Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (комментарий к изменениям, касающимся налогообложения субъектов малого предпринимательства)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2003, N 3)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 3, 2003

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 31.12.2002 N 191-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ГЛАВЫ 22, 24, 25,26.2, 26.3 И 27 ЧАСТИ ВТОРОЙ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (КОММЕНТАРИЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ,

КАСАЮЩИМСЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)>

С 1 января 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 104-ФЗ) введен в действие ряд специальных режимов налогообложения, в том числе и упрощенная система налогообложения, предусмотренная гл.26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Однако следует иметь в виду, что в названную главу Кодекса Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) внесен ряд изменений и дополнений.

Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налогоплательщиками (которыми являются организации и индивидуальные предприниматели) ряда налогов, в том числе НДС, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период (ст.346.11 НК РФ в ред. Закона N 104-ФЗ). Законом N 191-ФЗ в названную статью НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Однако признание (непризнание) в качестве плательщика определенного налога возможно в соответствующей главе НК РФ (федеральном законе), регламентирующей порядок исчисления и уплаты конкретного налога. В соответствии со ст.143 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Но поскольку в вышеуказанную статью НК РФ изменения в части исключения из числа плательщиков НДС лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, не внесены, то не ясно, происходит в определенной части замена уплаты НДС уплатой единого налога либо организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС во всех случаях (согласно гл.21 НК РФ).

Читателям журнала следует обратить внимание также на следующее. В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 191-ФЗ:

- не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.;

- если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика (при этом не определяется, какого налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя) превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Однако действующее законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете не определяет порядок учета основных средств и нематериальных активов. (в настоящее время действуют Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н. Но вышеуказанные акты не относятся к законодательным и являются ведомственными нормативными актами.)

Кроме вышеуказанных изменений, ст.3 Закона N 191-ФЗ были внесены дополнения в Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, ст.4 Федерального закона "О бухгалтерском учете", определяющая сферу действия названного Закона, дополнена п.3 следующего содержания:

"Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл.26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете".

В Федеральном законе от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (который признан утратившим силу с 1 января текущего года) организациям, применявшим упрощенную систему, предоставлялось право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действовавшим Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Практически полное освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета было не совсем оправданно по следующим основаниям:

- бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении посредством сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций, и одной из задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности (ст.1 Федерального закона "О бухгалтерском учете");

- именно данные бухгалтерского учета лежат в основе определения налоговой базы организации по большинству налогов (в соответствии со ст.54 НК РФ налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода, в том числе на основе данных регистров бухгалтерского учета).

В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл.26.2 НК РФ. Статьей 346.24 вышеуказанной главы настоящего Кодекса установлено, что налогоплательщики (как организации, так и индивидуальные предприниматели) обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. При этом определение понятия "налоговый учет" в целях рассматриваемой главы НК РФ не дается, нет такого определения и в общей части настоящего Кодекса (в частности, в ст.11 НК РФ). Впервые налоговый учет как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ, определяется в ст.313 гл.25 "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса. В названной статье Кодекса также предусматривается, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку данные положения применяются при исчислении налога на прибыль, не ясно, сводится ли налоговый учет для организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, только к ведению книги учета доходов и расходов.

Г.Г.Иванова

Подписано в печать

14.02.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Изменения, внесенные АПК РФ в арбитражно - процессуальное законодательство (Окончание) ("Налоговый вестник", 2003, N 3) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (комментарий к изменениям, касающимся обложения акцизами)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2003, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.