Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 29.03.2002 N 190 "О лицензировании аудиторской деятельности"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 8)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 8, 2002

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29.03.2002 N 190

"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ">

Опубликованным выше Постановлением Правительство РФ утвердило Положение о лицензировании аудиторской деятельности (далее - Положение). Оно вступает в силу 4 апреля 2002 г. С этой даты утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 27.04.1999 N 472 "О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации" (опубликовано в "НА" N 11, 1999).

Заметим, что ранее действовавшее Положение о лицензировании не распространялось на лицензирование деятельности в области банковского аудита. Порядок выдачи лицензий на этот вид аудита был утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 482, а лицензии на ведение банковского аудита выдавал непосредственно Банк России.

С законом, но без лицензий и аттестатов

После вступления в силу Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (опубликован в "НА" N 17, 2001), а также в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" функции регулирования аудита, в том числе банковского, перешли к Минфину России.

На основании этого Закона Банк России прекратил лицензирование аудиторской деятельности в области аудита кредитных организаций, а Минфин России в свою очередь не мог выдавать лицензии на аудиторскую деятельность из-за отсутствия соответствующего постановления правительства. Из-за этого многие аудиторские фирмы, у которых к моменту вступления в силу Закона истек срок действия лицензий, не смогли его продлить и были лишены возможности заниматься банковским аудитом. Поэтому утверждение нового Положения позволит наконец получить лицензии банковским аудиторам и выдать аудиторские заключения на годовые отчеты банков за 2001 г. в преддверии собраний акционеров.

С выходом комментируемого документа аудиторы наконец-то смогут получать свои квалификационные аттестаты, выдача которых с осени была приостановлена.

В новом Положении требования к уставному капиталу аудиторской организации опущены. В частности, пресловутое требование пп."в" п.9 старого Положения о необходимости доли, принадлежащей аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, в уставном капитале (уставном фонде) не менее 51 процента. Напомним, что незаконность этого требования и применение его с момента издания старого Положения установил Верховный Суд РФ Решением от 22.05.2001 N ГКПИ 01-806.

Основные отличия

Назовем основные отличия нового Положения от старого. Прежде всего новый документ соответствует требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (опубликован в "НА" N 17, 2001; далее - Закон N 128-ФЗ).

В новом Положении в отличие от ранее действовавшего не сказано, что лицензии выдаются отдельно на разные виды аудиторской деятельности. Ранее действовал порядок, предусматривавший, что лицензии выдаются отдельно на осуществление каждого из четырех видов аудита: проверки банков, страховых организаций и обществ взаимного страхования, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, общего аудита.

Закон N 128-ФЗ, который упразднил разделение аудита на четыре вида, вступил в силу 11 февраля 2002 г. Но порядка получения единой лицензии установлено не было.

Теперь предполагается наличие одной общей лицензии на весь спектр аудиторских услуг. Новым соискателям единая лицензия будет выдана в течение 60 дней с момента представления документов, остальные же могут работать на основании старых лицензий. Единая лицензия будет выдаваться ранее работавшим аудиторским организациям после окончания срока действия старых лицензий (одного из четырех ранее действовавших типов лицензий).

Лицензия выдается на пять лет и по заявлению лицензиата впоследствии может продлеваться на пятилетние периоды неограниченное количество раз. Напомним, что ранее срок действия лицензий был установлен в один, два или три года и не продлевался, т.е. каждый раз лицензия выдавалась вновь.

Лицензионное требование о наличии в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов с квалификационными аттестатами аудитора (в отличие от ранее действовавшего требования о двух аттестованных аудиторах) вступает в силу 9 сентября 2003 г.

Новое Положение требует наличия у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов. Поэтому представляется, что при аудите страховых организаций или инвестиционных фондов при единой аудиторской лицензии у фирмы необходимо включение в состав проверяющих отчетность аудиторов именно тех сотрудников, которые имеют профильные аттестаты.

Положение предусматривает разделение квалификационных аттестатов по типам - в зависимости от объектов аудиторской проверки (банки, страховщики, инвестфонды и все остальные). Хотя пока не совсем понятно, каким образом будут выдаваться квалификационные аттестаты по видам.

При аудите кредитных организаций (начиная с аудита годовой отчетности за 2002 г.) устанавливаются следующие требования:

- участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций (а всего в штате компании должно быть не менее пяти аттестованных аудиторов);

- наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита двухлетнего стажа аудиторской деятельности;

- наличие при проведении обязательного аудита банковских групп и холдингов двухлетнего стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций.

Новыми лицензионными требованиями являются требования к проведению аудита в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, соблюдение в ходе проводимых проверок правил внутреннего контроля качества, а также обеспечение возможности проведения внешних проверок качества работы.

Больших изменений в части требований к представляемым в лицензирующий орган (Минфин России) документам не произошло. Теперь не нужны справка с места жительства (для индивидуального аудитора) и справка банка или иной документ, подтверждающий оплату уставного капитала (для организации).

А вот срок принятия Минфином России решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче теперь увеличен до 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами. Ранее срок составлял 30 дней. Интересная деталь: в документе отсутствует перечень причин, по которым Минфин России вправе отказать в выдаче лицензий. Ранее перечень причин приводился.

Лицензионные сборы

В новом Положении суммы лицензионных сборов не указаны, они установлены в ст.15 Закона N 128-ФЗ. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 руб.

В связи с отменой отдельной лицензии на банковский аудит комментируемый документ отменил Постановление Правительства РФ от 14.09.2000 N 678 "О размерах платы, взимаемой при лицензировании банковского аудита".

Что касается аттестации аудиторов, то, как и прежде, плата за проведение аттестации взимается в размере 20 МРОТ (2000 руб.) на дату подачи заявления и вносится на счета Минфина России. Если аттестат утерян, за выдачу дубликата взимается 1000 руб. от этой суммы.

Л.П.Фомичева

Аудитор

Подписано в печать

08.04.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 28.03.2002 N 32-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 8) >
Вопрос: ...При возникновении большого объема проектных работ у ООО появляется необходимость в привлечении инженеров из других проектных организаций для выполнения работ в свободное от основной работы время и без зачисления их в штат. Как с вышеуказанными работниками заключать договоры, как выплачивать материальное вознаграждение? Необходимо ли начислять выплаты в ФСС РФ? ("Московский налоговый курьер", 2002, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.