![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарии к нормативным документам от 08.04.2002> ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 5)
"Консультант Бухгалтера", N 5, 2002
Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"
Федеральный закон регистрации в Минюсте России не подлежит. Вступает в силу с 1 июля 2002 г. Опубликован: "Российская газета" N 53 от 26 марта 2002 г. Как явствует из названия, данным Законом отдельные законодательные акты Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, устанавливающие особенности государственной регистрации отдельных видов юридических лиц, приведены в соответствие с требованиями Закона о государственной регистрации юридических лиц (от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ), который с 1 июля 2002 г. устанавливает новый порядок государственной регистрации юридических лиц. Законом вносятся изменения в 37 ранее принятых законодательных и иных правовых актов. Наиболее существенные изменения (по крайней мере, по объему) внесены в следующие законы: ГК РФ;
от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации"; от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; "О государственной пошлине" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ); от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ); от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 173 "О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 4 ноября 1993 года N 1141"
Постановление Правительства РФ регистрации в Минюсте России не подлежит. Вступает в силу с 6 апреля 2002 г. Опубликовано: "Российская газета", N 54, 27 марта 2002 г. Установлено, что гражданам, выезжающим из районов и местностей Крайнего Севера и приравненных к ним, выплачивается стоимость освобождаемого жилья, принадлежащего им на праве собственности. Выплата производится организацией, в собственность которой передается это жилье. Условия получения указанной компенсации за жилье, передаваемое в государственный и муниципальный жилые фонды, определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Довольно яркая популистская акция. Существенным является то, что компенсация выплачивается собственникам жилья, а подавляющее большинство лиц, работающих в этих местностях, прибывало туда временно и, разумеется, не приватизировало и не приобретало жилье в собственность. Кроме того, в указанных местностях наиболее вероятным новым владельцем жилья будут органы местного самоуправления, а для того чтобы компенсация могла быть выплачена, соответствующие расходы должны быть предусмотрены в бюджетах этих органов.
Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2002 г. N 136 "О порядке и условиях финансирования в 2002 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников"
Постановление Правительства РФ регистрации в Минюсте России не подлежит. Вступает в силу с момента возникновения отношений, к которым относится, с 1 января 2002 г. Опубликовано: "Российская газета", N 41, 6 марта 2002 г. Постановлением утверждено Положение о финансировании в 2002 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, которое определяет порядок и условия такого финансирования за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных страхователями Фонду социального страхования РФ в 2001 г. Установлен максимальный размер средств, направляемых на финансирование предупредительных мер, - 20 процентов суммы страховых взносов, перечисленных за 2001 г.
Письмо МНС России от 15 февраля 2002 г. N ВБ-6-21/179 "О новых формах расчетов по налогу на имущество предприятий"
Нормативным документом не является. Регистрации в Минюсте России не подлежит. Вступает в силу с момента представления расчетов за первый квартал 2002 г. Опубликовано: "Экономика и жизнь", N 11, 2002 г. Обращается внимание на то, что в 2002 г. расчеты налогоплательщиков по налогу на имущество предприятий представляются по формам, утвержденным Приказом МНС России от 18 января 2002 г. N БГ-3-21/22 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы России от 8 июня 1995 года N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". Наибольший интерес в комментируемом Письме может представлять то, что им направлены для использования в работе Рекомендации налоговым органам по проверке правильности заполнения форм расчетов по налогу на имущество предприятий. Изучить данный документ полезно по двум причинам: во-первых, узнать, как будут проверяться расчеты по налогу на имущество; во-вторых, уяснить требования налоговых органов к формированию информации, отражаемой по отдельным строкам и графам расчета.
Письмо Минфина России от 11 февраля 2002 г. N 23-04-04/132 "О технической опечатке в Инструкции Минфина России от 29 августа 2001 года N 68н"
Нормативным документом не является. Регистрации в Минюсте России не подлежит. Так как носит разъясняющий характер, то вступает в силу непосредственно - с момента начала действия Инструкции, в которой допущена ошибка. На момент сдачи номера данное Письмо Минфина России опубликовано не было. Несмотря на то что Письмо не было опубликовано и не носит нормативного характера, считаем необходимым обратить внимание читателей на то, какого рода ошибка была допущена. В п.4.8 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н, допущена техническая опечатка при определении допустимой погрешности взвешивания драгоценных камней. Ошибка выразилась в том, что допускалась погрешность только в сторону увеличения веса камней - то есть вместо знаков (+ / -) был указан только знак (+). Значение данного Письма состоит в том, что Минфин России допускает возможность внесения изменений в нормативные акты (которым является Инструкция) посредством издания писем, которые даже не представляются на регистрацию в Минюст России. Кроме того, можно сделать вывод о том, что в том случае, если какие-то положения документов Минфина России кажутся нелогичными, речь может идти об обычной опечатке или, так называемой, "технической ошибке".
Приказ МНС России от 26 февраля 2002 г. N БГ-3-02/98 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ"
На регистрацию в Минюст России не представлялся, следовательно, нормативным документом не является. Как внутренний документ является обязательным к выполнению налоговыми органами на местах. Опубликован: "Российская бизнес - газета" от 12, 19, 26 марта и в последующих номерах газеты, "Экономика и жизнь", N 10, 2002 г. С большой долей вероятности можно предположить, что данные Методические рекомендации не единственные и не последние из тех, что будут посвящены гл.25 НК РФ. Это обусловлено, во-первых, тем, что отнюдь не все вопросы, связанные с применением отдельных положений гл.25 НК РФ в Методических рекомендациях раскрыты, а во-вторых, тем, что предполагается (на момент сдачи номера в печать соответствующий закон еще не принят) внесение существенных изменений в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. Большая часть Методических рекомендаций представляет собой набор отсылок к законодательным и иным правовым актам, регулирующим отдельные вопросы хозяйственной и финансовой деятельности организаций. Для того чтобы иметь полное представление, о чем идет речь, необходимо, изучая Методические рекомендации, иметь под рукой законодательные и нормативные акты, на которые имеются ссылки. Методические рекомендации содержат примеры по расчету некоторых показателей, используемых при исчислении налога на прибыль и списания убытков.
Письмо МНС России от 6 февраля 2002 г. N СА-6-05/150 "Об уплате единого социального налога налогоплательщиками единого налога на вмененный доход".
Нормативным документом не является. Регистрации в Минюсте России не подлежит. Фактически действует с 1 января 2002 г. Опубликовано в газете "Экономика и жизнь" N 12 за 2002 г. Из названия нетрудно понять, что в Письме предпринята попытка подвести законное основание под "самый дорогой подарок налогоплательщику", который был сделан Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ. После вступления данного Закона в силу (на следующий день после принятия - 1 января 2002 г.) плательщики единого налога стали и плательщиками ЕСН. В комментируемом Письме (если опустить обширную казуистику) МНС России разъясняет, что требования ст.5 НК РФ распространяются только на тех налогоплательщиков, которые не пользуются специальными налоговыми режимами. Аргумент более чем спорный, но, по-видимому, другие аргументы в данном случае просто явно неприменимы. Судебной практики по этому вопросу пока нет, однако с большой долей вероятности можно предположить, что соответствующее решение скоро будет принято и, вряд ли оно будет в пользу налоговых органов.
Письмо МНС России от 5 марта 2002 г. N ШС-6-14/252 "Об отнесении сведений о задолженности налогоплательщика к налоговой тайне"
Нормативным документом не является, носит разъяснительный характер с момента опубликования. Регистрации в Минюсте России не подлежит. Опубликовано в газете "Экономика и жизнь" N 12 за 2002 г. Хотя в Письме речь идет только о случаях нарушения сроков уплаты налогов, из текста документа можно сделать вывод о том, что, по мнению МНС России, не может являться налоговой тайной информация о любых нарушениях налогового законодательства. В соответствии с пп.3 п.1 ст.102 НК РФ не могут представлять налоговую тайну сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Логичным было бы предположить, что речь идет только о таких нарушениях, за которые предусмотрена ответственность. Однако комментируемым Письмом разъясняется, что перечень нарушений, по существу, может быть не ограниченным.
Письмо Фонда социального страхования РФ от 18 февраля 2002 г. N 02-18/05/1136 "О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам"
Нормативным документом не является. Регистрации в Минюсте России не подлежит. Разъясняет некоторые аспекты применения норм Федерального закона, поэтому фактически вступает в силу с момента опубликования Закона - 14 февраля 2002 г. Опубликовано: "Экономика и жизнь", N 10, 2002 г. Письмом разъясняется, что при продолжительности временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам менее полного календарного месяца дневное (часовое) пособие, исчисленное из фактического заработка работника, не должно превышать максимальную величину дневного (часового) пособия в данном календарном месяце, рассчитанную исходя из максимального размера пособия за полный календарный месяц (сумма максимального размера пособия за полный календарный месяц составляет 11 700 руб.). Одновременно уточняется, что названные пособия по страховым случаям, наступившим после 1 января 2002 г., но назначенные и выплаченные до даты официального опубликования Федерального закона от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год" (14 февраля 2002 г.) по ранее действовавшим нормам, перерасчету не подлежат. Ну что ж, фонды тоже стараются минимизировать обязательные расходы. Если в организации принято возмещать средний заработок, который выше суммы максимально пособия, никто не запрещает это делать - только не за счет средств соцстраха.
Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. N 8-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда Ростовской области о проверке конституционности подпункта "г" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
Определение Конституционного Суда РФ регистрации в Минюсте России не подлежит. Вступает в силу непосредственно после принятия (хотя в данном случае о вступлении в силу вряд ли можно говорить). На момент сдачи журнала в печать опубликовано не было. Из названия документа можно заключить, что запрос касался льготного налогообложения по НДС в части, касающейся льготы по суммам квартплаты, поступающей от квартиросъемщиков. Конституционным Судом РФ отказано в принятии к рассмотрению запроса, поскольку к моменту обращения заявителя в Конституционный Суд РФ оспариваемая им норма утратила силу, и, таким образом, запрос заявителя признан не отвечающим критерию допустимости. Формально отказ правомерен - Закон об НДС с введением в действие гл.21 НК РФ перестал действовать. Однако, в конечном счете, решение принято не в пользу налогоплательщика - в запросе предлагалось признать неправомерными требования налоговых органов - посредством отмены решений федерального арбитражного суда, отменившего решения ростовского арбитражного суда, признавшего требования налоговых органов несостоятельными. С учетом права проведения налоговых проверок за три предыдущих года, можно предположить, что споры, связанные с применением отдельных положений ранее действовавшего законодательства об НДС, будут иметь место в течение еще, как минимум, одного года. А Конституционный Суд РФ, по существу, устранился от рассмотрения подобных проблем.
Подписано в печать 08.04.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |