. Собираясь оформить получение профессиональных налоговых вычетов, предприниматели не всегда правильно могут обосновать произведенные расходы. Достаточно часто возникает вопрос: можно ли принимать в расходы индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов канцелярские товары без расшифровки наименования товара? В соответствии с п.1 ст.221 НК РФ предприниматели без образования юридического лица и частные нотариусы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, введенной в действие с 1 января 2002 г. ст.13 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Таким образом, состав расходов, предъявляемых к вычету индивидуальными предпринимателями и частными нотариусами при подаче декларации по налогу на доходы физических лиц за налоговый период (за 2002 г. и т.д.), определяется налогоплательщиком в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл.25 НК РФ. Первичные учетные документы, подтверждающие эти расходы, должны быть оформлены в соответствии с требованиями ст.9 вышеуказанного Закона 129-ФЗ.
Т.С.Савинова Начальник отдела налогообложения физических лиц Управления МНС России по Московской области Подписано в печать 10.08.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |