![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 15)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, 2003
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 30.06.2003 N 87-ФЗ "О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ">
Перед вами - Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон). Он призван регулировать порядок оказания услуг, связанных с организацией перевозок всеми видами транспорта и оформлением перевозочных, таможенных и других документов. На транспортно-экспедиционную деятельность в области почтовой связи Закон не распространяется. В Законе сформулированы основные права и обязанности экспедитора и клиента, основания и степень ответственности каждого из них, а также порядок предъявления претензий и исков. До принятия Закона участники договоров транспортной экспедиции руководствовались гл.41 Гражданского кодекса, Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, уставами автомобильного и железнодорожного транспорта, Кодексом торгового мореплавания, Воздушным кодексом, отраслевыми инструкциями и рекомендациями. Вопросы, не урегулированные этими нормативными актами, согласовывались в условиях конкретных договоров. Напомним, что по договору транспортной экспедиции экспедитор за определенное вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя или грузополучателя) обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой (ст.801 ГК РФ). Экспедитор заключает договор перевозки груза, организует его отправку, доставку и выдачу получателю. В качестве дополнительных услуг экспедитор оформляет документы, необходимые для экспорта или импорта груза, выполняет таможенные формальности, организует хранение, погрузку и разгрузку и т.д. Закон вступил в силу 3 июля 2003 г. Применительно к ранее заключенным договорам его положения будут распространяться на те права и обязанности, которые возникли после этой даты (п.2 ст.14 Закона). Прежде всего это касается правил возмещения ущерба, досудебного порядка урегулирования споров, исчисления сроков предъявления претензии и исковой давности.
Закон предусматривает издание еще одного документа - Правил транспортно-экспедиционной деятельности, которые должно утвердить Правительство РФ. Эти правила определят перечень экспедиторских документов (подтверждающих заключение договора), требования к качеству экспедиционных услуг и порядок их оказания. В комментарии мы остановимся на положениях Закона, которые дополняют гл.41 Гражданского кодекса, и на моментах, о которых нужно знать бухгалтеру фирмы, пользующейся услугами экспедиторов.
Права и обязанности участников договора
По сравнению с Гражданским кодексом в Законе более четко сформулированы права и обязанности клиента и экспедитора. Клиент имеет право (п.6 ст.3 Закона): - выбирать маршрут следования груза и вид транспорта; - требовать информацию о процессе перевозки груза (если такое условие есть в договоре); - давать указания экспедитору (в рамках договора). Клиент обязан (ст.5 Закона): - дать полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (вес, габариты, условия хранения, перевозки, особые свойства и т.д.); - выплатить экспедитору вознаграждение; - возместить экспедитору расходы, понесенные в интересах клиента. Экспедитор вправе (ст.3 Закона): - отступать от условий договора в интересах и с согласия клиента. Исключение сделано для случаев, когда по объективным причинам экспедитор не смог заручиться согласием клиента либо указания клиента были неточными и неполными. Тогда экспедитор вправе самостоятельно принимать решения, выгодные для клиента; - исходя из интересов клиента выбирать или изменять вид транспорта (если это не противоречит договору), маршрут и последовательность перевозки различными видами транспорта; - удерживать груз до тех пор, пока клиент не выплатит ему вознаграждение и не возместит расходы (понесенные в интересах клиента); - не приступать к исполнению договора до тех пор, пока клиент не представит все необходимые документы и информацию; - проверять достоверность этих документов (информации). Страховать груз от имени клиента экспедитор вправе только в том случае, если это предусмотрено договором (п.5 ст.4 Закона). Экспедитор обязан (ст.4 Закона): - оказать услуги в соответствии с условиями договора; - при первой возможности уведомить клиента об отступлениях от условий договора; - при приеме груза выдать клиенту экспедиторский документ; - представить для ознакомления оригиналы договоров, заключенных от имени клиента; - запросить у клиента сведения, необходимые для исполнения договора, если они не были представлены в полном объеме (п.4 ст.3 Закона); - предоставить клиенту информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей (при оказании услуг для личных нужд). За неисполнение своих обязательств и экспедитор, и клиент несут взаимную ответственность. Основаниям и размеру ответственности посвящена гл.3 Закона.
Ответственность экспедитора
Экспедитор отвечает перед клиентом: - за утрату (полную или частичную) и повреждение груза; - за нарушение срока исполнения обязательств по договору (срок доставки и выдачи груза, продолжительность перевозки и т.д.); - за нарушение других условий договора.
Утрата и повреждение груза, нарушение сроков исполнения обязательств
После приема груза экспедитором и до того момента, когда он будет передан получателю, ответственность за его сохранность лежит на экспедиторе. За утрату, недостачу или повреждение груза в пути экспедитор возмещает клиенту реальный ущерб, то есть стоимость утраченного или поврежденного груза (п.1 ст.7 Закона). Исключение составляют случаи, когда утрата или повреждение груза произошли из-за форс-мажорных обстоятельств. Согласно п.7 ст.7 Закона, груз считается утраченным: - если он не был выдан получателю в течение 30 дней по истечении срока доставки, указанного в договоре; - если он не был выдан получателю в течение разумного срока, необходимого для доставки (в тех случаях, когда срок доставки в договоре не указан). Факт утраты, недостачи или повреждения фиксируется получателем груза при приемке. Для этого оформляется специальный документ - уведомление. В зависимости от ситуации в нем указывается либо полное отсутствие груза, либо его недостающее количество, либо характер повреждения (п.1 ст.8 Закона). Если груз был принят без оговорок и уведомление не оформлялось, считается, что клиент получил его целым и неповрежденным. Возможны ситуации, когда утрату или недостачу нельзя установить при приемке. Тогда уведомление можно составить в течение 30 дней после получения груза (п.2 ст.8 Закона). Уведомление лучше оформлять в двух экземплярах. Один из них передается представителю экспедитора, сопровождавшему груз, а на втором делается отметка о вручении с указанием даты. Датой уведомления считается дата его получения экспедитором. Ущерб возмещается в размере: - объявленной ценности - стоимости груза, которую назвал клиент и по которой ее принял экспедитор; - действительной стоимости - цены, указанной в договоре или счете на покупку товара (если груз принят без объявления ценности). За полную потерю груза экспедитор заплатит сумму, равную его полной стоимости. За частичную утрату - сумму, пропорциональную стоимости недостающей части груза. За повреждение груза - сумму, на которую снизилась его стоимость. А если восстановить поврежденный груз невозможно - полную стоимость. Если установлено, что потеря или повреждение груза произошли непосредственно по вине экспедитора, он должен будет компенсировать клиенту не только ущерб, но и упущенную выгоду. То есть доходы, которые клиент получил бы при обычных условиях, если бы его груз не был потерян (п.4 ст.7 Закона). Наряду с возмещением стоимости потерянного или испорченного груза и упущенной выгоды клиента в договоре можно предусмотреть, чтобы экспедитор возвратил полученное вознаграждение (п.3 ст.7 Закона). Это допускается, если сумма вознаграждения не включена в стоимость груза. Размер вознаграждения, которое надо вернуть клиенту, рассчитывается пропорционально стоимости утерянного или поврежденного груза. За нарушение срока доставки и выдачи груза экспедитор возмещает клиенту убытки (п.1 ст.9 Закона). Это правило применяется, если договором не предусмотрен другой вид ответственности, например неустойка или штраф. Причем если экспедитор докажет, что сроки нарушены по вине клиента или в результате форс-мажорных обстоятельств, то он освобождается от ответственности.
Международные перевозки
Ответственность экспедитора при перевозке грузов в международном сообщении отличается от ответственности при перевозках по России. Закон существенно ограничивает ее размер. Максимальная сумма, которую клиент может получить, если договор не исполнен, составляет 666,67 расчетной единицы за место (контейнер) или другую единицу отгрузки (п.3 ст.6 Закона). При полной или частичной утрате груза сумма, которую экспедитор выплатит клиенту, не превысит 2 расчетные единицы за килограмм общего веса (п.2 ст.7 Закона). Расчетная единица (сокращенно - СДР) - это единица специального права заимствования, которую определяет Международный валютный фонд для своих членов. Россия пока не входит в их число. Поэтому для определения суммы, которую должен будет возместить экспедитор, расчетные единицы переводятся в рубли. Делается это либо на дату принятия судебного решения либо на дату, установленную соглашением сторон. Официальный курс СДР к рублю ежедневно устанавливает Банк России (Приказ от 24.05.1999 N ОД-191).
Пример. Фирма "Велес" (клиент, грузополучатель) заключила договор с фирмой "Шансон" на транспортно-экспедиционное обслуживание морской перевозки груза (изделия из пластмассы) из Великобритании в Россию. Общий вес груза - 1500 кг. Стоимость груза - 720 000 руб. Прибывший в адрес "Велеса" контейнер был получен по доверенности грузополучателя представителем экспедитора. При получении груза представитель экспедитора выдал перевозчику расписку об отсутствии претензий по количеству и качеству груза в контейнере. При приемке и проверке содержимого "Велес" обнаружил недостачу груза общей массой 200 кг на сумму 96 000 руб. Клиент обратился в арбитражный суд с иском к "Шансону" о взыскании убытка от недостачи груза. 16 июля 2003 г. арбитражный суд удовлетворил иск грузополучателя. Согласно п.2 ст.7 Закона, при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату груза не может превышать 2 расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного груза. Курс СДР, установленный Банком России на 16 июля 2003 г., составил 42,624 руб/СДР. Сумма ущерба за 1 кг утраченного груза составляет: 42,624 руб/СДР x 2 расч. ед. = 85,248 руб. Сумма убытка, которую "Шансон" должен возместить "Велесу", равна: 200 кг x 85,248 руб. = 17 050 руб.
Обратите внимание: чтобы воспользоваться правилом об ограничении ответственности, экспедитор должен доказать, что груз потерян или поврежден не по его вине (п.4 Закона). Кроме того, правило об ограничении ответственности не применяется, если сам экспедитор получил от виновника, за действия которого он отвечает (например, от перевозчика), сумму, превышающую размер ответственности по расчетным единицам.
Ответственность клиента
В Гражданском кодексе говорится об ответственности клиента только за непредставление информации о свойствах груза, условиях его перевозки и т.д. (п.4 ст.804 ГК РФ). Совершив подобное нарушение, клиент должен возместить экспедитору убытки, причиненные отсутствием необходимой информации. Закон дополнил основания ответственности клиента перед экспедитором (ст.10 Закона). Помимо убытков, вызванных непредставлением информации, клиент несет ответственность: - за необоснованный отказ от оплаты расходов экспедитора, которые он понес по условиям договора, - штраф в размере 10 процентов от общей суммы расходов; - за задержку выплаты вознаграждения и возмещения расходов - неустойка в размере 0,1 процента от суммы. При этом сумма возмещения не может быть больше реально произведенных расходов и невыплаченного вознаграждения. Обратите внимание: экспедитор вправе удерживать груз до выплаты клиентом вознаграждения и возмещения понесенных расходов. Либо до тех пор, пока не получит от клиента обеспечение исполнения своих обязательств (п.3 ст.3 Закона). Причем экспедитор не понесет ответственности, если в течение этого периода груз будет испорчен. Закон возлагает эту ответственность на клиента.
Односторонний отказ от договора
Клиент и экспедитор могут в любой момент досрочно расторгнуть договор в одностороннем порядке. Для этого достаточно предупредить контрагента в разумный срок и возместить ему убытки, вызванные расторжением договора. Это общее правило, предусмотренное ст.806 Гражданского кодекса. Закон дополняет это условие. Помимо убытков, вызванных односторонним "выходом из игры", надо будет заплатить штраф - 10 процентов от суммы понесенных затрат (п.5 ст.6 Закона).
Претензии и иски
Порядок предъявления претензий и исков прописан в гл.4 Закона. Необходимо обратить внимание на две особенности. Во-первых, установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Это означает, что перед тем, как подать судебный иск, надо направить контрагенту письменную претензию. Во-вторых, общий срок исковой давности (три года) к договорам транспортной экспедиции больше не применяется. Законом установлен специальный срок исковой давности - один год. Это нововведение вызвано тем, что для предъявления исков перевозчику транспортные уставы и кодексы отводят годичный срок исковой давности. И если бы в Законе сохранялся общий срок, предусмотренный Гражданским кодексом, то уже через год по исполнении договора экспедиторы не смогли бы "переадресовать" претензии, возникшие у клиентов, транспортным компаниям (если последние были виновниками нарушений). К претензии обязательно прилагаются документы, обосновывающие правомерность ее предъявления, количество и стоимость утраченного (поврежденного) груза и т.п. Предъявить экспедитору претензию и иск могут: - клиент либо уполномоченное им лицо по доверенности; - получатель груза, указанный в договоре; - страховщик. Срок предъявления претензии - шесть месяцев. Причем в разных случаях этот срок рассчитывается по-разному. Если предмет претензии - нарушение срока исполнения договора, срок отсчитывается со дня, следующего за последним днем действия договора. Если речь идет о возмещении убытков за утрату, недостачу или повреждение груза - со дня, следующего за тем, когда груз должен быть выдан получателю. Если нарушены другие обязательства по договору - со дня, когда предъявитель претензии узнал или должен был узнать об этом. Экспедитор должен рассмотреть претензию в течение 30 календарных дней и дать письменный ответ о ее удовлетворении либо об отказе.
Е.В.Ланцова Эксперт "НА" Подписано в печать 08.08.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |