Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Бухгалтерский и налоговый учет объектов сферы общественного питания, учитываемых на балансе организации ("Налоговый вестник", 2003, N 3)



"Налоговый вестник", N 3, 2003

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ СФЕРЫ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА БАЛАНСЕ

ОРГАНИЗАЦИИ

1. Признание объектов сферы общественного питания

для целей бухгалтерского и налогового учета

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенным в действие с 1 января 2003 г. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, объекты сферы общественного питания включены в разд.Н "Гостиницы и рестораны", класс 55 и подклассы: 55.3 "Деятельность ресторанов", 55.4 "Деятельность баров", 55.5 "Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания" (группа 55.51 "Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях").

Для признания объектов общественного питания в целях налогового учета необходимо учитывать требования государственных стандартов, что обусловлено следующими причинами.

С 1 января 2002 г. для целей налогового учета под документальным подтверждением затрат организации в качестве расходов понимается оформление документов таким образом, чтобы они отвечали требованиям всех законодательных актов Российской Федерации (а не только касающихся бухгалтерского учета и налогообложения).

В соответствии со ст.38 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством РФ.

Правила оказания услуг общественного питания, в которых говорится о необходимости сертификации таких услуг, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.

В ст.41 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" указывается на необходимость сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.

На необходимость санитарно - эпидемиологической экспертизы продукции прямо указывается также в Письме Минздрава России от 22.05.2002 N 2510/5140-02-32 "О санитарно - эпидемиологической экспертизе продукции".

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:

- ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий";

- ГОСТ Р 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению";

- ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования".

В Письме Роскомторга от 11.07.1995 N 1-955/32-7 "О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания" указывается также на необходимость применения вышеназванных основополагающих государственных стандартов.

Вышеприведенные государственные стандарты направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, на защиту интересов потребителей.

Требования, заложенные в государственных стандартах, являются обязательными для предприятий общественного питания различных организационно - правовых форм собственности.

Ранее введение обязательной сертификации услуг общественного питания было подтверждено совместным Письмом Госстандарта России N 230-7/431, Роскомторга N 1-1177/32-7 и Госкомсанэпиднадзора России от 07.09.1995 "О введении обязательной сертификации услуг общественного питания", которое не утратило своего действия и в настоящее время.

К нормативной документации отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.

В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться Сборниками технологических нормативов (издания 1994 г.), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.

Стандарты предприятий на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем.

Согласно ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35 и введенному в действие с 1 июля 1994 г., предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.

Кулинарная продукция должна соответствовать требованиям государственных стандартов, стандартов отрасли, стандартов предприятий, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, технических условий и вырабатываться по технологическим инструкциям и картам при соблюдении санитарных правил для предприятий общественного питания.

Тип предприятия общественного питания - это вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.

Класс предприятия общественного питания - это совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания:

- ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно - водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;

- бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;

- кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;

- столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

- закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием.

Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:

- диетическая столовая - столовая, специализирующаяся в приготовлении и реализации блюд диетического питания;

- столовая - раздаточная - столовая, реализующая готовую продукцию, получаемую от других предприятий общественного питания;

- буфет - структурное подразделение предприятия, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.

Для целей бухгалтерского учета перечень предприятий и структурных подразделений, относящихся к сфере общественного питания, приведен в комментарии к счету 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Вышеуказанный перечень включает только столовые и буфеты, состоящие на балансе организации, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации.

Таким образом, в бухгалтерском учете столовые и буфеты признаются в качестве объектов обслуживающих производств и хозяйств.

Согласно нормам ст.275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно - коммунального хозяйства, социально - культурной сферы, учебно - курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Следовательно, в налоговом законодательстве (в отличие от документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета) не конкретизирован перечень объектов, относящихся к сфере общественного питания и признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами, услуги которых являются одной из составляющих социального пакета коммерческих организаций в современных условиях.

В соответствии с п.1 ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено нормами НК РФ.

Учитывая вышеприведенное, а также то, что столовые, буфеты и иные аналогичные объекты общественного питания осуществляют реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам, организации могут признать такие объекты в качестве обслуживающих производств и хозяйств в целях налогового учета, зафиксировав это в качестве элемента налоговой учетной политики.

Сравнительная таблица норм бухгалтерского

и налогового учета, касающихся квалификации

и признания предприятий и структурных подразделений,

относящихся к сфере общественного питания

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |  Предприятия и структурные подразделения, относящиеся к сфере  |
   |                     общественного питания                      |
   +————————————————————————————————T———————————————————————————————+
   |Приказ Минфина России от        |Статья 275.1 НК РФ             |
   |31.10.2000 N 94н                |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Столовые и буфеты               |Отсутствует конкретный         |
   |                                |перечень объектов, относящихся |
   |                                |к сфере общественного питания  |
   L————————————————————————————————+————————————————————————————————
   

Деятельность объектов, относящихся к сфере общественного питания, имеющихся на балансе организаций, как правило, не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, ставших целью создания конкретной организации.

Кроме того, необходимо учитывать, что услуги от деятельности таких объектов могут быть как реализованы организацией сторонним потребителям и своим работникам, так и бесплатно переданы своим работникам в случаях, предусмотренных законодательством или условиями трудовых (коллективных) договоров.

В зависимости от этого бухгалтерский и налоговый учет объектов общественного питания имеет принципиальные отличия от учета операций, связанных с предметом деятельности коммерческой организации.

2. Бухгалтерский и налоговый учет расходов,

связанных с содержанием объектов сферы

общественного питания

В бухгалтерском учете объекты сферы общественного питания, не связанные с предметом деятельности организации, относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам.

Соответственно, для учета затрат, связанных с оказанием услуг столовыми, буфетами и другими объектами сферы общественного питания, должен использоваться калькуляционный счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Согласно ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п.13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету операций в общественном питании утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

В Письме Роскомторга от 15.07.1996 N1-806/32-9 "О действующей нормативной документации для предприятий общественного питания" подчеркивается, что все предприятия общепита независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности должны руководствоваться единой нормативной и технологической документацией.

Основными нормативными и технологическими документами, используемыми для учета услуг общественного питания, являются технологическая карта блюда, включающая технологию приготовления продукции и нормы закладки продуктов при приготовлении соответствующего блюда, а также калькуляционная карточка (форма N ОП-1).

Порядок заполнения калькуляционной карточки (форма N ОП-1), утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, описан в Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

При осуществлении операций в общественном питании следует руководствоваться Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.

Калькуляционная карточка (форма N ОП-1) применяется для определения цены продажи отдельно на каждое блюдо (изделие) с помощью калькуляции.

Калькуляционная карточка может составляться из расчета стоимости сырья на сто блюд для наиболее точного определения цены одного блюда (изделия).

Калькуляционные карточки составляются на основании сборников рецептур блюд, которыми должны руководствоваться все предприятия общественного питания.

При изменении компонентов в сырьевом наборе блюда и цены на сырье и продукты новая цена блюда определяется в последующих свободных графах калькуляционной карточки с указанием в заголовке даты произведенных изменений. В графе "Дата составления" указывается дата последней записи в карточке.

Правильность каждого расчета цены блюда (изделия) подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководителем организации.

На основании калькуляционных карточек заполняются данные практически всех документов, связанных с реализацией услуг общественного питания.

Утверждаю:

Заместитель генерального директора

ООО "Ирика"

________ А.Н.Царев

5 января 2003 г.

Технологическая карта блюда

Салат "греческий"

     
   ———————————————T————————T————————T————————T——————————————————————¬
   | Наименование | Брутто |  Нетто | Готовый| Способ приготовления |
   |   продукта   |(грамм) | (грамм)| продукт|                      |
   |              |        |        | (грамм)|                      |
   +——————————————+————————+————————+————————+——————————————————————+
   |Брынза        |   52   |   50   |   50   |Брынза нарезается     |
   +——————————————+————————+————————+————————+средним кубиком, все  |
   |Помидоры      |   58   |   50   |   50   |овощи — соломкой.     |
   |свежие        |        |        |        |Заправляется лимонным |
   +——————————————+————————+————————+————————+соком и растительным  |
   |Огурцы свежие |   38   |   30   |   30   |маслом. Блюдо         |
   +——————————————+————————+————————+————————+украшается зеленью и  |
   |Перец         |   40   |   30   |   30   |маслинами             |
   |болгарский    |        |        |        |                      |
   +——————————————+————————+————————+————————+                      |
   |Маслины       |   27   |   15   |   15   |                      |
   +——————————————+————————+————————+————————+                      |
   |Салат листовой|   22   |   15   |   15   |                      |
   +——————————————+————————+————————+————————+                      |
   |Сок лимона    |   24   |   10   |   10   |                      |
   +——————————————+————————+————————+————————+                      |
   |Масло         |   25   |   25   |   25   |                      |
   |растительное  |        |        |        |                      |
   +——————————————+————————+————————+————————+                      |
   |Выход блюда в |    х   |    х   |190/35  |                      |
   |готовом виде  |        |        |        |                      |
   |в граммах     |        |        |        |                      |
   L——————————————+————————+————————+————————+———————————————————————
   

Заведующая производством столовой ______________ Н.В.Соколова

Директор по административно - хозяйственной части

___________Н.И.Ильинский

Бухгалтер - калькулятор ________________________ С.Н.Рудакова

Утверждаю:

Заместитель генерального директора

ООО "Ирика"

________ А.Н.Царев

9 января 2003 г.

Калькуляционная карточка блюд на 9 января 2003 г.

     
   ———————————T————————T————————————T—————————————————————T——————————————————————¬
   |   Блюдо  |Код тов.|Наименование|    На одну порцию   |         Объем        |
   |          |  ед—цы |            +————————T—————T——————+——————T———————T———————+
   |          |        |            |  норма |цена,|сумма,|кол—во|расход,| сумма,|
   |          |        |            |расхода,| руб.| руб. |      |  кг   |  руб. |
   |          |        |            |   кг   |     |      |      |       |       |
   +——————————+————————+————————————+————————+—————+——————+——————+———————+———————+
   |Котлеты   |                                                                  |
   |по—киевски|                                                                  |
   +——————————+————————T————————————T————————T—————T——————T——————T———————T———————+
   |          |31—03032|Филе        |  0,09  |96,49|  8,68|  92  |  8,280| 798,94|
   |          |        |куриное     |        |     |      |      |       |       |
   +——————————+————————+————————————+————————+—————+——————+——————+———————+———————+
   |          |31—00028|Масло       |  0,03  |84,54|  2,54|  92  |  2,760| 233,33|
   |          |        |сливочное   |        |     |      |      |       |       |
   +——————————+————————+————————————+————————+—————+——————+——————+———————+———————+
   |          |31—00055|Яйцо        |  0,25  | 1,38|  0,35|  92  | 23,000|  31,74|
   +——————————+————————+————————————+————————+—————+——————+——————+———————+———————+
   |          |31—00019|Сухари      |  0,028 |16,23|  0,45|  92  |  2,576|  41,81|
   |          |        |панировоч.  |        |     |      |      |       |       |
   +——————————+————————+————————————+————————+—————+——————+——————+———————+———————+
   |          |31—00068|Масло       |  0,015 |25,17|  0,38|  92  |  1,380|  34,73|
   |          |        |растител.   |        |     |      |      |       |       |
   +——————————+————————+————————————+————————+—————+——————+——————+———————+———————+
   |          |31—00028|Масло       |  0,01  |84,54|  0,85|  92  |  0,920|  77,78|
   |          |        |сливоч.     |        |     |      |      |       |       |
   +——————————+————————+————————————+————————+—————+——————+——————+———————+———————+
   |          |31—00018|Соль        |  0,004 | 4,43|  0,02|  92  |  0,368|   1,63|
   +——————————+————————+————————————+————————+—————+——————+——————+———————+———————+
   |          |31—00117|Петрушка    |  0,005 | 8,1 |  0,04|  92  |  0,460|   3,73|
   +——————————+————————+————————————+————————+—————+——————+——————+———————+———————+
   |          |Итого   |      х     |    х   |  х  | 13,31|   х  | 39,744|1223,69|
   L——————————+————————+————————————+————————+—————+——————+——————+———————+————————
   

Заведующая производством столовой ______________ Н.В.Соколова

Бухгалтер - калькулятор ________________________ С.Н.Рудакова

Обязательные требования к объектам общественного питания различных типов и классов установлены Государственным стандартом Российской Федерации "Общественное питание. Классификация предприятий" ГОСТ Р 50762-95, утвержденным постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 N 198.

Соблюдение требований ГОСТ Р 50762-95 связано с дополнительными специфическими расходами объектов общественного питания.

Пример. Организация "Шрэк" имеет не выделенные на отдельный баланс столовую и бар класса "люкс" для организации питания своих сотрудников.

На основании служебной записки директора по административно - хозяйственной части и акта инвентаризационной комиссии о необходимости замены столовой посуды шести наименований и столового белья в столовой и баре были приобретены следующие товары с нанесением на них логотипа организации "Шрэк":

Спецификация к договору N 25 от 10.01.2003

с ООО "Мир фарфора"

     
   —————————————————————————————T——————————T———————————T————————————¬
   |         Ассортимент        |Количество| Цена, руб.| Сумма, руб.|
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Пара кофейная               |    115   |   900,00  | 103 500,00 |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Ваза для фруктов            |     10   |   550,00  |   5 500,00 |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Тарелка мелкая 175          |     24   |    40,00  |     960,00 |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Тарелка мелкая 240          |     12   |    56,00  |     672,00 |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Блюдо овальное 350          |      3   |   600,00  |   1 800,00 |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Кофейник                    |     21   |   240,00  |   5 040,00 |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Общая стоимость с нанесением|     х    |     х     | 117 472,00 |
   |логотипа на продукцию       |          |           |            |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |НДС                         |     х    |     х     |  23 494,40 |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Итого                       |     х    |     х     | 140 966,00 |
   L————————————————————————————+——————————+———————————+—————————————
   

Приложение N 1 к договору N 76 от 10.01.2003

с ООО "Микс"

     
   —————————————————————————————T——————————T———————————T————————————¬
   |     Наименование товара    |Количество| Цена, руб.| Сумма, руб.|
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Скатерть белая              |     40   |  1 200,00 |  48 000,00 |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Салфетки индивидуального    |    200   |    140,00 |  28 000,00 |
   |пользования                 |          |           |            |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Полотенца махровые          |     20   |    200,00 |   4 000,00 |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Всего                       |     х    |     х     |  80 000,00 |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |НДС                         |     х    |     х     |  16 000,00 |
   +————————————————————————————+——————————+———————————+————————————+
   |Итого                       |     х    |     х     |  96 000,00 |
   L————————————————————————————+——————————+———————————+—————————————
   

Спецификация к договору N 76 от 10.01.2003

с ООО "Микс"

     
   ————————————T—————————T—————————————T——————————T———————T—————————¬
   | Продукция | Описание|  Технология |Количество| Цена, |  Сумма, |
   |           |         |  нанесения  |          |  руб. |   руб.  |
   |           |         |   логотипа  |          |       |         |
   +———————————+—————————+—————————————+——————————+———————+—————————+
   |Скатерть   |лен,     |метод        |     40   | 320,00|12 800,00|
   |белая      |белого   |шелкографии, |          |       |         |
   |           |цвета    |1 цвет       |          |       |         |
   +———————————+—————————+—————————————+——————————+———————+—————————+
   |Салфетки   |30 х 30, |метод        |    200   | 150,00|30 000,00|
   |           |лен,     |шелкографии, |          |       |         |
   |           |белого   |1 цвет       |          |       |         |
   |           |цвета    |             |          |       |         |
   +———————————+—————————+—————————————+——————————+———————+—————————+
   |Полотенца  |30 х 60, |метод        |     10   | 192,00|   920,00|
   |махровые   |белого   |горячего     |          |       |         |
   |           |цвета    |тиснения     |          |       |         |
   +———————————+—————————+—————————————+——————————+———————+—————————+
   |Полотенца  |30 х 60, |без нанесения|     10   |   —   |    —    |
   |махровые   |белого   |             |          |       |         |
   |           |цвета    |             |          |       |         |
   +———————————+—————————+—————————————+——————————+———————+—————————+
   |Всего      |    х    |      х      |     х    |   х   |44 720,00|
   |стоимость  |         |             |          |       |         |
   |работ по   |         |             |          |       |         |
   |нанесению  |         |             |          |       |         |
   |логотипа   |         |             |          |       |         |
   +———————————+—————————+—————————————+——————————+———————+—————————+
   |НДС        |    х    |      х      |     х    |   х   | 8 944,00|
   +———————————+—————————+—————————————+——————————+———————+—————————+
   |Итого      |    х    |      х      |     х    |   х   |53 664,00|
   L———————————+—————————+—————————————+——————————+———————+——————————
   

Столовая посуда шести наименований и столовое белье (полотенца махровые с логотипом - 10 шт., салфетки с логотипом - 100 шт.) приобретены для бара, остальное столовое белье (полотенца махровые без логотипа - 10 шт., салфетки с логотипом - 100 шт., скатерти белые с логотипом - 40 шт.) - для столовой организации "Шрэк".

В ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" не предусмотрено требование к наличию в столовых фирменных скатертей и фарфоро - фаянсовой посуды с монограммой. Для бара класса "Люкс" данное требование обязательно.

В бухгалтерском учете организации "Шрэк" были сделаны следующие записи:

Д-т 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным", К-т 51 - 140 966 руб. - отражена сумма аванса, перечисленного ООО "Мир фарфора" за фарфоровую посуду для бара (на основании выписки банка);

Д-т 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным", К-т 51 - 149 664 руб. (96 000,00 руб. + 53 664,00 руб.) - отражена сумма аванса, перечисленного ООО "Микс" за столовое белье для столовой и бара (на основании выписки банка);

Д-т 10-9-2 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности для столовой" К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 91 800 руб. * - принято к учету столовое белье для столового зала;

* в том числе: полотенца махровые без логотипа - 10 шт. на сумму 2000 руб.;

салфетки - 100 шт. с логотипом на сумму 29 000 руб. (14 000 руб. + 15 000 руб.);

скатерти белые с логотипом - 40 шт. на сумму 60 800 руб. (48 000 руб. + 12 800 руб.);

Д-т 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", субсчет "Столовая", К-т 10-9-2 - 91 800 руб. - отражена передача столового белья в столовый зал. При этом в налоговом учете стоимость нанесения логотипа на 40 скатертей и 100 салфеток, не предусмотренного ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", в сумме 27 800 руб. (15 000 руб. + 12 800 руб.) не учитывается для целей налогообложения прибыли;

Д-т 19-3-2 "НДС по приобретенным материально - производственным запасам для столовой" К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 18 360 руб. - учтена сумма НДС со стоимости столового белья для столового зала;

Д-т 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", К-т 19-3-2 - 12 800 руб. (9600 руб. + 2800 руб. + 400 руб.) - принята к вычету сумма НДС со стоимости столового белья для столового зала в части стоимости, предусмотренной ГОСТ Р 50762-95, на основании п.2 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ;

Д-т 91-2 "Прочие расходы" К-т 19-3-2 - 5560 руб. (2560 руб. + 3000 руб.) - признана в качестве прочих внереализационных расходов сумма НДС со стоимости столового белья для столового зала в части стоимости нанесения логотипа, не предусмотренного ГОСТ Р 50762-95. Данная сумма не учитывается для целей налогообложения прибыли;

Д-т 10-9-3 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности для бара" К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 117 472 руб. - принята к учету столовая посуда шести наименований, приобретенная для бара;

Д-т 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", субсчет "Бар", К-т 10-9-3 - 117 472 руб. - отражена передача столовой посуды в бар;

Д-т 19-3-3 "НДС по приобретенным материально - производственным запасам для бара" К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 23 494,40 руб. - учтена сумма НДС со стоимости столовой посуды для бара;

Д-т 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", К-т 19-3-3 - 23 494,40 руб. - принята к вычету сумма НДС со стоимости столовой посуды для бара на основании п.2 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ;

Д-т 10-9-3 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности для бара" К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 32 920 руб. * - принято к учету столовое белье, приобретенное для бара;

* в том числе: полотенца махровые с логотипом - 10 шт. на сумму 3920 руб. (2000 руб. + 1920 руб.);

салфетки - 100 шт. с логотипом на сумму 29 000 руб. (14 000 руб. + 15 000 руб.);

Д-т 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", субсчет "Бар", К-т 10-9-3 - 32 920 руб. - отражена передача столового белья бару;

Д-т 19-3-3 "НДС по приобретенным материально - производственным запасам для бара" К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 6584 руб. - учтена сумма НДС со стоимости столового белья для бара;

Д-т 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", К-т 19-3-3 - 6584 руб. - принята к вычету сумма НДС со стоимости столового белья для бара.

3. Особенности налогообложения объектов

общественного питания

Согласно п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, и п.10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации учетная политика организации должна обеспечивать требование приоритета экономического содержания над формой, под которым понимается отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Требование приоритета экономического содержания перед формой сформулировано также в п.6.3.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России 29.12.1997.

Это означает, что в бухгалтерском учете экономическое содержание имеет приоритет перед правовой формой.

В налоговом учете правовая форма должна соответствовать экономическому содержанию; в противном случае не будет обеспечено выполнение требования п.1 ст.252 НК РФ, согласно которому все документы, подтверждающие расходы, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации (в данном случае - это государственные стандарты, сертификация услуг общественного питания).

При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае НК РФ не конкретизировано, о каком именно законодательстве идет речь.

Следовательно, затраты, произведенные организацией, для исчисления налога на прибыль должны оформляться в соответствии с требованиями всех норм законодательных актов Российской Федерации, регулирующих не только бухгалтерские, налоговые, но и другие правоотношения - бюджетные, гражданские, административные и т.д.

Таким образом, признание в бухгалтерском учете операций исходя только из их экономического содержания может и не совпадать с признанием этих же операций в налоговом учете, так как для налогового учета одинаково важны и правовая форма, и экономическое содержание.

Что касается НДС, то, по мнению автора, необходимо исходить из этих же требований.

Например, если директор обычной столовой коммерческой организации захочет купить сервизы из кузнецовского фарфора с логотипом фирмы, скатерти с вышитым шелком логотипом, фирменную одежду для работников столовой с таким же логотипом, напечатать в типографии на тисненой бумаге меню для каждого стола, размещенного в столовом зале, и т.д., что не предусмотрено государственным стандартом для данного класса предприятия общественного питания, то, соответственно, организация не может учесть подобные расходы как для целей налогообложения прибыли, так и для вычета НДС по таким затратам.

Согласно пп.48 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, признаются расходы по содержанию помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи).

Как видно из вышеуказанной нормы, перечень таких расходов является открытым, так как в скобках приведен лишь примерный список данных расходов.

В то же время на практике позиция налоговых органов порой сводится к тому, что перечень расходов по содержанию помещений, предназначенных для объектов общественного питания, является закрытым. Подтверждением этому является Письмо УМНС России по Московской области от 07.08.2002 N 04-24/2676 "О расходах, связанных с содержанием объектов обслуживающих производств и хозяйств".

При признании расходов по содержанию помещений в налоговом учете необходимо также принимать во внимание следующее.

В пп.48 п.1 ст.264 НК РФ говорится о том, что к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации и т.д.).

В то же время согласно п.16 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Сравнивать эти две нормы НК РФ, абстрагируясь от конкретных примеров, нельзя.

По мнению автора, если речь идет о бесплатном питании работников вредных производств, предусмотренном соответствующими нормативными документами, то, естественно, применим пп.48 п.1 ст.264 НК РФ, и это не будет противоречить п.16 ст.270 НК РФ.

Если речь идет об обычном бесплатном питании сотрудников, то для применения пп.48 п.1 ст.264 НК РФ необходимо, чтобы такие расходы организации одновременно отвечали трем условиям, предусмотренным п.1 ст.252 НК РФ, то есть расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и осуществлены.

Услуги общественного питания могут предоставляться своим сотрудникам и сторонним потребителям как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

На основании п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, в случае передачи услуг общественного питания на возмездной основе организация имеет право самостоятельно признавать поступления от оказания таких услуг доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (внереализационными доходами) с учетом характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Столовые, закусочные, буфеты и другие аналогичные объекты могут осуществлять самостоятельную коммерческую деятельность. В этом случае ее результаты будут рассматриваться как результаты по обычному виду или предмету деятельности данной организации.

Если в приказе по учетной политике предусмотрено признание получаемых доходов от реализации услуг общественного питания в качестве доходов от обычных видов деятельности, то бухгалтерский учет таких доходов ведется на субсчете 90-1 "Выручка" с использованием следующих проводок:

Д-т 50 "Касса" К-т 90-1 "Выручка" - отражена выручка от продажи кулинарных изделий, напитков за наличный расчет, включая НДС, акцизы и налог с продаж;

Д-т 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы", 90-6 "Налог с продаж" К-т 68 "Расчеты по налогам и сборам" - отражены НДС, акцизы и налог с продаж, начисляемые в соответствии с налоговым законодательством.

Соответствующая часть расходов по таким объектам общественного питания будет списываться в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж", то есть сформированная на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" фактическая себестоимость выполненных работ или оказанных услуг будет списываться следующей проводкой:

Д-т 90-2 "Себестоимость продаж" К-т 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - списана фактическая себестоимость услуг объекта общественного питания.

Если в приказе по учетной политике предусмотрено признание получаемых доходов от реализации услуг общественного питания в качестве прочих поступлений, то бухгалтерский учет таких доходов и расходов ведется на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Обращаем внимание читателей журнала на то, что построение аналитического учета по прочим расходам и доходам, относящимся к одной и той же хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

Пример. ООО "Ирика" имеет на балансе столовую, не выделенную на отдельный баланс.

В январе 2003 г. у фирмы "Сэйл" на условиях 100%-ной предоплаты было приобретено следующее технологическое оборудование для столовой и мебель для столового зала:

- линия раздачи (6 предметов, нержавеющая сталь) размером 6230 х 1040 стоимостью 165 000 руб., в том числе НДС 27 500 руб. (стоимость без НДС - 137 500 руб.);

- прилавок для горячих напитков ПГН-70 размером 1120 х 700 х 860 стоимостью 17 640 руб., в том числе НДС 2940 руб. (стоимость без НДС - 14 700 руб.);

- набор столовый (размер 1800 х 700) пластиковый с ламинированными скамьями для столового зала стоимостью 3120 руб., в том числе НДС 520 руб. (стоимость без НДС - 2600 руб.).

В бухгалтерском учете ООО "Ирика" были сделаны следующие записи:

Д-т 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным", К-т 51 - 185 760 руб. (165 000 руб. + 17 640 руб. + 3120 руб.) - отражена сумма аванса, перечисленного фирме "Сэйл" за технологическое оборудование и мебель для столового зала (на основании выписки банка);

Д-т 08-4 "Приобретение объектов основных средств" К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 154 800 руб. (137 500 руб. + 14 700 руб. + 2600 руб.) - отражено получение от фирмы "Сэйл" оборудования и мебели для столовой (на основании накладной фирмы - поставщика);

Д-т 19-1 "НДС при приобретении объектов основных средств" К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 30 960 руб. (27 500 руб. + 2940 руб. + 520 руб.) - учтена сумма НДС со стоимости приобретенного оборудования и мебели для столовой (на основании счета - фактуры фирмы "Сэйл");

Д-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К-т 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным", - 185 760 руб. - зачтена задолженность перед фирмой "Сэйл" за счет ранее перечисленного аванса;

Д-т 01 "Основные средства" К-т 08-4 "Приобретение объектов основных средств" - 137 500 руб. - принята к учету и зачислена в состав основных средств по первоначальной стоимости линия раздачи, приобретенная за плату для столовой (на основании акта (накладной) приемки - передачи основных средств - форма N ОС-1);

Д-т 68 / НДС К-т 19-1 - 27 500 руб. - принята к вычету сумма НДС, уплаченная фирме "Сэйл" (на основании счета - фактуры) согласно п.2 ст.171 и п.1 ст.171 НК РФ;

Д-т 01 "Основные средства" К-т 08-4 "Приобретение объектов основных средств" - 14 700 руб. - принят к учету и зачислен в состав основных средств по первоначальной стоимости прилавок для горячих напитков, приобретенный за плату для столовой (на основании акта (накладной) приемки - передачи основных средств - форма N ОС-1);

Д-т 68 / НДС К-т 19-1 - 2940 руб. - принята к вычету сумма НДС, уплаченная фирме "Сэйл" (на основании счета - фактуры), согласно п.2 ст.171 и п.1 ст.171 НК РФ;

Д-т 01 "Основные средства" К-т 08-4 "Приобретение объектов основных средств" - 2600 руб. - принят к учету и зачислен в состав основных средств по первоначальной стоимости набор столовый пластиковый с ламинированными скамьями, приобретенный за плату для столового зала (на основании акта (накладной) приемки - передачи основных средств - форма N ОС-1);

Д-т 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" К-т 01 "Основные средства" - 2600 руб. - списана стоимость набора столового, первоначальная стоимость которого не превышает 10 000 руб. за единицу (согласно п.18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). В целях обеспечения сохранности данного объекта основных средств при его эксплуатации рекомендуем организации обеспечить надлежащий контроль за его движением путем оформления инвентарной карточки учета основных средств (форма N ОС-6, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).

Д-т 68 / НДС К-т 19-1 - 520 руб. - принята к вычету сумма НДС, уплаченная фирме "Сэйл" (на основании счета - фактуры), согласно п.2 ст.171 и п.1 ст.171 НК РФ.

В соответствии с учетной политикой ООО "Ирика" как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета используется линейный метод начисления амортизации.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, линия раздачи и прилавок для горячих напитков относятся к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно) как оборудование технологическое для предприятий общественного питания (код ОКОФ ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, - 14 2945000).

Приказом по учетной политике ООО "Ирика" установлен срок полезного использования оборудования для столовой - 7 лет (7 лет х 12 мес. = 84 мес.).

Исходя из этого ежемесячная норма амортизации рассчитана в размере:

(1 : 84 мес.) х 100% = 1,1905%.

Соответственно ежемесячная сумма амортизационных отчислений составила:

- по линии раздачи - 1636,94 руб. (137 500 руб. х 1,1905%);

- по прилавку для горячих напитков - 175,00 руб. (14 700 руб. х 1,1905%);

Д-т 29 К-т 02 - 1636,94 руб. - отражена ежемесячная сумма начисленной амортизации по линии раздачи, используемой в столовой, не выделенной на отдельный баланс, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения его в эксплуатацию (на основании бухгалтерской справки - расчета);

Д-т 29 К-т 02 - 175,00 руб. - отражена ежемесячная сумма начисленной амортизации по прилавку для горячих напитков, используемому в столовой, не выделенной на отдельный баланс, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения его в эксплуатацию (на основании бухгалтерской справки - расчета).

Обращаем внимание читателей журнала на то, что на основании п.1 ст.256 НК РФ сумма начисленной амортизации будет учитываться для целей налогообложения прибыли в случае, если линия раздачи и прилавок для горячих напитков будут использоваться ООО "Ирика" для получения дохода, то есть при реализации услуг питания своим работникам и сторонним потребителям за плату.

4. Налогообложение питания сотрудников

в столовых организаций

4.1. Общие положения

Налогообложение питания сотрудников в столовых организаций зависит от формы его предоставления:

1) бесплатное питание, предусмотренное действующим законодательством;

2) бесплатное питание, предусмотренное трудовыми (коллективными) договорами;

3) бесплатное питание, не предусмотренное в трудовом договоре;

4) питание, являющееся частью социального пакета работника;

5) бесплатное питание, не относящееся к расходам на оплату труда.

4.2. Бесплатное питание, предусмотренное действующим

законодательством

В соответствии со ст.222 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно - профилактическое питание.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно - профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

До принятия такого порядка необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

- Порядком бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.1987 N 731/П-13;

- Перечнем химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденным Минздравом СССР от 04.11.1987 N 4430-87;

- Письмом Минздрава СССР от 25.06.1991 N 143-11/10-17 "О продуктах животного происхождения, заменяющих молоко";

- Письмом Минздрава СССР от 06.01.1989 N 14-4/644-19;

- Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно - профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов этого питания, нормами бесплатной выдачи витаминных препаратов и правилами бесплатной выдачи лечебно - профилактического питания, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 07.01.1977 N 4/П-1;

- Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82, согласно которым лица, работающие вахтовым методом, обеспечиваются ежедневным трехразовым питанием;

- Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 861 "О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов".

Обязательная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов предусмотрена для рабочих и служащих, занятых на работах с применением химических и радиоактивных веществ в открытом виде.

Норма выдачи молока установлена в размере 0,5 л за смену независимо от ее продолжительности. Выдача молока предусмотрена в дни фактической занятости работника на работах, связанных с производством или применением химических веществ, предусмотренных в вышеназванном Перечне соответствующих производств, профессий и должностей. Не допускается выдача денежной компенсации взамен молока (или равноценных пищевых продуктов).

Допускается замена молока только равноценными по химическому составу молочными продуктами. Замена молока сметаной не допускается, так как этот продукт содержит в основном жиры, избыточное потребление которых усиливает неблагоприятное воздействие на организм вредных факторов производственной среды.

Стоимость бесплатно предоставленных работникам в соответствии с действующим законодательством питания и продуктов в налоговом учете признается в качестве расходов на оплату труда и учитывается для целей налогообложения прибыли на основании п.4 ст.255 НК РФ.

В бухгалтерском учете в этом случае должны быть сделаны следующие записи:

Д-т 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" К-т 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

В соответствии с пп.2 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом установленные законодательством Российской Федерации компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением питания и продуктов.

Согласно п.3 ст.217 НК РФ расходы по предоставлению бесплатного питания определенным категориям работников, установленные действующим законодательством, не включаются в доход таких работников для исчисления налога на доходы физических лиц.

4.3. Бесплатное питание, предусмотренное трудовыми

(коллективными) договорами

Кроме случаев бесплатного предоставления питания, предусмотренных действующим законодательством, работодатели вправе обеспечивать бесплатным питанием своих сотрудников в качестве элементов социального пакета, предусмотрев данное условие в трудовых (коллективных) договорах.

Согласно п.12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий признаются для целей бухгалтерского учета внереализационными расходами.

Следовательно, списание расходов, учтенных на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", в этом случае производится на основании следующей проводки:

Д-т 91-2 "Прочие расходы", субсчет "Прочие внереализационные расходы", К-т 29 - стоимость бесплатно предоставленного своим работникам питания признана в качестве внереализационных расходов отчетного периода. Запись осуществляется в сумме фактической производственной себестоимости оказанных услуг.

В отличие от бухгалтерского учета для целей налогообложения прибыли такие затраты организации признаются расходами на оплату труда (на основании пп.25 ст.255 НК РФ), уменьшающими налогооблагаемую прибыль (п.25 ст.270 НК РФ), и включаются в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу на основании п.1 ст.237 НК РФ.

В соответствии с п.4 ст.237 НК РФ стоимость бесплатно предоставленного сотрудникам питания при расчете налогооблагаемой базы по единому социальному налогу учитывается исходя из его рыночной цены на день предоставления, включая НДС, а для подакцизных товаров - также соответствующую сумму акциза.

На основании п.1 ст.211 НК РФ налогом на доходы физических лиц облагаются любые доходы, полученные работниками от работодателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленные исходя из их цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст.40 НК РФ, с учетом НДС, акцизов и налога с продаж.

Таким образом, расходы на бесплатное питание работников, предусмотренные трудовыми (коллективными) договорами и признаваемые расходами на оплату труда, подлежат включению в состав доходов физического лица, полученных в натуральной форме, и облагаются налогом на доходы физических лиц.

4.4. Бесплатное питание, не предусмотренное в трудовом

договоре

Согласно пп.1 п.2 ст.211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Следовательно, если бесплатно предоставляемое работникам организации питание не предусмотрено в их трудовых договорах, то на основании пп.1 п.2 ст.211 НК РФ стоимость такого питания подлежит включению в состав доходов каждого работника, облагаемых по ставке 13%. При этом на основании п.1 ст.211 НК РФ налоговая база определяется как стоимость такого питания, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст.40 НК РФ. При этом в стоимость питания включается соответствующая сумма НДС, акцизов и налога с продаж.

В качестве документального оформления бесплатного питания сотрудников организации, не предусмотренного трудовыми договорами, необходимо оформить следующие внутренние организационно - распорядительные документы:

- приказ руководителя об организации бесплатного питания работников организации в 2003 г.;

- табельный учет рабочего времени, позволяющий ежемесячно определить количество реально работающих сотрудников, получивших бесплатное питание, в разрезе отделов организации (без учета работников, находящихся в отпусках, командировках, на больничных и т.д.);

- ежедневное меню, утверждаемое заведующим производством (столовой).

На практике ответственное лицо в столовой небольшой организации (если штат работников столовой позволяет) ведет параллельно с бухгалтерией ежедневный учет обедающих работников, данные которого сверяются в конце месяца с данными бухгалтерии.

На основании п.1 ст.256 НК РФ амортизация в этом случае не учитывается для целей налогообложения прибыли.

В то же время в п.2 разд.5.3 "Амортизационные отчисления" Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, указывается в качестве одного из условий отнесения имущества к амортизируемому использование основных средств для извлечения дохода (для производства и реализации продукции (работ, услуг) или для управления организацией).

По мнению автора, в данном случае использование основных средств столовой можно квалифицировать как использование основных средств для целей управления организацией.

4.5. Питание, являющееся частью социального

пакета работника

В этом случае в трудовом договоре должна быть следующая запись:

"Работодатель обеспечивает бесплатное питание работника в течение всего срока действия договора (за исключением дней отсутствия работника на рабочем месте - в результате болезни, в командировках, в отпуске и т.д.) в пределах утверждаемого заведующим производством (столовой) ежедневного меню соответствующего отдела или подразделения, в котором работает данный работник организации".

На практике многие организации утверждают ежедневное меню, разное для различных отделов и структурных подразделений, а также для администрации. Соответственно, в трудовом договоре делается соответствующая запись.

Следовательно, сумма стоимости питания в договоре не указывается. Да это и нецелесообразно, поскольку стоимость ежедневного меню по дням недели и в зависимости от экономической ситуации в стране и финансового положения организации может изменяться. Основной порядок расчета стоимости питания описан в настоящей статье (посредством калькуляционных и технологических карт).

4.6. Бесплатное питание, не относящееся

к расходам на оплату труда

Расходы по организации бесплатного питания своих работников, не предусмотренные действующим законодательством, а также условиями трудовых (коллективных) договоров, учтенные в бухгалтерском учете организации по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", так же как и в предыдущем случае, признаются внереализационными расходами и отражаются следующей записью:

Д-т 91-2 "Прочие расходы", субсчет "Прочие внереализационные расходы", К-т 29 - стоимость бесплатно предоставленного своим работникам питания признана в качестве внереализационных расходов отчетного периода.

В налоговом учете такие расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании п.25 ст.270 НК РФ.

На основании п.3 ст.236 НК РФ и Письма МНС России от 04.04.2002 N СА-6-05/415@ стоимость бесплатно предоставленного своим работникам питания в этом случае не является объектом обложения единым социальным налогом, поскольку не признается расходом, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.

На основании пп.1 п.2 ст.211 НК РФ оплата за работников услуг питания в их интересах признается доходами, полученными работниками в натуральной форме, и подлежит включению в налоговую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц.

Е.В.Орлова

Начальник сектора эккаунтинга,

аудита и корпоративных стандартов

ЗАО "УК СТИН Холдинг"

Подписано в печать

14.02.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об оценке налогового потенциала Астраханской области с использованием репрезентативной налоговой системы ("Налоговый вестник", 2003, N 3) >
Вопрос: Как учитываются для целей налогообложения прибыли расходы на аудит консолидированной отчетности налогоплательщика - российской организации, составленной в соответствии со стандартами финансового учета США (US GAAP)? ("Налоговый вестник", 2003, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.