|
|
Статья: Учет затрат на оплату налоговых и юридических консультаций ("Главбух", 2003, N 14)
"Главбух", N 14, 2003
УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ НАЛОГОВЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
Не всегда задачи, которые встают перед бухгалтером, он может решить самостоятельно. Тогда ему на помощь приходят юристы, налоговые консультанты... Они могут провести экспертизу договоров с партнерами, дать ценный юридический совет, порекомендовать, как вести бухучет или платить налоги, и т.п. Конечно, услуги высококвалифицированных специалистов платные. В свою очередь, перед бухгалтером встает вопрос: как отразить такие расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Существует несколько способов. В нашей статье мы подробно рассмотрим каждый из них и расскажем, какой выбрать бухгалтеру в том или ином случае.
Плата за консультации относится к расходам по обычным видам деятельности
Стоимость консультационных услуг можно отнести на такие расходы, только если консультации непосредственно связаны с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ (услуг). При этом данная деятельность должна быть обычной для организации (п.5 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Такие расходы нужно отражать на счетах учета затрат (20 "Основное производство", 44 "Расходы на продажу", 25 "Общепроизводственные расходы" и т.д.). Теперь что касается налогового учета. Расходы на оплату консультаций уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия. Их нужно относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Так сказано в пп.14 и 15 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ. Однако для этого затраты должны быть обоснованны (экономически оправданны), подтверждены документально, произведены, чтобы получить доход (п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ).
Можно ли возместить "входной" НДС по оплаченным консультационным услугам? Организация - заказчик консультаций может это сделать, но только в случае, если у нее есть счет-фактура и расходы на консультации приняты к учету. Кроме того, нужно, чтобы эти консультации использовались в деятельности, облагаемой НДС. Об этом говорится в п.1 ст.172 и п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ.
Пример 1. ООО "Кемри" - производитель и продавец бытовой техники осваивает новый рынок сбыта. Организация обратилась в юридическую фирму за консультациями - какие юридические положения и правила надо учитывать, работая на этом рынке. Стоимость консультаций составила 120 000 руб., в том числе НДС - 20 000 руб. В учете ООО "Кемри" бухгалтер делает такие записи: Дебет 44 Кредит 76 - 100 000 руб. - отражены расходы на консультационные услуги; Дебет 19 Кредит 76 - 20 000 руб. - отражен НДС по консультационным услугам; Дебет 76 Кредит 51 - 120 000 руб. - оплачены услуги консультанта; Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19 - 20 000 руб. - зачтен НДС по консультационным услугам. В налоговом учете затраты на консультации в размере 100 000 руб. отнесены бухгалтером ООО "Кемри" к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Стоимость консультаций относится к операционным расходам
Если организация осуществляет операции, которые не являются для нее обычными (например, сдает в аренду свое имущество, участвует в капиталах других организаций, продает основные средства и т.п.), то она может относить расходы на консультации, связанные с этой деятельностью, в состав операционных. Об этом сказано в п.11 ПБУ 10/99. Такие затраты отражаются в бухгалтерском учете на счете 91, субсчет "Прочие расходы". Данные затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль. Их относят к внереализационным расходам. "Входной" НДС возмещают из бюджета, если выполняются необходимые условия, которые мы перечислили выше.
Пример 2. ООО "Конкорд" сдает в аренду свое здание. Для того чтобы определить, какие налоги необходимо заплатить по этой сделке, общество заказало консультацию. Услуги консультанта обошлись в 12 00 руб., в том числе НДС - 2000 руб. Бухгалтер ООО "Конкорд" сделал в бухгалтерском учете такие проводки: Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 76 - 10 000 руб. - учтены расходы на консультацию; Дебет 19 Кредит 76 - 2000 руб. - отражен НДС по консультации; Дебет 76 Кредит 51 - 12 000 руб. - оплачена консультация; Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19 - 2000 руб. - принят к зачету НДС по консультации. В налоговом учете затраты на консультацию - 10 000 руб. - включены в состав внереализационных расходов.
Затраты по консультационным услугам, которые связаны с получением кредитов и займов, также включаются в операционные расходы. Пунктами 11 и 19 ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" все затраты на консультации считаются дополнительными расходами по полученным займам. Их можно учитывать разными способами. Первый способ: затраты полностью списывают в том периоде, в котором они были произведены. Суть второго способа в том, что расходы предварительно учитываются либо как дебиторская задолженность, либо как расходы будущих периодов, а затем списываются ежемесячно во время срока погашения кредита. В налоговом учете средства, истраченные на консультации, которые связаны с получением займов, списывают на расходы в тот день, когда подписан акт выполненных работ. Следовательно, если вы будете списывать расходы равномерно в течение всего срока кредитования, то данные бухгалтерского и налогового учета не будут совпадать. Поэтому, чтобы сблизить эти учеты, мы рекомендуем вам списывать расходы в бухучете сразу и в полном объеме (в таком случае расходы отражаются так же, как показано в примере 2).
Консультации в связи с чрезвычайной ситуацией
Могут возникнуть так называемые чрезвычайные обстоятельства (например, авария, кража, пожар, стихийное бедствие), которые ставят под угрозу важные сделки. Чтобы выработать правильную линию поведения и не усугубить ситуацию, избежать лишних потерь, руководителям и другим должностным лицам приходится обращаться за консультациями специалистов. Расходы на консультационные услуги в таком случае учитывают в составе чрезвычайных расходов (п.13 ПБУ 10/99). Их отражают в бухгалтерском учете на счете 99, субсчет "Чрезвычайные расходы". Пунктом 2 ст.265 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что затраты организации, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, включаются в состав внереализационных расходов. Значит, если организация может доказать, что консультационные услуги были связаны с происшедшей чрезвычайной ситуацией, то на них можно уменьшить налогооблагаемую прибыль. При этом нужно учитывать следующее: чтобы определить последствия чрезвычайной ситуации, организация должна провести инвентаризацию и составить по ее итогам акт. Это установлено п.2 ст.12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно этому Закону инвентаризацию необходимо проводить в случае стихийных бедствий, пожара и других чрезвычайных ситуаций. Дополнительно рекомендуем получить справку о чрезвычайной ситуации в официальных организациях. Например, справку из Росгидромета, если произошло стихийное бедствие, или заключение Госпожарнадзора о причинах пожара и наличии (или отсутствии) виновных лиц и т.п. "Входной" НДС по таким расходам не может быть принят к вычету. Ведь данные затраты к деятельности, облагаемой НДС, не относятся (а это одно из обязательных условий для возмещения НДС). Напомним, что если налог на добавленную стоимость уплачен, но возместить его заказчик не может, то сумму НДС нужно включить в стоимость услуги. Так сказано в пп.4 п.2 ст.170 Налогового кодекса РФ.
Пример 3. Ураганом было повреждено имущество ООО "Дороти". Общество привлекло юридическую фирму для консультаций по вопросам, касающимся урегулирования последствий урагана. Стоимость услуг консультанта - 18 000 руб., в том числе НДС - 3000 руб. Бухгалтер ООО "Дороти" отразил расходы по консультированию: Дебет 99 субсчет "Чрезвычайные расходы" Кредит 76 - 15 000 руб. - учтены расходы на консультации; Дебет 19 Кредит 76 - 3000 руб. - отражен уплаченный НДС; Дебет 76 Кредит 51 - 18 000 руб. - оплачены консультации; Дебет 99 субсчет "Чрезвычайные расходы" Кредит 19 - 3000 руб. - НДС включен в состав чрезвычайных расходов. Налог на добавленную стоимость, уплаченный консультанту, ООО "Дороти" возместить не может, следовательно, его включили в стоимость услуги. Поскольку расходы на консультации были связаны с ликвидацией последствий урагана, бухгалтером организации принято решение отнести их в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Итак, 18 000 руб., потраченные на советы специалистов, отнесены к внереализационным расходам.
Цена консультации входит в стоимость купленного имущества
Если консультационные, юридические, нотариальные и другие подобные услуги непосредственно связаны с покупкой основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, то оплату этих услуг включают в стоимость покупки. Это следует из положений п.8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", п.6 ПБУ 14/00 "Учет нематериальных активов", п.6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". При расчете налоговой базы по налогу на прибыль такие расходы также можно включить в стоимость приобретаемого имущества. Об этом говорится в п.п.1 и 3 ст.257 и в п.2 ст.254 Налогового кодекса РФ. Если затраты на консультации включают НДС, то "входной" НДС может быть принят к зачету.
Пример 4. ООО "Параметр" решило купить холодильное оборудование за 3 600 000 руб., в том числе НДС - 600 000 руб. Так как оборудование дорогостоящее, предприятие обратилось в юридическую фирму за разъяснениями, как грамотно оформить куплю-продажу, чтобы в случае необходимости (обнаружения недостатков в оборудовании после его покупки) можно было требовать от продавца замены неисправных механизмов, блоков или узлов на исправные, проведения ремонта, постоянного обслуживания оборудования. Услуги юридической фирмы стоят 36 000 руб., в том числе НДС - 6000 руб. Оплатив консультации и купив оборудование, ООО "Параметр" делает в своем учете записи: Дебет 60 Кредит 51 - 3 600 000 руб. - оплачено холодильное оборудование; Дебет 08 Кредит 60 - 3 000 000 руб. - отражены капитальные вложения; Дебет 19 Кредит 60 - 600 000 руб. - отражен уплаченный поставщику НДС; Дебет 76 Кредит 51 - 36 000 руб. - оплачены консультации; Дебет 08 Кредит 76 - 30 000 руб. - отражены расходы на консультации в сумме капвложений; Дебет 19 Кредит 76 - 6000 руб. - отражен НДС по расходам на консультации; Дебет 01 субсчет "Основные средства" Кредит 08 - 3 030 000 руб. (3 000 000 + 30 000) - введено в эксплуатацию холодильное оборудование; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 606 000 руб. (600 000 + 6000) - принят к зачету НДС.
А.И.Маликов Подписано в печать 16.07.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |