![]() |
| ![]() |
|
Статья: Обязательная сертификация. Особенности отражения расходов в учете ("Практическая бухгалтерия", 2002, N 6)
"Практическая бухгалтерия", N 6, 2002
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ РАСХОДОВ В УЧЕТЕ
Постановлением от 29 апреля 2002 г. N 287 Правительство РФ значительно изменило действующий Перечень товаров (работ и услуг), которые подлежат обязательной сертификации. Так, например, в этот Перечень включены лекарственные средства, предназначенные для профилактики и лечения заболеваний. Некоторые товары (работы, услуги) из Перечня исключены. В статье мы подробно расскажем о порядке учета затрат на сертификацию.
Сертификация может быть обязательной и добровольной. Обязательную сертификацию проводят федеральные органы исполнительной власти (например, Госстандарт России), а добровольную - организации, получившие аккредитацию Госстандарта России. На сертифицированную продукцию выдается сертификат соответствия. В некоторых случаях результаты сертификации подтверждаются знаком соответствия. Добровольная сертификация проводится исключительно по инициативе производителей или продавцов товаров (работ, услуг). Она подтверждает соответствие товаров установленным стандартам, техническим рецептурам и т.д. Как правило, такую сертификацию проводят для повышения конкурентоспособности товаров. Обязательная сертификация подтверждает соответствие товаров (работ, услуг) требованиям безопасности жизни и здоровья людей, их имущества и окружающей среды. Перечень товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013. Как мы указали, в него были внесены значительные изменения. Из Перечня товаров исключены некоторые виды продукции. Например, теперь не подлежат обязательной сертификации перчатки, шарфы, головные уборы, канцелярские и другие товары. В то же время в обязательном порядке должны сертифицироваться лекарственные средства. Изменен и Перечень сертифицируемых работ и услуг. Теперь требование об обязательной сертификации сохранено только для работ по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, а также для услуг розничной торговли и общественного питания.
Учет затрат на обязательную сертификацию
Согласно правилам сертификации, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 23 августа 1999 г. N 44, за выдачу сертификата с организаций взимается фиксированная плата в размере одного МРОТ. Напомним, что по Федеральному закону от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ считается равным 100 руб. Эта сумма предварительно перечисляется на счет организации, которая проводит сертификацию. Если в дальнейшем фирме будет отказано в выдаче сертификата, внесенные деньги не возвращаются. Кроме платы за выдачу сертификата фирма должна оплатить услуги: - органа по сертификации продукции (работ, услуг); - испытательной лаборатории; - по сертификации систем качества (производства); - по инспекционному контролю за соответствием сертифицированной продукции (работ, услуг) требованиям нормативных документов. Сертификаты выдаются на срок от одного года до трех лет. Поэтому затраты, связанные с их получением, предварительно учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов". При перечислении денег в учете делается запись: Дебет 97 Кредит 51 - оплачены услуги по сертификации. Со счета 97 "Расходы будущих периодов" они равномерно списываются на себестоимость в течение всего срока действия сертификата. В учете производственной фирмы эту операцию отражают записью: Дебет 20 Кредит 97 - списана часть расходов по сертификации. Торговые организации должны делать проводку: Дебет 44 Кредит 97 - списана часть расходов по сертификации. По ст.264 НК РФ затраты на сертификацию относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. По мере списания на затраты они уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы. Если фирме было отказано в сертификации, то сумма этих затрат включается в состав внереализационных расходов. Налогооблагаемую прибыль такие расходы не уменьшают. Эту операцию отражают записью: Дебет 91-1 Кредит 97 - списаны расходы по сертификации.
Пример 1. ЗАО "Актив" занимается техническим обслуживанием и ремонтом легковых автомобилей. "Актив" решил провести обязательную сертификацию своих услуг. Сертификат выдается на три года. Фирмой были оплачены: - сертификат соответствия - 100 руб.; - услуги по сертификации - 9000 руб. (в том числе НДС - 1500 руб.); - услуги лаборатории, тестирующей оборудование, - 36 000 руб. (в том числе НДС - 6000 руб.); - услуги по инспекционному контролю - 12 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.). Бухгалтер "Актива" должен сделать записи: Дебет 60 Кредит 51 - 57 100 руб. (100 + 9000 + 36 000 + 12 000) - оплачены расходы на проведение сертификации; Дебет 97 Кредит 60 - 100 руб. - учтены затраты на получение сертификата; Дебет 97 Кредит 60 - 7500 руб. (9000 - 1500) - отражены затраты на оплату услуг по сертификации; Дебет 19 Кредит 60 - 1500 руб. - учтен НДС по услугам сертификации; Дебет 97 Кредит 60 - 30 000 руб. (36 000 - 6000) - отражены затраты на оплату услуг лаборатории; Дебет 19 Кредит 60 - 6000 руб. - учтен НДС по услугам лаборатории; Дебет 97 Кредит 60 - 10 000 руб. (12 000 - 2000) - отражены затраты на оплату услуг по инспекционному контролю; Дебет 19 Кредит 60 - 2000 руб. - учтен НДС по услугам инспекционного контроля; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 9500 руб. (1500 + 6000 + 2000) - принят к вычету НДС, перечисленный в оплату услуг по сертификации. Расходы по сертификации составили: 100 руб. + 7500 руб. + 30 000 руб. + 10 000 руб. = 47 600 руб. Они списываются на себестоимость равными долями в течение срока действия сертификата (три года). Ежемесячно бухгалтер "Актива" должен делать запись: Дебет 20 Кредит 97 - 1322 руб. (47 600 руб. : 36 мес.) - списана часть расходов на сертификацию.
На практике часто возникает ситуация, когда производство продукции, на которую получен сертификат, приостановлено. В этом случае расходы на проведение сертификации не включаются в себестоимость, а учитываются как затраты, не давшие продукции. Как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения эти затраты включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль. Они отражаются по дебету субсчета 91-2 "Прочие расходы".
Пример 2. ООО "Пассив" выпускает пищевые продукты. На них фирмой был получен сертификат. Плата за выдачу сертификата - 100 руб. Другие расходы на сертификацию составили 48 000 руб. (в том числе НДС - 8000 руб.). Сертификат получен на три года. Бухгалтер "Пассива" должен сделать записи: Дебет 60 Кредит 51 - 48 100 руб. (100 + 48 000) - оплачены расходы на проведение сертификации; Дебет 97 Кредит 60 - 40 100 руб. (48 100 - 8000) - учтены в составе расходов будущих периодов затраты на сертификацию; Дебет 19 Кредит 60 - 8000 руб. - учтен НДС по расходам на сертификацию; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 8000 руб. - принят к вычету НДС, перечисленный в оплату услуг по сертификации.
Примечание. НДС по услугам, связанным с сертификацией, принимается к налоговому вычету.
Расходы ежемесячно списываются на себестоимость равными долями в течение срока действия сертификата (три года). В бухгалтерском учете списание расходов отражают записью: Дебет 20 Кредит 97 - 1113,89 руб. (40 100 руб. : 36 мес.) - списана часть расходов на сертификацию. ООО "Пассив" производило пищевые продукты только в течение двух лет. За два года были списаны расходы по сертификации в сумме: 40 100 руб. : 36 мес. x 24 мес. = 26 733 руб. Затраты по обязательной сертификации, приходящиеся на третий год работы, должны быть включены во внереализационные расходы. Сумма этих затрат составит: 40 100 руб. - 26 733 руб. = 13 367 руб. Бухгалтер "Пассива" должен сделать запись: Дебет 91-2 Кредит 97 - 13 367 руб. - списана часть расходов на сертификацию, приходящихся на третий год работы фирмы.
Т.Демченкова Эксперт аналитической группы "РАДА" Подписано в печать 04.06.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |