![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 28.05.2003 N 61-ФЗ "Таможенный кодекс Российской Федерации" (Раздел III. Таможенные платежи)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 15)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, 2003
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 28.05.2003 N 61-ФЗ "ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (РАЗДЕЛ III. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ)>
Таможенные платежи
Общие положения
Перечень таможенных платежей в новом Кодексе сокращен. Исключены существующие в настоящее время:
- плата за информирование и консультирование; - плата за принятие предварительного решения; - плата за участие в таможенных аукционах. С 1 января 2004 г. подобные услуги таможни станут безвозмездными. По ст.318 нового Таможенного кодекса к таможенным платежам относятся: - ввозная таможенная пошлина; - вывозная таможенная пошлина; - НДС, взимаемый при ввозе товаров в Россию; - акциз, взимаемый при ввозе товаров в Россию <1>; - таможенные сборы. ————————————————————————————————<1> По Налоговому кодексу товары, вывозимые с таможенной территории РФ, НДС и акцизами не облагаются (ст.ст.146 и 182).
Новый Таможенный кодекс не регламентирует вопросы взимания таможенных сборов. Этому должна быть посвящена соответствующая глава Налогового кодекса. Но уже сейчас понятно, что вскоре из оборота выведут таможенные сборы за хранение товаров. Ведь таможенное хранение тоже будет бесплатным. Обращаем внимание на порядок взимания пошлин, применяемых в целях защиты экономических интересов России на внешнем рынке. Это специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины <2>. Новый Кодекс установил, что такие пошлины взимаются по правилам, установленным для ввозной таможенной пошлины. ————————————————————————————————<2> Установлены Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе".
Изменился перечень ситуаций, в которых таможенные пошлины и налоги разрешено не платить. Теперь это возможно, когда: - общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.; - до выпуска иностранных товаров для внутреннего потребления они были уничтожены (в результате аварии, форс-мажорных обстоятельств) либо пришли в негодность (в результате естественного износа или убыли); - товары обращаются в федеральную собственность. Важной новеллой является ст.321 нового Таможенного кодекса. В ней установлено, что общая сумма таможенных платежей, уплаченных по ввозимым в Россию товарам, не может превышать суммы таможенных платежей, которые нужно было бы уплатить, если бы такие товары были выпущены для внутреннего потребления. Это означает, что при изменении таможенного режима суммы фактически перечисленных платежей подлежат зачету в счет платежей, начисленных в соответствии с условиями вновь избранного режима.
Пример 1. ООО "Импортер" ввозит в Россию оргтехнику на сумму 1 500 000 руб. Фирма планирует использовать товары исключительно для своих нужд, поэтому помещает их под таможенный режим временного ввоза. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей в данном случае не предусмотрено. По расчетам таможни, если бы оргтехника выпускалась для внутреннего потребления, за нее были бы начислены таможенные платежи в размере 50 000 руб. <3>. Периодические таможенные платежи рассчитываются как 3 процента от этой суммы. Они составляют 1500 руб. ежемесячно (50 000 руб. х 3%). ————————————————————————————————<3> Здесь и далее ставки и размеры таможенных платежей, приведенные в примерах, являются условными.
По истечении полутора лет пользования оргтехникой 000 "Импортер" решает ее продать, а себе приобрести новую. Для этого таможенный режим временного ввоза изменяется на таможенный режим выпуска для внутреннего потребления. Таможенные платежи, начисленные на день заявления нового режима, составляют 58 000 руб. За время временного пребывания оргтехники в России за нее было уплачено 27 000 руб. (1500 руб. х 18 мес.). Следовательно, чтобы выпустить этот товар для внутреннего потребления, ООО "Импортер" должно оплатить только 31 000 руб. (58 000 - 27 000).
Исчисление таможенных платежей
База для расчета таможенной пошлины и налогов останется прежней: таможенная стоимость и (или) количество товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Порядок определения таможенной стоимости в новом Кодексе существенно не изменен. Дело в том, что ожидается принятие нового Федерального закона "О таможенном тарифе". Однако небольшие коррективы все же будут введены уже с января 2004 г. Первое, о чем стоит упомянуть, - это выбор метода определения таможенной стоимости. Если при ее расчете участник ВЭД применял неверный способ, то прежде, чем самостоятельно рассчитать этот показатель, таможенники должны предложить участнику ВЭД использовать другой метод определения таможенной стоимости. Причем декларант вправе проконсультироваться у таможенников по поводу того, какой метод расчета они считают правильным (п.5 ст.323 нового ТК РФ). И только если декларант откажется от предложения таможенников, они могут рассчитать таможенную стоимость товаров самостоятельно (п.7 ст.323 нового ТК РФ). В новом Кодексе узаконена процедура временной (условной) оценки товара. Она применяется, когда в течение сроков, установленных для проверки таможенной декларации, таможенники и участник ВЭД не пришли к единому мнению относительно стоимости товара. Товар в этом случае может быть выпущен с условным (временным) определением его таможенной стоимости, а окончательная оценка перенесена на период после выпуска товара. Временная (условная) оценка допускается только под обеспечение уплаты таможенных платежей. Причем размер обеспечения определяется исходя из величины временной (условной) оценки товара.
Пример 2. Фирма ввозит партию строительных материалов на условиях поставки "с завода" (EXW). Ставка ввозной таможенной пошлины - 20 процентов, ставка НДС - 20 процентов. В счете-фактуре продавцом указана сумма оплаты за поставленный товар - 25 000 евро. На момент таможенного оформления ввозная таможенная пошлина уплачена в размере 5000 евро, а НДС - в размере 6000 евро. Таким образом, общая сумма таможенных платежей за ввозимый товар составила 11 000 EUR (5000 + 6000). Чтобы не усложнять пример, мы не рассматриваем сборы за таможенное оформление. При поставках на условиях EXW в счет-фактуру не включаются расходы по доставке товара до таможенной границы РФ. Однако фирма (декларант) не представила документы, позволяющие определить стоимость доставки. Поэтому таможней проводится временная (условная) оценка ввозимого товара с учетом возможных расходов на доставку. Предположим, что таможенная стоимость товара определена в размере 28 000 евро. Тогда сумма таможенной пошлины, подлежащая уплате, составит 5600 евро, а сумма НДС - 6720 евро. Общая сумма платежей равна 12 320 EUR (5600 + 6720). В этом случае до тех пор, пока декларант не представит на таможню документы, позволяющие точно определить сумму расходов на доставку, товар может быть выпущен под обеспечение таможенных платежей в размере 1320 EUR (12 320 - 11 000).
Так же как и сейчас, с 2004 г. для расчета таможенных пошлин и налогов будут применяться ставки, действующие на день подачи таможенной декларации. Однако новый Таможенный кодекс ввел в это правило несколько исключений. Например, если выпуск товаров производится до подачи таможенной декларации, применяются ставки таможенных пошлин и налогов, которые действуют на день выпуска товаров (ст.150 нового ТК РФ). Перемещаемые одной партией товары разных наименований разрешено декларировать по одному коду ТН ВЭД России. Правда, при условии, что этому коду соответствует наиболее высокая ставка таможенной пошлины. При равных ставках пошлины нужно указать такой код, который соответствует наиболее высокой ставке акциза, а при равных ставках акциза - наиболее высокой ставке НДС. Новый Кодекс вводит общие принципы расчета таможенной стоимости, если товары перемещаются или используются незаконно (ст.327 нового ТК РФ): 1. Если товары незаконно ввезены в Россию, таможенные пошлины и налоги рассчитываются по ставкам, которые действовали на день пересечения товарами таможенной границы РФ. Если же такую дату установить невозможно, применяются ставки, действовавшие на день обнаружения таможенниками незаконно ввезенных товаров. 2. Если товары незаконно вывезены из России, таможенные пошлины исчисляются по ставкам, которые действовали: а) либо на день пересечения таможенной границы; б) либо на 1-е число месяца года, в течение которого был осуществлен незаконный вывоз; в) либо на 1-е число первого месяца года, в течение которого был осуществлен незаконный вывоз. Указанные даты используются последовательно. То есть, если нельзя установить дату "а", применяются ставки, действовавшие на дату "б". Если же нельзя установить и дату "б", то используются ставки, действовавшие на дату "в". 3. Если товары ввезены законно и помещены под определенную таможенную процедуру (внутренний таможенный транзит, временное хранение и т.д.), но в ходе этой процедуры утрачены (не доставлены, выданы без разрешения таможни), таможенные пошлины и налоги рассчитываются по ставкам, которые действовали на день начала соответствующей процедуры. 4. Если товары используются незаконно, то есть не по тому назначению, которое предусматривает таможенные или налоговые льготы, применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации. 5. Если установить сумму таможенных платежей невозможно из-за отсутствия точных сведений о товарах, сумма таможенных платежей рассчитывается исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин и налогов, количества или стоимости товаров, которые могут быть определены на основе имеющихся данных.
Порядок и сроки уплаты таможенных платежей
По общему правилу таможенные пошлины платит либо сам декларант, либо лицо, ответственное за перечисление таможенных платежей. В новом Таможенном кодексе предусмотрена поэтапная ответственность за уплату таможенных платежей в зависимости от стадии таможенного оформления. Если товар доставляется к месту оформления, ответственность несет перевозчик, если товар уже помещен на склад временного хранения (СВХ) - владелец склада, если начался процесс декларирования - декларант и т.д. Обратите внимание: если суммы таможенных платежей вносит заинтересованное лицо, то в платежном поручении нужно в графе "Код" указать код ОКПО плательщика, а в графе "Назначение платежа" дополнительно указать, за кого перечисляются платежи, и привести его код ОКПО.
Пример 3. ООО "Декларант" заполнило грузовую таможенную декларацию, по которой должна быть уплачена ввозная таможенная пошлина в размере 77 561 руб. Таможенные платежи вносит заинтересованное лицо - материнская компания фирмы-получателя. В графе платежного поручения "Назначение платежа" должно быть указано: "Уплата таможенных платежей за ООО "Декларант" (код ОКПО - 987654) по контракту от 01.01.2004 N 1, в том числе: код платежа (20) <4> - ввозная таможенная пошлина 77 561 руб.". ————————————————————————————————<4> В соответствии с Классификатором таможенных платежей, утвержденным Приказом ГТК России от 25.12.1996 N 774.
Напомним, что оформление одного расчетного документа (платежки) допускается только по одному налогу (сбору) <5>. ————————————————————————————————<5> Пункт 1 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах, утвержденных Приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 03.03.2003 N БГ-3-10/98/127/22н. Документ опубликован в "НА" N 8, 2003.
Новый Таможенный кодекс вводит следующие сроки уплаты таможенных пошлин и налогов: 1) при ввозе товаров - не позднее 15 дней со дня предъявления товаров на таможню в месте их прибытия на территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита (при декларировании товаров не в месте их прибытия); 2) при вывозе товаров - не позднее дня подачи таможенной декларации; 3) при изменении таможенного режима - не позднее дня, установленного законом для завершения действия изменяемого таможенного режима; 4) при использовании условно выпущенных товаров в целях иных, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, - первый день, когда были нарушены ограничения на использование и распоряжение товарами (с этого момента начисляются пени). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин и налогов считается день принятия таможенной декларации на такие товары; 5) при нарушении требований и условий таможенных процедур - день, когда такое нарушение совершено (с этого момента начисляются пени). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин и налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры (ст.329 нового ТК РФ). Обратите внимание: по новому Кодексу неуплата таможенных платежей на момент таможенного оформления не является основанием для запрета выпуска товара. До того момента, когда все причитающиеся налоги будут перечислены, товары считаются условно выпущенными (п.2 ст.149 нового ТК РФ). В настоящее время таможни отказывают в оформлении товаров до тех пор, пока суммы таможенных пошлин не поступят на их счета <6>. ————————————————————————————————<6> Указание ГТК России от 10.12.1996 N 01-14/1344 "Об уплате таможенных платежей".
Изменение срока уплаты таможенных платежей
Изменение срока уплаты таможенных платежей по-прежнему будет означать их рассрочку или отсрочку. Участнику ВЭД следует обратить внимание лишь на два перечня, установленных новым Таможенным кодексом: перечень оснований для предоставления отсрочки или рассрочки (ст.334), а также перечень обстоятельств, исключающих отсрочку или рассрочку (ст.335). Отсрочка или рассрочка предоставляются обязательно, если: 1) плательщику причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных форс-мажорных обстоятельств; 2) плательщику задерживают финансирование из федерального бюджета или оплату выполненного им государственного заказа; 3) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, являются скоропортящимися; 4) плательщик производит поставки по межправительственным соглашениям. Отсрочка или рассрочка не предоставляются лицу, в отношении которого: 1) возбуждено уголовное делено статьям Уголовного кодекса: - контрабанда; - незаконный экспорт материалов, технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; - невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран; - невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте; - уклонение от уплаты таможенных платежей. 2) возбуждена процедура банкротства. Более того, если указанные обстоятельства будут обнаружены, таможенники отменят уже принятое решение об отсрочке или рассрочке. За предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин и налогов с участника ВЭД взыщут проценты по ставке рефинансирования Банка России, действующей в период отсрочки или рассрочки. Проценты за предоставленную отсрочку исчисляются по следующей формуле:
С х д х Ст П = ----------, 365 х 100
где П - проценты за предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин, налогов; С - пересчитанная в рубли по курсу Банка России (на день принятия таможенной декларации) общая сумма таможенных пошлин и налогов, по уплате которой была предоставлена отсрочка; Д - фактическая продолжительность отсрочки (в днях); Ст - ставка рефинансирования Банка России, действовавшая в период отсрочки <7>; 365 - количество дней в календарном году. ————————————————————————————————<7> С 21 июня 2003 г. установлена ставка рефинансирования в размере 16 процентов годовых.
Пример 4. Сумма таможенных платежей (ввозная таможенная пошлина, НДС и акциз), на которую предоставляется отсрочка, составляет 1 564 658 руб. Отсрочка предоставлена на 15 дней. Ставка рефинансирования Банка России, действующая в период отсрочки, - 16 процентов годовых. Сумма процентов, начисленных за предоставление отсрочки, равна:
1 564 658 руб. х 15 дн. х 16% ————————————————————————————— = 10 288,16 руб. 365 дн. х 100% Таким образом, общая сумма, которую нужно уплатить на таможне по истечении отсрочки, составит: 1 564 658 руб. + 10 288,16 руб. = 1 674 946,16 руб. Проценты за предоставленную отсрочку по отдельным видам платежей исчисляются в таком же порядке. Если в период отсрочки ставка рефинансирования менялась, то проценты рассчитываются отдельно за каждый период, в течение которого действовала та или иная ставка, а итоги суммируются. Проценты за предоставленную рассрочку уплаты таможенных пошлин и налогов исчисляются аналогично. При этом составляется график платежей. Проценты за фактически использованную рассрочку рассчитываются отдельно по каждому периоду, за который частично уплачивались пошлины и налоги, а потом суммируются. Для расчета процентов за рассрочку уплаты по последующим выплатам общая сумма таможенных пошлин и налогов уменьшается на сумму погашенной задолженности. Пример 5. Фирме — участнику ВЭД предоставлена рассрочка уплаты ввозной таможенной пошлины в сумме 387 000 руб. Продолжительность рассрочки — 21 день. По составленному графику уплата пошлины производится плательщиком равными частями через каждые 7 дней, то есть тремя платежами по 129 000 руб. каждый (387 000 руб. : 3). Проценты за рассрочку уплачиваются одновременно с причитающейся долей таможенной пошлины. Ставка рефинансирования Банка России, действующая в период рассрочки, — 16 процентов. Проценты за первые 7 дней предоставленной рассрочки составят: 387 000 руб. х 7 дн. х 16% —————————————————————————— = 1187,50 руб. 365 дн. x 100% Сумма первого платежа по рассрочке будет равна: 129 000 руб. + 1187,5 руб. = 130 187,5 руб. Проценты за вторые 7 дней предоставленной рассрочки составят: (387 000 руб. — 129 000 руб.) х 7 дн. х 16% ——————————————————————————————————————————— = 791,67 руб. 365 дн. х 100 дн. Сумма второго платежа будет равна: 129 000 руб. + 791,67 руб. = 129 791,67 руб. Проценты за последние 7 дней предоставленной рассрочки составят: (387 000 руб. — 129 000 руб. — 129 000 руб.) х 7 дн. х 16% —————————————————————————————————————————————————————————— = 395,84 руб. 365 дн. х 100% Сумма третьего платежа будет равна: 129 000 руб. + 395,84 = 129 395,84 руб. Обеспечение уплаты таможенных платежей В настоящее время применяются три способа обеспечения уплаты таможенных платежей: — внесение денег на депозитный счет таможни (денежный залог); — предоставление залога; — предоставление гарантии третьего лица (чаще всего используется гарантия банка). В новом Таможенном кодексе гарантия банка и гарантия третьего лица (она названа поручительством) разделены. Кроме того, вводится еще один способ обеспечения — договор страхования. Порядок применения этого способа должны будут разработать ГТК и Минфин. Новый Кодекс закрепил закрытый перечень случаев, когда таможня может потребовать обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов: а) предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов; б) условный выпуск товаров; в) перевозка и (или) хранение иностранных товаров; г) осуществление деятельности в области таможенного дела (временное хранение, таможенные перевозки, брокерство). Если участник ВЭД одновременно проводит несколько требующих обеспечения операций, он сможет предоставить так называемое генеральное обеспечение. По новому Таможенному кодексу это обеспечение, гарантирующее уплату пошлин и налогов по нескольким таможенным операциям. Обеспечение не потребуется: — если сумма таможенных платежей, пеней и процентов составляет менее 20 000 руб.; — если таможня уверена, что взятые перед ним обязательства будут выполнены. Размер обеспечения для участников ВЭД не изменился. Зато существенно подорожало обеспечение деятельности "околотаможенных" структур. Например, новые размеры гарантий, установленные для таможенных брокеров, примерно в 200 раз больше, чем требуется сейчас. Вводятся конкретные сроки для возврата обеспечения — три дня с момента, когда таможня убедится в исполнении обеспеченных обязательств (п.3 ст.377 нового ТК РФ). Исключение составляет денежный залог, который не возвращается, если фирма не полностью уплатила пошлины и налоги по другим товарам. Точнее, он возвращается за вычетом непогашенной задолженности. Взыскание таможенных платежей Глава 32 нового Таможенного кодекса посвящена принудительному взысканию таможенных пошлин и налогов. Принудительное взыскание производится за счет: а) средств, находящихся на счетах плательщика в банках; б) иного имущества плательщика; в) товаров, в отношении которых таможенные пошлины и налоги не уплачены. Последний способ принудительного взыскания является новшеством в таможенном законодательстве. Рассмотрим этот способ подробнее. Неуплаченные таможенные пошлины и налоги (их доли) взыскиваются: — с граждан — в судебном порядке; — с организаций — в бесспорном или судебном порядке. При этом в бесспорном порядке таможенники могут взыскивать пошлины и налоги лишь за счет денег фирмы на банковских счетах и за счет товаров, в отношении которых платежи не перечислены. На иное имущество организации взыскание может быть обращено только по судебному решению. Принудительно взыскивать таможенные пошлины и налоги нельзя, если: — в течение трех лет по окончании срока их уплаты требование об уплате не выставлено; — размер неуплаченных сумм по товарам, указанным в одной таможенной декларации либо отправленным в одно и то же время одним и тем же лицом, составляет менее 150 руб. (ст.348 нового ТК РФ). По сравнению с действующими в новом Кодексе установлены более льготные сроки исполнения требований. Сейчас этот срок составляет от 7 до 14 дней. По новому Кодексу этот срок — от 10 до 20 дней со дня получения требования (ст.350 нового ТК РФ). Наряду с этим сокращены сроки выставления требований. Сейчас требование направляется плательщику в течение трех месяцев после наступления срока уплаты таможенных пошлин и налогов. По новому Кодексу этот срок составляет 10 дней с даты обнаружения факта неуплаты. Если в установленный срок требование не выполнено в полном объеме, принимается решение о принудительном взыскании таможенных пошлин. Это решение должно быть вынесено не позднее чем через 30 дней после того, как срок исполнения требования истек (ст.350 нового ТК РФ). По сравнению с ныне действующим Кодексом этот срок сокращен вдвое. Решение, принятое позже 30 дней, считается недействительным. В этом случае таможенники должны будут взыскивать пошлины и налоги через суд (п.2 ст.351 нового ТК РФ). Деньги со счета участника ВЭД взыскиваются инкассовым поручением. Если денег на счете нет или информация о счетах плательщика отсутствует, таможня вправе взыскивать пошлины за счет товаров, в отношении которых эти платежи не перечислены (ст.352 нового ТК РФ). Естественно, это возможно, если такие товары еще не выпущены для внутреннего потребления. В некоторых случаях обращение взыскания на товары допускается даже без направления требования об уплате таможенных платежей. Это возможно: 1) если истек предельный срок хранения товаров на СВХ или таможенном складе; 2) если таможенники не могут установить, кто несет ответственность за уплату таможенных платежей. Обращать взыскание на товары можно только по решению суда. Исключение — когда такие товары переданы таможне в качестве залога, а также когда взыскание обращено на товары, предельный срок хранения которых на складах истек. Обращать взыскание на товары можно независимо от того, в чьей собственности они находятся. То есть допускается взыскание товара, формально принадлежащего иностранному поставщику, а не российскому получателю, который не внес таможенные платежи. Взыскание может быть обращено и на иное имущество плательщика, в частности на невостребованные суммы авансовых платежей или денежного залога (ст.353 нового ТК РФ). В отношении этих категорий имущества решение о взыскании принимает начальник таможни. На любое другое имущество взыскание может быть обращено только по решению суда. Все названные правила в полной мере применяются и при взыскании пеней. Новый Кодекс изменил их размер. Сейчас он составляет 3 процента от суммы задолженности. С 2004 г. пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Пени рассчитываются по формуле: П = Н х Ст / 300 х Д, где П — пени, подлежащие взысканию; Н — общая сумма недоимки, включая сумму неуплаченных таможенных пошлин и налогов; Д — количество дней просрочки платежа; Ст — ставка рефинансирования Банка России, действовавшая в период просрочки. Пример 6. Декларируется товар, облагаемый вывозной таможенной пошлиной. Размер пошлины составляет 20 000 руб. Таможня приняла декларацию 1 января 2004 г. Товар выпущен в режиме экспорта 4 января 2004 г. По истечении 10 рабочих дней с даты выпуска вывозная таможенная пошлина не уплачена. Таможней подготовлен документ на бесспорное списание суммы таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты. Ставка рефинансирования Банка России, действующая в период просрочки, — 16 процентов. Пени за 10 дней просрочки (с 5 по 14 января включительно) составят: 20 000 руб. х 16% / 300 дн. х 10 дн. = 106,67 руб. Если нарушен срок подачи таможенной декларации при нахождении товаров на СВХ, то за период хранения пени не начисляются (п.5 ст.349 нового ТК РФ). Возврат таможенных платежей Излишне внесенные таможенные платежи возвращаются по письменному заявлению участника ВЭД, поданному в течение трех лет со дня уплаты этих сумм. В новом Кодексе перечислены ситуации, в которых применяется сокращенный срок возврата: 1) если декларация считается непредставленной. Такой статус имеют, например, декларации, которые по тем или иным причинам не приняты таможенниками; 2) если таможенная декларация отзывается; 3) если фирме предоставлены тарифные льготы в виде возврата уплаченной таможенной пошлины; 4) если восстанавливается режим наибольшего благоприятствования или тарифные преференции; 5) если уплаченные суммы возвращаются при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ либо при их уничтожении (отказе в пользу государства или при реимпорте); 6) если с разрешения таможни изменяется ранее заявленный таможенный режим, который предусматривал более высокие платежи; 7) если возврат осуществляется в соответствии с законодательством о мерах по защите экономических интересов России (в отношении временных специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин). Новый Таможенный кодекс подтвердил, что возврат излишне уплаченных или взысканных сумм производится исключительно в рублях. Причем пересчет проводится по курсу, который действовал на день фактической уплаты (принятия банком платежного поручения, уплаты наличных в кассу таможни), а не на день принятия таможенной декларации (п.6 ст.355 нового ТК РФ). Излишне уплаченные (взысканные) таможенные пошлины не возвращаются: — если у участника ВЭД есть задолженность по таможенным платежам. В этом случае допускается зачет. То есть фирме вернут суммы излишне уплаченных пошлин за вычетом задолженности; — если сумма таможенных пошлин, подлежащих возврату, менее 150 руб. (кроме тех случаев, когда в роли плательщиков выступают физлица); — если заявление о возврате подано по истечении установленных сроков (п.9 ст.355 нового ТК РФ). Таможенный контроль По новому Кодексу ГТК России должен разработать так называемую систему управления рисками. Эта система будет использоваться при проведении таможенного контроля (ст.358 нового ТК РФ). На ее основе таможенники станут определять, какие именно товары и какие лица должны проходить проверку, а также степень этой проверки. Установлен срок давности для проведения последующего таможенного контроля. Он составляет один год с того дня, когда товары утратили статус товаров, находящихся под таможенным контролем (ст.361 нового ТК РФ). Перечень форм таможенного контроля практически не изменился. Да и положения о проведении мероприятий таможенного контроля уточнились незначительно. Наиболее существенное нововведение в процедуре таможенного контроля — право таможенников проводить арест и изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии. Это особый вид ревизии, который отличается в первую очередь более длительными сроками проведения и более углубленной проверкой. Решение об аресте может быть принято только при наличии признаков административных правонарушений. Эти случаи приведены в ст.377 нового Таможенного кодекса. Изъятие производится по тем же основаниям, если ареста недостаточно для сохранности товаров. Кроме того, таможенники будут изымать товары, запрещенные к ввозу или обороту в РФ. Изъятые товары вернут (или снимут арест) не позднее последнего дня специальной таможенной ревизии. Исключение составляют случаи, когда товары конфискованы, используются в качестве вещественных доказательств либо на них может быть обращено взыскание по уплате таможенных платежей (п.7 ст.377 нового ТК РФ). Обратите внимание: таможенники смогут арестовать или изъять товары, незаконно перемещенные через границу, у российских лиц, которые их приобрели. Однако новый владелец незаконно перемещенных товаров вправе декларировать их, внести за них таможенные платежи и выполнить иные требования закона в отношении этого имущества. Если же он не захочет обременять себя таможенным оформлением, незаконно перемещенные товары обращаются в федеральную собственность через суд (ст.391 нового ТК РФ). Изъятие товаров не производится, если таможенные платежи за них будут перечислены (или обеспечены) в течение 5 дней с того момента, когда факт незаконного перемещения был обнаружен. Пени на такие платежи не начисляются. "Интеллектуальный" контроль Глава 38 нового Таможенного кодекса регламентирует порядок таможенного контроля в отношении контрафактных товаров. Напомним, что по законодательству об авторских и смежных правах контрафактной считается продукция, изготовление или распространение которой влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Таможенники занялись "интеллектуальными" правами не так давно и совсем не случайно. Вступивший в силу 1 июля 2002 г. Административный кодекс позволил им составлять протоколы о правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.7.12 и ст.14.10 Административного кодекса. Статьей 7.12 предусмотрена ответственность за нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав при ввозе товаров в Россию. А ст.14.10 устанавливает ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара. Чтобы заводить административные дела по фактам нарушений "интеллектуальных" прав, нужна схема контроля. Такую схему и предлагает новый Таможенный кодекс. Контрафактная продукция не только обращается внутри страны, но и пересекает ее пределы. В момент пересечения таможенной границы такая продукция может быть выявлена. Однако для этого таможенники должны знать, что те или иные товары являются объектами интеллектуальной собственности. Поэтому правообладатель, если он имеет достаточные основания полагать, что при перемещении товаров через границу его исключительные права нарушаются, должен обратиться в ГТК России с письменным заявлением (ст.394 нового ТК РФ). Комитет обязан рассмотреть это заявление в течение месяца со дня его поступления. Срок может быть продлен, если для принятия решения потребуется дополнительная информация. Однако максимальный срок в любом случае не может превышать двух месяцев (ст.394 нового ТК РФ). Данные об объектах интеллектуальной собственности формируются Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования ГТК России (ГУТНР) в виде реестра. В этот реестр могут быть включены объекты авторского и смежных прав, товарные знаки (в т.ч. и те, права на которые принадлежат РФ), наименования мест происхождения товаров. Проводя контроль, таможенники обязаны свериться с данными реестра, чтобы установить, не нарушаются ли при перемещении товара чьи—нибудь исключительные права. Проводить такой контроль будут путем простого сопоставления документов, представленных декларантом, с данными реестра. До 1 января 2004 г. таможенники, даже обнаружив контрафактную продукцию, не могут предпринять каких—либо адекватных мер по ее задержанию. Конечно же, они проинформируют правообладателя и составят протокол об административном правонарушении, но не более того. Новый Кодекс дает таможенникам возможность приостанавливать выпуск товаров, подозреваемых в контрафактности. За время приостановки правообладатель может обратиться в государственный орган, который занимается защитой исключительных прав (к примеру, в Роспатент). Правда, для этого ему нужно будет вместе с заявлением, подаваемым в ГУТНР, представить письменное обязательство о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту (собственнику, получателю товаров и т.п.) в связи с приостановкой выпуска. Дело в том, что правообладатель несет гражданскую ответственность за имущественный вред, причиненный приостановкой выпуска товара, контрафактность которого не подтвердится (п.3 ст.397 нового ТК РФ). Более того, таможенники приостановят выпуск товара, только если правообладатель обеспечит выполнение своего обязательства о возмещении возможного вреда. Способы обеспечения могут быть любыми: залог, неустойка, гарантия, поручительство и т.д. Причем новый Таможенный кодекс позволяет правообладателю обеспечивать свое обязательство договором о страховании риска ответственности за причинение вреда. Сумма обеспечения (страховая сумма) должна быть не менее 500 000 руб. Если указанные требования не выполнены, контроль за соблюдением исключительных прав не проводится. Обнаружив контрафактную продукцию, таможенники приостанавливают ее выпуск на 10 рабочих дней. По мотивированному письменному запросу правообладателя указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней. Причем таможенники продлят этот срок, только если правообладатель обратился в уполномоченные органы за защитой своих прав. Если в течение установленного срока таможенники не получат решения уполномоченного органа об изъятии товаров, о наложении на них ареста либо об их конфискации, выпуск товаров будет продолжен в общем порядке. Приостановление выпуска может быть отменено до того, как истечет срок, установленный таможней (ст.399 нового ТК РФ). Таможенники будут контролировать соблюдение исключительных прав в течение срока, указанного правообладателем, но не более пяти лет. По истечении этого срока объект интеллектуальной собственности исключается из реестра. Некоторые товары не будут задерживаться на таможне, даже если их признают контрафактными. К такой продукции новый Таможенный кодекс относит товары, которые в небольшом количестве перемещаются через границу физлицами или пересылаются в международных почтовых отправлениях. Такие товары не задержат, если они предназначены не для предпринимательской деятельности, а для личных, семейных или домашних нужд (ст.400 нового ТК РФ). Правда, лицам, перемещающим контрафактные товары для личных нужд, все равно не избежать административной ответственности. Как и другие нарушители, они могут быть привлечены к ответственности по ст.ст.7.12 или 14.10 Административного кодекса. Наказания по этим статьям предусмотрены в виде административных штрафов: — для граждан — в размере от 1500 до 2000 руб.; — для индивидуальных предпринимателей — от 3000 до 4000 руб.; — для организаций — от 30 000 до 40 000 руб. По решению суда контрафактная продукция, а также орудия и материалы для ее производства могут быть конфискованы. Распоряжение товарами и транспортными средствами Новый Кодекс создает жесткий механизм воздействия на нарушителей таможенного законодательства. У таможенников появится возможность обращать товары, срок временного хранения которых на складе истек, в федеральную собственность (ст.429 нового ТК РФ). Теперь затягивать оформление товаров станет опасно — это будет чревато потерей имущества. Кроме того, таможенникам разрешили продавать товары и транспортные средства, которые были вещественными доказательствами в делах о нарушении таможенных правил, если затраты на хранение этих товаров превысили их стоимость. Правда, таможенники обязаны заблаговременно (не менее чем за 15 дней) письменно уведомить законного владельца товаров об их предстоящей реализации. Одновременно вводится запрет на приобретение товаров и транспортных средств, переданных на реализацию, самими таможенниками и членами их семей (п.4 ст.431 нового ТК РФ). Суммы, вырученные от реализации, должны быть выплачены владельцу имущества, за вычетом: — ввозных таможенных пошлин и налогов (в отношении иностранных товаров); — затрат на перевозку, хранение и реализацию товаров (ст.432 нового ТК РФ). Помимо этого таможенники смогут заниматься благотворительностью. Статья 433 нового Таможенного кодекса предоставляет ГТК России право безвозмездно передавать товары, обращенные в федеральную собственность: а) учреждениям социального обеспечения, здравоохранения, образования, детским учреждениям, органам социальной защиты — лекарственные средства, скоропортящиеся продукты, продукты детского питания, одежду, обувь и другие предметы первой необходимости; б) музеям — предметы истории, объекты науки и произведения искусства, не представляющие культурной ценности; в) зоопаркам, заповедникам и музеям — предметы флоры и фауны; г) религиозным организациям — предметы культа. Е.Н.Соболевский Юрист Подписано в печать 08.08.2003 —————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |