Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками ("Аудиторские ведомости", 2002, N 4)



"Аудиторские ведомости", N 4, 2002

АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

Расчеты с поставщиками и подрядчиками - раздел учета, где наряду с проверкой отражения операций в системе бухгалтерского учета немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета. Связано это в первую очередь с тем, что практически все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне.

Рассматриваемому участку учета свойственны определенные факторы риска, обусловленные следующими причинами:

отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);

сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;

большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;

отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с расчетами за оказанные услуги). Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

Факторы риска, а также возможность разного рода злоупотреблений обусловливают необходимость предварительного исследования системы первичного учета на участке расчетов с поставщиками и подрядчиками. Такой анализ позволит аудитору более подготовленно подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность. Кроме того, предварительный анализ системы первичного учета даст возможность оценить качество первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

Исследование системы первичного учета строится по следующей схеме.

1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних (организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность) и внешних (требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры производства, местоположение, используемые ресурсы) факторов.

2. Оцениваются величины внутрихозяйственного и контрольного рисков системы первичного учета на данном участке с помощью проведения тестов (см. табл. 1 и 2). Ответив на поставленные в тестах вопросы, аудитор формулирует свои выводы.

Таблица 1

Оценка состояния системы первичного учета

     
   —————————————————————————————————T———————————————————————————————¬
   |      Возможные вопросы         |  Возможный круг респондентов  |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |               1                |               2               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |1. Всегда ли в организации пер— |Главный бухгалтер, заместитель |
   |вичный документ составляется в  |главного бухгалтера, бухгалтер |
   |момент совершения хозяйственной |кассовых операций и операций с |
   |операции или сразу по ее оконча—|подотчетными лицами, заведующие|
   |нии                             |складами                       |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |2. Всегда ли в организации ис—  |Главный бухгалтер, заместитель |
   |пользуются унифицированные формы|главного бухгалтера, руководи— |
   |документов                      |тели всех участков бухгалтерии |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |3. Существует ли в организации  |Главный бухгалтер, заведующие  |
   |действующий (работающий) график |складами                       |
   |документооборота                |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |4. Существует ли в организации  |Главный бухгалтер, начальник   |
   |архивная служба или лицо,       |отдела по делопроизводству или |
   |ответственное за ведение архива |архивного отдела               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |5. Прописаны ли в графиках доку—|Главный бухгалтер, начальник   |
   |ментооборота ответственные лица |отдела по делопроизводству или |
   |и сроки сдачи документов в архив|архивного отдела               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |6. Определены ли в приказе по   |Главный бухгалтер, начальник   |
   |документообороту или ином внут— |отдела по делопроизводству или |
   |реннем распорядительном докумен—|архивного отдела               |
   |те сроки хранения первичной     |                               |
   |учетной документации            |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |7. Составляются ли на документы |Главный бухгалтер, начальник   |
   |с истекшим сроком хранения или  |отдела по делопроизводству или |
   |не подлежащие хранению акты о   |архивного отдела               |
   |выделении документов к          |                               |
   |уничтожению                     |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |8. Оформлены ли дела с первичной|Главный бухгалтер, начальник   |
   |документацией должным образом   |отдела по делопроизводству или |
   |(касается тех документов, кото— |архивного отдела               |
   |рые в соответствии с законода—  |                               |
   |тельством должны быть переплете—|                               |
   |ны и подобраны в хронологическом|                               |
   |порядке, например кассовые, бан—|                               |
   |ковские документы, авансовые от—|                               |
   |четы)                           |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |9. Какова периодичность проведе—|Руководитель, главный          |
   |ния проверок соблюдения кассовой|бухгалтер, бухгалтер по учету  |
   |дисциплины кредитными учреждени—|кассовых операций              |
   |ями или органами ИМНС. Когда в  |                               |
   |последний раз проводилась такая |                               |
   |проверка                        |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |10. Существует ли практика визи—|Руководитель, главный          |
   |рования договоров и иных юриди— |бухгалтер, начальник           |
   |ческих документов главным бух—  |юридической службы или         |
   |галтером или иным ответственным |договорного отдела             |
   |работником бухгалтерии          |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |11. Присутствует ли в должност— |Руководитель, главный          |
   |ных инструкциях работников, за— |бухгалтер, начальник отдела    |
   |нятых оформлением первичных     |кадров                         |
   |учетных документов, запись об   |                               |
   |ответственности за несоблюдение |                               |
   |правил оформления документации  |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |12. Своевременно ли главный бух—|Главный бухгалтер или иное     |
   |галтер или иное ответственное   |ответственное лицо, работники, |
   |лицо подписывают первичные доку—|отвечающие за создание и       |
   |менты, требующие их визы        |оформление документов          |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |13. Определены ли в графиках до—|Главный бухгалтер              |
   |кументооборота или иной распоря—|                               |
   |дительной документации лица, от—|                               |
   |ветственные за оформление того  |                               |
   |или иного первичного документа  |                               |
   |на конкретном участке совершения|                               |
   |хозяйственной операции          |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |14. Существует ли практика за—  |Руководитель, главный          |
   |ключения договоров материальной |бухгалтер, руководитель        |
   |ответственности на участках уче—|договорного отдела             |
   |та кассовых операций и участках |                               |
   |учета ТМЦ                       |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |15. Организуются ли главным бух—|Руководитель, главный          |
   |галтером или внутренней аудитор—|бухгалтер, начальник           |
   |ской службой в организации про— |ревизионной службы (при        |
   |верки с целью определения нали— |наличии таковой)               |
   |чия и комплектности первичных   |                               |
   |документов и с целью выявления  |                               |
   |нарушений при оформлении доку—  |                               |
   |ментов                          |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |16. Каков примерный процент     |Главный бухгалтер, начальник   |
   |автоматизации при создании      |отдела автоматизации (или иного|
   |первичных учетных документов    |аналогичного подразделения),   |
   |                                |лица, ответственные за создание|
   |                                |первичных документов           |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |17. Каким образом созданные     |Главный бухгалтер, начальник   |
   |первичные документы попадают в  |отдела автоматизации (или иного|
   |бухгалтерию для дальнейшей      |аналогичного подразделения,    |
   |обработки                       |лица, ответственные за создание|
   |                                |первичных документов           |
   L————————————————————————————————+————————————————————————————————
   

Таблица 2

Оценка состояния внутреннего контроля (ВК)

в системе первичного учета

     
   ———————————————————T—————————————————————T———————————————————————¬
   |   Наименование   |   Конечные задачи   |   Возможные методы    |
   |процедуры контроля| процедуры контроля  | проведения процедуры  |
   |                  |                     |контроля в организации |
   +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
   |        1         |          2          |           3           |
   +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
   |1. Контроль закон—|1) Все хозяйственные |Систематическая провер—|
   |ности совершения  |операции совершаются |ка первичной документа—|
   |операции и созда— |и соответственно фик—|ции на наличие необхо— |
   |ния первичного до—|сируются в СОПУ с    |димых подписей службой |
   |кумента           |письменного разреше— |ВК                     |
   |                  |ния руководства или  +———————————————————————+
   |                  |уполномоченных на то |Отказ в принятии доку— |
   |                  |лиц                  |мента в обработку ра—  |
   |                  |                     |ботниками бухгалтерии  |
   |                  |                     |без соответствующих    |
   |                  |                     |подписей               |
   |                  |                     +———————————————————————+
   |                  |                     |Отказ конкретных испол—|
   |                  |                     |нителей в исполнении   |
   |                  |                     |хозяйственной операции |
   |                  |                     |без соответствующих    |
   |                  |                     |письменных распоряжений|
   |                  +—————————————————————+———————————————————————+
   |                  |2) Все хозяйственные |Проверка службой ВК со—|
   |                  |операции совершаются |ответствия произведен— |
   |                  |в строгом соответс—  |ных и зафиксированных  |
   |                  |твии с заключенными  |на носителе операций   |
   |                  |договорами и действу—|хозяйственным договорам|
   |                  |ющим законодательст— |и действующему законо— |
   |                  |вом                  |дательству             |
   |                  |                     +———————————————————————+
   |                  |                     |Визирование договоров и|
   |                  |                     |прочих юридических ак— |
   |                  |                     |тов главным бухгалтером|
   |                  |                     |или другим уполномочен—|
   |                  |                     |ным работником бухгал— |
   |                  |                     |терии                  |
   +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
   |2. Формальная про—|3) Весь массив пер—  |Систематическая провер—|
   |верка документации|вичных документов в  |ка службой ВК наличия  |
   |на наличие всех   |части наличия необхо—|всех обязательных рек— |
   |обязательных рек— |димых реквизитов от— |визитов в документах   |
   |визитов           |вечает требованиям   +———————————————————————+
   |                  |законодательства о   |Контроль со стороны ра—|
   |                  |бухгалтерском учете  |ботников бухгалтерии,  |
   |                  |                     |обрабатывающих конкрет—|
   |                  |                     |ные документы, за пра— |
   |                  |                     |вильностью оформления  |
   |                  |                     |документов             |
   +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
   |3. Соответствие   |4) Достижение уверен—|Проведение системати—  |
   |первичной докумен—|ности в том, что на  |ческих инвентаризаций  |
   |тации регистрируе—|каждую операцию сос— |на соответствие факти— |
   |мым оперативным   |тавлен документ, вер—|ческих остатков активов|
   |фактам            |но зафиксировавший   |и пассивов организации |
   |                  |совершенный оператив—|их учетным значениям   |
   |                  |ный факт             |службой ВК             |
   |                  |                     +———————————————————————+
   |                  |                     |Арифметический и логи— |
   |                  |                     |ческий контроль со сто—|
   |                  |                     |роны работников бухгал—|
   |                  |                     |терии, обрабатывающих  |
   |                  |                     |документацию, за соот— |
   |                  |                     |ветствием совершенной  |
   |                  |                     |операции оформленному  |
   |                  |                     |оправдательному доку—  |
   |                  |                     |менту                  |
   +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
   |4. Контроль полно—|5) Достижение уверен—|Проверка службой ВК    |
   |ты регистрации    |ности, что все пер—  |полноты регистрации до—|
   |первичных докумен—|вичные документы в   |кументов в учетных ре— |
   |тов               |организации будут    |гистрах                |
   |                  |введены и обработаны +———————————————————————+
   |                  |                     |Контроль со стороны    |
   |                  |                     |бухгалтерии за отклоне—|
   |                  |                     |ниями в нумерации доку—|
   |                  |                     |ментов, ведение журна— |
   |                  |                     |лов регистрации первич—|
   |                  |                     |ных учетных документов,|
   |                  |                     |единая нумерация пер—  |
   |                  |                     |вичной документации    |
   +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
   |5. Контроль точ—  |6) Точный количест—  |Автоматический ввод    |
   |ности регистрации |венный и качественный|бухгалтерской проводки |
   |и обработки пер—  |перенос данных из до—|с документа с помощью  |
   |вичных документов |кумента в систему    |соответствующих прог—  |
   |                  |учета                |раммных продуктов      |
   |                  |                     +———————————————————————+
   |                  |                     |Проверка службой ВК со—|
   |                  |                     |ответствия занесения   |
   |                  |                     |данных из первичного   |
   |                  |                     |документа в систему    |
   |                  |                     |бухгалтерского учета   |
   |                  |                     +———————————————————————+
   |                  |                     |Обязательная контировка|
   |                  |                     |первичных документов   |
   |                  |                     |бухгалтером, производя—|
   |                  |                     |щим их обработку       |
   +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
   |6. Контроль своев—|7) Достижение уверен—|Проверка службой ВК со—|
   |ременности регист—|ности в том, что     |ответствия даты доку—  |
   |рации и обработки |принцип временной оп—|мента дате его регист— |
   |первичных докумен—|ределенности в орга— |рации в учетном регист—|
   |тов               |низации соблюден     |ре                     |
   |                  |                     +———————————————————————+
   |                  |                     |Проведение инвентариза—|
   |                  |                     |ции активов и сверок   |
   |                  |                     |расчетов с целью уста— |
   |                  |                     |новления реальности    |
   |                  |                     |числящихся в учете сумм|
   |                  |                     |на определенную дату   |
   |                  |                     +———————————————————————+
   |                  |                     |Система поощрений и на—|
   |                  |                     |казаний за выполнение  |
   |                  |                     |бухгалтером — исполни— |
   |                  |                     |телем своих обязаннос— |
   |                  |                     |тей, в том числе за    |
   |                  |                     |своевременность регист—|
   |                  |                     |рации документов       |
   +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
   |7. Контроль       |8) Достижение уверен—|Проверка службой ВК ис—|
   |документопотоков  |ности в том, что в   |полнения функций персо—|
   |                  |организации исполня— |нала, задействованного |
   |                  |ются действующие гра—|в системе документообо—|
   |                  |фики документооборота|рота в соответствии с  |
   |                  |                     |действующими графиками |
   |                  |                     +———————————————————————+
   |                  |                     |Контроль со стороны    |
   |                  |                     |бухгалтерии за сроками |
   |                  |                     |оборота документов     |
   +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
   |8. Контроль орга— |9) Достижение уверен—|Проверка службой ВК ор—|
   |низации обработки |ности в том, что в   |ганизации хранения до— |
   |и регистрации до— |процессе регистрации |кументов в процессе те—|
   |кументов (с точки |и обработки информа— |кущей деятельности     |
   |зрения защиты ин— |ции вся первичная до—+———————————————————————+
   |формации)         |кументация будет за— |Определение круга лиц, |
   |                  |щищена от несанкцио— |имеющих право доступа к|
   |                  |нированного доступа  |той или иной документа—|
   |                  |                     |ции, контроль со сторо—|
   |                  |                     |ны работников бухгалте—|
   |                  |                     |рии за документами, на—|
   |                  |                     |ходящимися у них на об—|
   |                  |                     |работке                |
   +——————————————————+                     +———————————————————————+
   |9. Контроль систе—|                     |Практика введения паро—|
   |мы защиты информа—|                     |лей на АРМ, установ—   |
   |ции в условиях КОД|                     |ление системным опера— |
   |                  |                     |тором определенного по—|
   |                  |                     |рядка доступа к инфор— |
   |                  |                     |мации с другого АРМ    |
   +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
   |10. Контроль орга—|10) Достижение уве—  |Проверка службой ВК    |
   |низации архивной  |ренности в том, что в|соблюдения требований  |
   |службы            |системе хранения до— |нормативных актов в    |
   |                  |кументов не будет до—|части организации ар—  |
   |                  |пущено утери или исп—|хивной службы          |
   |                  |равления первичной   +———————————————————————+
   |                  |документации на про— |Контроль со стороны    |
   |                  |тяжении всего срока  |бухгалтерии за соблюде—|
   |                  |ее хранения          |нием сроков сдачи доку—|
   |                  |                     |ментации в архив и сро—|
   |                  |                     |ков хранения первичной |
   |                  |                     |документации           |
   |                  |                     +———————————————————————+
   |                  |                     |Инвентаризация дел в   |
   |                  |                     |архивах                |
   L——————————————————+—————————————————————+————————————————————————
   

3. Конкретизируются объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета (см. табл. 3).

Таблица 3

Определение объема и характеристик

первичной документации, подлежащей аудиту

     
   ————T————T———————————T———————T————————T———————T————————T—————————¬
   | N |Раз—|Типовые хо—|Коли—  |Пример— |Общий  |Наличие |Процент  |
   |п/п|дел |зяйственные|чество |ный объ—|объем  |автома— |объема   |
   |   |пер—|операции   |совер— |ем пер— |первич—|тизации |первичной|
   |   |вич—|           |шаемых |вичной  |ной до—|при соз—|докумен— |
   |   |ного|           |опера— |докумен—|кумен— |дании   |тации по |
   |   |уче—|           |ций за |тации,  |тации  |докумен—|типовой  |
   |   |та  |           |опреде—|оформля—|по ти— |та      |операции |
   |   |    |           |ленный |ющей и  |повым  |(есть — |(или по  |
   |   |    |           |период |сопро—  |опера— |"+",    |разделу  |
   |   |    |           |(по    |вождаю— |циям, в|нет —   |учета) в |
   |   |    |           |усмот— |щей одну|том    |"—")    |общем    |
   |   |    |           |рению  |типовую |числе  |        |массиве  |
   |   |    |           |аудито—|опера—  |созда— |        |первичной|
   |   |    |           |ра это |цию, в  |ваемой |        |докумен— |
   |   |    |           |может  |том чис—|в орга—|        |тации    |
   |   |    |           |быть   |ле соз— |низации|        |         |
   |   |    |           |день,  |даваемой|(ука—  |        |         |
   |   |    |           |месяц  |в орга— |зать   |        |         |
   |   |    |           |или    |низации |через  |        |         |
   |   |    |           |год)   |(указать|дробь) |        |         |
   |   |    |           |       |через   |       |        |         |
   |   |    |           |       |дробь)  |       |        |         |
   +———+————+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+
   | 1 | 2  |     3     |   4   |   5    |   6   |   7    |    8    |
   +———+————+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+
   | 1 |Рас—|Поступление|       |        |       |        |         |
   |   |четы|ТМЦ, оказа—|       |        |       |        |         |
   |   |с   |ние услуг  |       |        |       |        |         |
   |   |пос—|производст—|       |        |       |        |         |
   |   |тав—|венного и  |       |        |       |        |         |
   |   |щи— |непроизвод—|       |        |       |        |         |
   |   |ками|ственного  |       |        |       |        |         |
   |   |и   |характера  |       |        |       |        |         |
   +———+под—+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+
   | 2 |ряд—|Претензии  |       |        |       |        |         |
   |   |чи— |поставщикам|       |        |       |        |         |
   +———+ками+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+
   | 3 |    |Учет вексе—|       |        |       |        |         |
   |   |    |лей выдан— |       |        |       |        |         |
   |   |    |ных        |       |        |       |        |         |
   +———+    +———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+
   | 4 |    |Учет курсо—|       |        |       |        |         |
   |   |    |вых и сум— |       |        |       |        |         |
   |   |    |мовых раз— |       |        |       |        |         |
   |   |    |ниц по опе—|       |        |       |        |         |
   |   |    |рациям в   |       |        |       |        |         |
   |   |    |иностранной|       |        |       |        |         |
   |   |    |валюте     |       |        |       |        |         |
   +———+————+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+
   |Итого по разделу    |       |        |       |        |         |
   L————————————————————+———————+————————+———————+————————+——————————
   

На основании проведенного исследования составляются план и программа проверки, определяются объемы выборки на отдельных участках учета в рамках данного раздела и способы отбора элементов проверяемой совокупности.

Рассмотрим аудиторские процедуры, которые могут присутствовать в зависимости от результатов проведенного анализа в программе проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

1. Организация первичного учета

1.1. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно - материальных ценностей (ТМЦ), принятия к учету работ, услуг. С помощью этой процедуры достигается уверенность в том, что в организации присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: по операциям по поступлению ТМЦ путем репрезентативной выборки с помощью случайного или систематического отбора, по операциям по приобретению работ, услуг путем непредставительной выборки в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. Проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном "наборе" услуг, предоставляемых проверяемой организацией за определенный период, полученную, например, в результате устного опроса или просмотра учетных регистров за предыдущие периоды. При этом аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами и на поставку с тем или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов - фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов - фактур. После этого необходимо сверить полученные данные с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах.

1.2. Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья, оказания услуг. Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, разовый или систематический характер носят такие факты. Из беседы с главным бухгалтером (или его заместителем) аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация и т.д. Полезно также ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, причем документам последних уделить особое внимание.

1.3. Проверка законности первичной учетной документации (ПУД), оформляющей операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Цель проведения данной процедуры - получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, следует подойти с особой тщательностью. По результатам проведения данной процедуры аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена при дальнейшей проверке отражения этих операций на счетах учета.

1.4. Проверка соблюдения графика документооборота. С помощью этой процедуры устанавливается наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками, на все ли первичные документы он составлен, а также работает ли этот график в действительности. При необходимости аудитор может также лично проследить за движением конкретного документа и исполнением сроков его создания и обработки. Если графиков документооборота нет или они подготовлены формально, то появляется риск того, что некоторые первичные документы могут отсутствовать или быть утеряны, будут приняты к учету (т.е. проверены и обработаны) несвоевременно, например в следующем отчетном периоде, а также риск приписок и прочих злоупотреблений. Следовательно, на документацию, на которую нет графиков документооборота или если эти графики реально не работают, при проведении следующей процедуры аудитор должен обратить особое внимание.

1.5. Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах. В результате данной процедуры аудитор получает достаточное количество доказательств того, что при принятии документов к учету соблюдены шесть основных принципов:

было достаточно оснований для регистрации каждого документа;

все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;

все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции и по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;

все документы зарегистрированы своевременно;

все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах;

каждый документ принят к учету единожды.

Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна производиться с учетом результатов предшествующих процедур. Особое внимание следует уделить документам, на которые не составлены графики документооборота, и операциям, по которым первичные документы отсутствуют либо в них отсутствуют определенные реквизиты.

1.6. Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД. Если в организации нет четко установленного порядка хранения документации в период исполнения документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве, то присутствует большой риск несанкционированного доступа к ПУД. Это может привести как к утере документов, так и к различного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией (приписки, исправления в документах, уничтожение или подлог документов и т.п.). Организации обязаны хранить первичную учетную документацию не менее пяти лет согласно п.98 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры. Источниками информации аудитору могут служить графики документооборота, содержащие сроки сдачи документов в архив, оформленные к передаче в архив и уже хранящиеся в архиве дела, акты о выделении документов к уничтожению. В ходе проверки может быть использована информация о наличии или отсутствии в организации системы паролей доступа к автоматизированным рабочим местам, на которых осуществляются создание и обработка документов данного раздела учета.

2. Организация бухгалтерского и налогового учета

2.1. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности. Цель этой процедуры - достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности. Аудитору необходимо знать типичные способы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложными, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации.

2.2. Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. С помощью этой процедуры проверяется отражение на счетах учета операций по получению ТМЦ (работ, услуг) от сторонних организаций, не подтвержденных в течение определенного срока первичными документами. Отсутствие подтверждающих документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке необходимо принимать во внимание, что аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" должен обеспечивать получение данных по неотфактурованным поставкам и что материальные ценности (работы, услуги) по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренных договором. Аудитору надлежит убедиться в том, что истребование документов по неотфактурованным поставкам производится в организации в разумные сроки. В случае неотфактурованных поставок, по которым подтверждающие документы отсутствуют достаточно долгое время (имеется в виду, что на момент составления отчетов - налоговых и финансовых - документы еще не поступили), аудитору надлежит убедиться в том, что входящий НДС по таким поставкам не был принят к возмещению. Если же подтверждающие документы поступили и имеются расхождения в ценах и номенклатуре, то аудитору следует проверить правильность корректировки сумм по соответствующим позициям на счетах бухгалтерского учета, которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода. Если корректировке подлежат данные за предыдущие отчетные периоды, то целесообразно также проверить правильность корректировки соответствующих налоговых и финансовых отчетов.

2.3. Проверка расчетов по векселям выданным и расчетов по коммерческим кредитам. Если в организации практикуется проведение расчетов собственными векселями, то аудитору необходимо обратить внимание на то, что аналитический учет по счету 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой векселям. Кроме того, по векселям, просроченным оплатой, с истекшим сроком исковой давности следует проверить своевременность списания кредиторской задолженности на внереализационные доходы организации.

Если ТМЦ поступили на условиях коммерческого кредита либо кредиторская задолженность обеспечена векселем и предусматривает уплату поставщику определенного процента, то большое значение имеет учет процентов по этим обязательствам. В настоящее время проценты по долговым обязательствам признаются расходом организации в целях налогообложения при соблюдении следующих условий, указанных в пп.2 п.1 ст.265 и п.1 ст.269 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

2.4. Проверка расчетов по претензиям. Претензия предъявляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо обнаружились несоответствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск.

При проверке таких операций аудитор должен убедиться, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям" суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте. Кроме того, важно, чтобы претензия была предъявлена своевременно, так как в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска. И наконец, пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным, в частности в нем должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке ТМЦ (в качестве - при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.

2.5. Проверка учета курсовых и суммовых разниц. Если у проверяемой организации есть поставщики - нерезиденты или расчеты между контрагентами - резидентами производятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте или в условных единицах, то в учете возникают курсовые и суммовые разницы. При проверке аудитор должен убедиться в правильности расчета курсовых разниц, отнесенных на внереализационные доходы и расходы организации. В соответствии с п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, пересчет должен производиться по курсу Банка России, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (при импорте ТМЦ - на дату перехода права собственности на импортированное имущество, при импорте услуг - на дату фактического потребления услуги), а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. В случае образования суммовых разниц (при расчетах между контрагентами - резидентами) эти разницы относятся на уменьшение (увеличение) расходов по обычным видам деятельности согласно п.6.6 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Соответственно в учете должны присутствовать дополнительные либо сторнировочные записи по дебету счетов производственных запасов и затрат и кредиту счета 60.

2.6. Проверка правильности списания дебиторской задолженности за счет внереализационных расходов или за счет резервов по сомнительным долгам. В ходе этой процедуры аудитору необходимо выяснить, создаются ли в организации резервы по сомнительным долгам и были ли в течение проверяемого периода случаи списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности либо нереальной к взысканию. Если учетной политикой предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам, то аудитору следует иметь в виду следующее. В соответствии с п.4 ст.266 НК РФ сумма резерва определяется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. По сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней суммы отчислений включаются в резерв в полной сумме, по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней - в размере 50% суммы долга, со сроком возникновения меньше 45 дней - в резерв не включаются. Общая сумма резерва не должна превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода и может быть использована только на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в соответствии с законодательством (истечение срока исковой давности; невозможность взыскания, подтвержденная соответствующим актом государственного органа, либо ликвидация предприятия). Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (налогового) периода (п.3 ст.266 НК РФ). Расходы по списанию долгов, признанных безнадежными к взысканию, осуществляются только за счет суммы созданного резерва, в случае превышения суммы списываемой задолженности над суммой созданного резерва разница подлежит включению в состав внереализационных расходов (п.5 ст.266 НК РФ).

Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них приведены в табл. 4.

Таблица 4

Типичные ошибки и нарушения по разделу учета

"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

     
   —————————————————————————————————————————————————————T———————————¬
   |           Возможные ошибки и нарушения             |   Номер   |
   |                                                    |аудиторской|
   |                                                    | процедуры |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |                  Организация первичного учета                  |
   +————————————————————————————————————————————————————T———————————+
   |Счетные ошибки при фиксировании оперативного факта  |    1.1    |
   |(при измерении количества, веса, размеров и т.п.)   |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Несвоевременная регистрация оперативного факта на   |    1.2    |
   |носителе информации                                 |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Регистрация хозяйственных операций в документах     |    1.3    |
   |неунифицированной формы (в случае если для данной   |           |
   |операции унифицированный документ предусмотрен)     |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Отсутствие необходимых реквизитов, придающих        |    1.3    |
   |документу юридическую силу                          |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Нарушения, допущенные при оформлении первичного     |    1.3    |
   |документа (заполнение документов средствами, не     |           |
   |допускающими их долговременное хранение, нарушения  |           |
   |при внесении исправлений в первичный документ)      |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Отсутствие графиков документооборота                |    1.4    |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Ошибки при регистрации документа (количественные    |    1.5    |
   |либо качественные расхождения при переносе данных   |           |
   |из документа в учетные регистры)                    |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Несвоевременная регистрация документа в учетном     |    1.5    |
   |регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре |           |
   |по отдельным первичным документам)                  |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Нарушения сроков хранения документации в архиве     |    1.6    |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Уничтожение первичных документов без акта           |    1.6    |
   |о выделении документов к уничтожению                |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Нарушения при оформлении дел с первичной учетной    |    1.6    |
   |документацией (касается кассовых и банковских       |           |
   |документов)                                         |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |         Организация бухгалтерского и налогового учета          |
   +————————————————————————————————————————————————————T———————————+
   |Перекрытие задолженности одного контрагента         |    2.1    |
   |авансами, выданными другому контрагенту (Д—т 60,    |           |
   |К—т 60, субсчет "Авансы выданные", 76)              |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Несвоевременное списание задолженности с истекшим   | 2.1, 2.3  |
   |сроком исковой давности                             |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Возмещение входящего НДС по неотфактурованным пос—  |    2.2    |
   |тавкам (Д—т 19, К—т 60, субсчет "Неотфактурованные  |           |
   |поставки" и Д—т 68, К—т 19)                         |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ|    2.2    |
   |(работам, услугам), ранее отраженным как            |           |
   |неотфактурованные поставки, документы по которым    |           |
   |поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными|           |
   |в учете показателями                                |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным |    2.3    |
   |выданными организацией собственными векселями       |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Несвоевременное предъявление претензий поставщикам  |    2.4    |
   |(Д—т 76, субсчет "Расчеты по претензиям", К—т 60),  |           |
   |отражение на счете 76, субсчет "Расчеты по          |           |
   |претензиям" нереальных сумм                         |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Счетные ошибки при исчислении курсовых разниц       |    2.5    |
   |(Д—т 91, К—т 60 или Д—т 60, К—т 91)                 |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Отражение суммовых разниц на счетах учета прочих    |    2.5    |
   |доходов и расходов, а не на счетах учета запасов и  |           |
   |затрат                                              |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Списание безнадежного долга на счет прочих доходов и|    2.6    |
   |расходов при наличии ранее образованного резерва под|           |
   |эту задолженность (Д—т 91, К—т 60)                  |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Неправомерное признание задолженности безнадежной, и|    2.6    |
   |ее списание за счет резерва по сомнительным долгам  |           |
   |либо за счет внереализационных расходов (Д—т 63     |           |
   |или 91, К—т 60, субсчет "Авансы выданные")          |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Отсутствие аналитического учета по поставщикам      |В ходе про—|
   |по неоплаченным в срок расчетным документам, по     |ведения    |
   |неотфактурованным поставкам, по авансам выданным, по|проверки   |
   |выданным векселям, по просроченным оплатой векселям |           |
   |и др.                                               |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+           |
   |Нарушение методологии учета в части неверно         |           |
   |составленных корреспонденций счетов                 |           |
   L————————————————————————————————————————————————————+————————————
   

Подписано в печать Н.С.Макарова

05.04.2002 Главный бухгалтер

ЗАО ТД "Кольчуг - Мицар"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Оформление и учет зарубежных командировок ("Аудиторские ведомости", 2002, N 4) >
Статья: Аудит нематериальных активов ("Аудиторские ведомости", 2002, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.