Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 21.03.2002 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 8)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 8, 2002

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 21.03.2002 N 31-ФЗ

"О ПРИВЕДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

В СООТВЕТСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ">

До принятия Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации) отдельные нормы, касающиеся вопросов регистрации организаций, содержались во множестве нормативных актов.

Публикуемый Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ (далее - Закон N 31-ФЗ) приводит действующее законодательство в соответствие с Законом о регистрации. При этом одни нормы, дублирующие положения Закона о регистрации, полностью утрачивают силу, а другие, вступающие с ним в противоречие, скорректированы.

Перечень документов, полностью утрачивающих силу, приведен в ст.1 Закона N 31-ФЗ, а перечень документов, в которые внесены те или иные изменения, - в ст.2 этого Закона.

В комментарии рассмотрены только те положения Закона N 31-ФЗ, которые представляют интерес для широкого круга организаций. Комментарий не затрагивает особенности государственной регистрации таких специфических субъектов права, как кредитные организации и политические партии.

Кроме того, в комментарии рассмотрен порядок отражения расходов, связанных с созданием, перерегистрацией и ликвидацией организаций, в бухгалтерском и налоговом учете.

Создание организации

Согласно ст.1 Закона N 31-ФЗ, с 1 июля 2002 г. утрачивают силу ст.ст.34 и 35 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а с ними и сам этот Закон. Вступающий в силу с этой же даты Закон о регистрации по-иному определяет момент создания юридического лица.

Напомним, что в настоящее время юридические лица считаются созданными с момента государственной регистрации (далее - Регистрация). Но сама эта процедура не включает в себя внесение сведений о вновь созданной организации в Единый государственный реестр (далее - Госреестр). Передача таких сведений является обязанностью регистрирующего органа (например, регистрационной палаты). С 1 июля 2002 г. юридические лица будут считаться созданными только с момента внесения записи в Госреестр.

Учредители вновь создаваемых торгово-промышленных палат (ТПП) и общественных объединений с 1 июля 2002 г. будут иметь дело не с одной государственной структурой, ответственной за регистрацию, а с двумя. Первый из них - это федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (далее - Уполномоченное ведомство), который упоминается в п.п.8 и 11 ст.2 Закона N 31-ФЗ. Второй - это регистрирующий орган (далее - Регистратор), вносящий записи в Госреестр и упомянутый в ст.2 Закона о регистрации. При этом Уполномоченное ведомство принимает решение о Регистрации, а Регистратор на основании этого решения вносит соответствующую запись в Госреестр.

Регистратор

Закон о регистрации не указывает, к компетенции какой именно федеральной структуры будет относиться Регистрация, оставляя это решение за Правительством РФ. Сегодня на роль Регистратора претендуют несколько федеральных ведомств, в том числе МНС и Минэкономразвития России. Определить, какое министерство будет заниматься этой деятельностью, Правительство РФ должно до 1 июля 2002 г.

Напомним, что сейчас в различных субъектах РФ Регистрацией занимаются либо управления юстиции, либо специально созданные регистрационные палаты, либо органы местного самоуправления. Отдельные юридические лица, чья деятельность характеризуется специфическими особенностями, регистрируются иными структурами. В частности, общественные организации, а также предприятия с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей регистрирует Минюст России. А объединения страховщиков приобретают права юридических лиц после Регистрации в департаменте страхового надзора Минфина России.

Новые сроки Регистрации

Установленный в настоящее время срок Регистрации (не более одного месяца) сократится после 1 июля до пяти рабочих дней (со дня представления Регистратору всех необходимых документов). При этом документ, подтверждающий факт внесения организации в Госреестр (а значит, и Регистрацию), выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации. При наличии праздников дата выдачи такого документа переносится на первый послепраздничный рабочий день.

Пример 1. Заявитель сдал пакет документов, необходимых для Регистрации ООО "Сервис-Консалт", в понедельник 5 августа 2002 г. Регистратор должен выдать заявителю документ, подтверждающий Регистрацию ООО "Сервис-Консалт", не позднее 13 августа 2002 г. (вторника следующей рабочей недели).

Если же документы на Регистрацию будут поданы в понедельник 4 ноября 2002 г., то Регистратор обязан выдать документ, подтверждающий Регистрацию, не позднее 13 ноября 2002 г. (среды следующей рабочей недели), поскольку 7 ноября является праздничным днем.

Новый сокращенный срок Регистрации установлен не для всех юридических лиц. В частности, для общественных объединений и религиозных организаций общий срок Регистрации не изменился и по-прежнему составляет один месяц. Однако теперь в течение этого срока должно быть не только принято решение о Регистрации и внесена запись в Госреестр, но и выдан заявителю документ, подтверждающий факт внесения такой записи.

Документы

Перечень документов, представляемых Регистратору (а в некоторых случаях в Уполномоченное ведомство), для Регистрации юридического лица существенно не изменился. Напомним, что в Законе о регистрации упоминаются только четыре документа:

- подписанное заявителем заявление о Регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

- документ об уплате государственной пошлины.

При Регистрации организации, учредителем которой является иностранное юридическое лицо, Закон о регистрации требует также представить пятый документ - доказательство юридического статуса учредителя. Таким доказательством может быть выписка из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство.

Свидетельство о Регистрации

Закон о регистрации не называет точное наименование документа, которое будет подтверждать факт Регистрации (например, свидетельство о регистрации, решение о регистрации и т.п.). Поэтому в тех законах, где упоминается конкретная форма такого документа, соответствующие положения изменяются на "документ о государственной регистрации", форму которого должно утвердить Правительство РФ.

Местонахождение организации

Изменения, внесенные в п.2 ст.54 ГК РФ, позволяют сделать вывод о том, что местонахождение юридического лица будет определяться исключительно местом его Регистрации и соответствовать местонахождению органа или лица, уполномоченного действовать от имени организации без доверенности (дирекции, правления, генерального директора, директора и т.п.). Аналогичные изменения внесены в специальные законы (Федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").

Основания для отказа

Отмена Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" влечет за собой и отмену ранее установленных оснований для отказа в Регистрации.

Так, с 1 июля 2002 г. причиной отказа в Регистрации организации не может служить несоответствие ее учредительных документов требованиям законодательства РФ, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.

Пример 2. ОАО "Ладья" и ОАО "Энергосталь" решили учредить ЗАО "КрАуСС". На собрании учредителей решением N 1 был утвержден устав ЗАО "КрАуСС".

Рассмотрим две ситуации, когда документы представлены на Регистрацию до и после вступления в силу Закона N 31-ФЗ.

До вступления в силу Закона N 31-ФЗ

Предположим, что пакет документов, необходимых для Регистрации вновь создаваемого юридического лица, был представлен в регистрационную палату в сентябре 2001 г. Регистрационная палата, проверив представленные документы, отказала в Регистрации по причине несоответствия положений устава ЗАО "КрАуСС" нормам Федерального закона "Об акционерных обществах".

После вступления в силу Закона N 31-ФЗ

Предположим, что ОАО "Ладья" и ОАО "Энергосталь" решили учредить ЗАО "КрАуСС" в августе 2002 г. В этом случае, получив от Регистратора отказ в Регистрации по причине несоответствия норм устава нормам Федерального закона "Об акционерных обществах", учредители имеют полное право обратиться в арбитражный суд с иском об обязании Регистратора зарегистрировать общество.

Кроме того, из законодательства изъято такое основание к отказу в Регистрации предприятия, как нарушение установленного порядка создания предприятия.

И наконец, Закон N 31-ФЗ отменил еще одно основание для отказа в Регистрации. Речь идет о запрете регистрировать организации, имеющие в названии слова "биржа" и "товарная биржа" в любых сочетаниях, но не отвечающие требованиям, предъявляемым к товарной бирже, и если их сфера деятельности не соответствует сфере деятельности товарной биржи.

Таким образом, по новым правилам (ст.23 Закона о регистрации) отказ в Регистрации возможен только в двух общих для всех организаций случаях:

- непредставление определенных Законом о регистрации документов, необходимых для Регистрации;

- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В то же время на практике Регистратор, на наш взгляд, может отказать в Регистрации отдельным юридическим лицам и по иным, предусмотренным законами, основаниям. По нашему мнению, к таким законам относятся только федеральные законы, регулирующие вопросы Регистрации отдельных категорий юридических лиц. В частности, дополнительные основания к отказу в Регистрации, как и раньше, предусмотрены ст.23 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", которую не затронули изменения, внесенные комментируемым документом.

Регистрационные платежи

С 1 июля все организации будут уплачивать только государственную пошлину.

Напомним, что в настоящее время организации уплачивают государственную пошлину (Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.03.1991 N 764-1), а общественные объединения - регистрационный сбор (Постановление Верховного Совета РСФСР от 18.12.1991 N 2057-1). Причем сумма сбора существенно отличается от суммы пошлины.

Это новшество обусловлено тем, что НК РФ не предусматривает среди федеральных, региональных и местных налогов и сборов такой вид обязательного платежа, как регистрационный сбор.

Согласно новой редакции ст.ст.3 и 4 Закона РФ "О государственной пошлине", за Регистрацию юридических лиц, а также за Регистрацию изменений, вносимых в их учредительные документы, взимается государственная пошлина в размере 2000 руб. От ее уплаты освобождены только государственно-властные структуры и профсоюзы, зарегистрированные в качестве юридических лиц.

Рассмотрим, как отражаются регистрационные платежи и иные расходы, связанные с процедурой Регистрации, в учете организации.

Бухгалтерский и налоговый учет

расходов на регистрацию

В процессе Регистрации помимо уже упомянутой государственной пошлины учредители несут и другие расходы, связанные с правовым обеспечением начала деятельности предприятия. Это, в частности, плата за присвоение статистических кодов, оплата необходимых нотариальных услуг, а в ряде случаев - финансирование почтово-секретарского обслуживания и т.п. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев оплачиваются услуги фирм, специализирующихся на оперативном проведении регистрационных процедур.

ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" определяет их как организационные расходы, связанные с образованием юридического лица. Их сумма, согласно п.21 ПБУ 14/2000, в качестве амортизационных отчислений списывается в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации).

Операции, связанные с возникновением и амортизацией организационных расходов, отражаются в учете следующими записями:

Дебет 04 Кредит 75 субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал"

- отражены организационные расходы, оплаченные учредителем;

Дебет 44 (20) Кредит 04

- списана амортизация по нематериальным активам.

Как следует из ПБУ 14/2000, чтобы учесть расходы в качестве организационных, их должны признать все учредители в качестве вклада участника в создаваемую организацию.

Состав организационных расходов законодательством не определен. Поэтому, исходя из приведенного в ПБУ 14/2000 определения, можно сделать вывод, что в сумму первоначальной стоимости включаются все расходы, признанные учредителями в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации. Во избежание недоразумений учредителям надо составить и подписать документ, в котором должны быть перечислены организационные расходы, признаваемые вкладом в уставный капитал организации, и указана их сумма.

Пример 3. При Регистрации ООО "Контакт" в августе 2002 г. один из учредителей оплатил:

- консультацию по формированию пакета учредительных документов - 4500 руб.;

- государственную пошлину - 2000 руб.;

- Регистрацию - 1000 руб.;

- услуги нотариуса - 900 руб.;

- ксерокопирование учредительных документов - 100 руб.;

- открытие счета в банке - 250 руб.;

- присвоение кодов статистики - 50 руб.;

- договор о почтово-секретарском обслуживании - 3000 руб.;

- изготовление и регистрацию печати - 2000 руб.;

- часть уставного капитала - 1000 руб.

Общая сумма расходов составила 14 800 руб.

Из перечисленного в состав организационных расходов не включается только сумма, вносимая в качестве денежной части вклада в уставный капитал.

В учете надо сделать следующие записи:

Дебет 75 субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал" Кредит 80

- 14 800 руб. - отражена задолженность учредителя по вкладам в уставный капитал;

Дебет 04 Кредит 75 субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал"

- 13 800 руб. (14 800 - 1000) - отражены организационные расходы, оплаченные учредителем.

Сумма ежемесячной амортизации (при принятии решения о списании стоимости организационных расходов на затраты в течение 20 лет) учтена проводкой:

Дебет 44 (20) Кредит 04

- 57,5 руб. (13 800 руб. : 20 лет : 12 мес.) - списана амортизация по нематериальным активам.

Определение нематериальных активов в целях налогообложения прибыли, данное в гл.25 НК РФ, отличается от бухгалтерского определения, содержащегося в ПБУ 14/2000. В перечне нематериальных активов, приведенном в ст.257 НК РФ, организационные расходы отсутствуют. Поэтому в налоговом учете амортизационные отчисления по такому активу не могут быть учтены в качестве расхода, уменьшающего налоговую базу по налогу на прибыль.

Отметим также, что налог на добавленную стоимость, уплаченный в составе организационных расходов, не может быть принят в качестве налогового вычета даже при наличии счета-фактуры. По Кодексу вычету подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), приобретаемым для производственной деятельности и иных аналогичных операций (пп.1 п.1 ст.171 НК РФ). Принятие же организационных расходов к учету в качестве нематериальных активов не имеет примой связи с производственной деятельностью предприятия.

Учет расходов при перерегистрации

учредительных документов

Расходы на перерегистрацию учредительных документов уже действующей организации (оплату государственной пошлины, Регистрацию изменений в документах и т.п.) аналогичны организационным.

В бухгалтерском учете такие расходы могут быть квалифицированы как внереализационные.

Напомним, что ПБУ 10/99 признает расходами организации уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Поэтому все расходы, связанные с Регистрацией изменений в учредительных документах в процессе нормального функционирования предприятия, подпадают под приведенное определение. Тем более что в перечне категорий выбытия активов, которые не признаются расходами, данные затраты отсутствуют. В то же время расходы, так или иначе связанные с процедурой внесения изменений в учредительные документы, не могут быть отнесены к расходам по обычным видам деятельности. Такие расходы не имеют непосредственной связи с процессом производства товаров (услуг), а только обеспечивают возможность вести обычную деятельность после окончания процесса перерегистрации.

Пример 4. При Регистрации изменений в учредительные документы после 1 июля 2002 г. ООО "Полет" оплатило:

- консультации по внесению изменений в учредительные документы - 3000 руб., включая НДС - 500 руб.;

- государственную пошлину - 2000 руб.;

- Регистрацию - 1000 руб.;

- услуги нотариуса - 600 руб.;

- ксерокопирование - 100 руб.;

- присвоение новых кодов статистики - 50 руб.;

- перерегистрацию договора аренды недвижимости - 4000 руб.;

- внесение изменений в свидетельство о праве собственности на помещение - 4000 руб.;

- расходы по изготовлению и регистрации новой печати - 1800 руб., включая НДС - 300 руб.

Услуги нотариуса и ксерокопирование оплатил юрист организации - подотчетное лицо. Эти суммы следует учесть так:

Дебет 60 Кредит 71

- 700 руб. (600 + 100) - оплачены подотчетным лицом услуги нотариуса и изготовление ксерокопий;

Дебет 60 Кредит 50

- 4000 руб. - оплачены услуги по изготовлению и регистрации печати предприятия и консультационные услуги;

Дебет 19 Кредит 50

- 800 руб. (500 + 300) - учтен НДС по оплаченным услугам;

Дебет 60 Кредит 51

- 11 050 руб. (2000 + 1000 + 4000 + 4000 + 50) - оплачены государственная пошлина, перерегистрация предприятия, перерегистрация договора аренды недвижимости, выдача нового свидетельства о праве собственности на помещение, присвоение новых статистических кодов;

Дебет 91 Кредит 60

- 15 750 руб. (700 + 4000 + 11 050) - расходы по перерегистрации организации отнесены к внереализационным.

Налоговый учет расходов на перерегистрацию

С точки зрения налогового законодательства вопрос об учете этих расходов для целей исчисления налога на прибыль не имеет однозначного решения. Единственное, что можно утверждать определенно, - это неправомерность включения всех подобных расходов в состав расходов, связанных с производством и реализацией.

В то же время если необходимость перерегистрации организации связана с объективными причинами, возникшими в ходе ее обычной работы, то экономическая обоснованность таких расходов очевидна.

С экономической точки зрения расходы на перерегистрацию в налоговом учете прибыли должны быть включены в состав внереализационных в полном объеме. В то же время есть формальное основание для того, чтобы некоторые расходы были включены в состав "прочих расходов, связанных с производством и реализацией" хотя бы в силу того, что они там прямо названы (например, нотариальное оформление, ксерокопирование, консультационные услуги, изготовление и регистрация печати).

Мы полагаем, организации нужно самостоятельно классифицировать такие расходы по двум категориям - "Прочие" и "Внереализационные" - и записать это в налоговой учетной политике.

Подчеркнем, такое решение не имеет принципиального значения при исчислении налогооблагаемой прибыли, если будет доказана экономическая обоснованность перерегистрации предприятия (внесения изменений в его учредительные документы). Однако оно имеет определяющее значение для решения вопроса о зачете НДС, уплаченного поставщикам в ходе перерегистрации. Если предприятие пойдет по "формальному" пути и признает расходы по получению консультации и по изготовлению новой печати прочими, то у него возникает право принять уплаченный НДС к зачету в полном объеме в соответствии со ст.264 НК РФ.

В противном случае НДС придется списывать за счет собственных средств.

Пример 5. Воспользуемся условиями примера 4. Поскольку организация признает расходы, связанные с перерегистрацией, внереализационными, она не вправе принять к вычету НДС по оплаченным в составе этих расходов услугам. Списание НДС по услугам за счет собственных средств организации отразите следующей записью:

Дебет 99 Кредит 19

- 800 руб. - списан НДС, уплаченный в ходе перерегистрации, за счет собственных средств.

Ликвидация организации

Следует обратить внимание и на изменения, которые затрагивают процедуру ликвидации организации.

Во-первых, изменен п.2 ст.61 ГК РФ, определяющий основания для ликвидации юридического лица. С 1 июля можно сразу подать иск о ликвидации организации вместо того, чтобы в судебном порядке признавать ее Регистрацию недействительной. В связи с этим усилены контрольные полномочия МАП России. В частности, с 1 июля МАП России вместо того, чтобы оспаривать в суде действительность Регистрации организации, созданной с нарушением п.п.1 и 4 ст.17 Закона РФ от 22.03.1991 N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", вправе сразу подавать в арбитражный суд иск о ликвидации организации.

Во-вторых, изменения касаются порядка создания ликвидационной комиссии. С 1 июля учредители организации или принявший решение о ликвидации орган вправе назначать ее самостоятельно, без согласования с кем-либо. Соответствующие изменения внесены в п.2 ст.62 ГК РФ и в ряд специальных законов, в частности в Федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Эти изменения не распространяются на банки, ликвидационная комиссия в которых назначается по согласованию с Банком России.

И наконец, изменения затрагивают порядок утверждения ликвидационного баланса. Сейчас в соответствии с абз.2 п.12 ст.63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С 1 июля 2002 г. такое согласование потребуется только в ряде случаев, предусмотренных законом. По нашему мнению, здесь речь идет только о федеральных законах, поскольку гражданское законодательство в соответствии с пп."о" ст.71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации. Законы субъектов РФ подобные случаи предусматривать не могут.

Уплата налогов

Согласно общему правилу, установленному ст.44 НК РФ, обязанность налогоплательщика по уплате налога или сбора прекращается с ликвидацией организации после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст.49 НК РФ.

Таким образом, до тех пор пока в Госреестр не будет внесена запись о ликвидации организации, последняя по-прежнему является налогоплательщиком.

Налоговое законодательство не освобождает от уплаты налоговых платежей юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации. Поэтому ликвидационная комиссия, выполняющая функции органа управления ликвидируемой организации, обязана своевременно и правильно начислять и уплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникает в ходе проведения ликвидационных процедур.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет операций по ликвидации организации включает несколько этапов:

1) учет хозяйственных операций, производимых с момента принятия решения о ликвидации до составления промежуточного ликвидационного баланса;

2) составление промежуточного ликвидационного баланса;

3) отражение операций, связанных с удовлетворением требований кредиторов;

4) составление ликвидационного баланса.

При этом бухгалтерский учет хозяйственных операций производится по тем же правилам, что и в ходе обычной деятельности организации.

Пример 6. ООО "Сокол" находится в стадии ликвидации. Общество реализует находящиеся у него на балансе остатки товаров для удовлетворения требований кредиторов.

В целях налогообложения прибыли организация определяет доход по методу начисления. Дата реализации по НДС и налогу на пользователей автодорог определяется "по отгрузке".

Реализован остаток товаров на сумму 360 000 руб. Покупная стоимость этих товаров составляет 180 000 руб.

В учете следует записать:

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

- 360 000 руб. - отгружены товары покупателю;

Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41

- 180 000 руб. - списана на счет продаж себестоимость (покупная стоимость) товаров;

Дебет 44 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автодорог"

- 1200 руб. ((360 000 руб. - 60 000 руб. - 180 000 руб.) x 1%) - начислен налог на пользователей автодорог;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44

- 20 000 руб. - списаны на счет продаж издержки обращения (включая налог на пользователей автодорог);

Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 60 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализованного товара;

Дебет 90 субсчет "Прибыли и убытки" Кредит 99

- 100 000 руб. - исчислен финансовый результат от продажи (прибыль);

Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- 24 000 руб. - начислен налог на прибыль;

Дебет 51 Кредит 62

- 360 000 руб. - получена оплата за товар от покупателя.

Таким образом, у предприятия по итогам произведенной в процессе ликвидации операции по продаже товара возникли следующие налоговые обязательства:

- по налогу на пользователей автодорог - 1200 руб.;

- по НДС - 60 000 руб. (вычет не применяется, т.к. по остатку ранее приобретенных товаров сумма налога, уплаченная поставщику, принята к зачету в момент оприходования оплаченных товаров);

- по налогу на прибыль - 24 000 руб.

Предположим, что расчеты с поставщиком реализуемого товара были произведены в один из предыдущих периодов, так что из полученной от покупателя суммы оплачивать товары не требуется. В таком случае после уплаты всех причитающихся налогов предприятие будет располагать на расчетном счете суммой 274 800 руб. (360 000 - 60 000 - 1200 - 24 000), которая может быть направлена на погашение долгов перед кредиторами.

Если денежных средств ликвидируемого общества (в т.ч. полученных от реализации имущества) окажется недостаточно для исполнения всех имеющихся обязательств перед кредиторами, то, согласно п.6 ст.64 ГК РФ, требования, не удовлетворенные из-за недостаточности активов юридического лица, будут считаться погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Однако если при недостатке денежных средств имеется задолженность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов), то такая задолженность в соответствии со ст.49 НК РФ должна быть погашена учредителями (участниками) общества.

После погашения требований кредиторов погашаются убытки. Источником их покрытия является собственный капитал общества (резервный, добавочный, уставный, специальные фонды).

Приказ Минфина России от 28.07.1995 N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса РФ" предусматривает, что при ликвидации организации реализуются принадлежащие ей денежные средства и иное имущество, а полученные средства направляются на погашение обязательств. Оставшиеся денежные средства зачисляются в уставный капитал, а затем распределяются между участниками (учредителями) юридического лица в порядке, установленном в учредительных документах.

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:

Дебет 99 Кредит 90 субсчет "Прибыли и убытки"

- списаны убытки от основной деятельности;

Дебет 99 Кредит 91 субсчет "Прибыли и убытки"

- списаны убытки от прочей деятельности;

Дебет 99 Кредит 80

- зачислены в уставный капитал средства, оставшиеся после погашения обязательств при ликвидации предприятия.

Если у ликвидируемой организации недостаточно имущества и других ликвидных активов для покрытия убытков, то убытки покрываются за счет уставного капитала.

В заключение напомним, что Закон N 31-ФЗ в соответствии со ст.3 вступает в силу 1 июля 2002 г., т.е. одновременно с Законом о регистрации.

В.В.Арсенина

Юрисконсульт

Консалтингово-аудиторской группы

"ЭНПИ Консалт"

А.А.Овсянников

Юрисконсульт

Консалтингово-аудиторской группы

"ЭНПИ Консалт"

Ю.П.Гладышева

Аудитор

Консалтинговой группы "Зеркало"

Подписано в печать

08.04.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Аудиторская фирма несет ответственность перед обслуживаемыми организациями за ведение бухучета и своевременное представление бухгалтерской отчетности. Имеет ли право аудиторская фирма по доверенности, выданной обслуживаемой организацией, подписывать типовые формы бухгалтерской отчетности данной организации, представляемые в налоговые органы? ("Московский налоговый курьер", 2002, N 14) >
Статья: <Комментарий к Письму МНС России от 22.03.2002 N СА-6-04/341 "О предоставлении имущественного налогового вычета"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.