Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Обязательная сертификация. Особенности отражения расходов в учете ("Практическая бухгалтерия", 2002, N 6)



"Практическая бухгалтерия", N 6, 2002

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ РАСХОДОВ В УЧЕТЕ

Постановлением от 29 апреля 2002 г. N 287 Правительство РФ значительно изменило действующий Перечень товаров (работ и услуг), которые подлежат обязательной сертификации. Так, например, в этот Перечень включены лекарственные средства, предназначенные для профилактики и лечения заболеваний. Некоторые товары (работы, услуги) из Перечня исключены. В статье мы подробно расскажем о порядке учета затрат на сертификацию.

Сертификация может быть обязательной и добровольной. Обязательную сертификацию проводят федеральные органы исполнительной власти (например, Госстандарт России), а добровольную - организации, получившие аккредитацию Госстандарта России. На сертифицированную продукцию выдается сертификат соответствия. В некоторых случаях результаты сертификации подтверждаются знаком соответствия.

Добровольная сертификация проводится исключительно по инициативе производителей или продавцов товаров (работ, услуг). Она подтверждает соответствие товаров установленным стандартам, техническим рецептурам и т.д. Как правило, такую сертификацию проводят для повышения конкурентоспособности товаров.

Обязательная сертификация подтверждает соответствие товаров (работ, услуг) требованиям безопасности жизни и здоровья людей, их имущества и окружающей среды.

Перечень товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013. Как мы указали, в него были внесены значительные изменения. Из Перечня товаров исключены некоторые виды продукции. Например, теперь не подлежат обязательной сертификации перчатки, шарфы, головные уборы, канцелярские и другие товары. В то же время в обязательном порядке должны сертифицироваться лекарственные средства.

Изменен и Перечень сертифицируемых работ и услуг. Теперь требование об обязательной сертификации сохранено только для работ по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, а также для услуг розничной торговли и общественного питания.

Учет затрат на обязательную сертификацию

Согласно правилам сертификации, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 23 августа 1999 г. N 44, за выдачу сертификата с организаций взимается фиксированная плата в размере одного МРОТ. Напомним, что по Федеральному закону от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ считается равным 100 руб.

Эта сумма предварительно перечисляется на счет организации, которая проводит сертификацию. Если в дальнейшем фирме будет отказано в выдаче сертификата, внесенные деньги не возвращаются.

Кроме платы за выдачу сертификата фирма должна оплатить услуги:

- органа по сертификации продукции (работ, услуг);

- испытательной лаборатории;

- по сертификации систем качества (производства);

- по инспекционному контролю за соответствием сертифицированной продукции (работ, услуг) требованиям нормативных документов.

Сертификаты выдаются на срок от одного года до трех лет. Поэтому затраты, связанные с их получением, предварительно учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов". При перечислении денег в учете делается запись:

Дебет 97 Кредит 51

- оплачены услуги по сертификации.

Со счета 97 "Расходы будущих периодов" они равномерно списываются на себестоимость в течение всего срока действия сертификата. В учете производственной фирмы эту операцию отражают записью:

Дебет 20 Кредит 97

- списана часть расходов по сертификации.

Торговые организации должны делать проводку:

Дебет 44 Кредит 97

- списана часть расходов по сертификации.

По ст.264 НК РФ затраты на сертификацию относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. По мере списания на затраты они уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы.

Если фирме было отказано в сертификации, то сумма этих затрат включается в состав внереализационных расходов. Налогооблагаемую прибыль такие расходы не уменьшают. Эту операцию отражают записью:

Дебет 91-1 Кредит 97

- списаны расходы по сертификации.

Пример 1. ЗАО "Актив" занимается техническим обслуживанием и ремонтом легковых автомобилей. "Актив" решил провести обязательную сертификацию своих услуг. Сертификат выдается на три года. Фирмой были оплачены:

- сертификат соответствия - 100 руб.;

- услуги по сертификации - 9000 руб. (в том числе НДС - 1500 руб.);

- услуги лаборатории, тестирующей оборудование, - 36 000 руб. (в том числе НДС - 6000 руб.);

- услуги по инспекционному контролю - 12 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.).

Бухгалтер "Актива" должен сделать записи:

Дебет 60 Кредит 51

- 57 100 руб. (100 + 9000 + 36 000 + 12 000) - оплачены расходы на проведение сертификации;

Дебет 97 Кредит 60

- 100 руб. - учтены затраты на получение сертификата;

Дебет 97 Кредит 60

- 7500 руб. (9000 - 1500) - отражены затраты на оплату услуг по сертификации;

Дебет 19 Кредит 60

- 1500 руб. - учтен НДС по услугам сертификации;

Дебет 97 Кредит 60

- 30 000 руб. (36 000 - 6000) - отражены затраты на оплату услуг лаборатории;

Дебет 19 Кредит 60

- 6000 руб. - учтен НДС по услугам лаборатории;

Дебет 97 Кредит 60

- 10 000 руб. (12 000 - 2000) - отражены затраты на оплату услуг по инспекционному контролю;

Дебет 19 Кредит 60

- 2000 руб. - учтен НДС по услугам инспекционного контроля;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 9500 руб. (1500 + 6000 + 2000) - принят к вычету НДС, перечисленный в оплату услуг по сертификации.

Расходы по сертификации составили:

100 руб. + 7500 руб. + 30 000 руб. + 10 000 руб. = 47 600 руб.

Они списываются на себестоимость равными долями в течение срока действия сертификата (три года).

Ежемесячно бухгалтер "Актива" должен делать запись:

Дебет 20 Кредит 97

- 1322 руб. (47 600 руб. : 36 мес.) - списана часть расходов на сертификацию.

На практике часто возникает ситуация, когда производство продукции, на которую получен сертификат, приостановлено. В этом случае расходы на проведение сертификации не включаются в себестоимость, а учитываются как затраты, не давшие продукции. Как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения эти затраты включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль. Они отражаются по дебету субсчета 91-2 "Прочие расходы".

Пример 2. ООО "Пассив" выпускает пищевые продукты. На них фирмой был получен сертификат. Плата за выдачу сертификата - 100 руб. Другие расходы на сертификацию составили 48 000 руб. (в том числе НДС - 8000 руб.). Сертификат получен на три года.

Бухгалтер "Пассива" должен сделать записи:

Дебет 60 Кредит 51

- 48 100 руб. (100 + 48 000) - оплачены расходы на проведение сертификации;

Дебет 97 Кредит 60

- 40 100 руб. (48 100 - 8000) - учтены в составе расходов будущих периодов затраты на сертификацию;

Дебет 19 Кредит 60

- 8000 руб. - учтен НДС по расходам на сертификацию;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 8000 руб. - принят к вычету НДС, перечисленный в оплату услуг по сертификации.

Примечание. НДС по услугам, связанным с сертификацией, принимается к налоговому вычету.

Расходы ежемесячно списываются на себестоимость равными долями в течение срока действия сертификата (три года). В бухгалтерском учете списание расходов отражают записью:

Дебет 20 Кредит 97

- 1113,89 руб. (40 100 руб. : 36 мес.) - списана часть расходов на сертификацию.

ООО "Пассив" производило пищевые продукты только в течение двух лет. За два года были списаны расходы по сертификации в сумме:

40 100 руб. : 36 мес. x 24 мес. = 26 733 руб.

Затраты по обязательной сертификации, приходящиеся на третий год работы, должны быть включены во внереализационные расходы. Сумма этих затрат составит:

40 100 руб. - 26 733 руб. = 13 367 руб.

Бухгалтер "Пассива" должен сделать запись:

Дебет 91-2 Кредит 97

- 13 367 руб. - списана часть расходов на сертификацию, приходящихся на третий год работы фирмы.

Т.Демченкова

Эксперт

аналитической группы "РАДА"

Подписано в печать

04.06.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Должно ли частное охранное предприятие, состоящее на налоговом учете в налоговом органе г. Москвы, вставать на учет в другом налоговом органе г. Москвы по месту нахождения обособленного подразделения в связи с заключением договора на охрану имущества? Какие налоги должна уплачивать головная организация по месту нахождения обособленного подразделения? ("Московский налоговый курьер", 2002, N 14) >
Статья: Применение ККМ: порядок проведения проверок ("Практическая бухгалтерия", 2002, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.