![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (комментарий к изменениям, касающимся налогообложения субъектов малого предпринимательства)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2003, N 3)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 3, 2003
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 31.12.2002 N 191-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ГЛАВЫ 22, 24, 25,26.2, 26.3 И 27 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (КОММЕНТАРИЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ, КАСАЮЩИМСЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)>
С 1 января 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 104-ФЗ) введен в действие ряд специальных режимов налогообложения, в том числе и упрощенная система налогообложения, предусмотренная гл.26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Однако следует иметь в виду, что в названную главу Кодекса Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) внесен ряд изменений и дополнений. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налогоплательщиками (которыми являются организации и индивидуальные предприниматели) ряда налогов, в том числе НДС, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период (ст.346.11 НК РФ в ред. Закона N 104-ФЗ). Законом N 191-ФЗ в названную статью НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Однако признание (непризнание) в качестве плательщика определенного налога возможно в соответствующей главе НК РФ (федеральном законе), регламентирующей порядок исчисления и уплаты конкретного налога. В соответствии со ст.143 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Но поскольку в вышеуказанную статью НК РФ изменения в части исключения из числа плательщиков НДС лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, не внесены, то не ясно, происходит в определенной части замена уплаты НДС уплатой единого налога либо организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС во всех случаях (согласно гл.21 НК РФ). Читателям журнала следует обратить внимание также на следующее. В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 191-ФЗ: - не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.; - если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика (при этом не определяется, какого налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя) превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Однако действующее законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете не определяет порядок учета основных средств и нематериальных активов. (в настоящее время действуют Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н. Но вышеуказанные акты не относятся к законодательным и являются ведомственными нормативными актами.) Кроме вышеуказанных изменений, ст.3 Закона N 191-ФЗ были внесены дополнения в Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, ст.4 Федерального закона "О бухгалтерском учете", определяющая сферу действия названного Закона, дополнена п.3 следующего содержания: "Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл.26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете". В Федеральном законе от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (который признан утратившим силу с 1 января текущего года) организациям, применявшим упрощенную систему, предоставлялось право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действовавшим Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Практически полное освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета было не совсем оправданно по следующим основаниям: - бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении посредством сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций, и одной из задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности (ст.1 Федерального закона "О бухгалтерском учете"); - именно данные бухгалтерского учета лежат в основе определения налоговой базы организации по большинству налогов (в соответствии со ст.54 НК РФ налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода, в том числе на основе данных регистров бухгалтерского учета). В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл.26.2 НК РФ. Статьей 346.24 вышеуказанной главы настоящего Кодекса установлено, что налогоплательщики (как организации, так и индивидуальные предприниматели) обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. При этом определение понятия "налоговый учет" в целях рассматриваемой главы НК РФ не дается, нет такого определения и в общей части настоящего Кодекса (в частности, в ст.11 НК РФ). Впервые налоговый учет как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ, определяется в ст.313 гл.25 "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса. В названной статье Кодекса также предусматривается, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку данные положения применяются при исчислении налога на прибыль, не ясно, сводится ли налоговый учет для организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, только к ведению книги учета доходов и расходов.
Г.Г.Иванова Подписано в печать 14.02.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |