![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: ...Предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, арендует муниципальное нежилое помещение. В договоре аренды не сказано, что арендная плата включает в себя НДС. По мнению предпринимателя, создание налоговой базы по НДС путем прибавления 20% к арендной плате и определение расчетным методом НДС не соответствуют НК РФ. Просьба разъяснить. ("Московский налоговый курьер", 2003, N 24)
"Московский налоговый курьер", N 24, 2003
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, арендует с 2002 г. муниципальное нежилое помещение у Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы, то есть является налоговым агентом. В договоре аренды не сказано, что арендная плата включает в себя НДС, то есть арендная плата перечисляется в размере, установленном в расчете годовой арендной платы. По договору аренды НДС, начисленный на арендную плату, арендатор перечисляет самостоятельно. Расчет, который представляет арендатору Департамент, выглядит в упрощенном виде следующим образом:
—————————T——————————————T——————————T———————————¬ | |Арендная плата| НДС | Итого | +————————+——————————————+——————————+———————————+ |За месяц| 30 000 руб. |6 000 руб.|36 000 руб.| L————————+——————————————+——————————+———————————— Согласно ст.161 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. По мнению индивидуального предпринимателя, создание налоговой базы по НДС путем прибавления 20% к арендной плате и определение расчетным методом налога не соответствуют НК РФ. Просьба разъяснить данную ситуацию. Является ли НДС, исчисленный таким образом и уплаченный в бюджет, расходом при упрощенной системе налогообложения?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО от 8 августа 2003 г. N 21-09/43618
1. В соответствии с п.2 ст.346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом согласно п.5 той же статьи они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом. В частности, такая обязанность согласно п.3 ст.161 Кодекса возложена на организации, арендующие федеральное имущество и (или) имущество субъектов Российской Федерации, а также муниципальное имущество, в отношении исчисления налога на добавленную стоимость. В соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, при аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. Согласно п.4 ст.164 Кодекса при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст.162 Кодекса, при удержании налога на добавленную стоимость налоговыми агентами в соответствии со ст.161 Кодекса, когда в соответствии с Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пп.2 или 3 ст.164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. На основании п.4 ст.173 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст.161 Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст.161 Кодекса, за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком. Таким образом, исходя из указанных норм Кодекса сумма арендной платы, указанная в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму налога на добавленную стоимость. При перечислении арендодателю арендной платы арендатор, являющийся налоговым агентом, из общей суммы арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость должен исчислить по налоговой ставке 20/120, удержать и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость. 2. Право на вычеты сумм налога на добавленную стоимость, удержанных и уплаченных из доходов налогоплательщика, при соблюдении условий, установленных гл.21 Кодекса, имеют только налоговые агенты - плательщики налога на добавленную стоимость, к которым не относятся организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения. Если арендатор - налоговый агент не является плательщиком налога на добавленную стоимость (при упрощенной системе налогообложения), то суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные им в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента, к вычету не принимаются, а относятся за счет тех же источников, что и сама арендная плата. Перечень расходов, на которые налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеет право уменьшить полученные доходы при определении объекта налогообложения, определен п.1 ст.346.16 Кодекса. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 Кодекса, то есть они должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно п.2 ст.346.17 Кодекса расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. В соответствии с пп.4 п.1 ст.346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения по единому налогу учитываются арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество. Подпунктом 8 п.1 ст.346.16 Кодекса также установлено, что полученные доходы могут быть уменьшены на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам). Учитывая положения п.1 ст.252 Кодекса, налогоплательщик может списать налог на добавленную стоимость в расходы только по тем товарам (работам, услугам), расходы по которым включены в перечень расходов, указанный в ст.346.16 Кодекса. В частности, поскольку при определении объекта налогообложения доходы могут быть уменьшены на арендные платежи за арендуемое имущество, то сумма налога на добавленную стоимость, удержанная налоговым агентом - арендатором из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечисленная в бюджет, также может быть отнесена на расходы при определении объекта налогообложения по единому налогу.
Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы РФ I ранга Л.Я.Сосихина
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |