|
|
Статья: Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками ("Аудиторские ведомости", 2002, N 4)
"Аудиторские ведомости", N 4, 2002
АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
Расчеты с поставщиками и подрядчиками - раздел учета, где наряду с проверкой отражения операций в системе бухгалтерского учета немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета. Связано это в первую очередь с тем, что практически все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне. Рассматриваемому участку учета свойственны определенные факторы риска, обусловленные следующими причинами: отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии); сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов; большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов; отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с расчетами за оказанные услуги). Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности. Факторы риска, а также возможность разного рода злоупотреблений обусловливают необходимость предварительного исследования системы первичного учета на участке расчетов с поставщиками и подрядчиками. Такой анализ позволит аудитору более подготовленно подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность. Кроме того, предварительный анализ системы первичного учета даст возможность оценить качество первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств. Исследование системы первичного учета строится по следующей схеме.
1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних (организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность) и внешних (требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры производства, местоположение, используемые ресурсы) факторов. 2. Оцениваются величины внутрихозяйственного и контрольного рисков системы первичного учета на данном участке с помощью проведения тестов (см. табл. 1 и 2). Ответив на поставленные в тестах вопросы, аудитор формулирует свои выводы.
Таблица 1
Оценка состояния системы первичного учета
—————————————————————————————————T———————————————————————————————¬
| Возможные вопросы | Возможный круг респондентов |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
| 1 | 2 |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|1. Всегда ли в организации пер— |Главный бухгалтер, заместитель |
|вичный документ составляется в |главного бухгалтера, бухгалтер |
|момент совершения хозяйственной |кассовых операций и операций с |
|операции или сразу по ее оконча—|подотчетными лицами, заведующие|
|нии |складами |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|2. Всегда ли в организации ис— |Главный бухгалтер, заместитель |
|пользуются унифицированные формы|главного бухгалтера, руководи— |
|документов |тели всех участков бухгалтерии |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|3. Существует ли в организации |Главный бухгалтер, заведующие |
|действующий (работающий) график |складами |
|документооборота | |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|4. Существует ли в организации |Главный бухгалтер, начальник |
|архивная служба или лицо, |отдела по делопроизводству или |
|ответственное за ведение архива |архивного отдела |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|5. Прописаны ли в графиках доку—|Главный бухгалтер, начальник |
|ментооборота ответственные лица |отдела по делопроизводству или |
|и сроки сдачи документов в архив|архивного отдела |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|6. Определены ли в приказе по |Главный бухгалтер, начальник |
|документообороту или ином внут— |отдела по делопроизводству или |
|реннем распорядительном докумен—|архивного отдела |
|те сроки хранения первичной | |
|учетной документации | |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|7. Составляются ли на документы |Главный бухгалтер, начальник |
|с истекшим сроком хранения или |отдела по делопроизводству или |
|не подлежащие хранению акты о |архивного отдела |
|выделении документов к | |
|уничтожению | |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|8. Оформлены ли дела с первичной|Главный бухгалтер, начальник |
|документацией должным образом |отдела по делопроизводству или |
|(касается тех документов, кото— |архивного отдела |
|рые в соответствии с законода— | |
|тельством должны быть переплете—| |
|ны и подобраны в хронологическом| |
|порядке, например кассовые, бан—| |
|ковские документы, авансовые от—| |
|четы) | |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|9. Какова периодичность проведе—|Руководитель, главный |
|ния проверок соблюдения кассовой|бухгалтер, бухгалтер по учету |
|дисциплины кредитными учреждени—|кассовых операций |
|ями или органами ИМНС. Когда в | |
|последний раз проводилась такая | |
|проверка | |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|10. Существует ли практика визи—|Руководитель, главный |
|рования договоров и иных юриди— |бухгалтер, начальник |
|ческих документов главным бух— |юридической службы или |
|галтером или иным ответственным |договорного отдела |
|работником бухгалтерии | |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|11. Присутствует ли в должност— |Руководитель, главный |
|ных инструкциях работников, за— |бухгалтер, начальник отдела |
|нятых оформлением первичных |кадров |
|учетных документов, запись об | |
|ответственности за несоблюдение | |
|правил оформления документации | |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|12. Своевременно ли главный бух—|Главный бухгалтер или иное |
|галтер или иное ответственное |ответственное лицо, работники, |
|лицо подписывают первичные доку—|отвечающие за создание и |
|менты, требующие их визы |оформление документов |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|13. Определены ли в графиках до—|Главный бухгалтер |
|кументооборота или иной распоря—| |
|дительной документации лица, от—| |
|ветственные за оформление того | |
|или иного первичного документа | |
|на конкретном участке совершения| |
|хозяйственной операции | |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|14. Существует ли практика за— |Руководитель, главный |
|ключения договоров материальной |бухгалтер, руководитель |
|ответственности на участках уче—|договорного отдела |
|та кассовых операций и участках | |
|учета ТМЦ | |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|15. Организуются ли главным бух—|Руководитель, главный |
|галтером или внутренней аудитор—|бухгалтер, начальник |
|ской службой в организации про— |ревизионной службы (при |
|верки с целью определения нали— |наличии таковой) |
|чия и комплектности первичных | |
|документов и с целью выявления | |
|нарушений при оформлении доку— | |
|ментов | |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|16. Каков примерный процент |Главный бухгалтер, начальник |
|автоматизации при создании |отдела автоматизации (или иного|
|первичных учетных документов |аналогичного подразделения), |
| |лица, ответственные за создание|
| |первичных документов |
+————————————————————————————————+———————————————————————————————+
|17. Каким образом созданные |Главный бухгалтер, начальник |
|первичные документы попадают в |отдела автоматизации (или иного|
|бухгалтерию для дальнейшей |аналогичного подразделения, |
|обработки |лица, ответственные за создание|
| |первичных документов |
L————————————————————————————————+————————————————————————————————
Таблица 2
Оценка состояния внутреннего контроля (ВК) в системе первичного учета
———————————————————T—————————————————————T———————————————————————¬
| Наименование | Конечные задачи | Возможные методы |
|процедуры контроля| процедуры контроля | проведения процедуры |
| | |контроля в организации |
+——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
| 1 | 2 | 3 |
+——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
|1. Контроль закон—|1) Все хозяйственные |Систематическая провер—|
|ности совершения |операции совершаются |ка первичной документа—|
|операции и созда— |и соответственно фик—|ции на наличие необхо— |
|ния первичного до—|сируются в СОПУ с |димых подписей службой |
|кумента |письменного разреше— |ВК |
| |ния руководства или +———————————————————————+
| |уполномоченных на то |Отказ в принятии доку— |
| |лиц |мента в обработку ра— |
| | |ботниками бухгалтерии |
| | |без соответствующих |
| | |подписей |
| | +———————————————————————+
| | |Отказ конкретных испол—|
| | |нителей в исполнении |
| | |хозяйственной операции |
| | |без соответствующих |
| | |письменных распоряжений|
| +—————————————————————+———————————————————————+
| |2) Все хозяйственные |Проверка службой ВК со—|
| |операции совершаются |ответствия произведен— |
| |в строгом соответс— |ных и зафиксированных |
| |твии с заключенными |на носителе операций |
| |договорами и действу—|хозяйственным договорам|
| |ющим законодательст— |и действующему законо— |
| |вом |дательству |
| | +———————————————————————+
| | |Визирование договоров и|
| | |прочих юридических ак— |
| | |тов главным бухгалтером|
| | |или другим уполномочен—|
| | |ным работником бухгал— |
| | |терии |
+——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
|2. Формальная про—|3) Весь массив пер— |Систематическая провер—|
|верка документации|вичных документов в |ка службой ВК наличия |
|на наличие всех |части наличия необхо—|всех обязательных рек— |
|обязательных рек— |димых реквизитов от— |визитов в документах |
|визитов |вечает требованиям +———————————————————————+
| |законодательства о |Контроль со стороны ра—|
| |бухгалтерском учете |ботников бухгалтерии, |
| | |обрабатывающих конкрет—|
| | |ные документы, за пра— |
| | |вильностью оформления |
| | |документов |
+——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
|3. Соответствие |4) Достижение уверен—|Проведение системати— |
|первичной докумен—|ности в том, что на |ческих инвентаризаций |
|тации регистрируе—|каждую операцию сос— |на соответствие факти— |
|мым оперативным |тавлен документ, вер—|ческих остатков активов|
|фактам |но зафиксировавший |и пассивов организации |
| |совершенный оператив—|их учетным значениям |
| |ный факт |службой ВК |
| | +———————————————————————+
| | |Арифметический и логи— |
| | |ческий контроль со сто—|
| | |роны работников бухгал—|
| | |терии, обрабатывающих |
| | |документацию, за соот— |
| | |ветствием совершенной |
| | |операции оформленному |
| | |оправдательному доку— |
| | |менту |
+——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
|4. Контроль полно—|5) Достижение уверен—|Проверка службой ВК |
|ты регистрации |ности, что все пер— |полноты регистрации до—|
|первичных докумен—|вичные документы в |кументов в учетных ре— |
|тов |организации будут |гистрах |
| |введены и обработаны +———————————————————————+
| | |Контроль со стороны |
| | |бухгалтерии за отклоне—|
| | |ниями в нумерации доку—|
| | |ментов, ведение журна— |
| | |лов регистрации первич—|
| | |ных учетных документов,|
| | |единая нумерация пер— |
| | |вичной документации |
+——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
|5. Контроль точ— |6) Точный количест— |Автоматический ввод |
|ности регистрации |венный и качественный|бухгалтерской проводки |
|и обработки пер— |перенос данных из до—|с документа с помощью |
|вичных документов |кумента в систему |соответствующих прог— |
| |учета |раммных продуктов |
| | +———————————————————————+
| | |Проверка службой ВК со—|
| | |ответствия занесения |
| | |данных из первичного |
| | |документа в систему |
| | |бухгалтерского учета |
| | +———————————————————————+
| | |Обязательная контировка|
| | |первичных документов |
| | |бухгалтером, производя—|
| | |щим их обработку |
+——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
|6. Контроль своев—|7) Достижение уверен—|Проверка службой ВК со—|
|ременности регист—|ности в том, что |ответствия даты доку— |
|рации и обработки |принцип временной оп—|мента дате его регист— |
|первичных докумен—|ределенности в орга— |рации в учетном регист—|
|тов |низации соблюден |ре |
| | +———————————————————————+
| | |Проведение инвентариза—|
| | |ции активов и сверок |
| | |расчетов с целью уста— |
| | |новления реальности |
| | |числящихся в учете сумм|
| | |на определенную дату |
| | +———————————————————————+
| | |Система поощрений и на—|
| | |казаний за выполнение |
| | |бухгалтером — исполни— |
| | |телем своих обязаннос— |
| | |тей, в том числе за |
| | |своевременность регист—|
| | |рации документов |
+——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
|7. Контроль |8) Достижение уверен—|Проверка службой ВК ис—|
|документопотоков |ности в том, что в |полнения функций персо—|
| |организации исполня— |нала, задействованного |
| |ются действующие гра—|в системе документообо—|
| |фики документооборота|рота в соответствии с |
| | |действующими графиками |
| | +———————————————————————+
| | |Контроль со стороны |
| | |бухгалтерии за сроками |
| | |оборота документов |
+——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
|8. Контроль орга— |9) Достижение уверен—|Проверка службой ВК ор—|
|низации обработки |ности в том, что в |ганизации хранения до— |
|и регистрации до— |процессе регистрации |кументов в процессе те—|
|кументов (с точки |и обработки информа— |кущей деятельности |
|зрения защиты ин— |ции вся первичная до—+———————————————————————+
|формации) |кументация будет за— |Определение круга лиц, |
| |щищена от несанкцио— |имеющих право доступа к|
| |нированного доступа |той или иной документа—|
| | |ции, контроль со сторо—|
| | |ны работников бухгалте—|
| | |рии за документами, на—|
| | |ходящимися у них на об—|
| | |работке |
+——————————————————+ +———————————————————————+
|9. Контроль систе—| |Практика введения паро—|
|мы защиты информа—| |лей на АРМ, установ— |
|ции в условиях КОД| |ление системным опера— |
| | |тором определенного по—|
| | |рядка доступа к инфор— |
| | |мации с другого АРМ |
+——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
|10. Контроль орга—|10) Достижение уве— |Проверка службой ВК |
|низации архивной |ренности в том, что в|соблюдения требований |
|службы |системе хранения до— |нормативных актов в |
| |кументов не будет до—|части организации ар— |
| |пущено утери или исп—|хивной службы |
| |равления первичной +———————————————————————+
| |документации на про— |Контроль со стороны |
| |тяжении всего срока |бухгалтерии за соблюде—|
| |ее хранения |нием сроков сдачи доку—|
| | |ментации в архив и сро—|
| | |ков хранения первичной |
| | |документации |
| | +———————————————————————+
| | |Инвентаризация дел в |
| | |архивах |
L——————————————————+—————————————————————+————————————————————————
3. Конкретизируются объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета (см. табл. 3).
Таблица 3
Определение объема и характеристик первичной документации, подлежащей аудиту
————T————T———————————T———————T————————T———————T————————T—————————¬
| N |Раз—|Типовые хо—|Коли— |Пример— |Общий |Наличие |Процент |
|п/п|дел |зяйственные|чество |ный объ—|объем |автома— |объема |
| |пер—|операции |совер— |ем пер— |первич—|тизации |первичной|
| |вич—| |шаемых |вичной |ной до—|при соз—|докумен— |
| |ного| |опера— |докумен—|кумен— |дании |тации по |
| |уче—| |ций за |тации, |тации |докумен—|типовой |
| |та | |опреде—|оформля—|по ти— |та |операции |
| | | |ленный |ющей и |повым |(есть — |(или по |
| | | |период |сопро— |опера— |"+", |разделу |
| | | |(по |вождаю— |циям, в|нет — |учета) в |
| | | |усмот— |щей одну|том |"—") |общем |
| | | |рению |типовую |числе | |массиве |
| | | |аудито—|опера— |созда— | |первичной|
| | | |ра это |цию, в |ваемой | |докумен— |
| | | |может |том чис—|в орга—| |тации |
| | | |быть |ле соз— |низации| | |
| | | |день, |даваемой|(ука— | | |
| | | |месяц |в орга— |зать | | |
| | | |или |низации |через | | |
| | | |год) |(указать|дробь) | | |
| | | | |через | | | |
| | | | |дробь) | | | |
+———+————+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
+———+————+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+
| 1 |Рас—|Поступление| | | | | |
| |четы|ТМЦ, оказа—| | | | | |
| |с |ние услуг | | | | | |
| |пос—|производст—| | | | | |
| |тав—|венного и | | | | | |
| |щи— |непроизвод—| | | | | |
| |ками|ственного | | | | | |
| |и |характера | | | | | |
+———+под—+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+
| 2 |ряд—|Претензии | | | | | |
| |чи— |поставщикам| | | | | |
+———+ками+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+
| 3 | |Учет вексе—| | | | | |
| | |лей выдан— | | | | | |
| | |ных | | | | | |
+———+ +———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+
| 4 | |Учет курсо—| | | | | |
| | |вых и сум— | | | | | |
| | |мовых раз— | | | | | |
| | |ниц по опе—| | | | | |
| | |рациям в | | | | | |
| | |иностранной| | | | | |
| | |валюте | | | | | |
+———+————+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+
|Итого по разделу | | | | | |
L————————————————————+———————+————————+———————+————————+——————————
На основании проведенного исследования составляются план и программа проверки, определяются объемы выборки на отдельных участках учета в рамках данного раздела и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Рассмотрим аудиторские процедуры, которые могут присутствовать в зависимости от результатов проведенного анализа в программе проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
1. Организация первичного учета
1.1. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно - материальных ценностей (ТМЦ), принятия к учету работ, услуг. С помощью этой процедуры достигается уверенность в том, что в организации присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: по операциям по поступлению ТМЦ путем репрезентативной выборки с помощью случайного или систематического отбора, по операциям по приобретению работ, услуг путем непредставительной выборки в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. Проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном "наборе" услуг, предоставляемых проверяемой организацией за определенный период, полученную, например, в результате устного опроса или просмотра учетных регистров за предыдущие периоды. При этом аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами и на поставку с тем или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов - фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов - фактур. После этого необходимо сверить полученные данные с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах. 1.2. Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья, оказания услуг. Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, разовый или систематический характер носят такие факты. Из беседы с главным бухгалтером (или его заместителем) аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация и т.д. Полезно также ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, причем документам последних уделить особое внимание. 1.3. Проверка законности первичной учетной документации (ПУД), оформляющей операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Цель проведения данной процедуры - получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, следует подойти с особой тщательностью. По результатам проведения данной процедуры аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена при дальнейшей проверке отражения этих операций на счетах учета. 1.4. Проверка соблюдения графика документооборота. С помощью этой процедуры устанавливается наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками, на все ли первичные документы он составлен, а также работает ли этот график в действительности. При необходимости аудитор может также лично проследить за движением конкретного документа и исполнением сроков его создания и обработки. Если графиков документооборота нет или они подготовлены формально, то появляется риск того, что некоторые первичные документы могут отсутствовать или быть утеряны, будут приняты к учету (т.е. проверены и обработаны) несвоевременно, например в следующем отчетном периоде, а также риск приписок и прочих злоупотреблений. Следовательно, на документацию, на которую нет графиков документооборота или если эти графики реально не работают, при проведении следующей процедуры аудитор должен обратить особое внимание. 1.5. Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах. В результате данной процедуры аудитор получает достаточное количество доказательств того, что при принятии документов к учету соблюдены шесть основных принципов: было достаточно оснований для регистрации каждого документа; все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью; все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции и по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета; все документы зарегистрированы своевременно; все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах; каждый документ принят к учету единожды. Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна производиться с учетом результатов предшествующих процедур. Особое внимание следует уделить документам, на которые не составлены графики документооборота, и операциям, по которым первичные документы отсутствуют либо в них отсутствуют определенные реквизиты. 1.6. Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД. Если в организации нет четко установленного порядка хранения документации в период исполнения документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве, то присутствует большой риск несанкционированного доступа к ПУД. Это может привести как к утере документов, так и к различного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией (приписки, исправления в документах, уничтожение или подлог документов и т.п.). Организации обязаны хранить первичную учетную документацию не менее пяти лет согласно п.98 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры. Источниками информации аудитору могут служить графики документооборота, содержащие сроки сдачи документов в архив, оформленные к передаче в архив и уже хранящиеся в архиве дела, акты о выделении документов к уничтожению. В ходе проверки может быть использована информация о наличии или отсутствии в организации системы паролей доступа к автоматизированным рабочим местам, на которых осуществляются создание и обработка документов данного раздела учета.
2. Организация бухгалтерского и налогового учета
2.1. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности. Цель этой процедуры - достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности. Аудитору необходимо знать типичные способы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложными, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации. 2.2. Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. С помощью этой процедуры проверяется отражение на счетах учета операций по получению ТМЦ (работ, услуг) от сторонних организаций, не подтвержденных в течение определенного срока первичными документами. Отсутствие подтверждающих документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке необходимо принимать во внимание, что аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" должен обеспечивать получение данных по неотфактурованным поставкам и что материальные ценности (работы, услуги) по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренных договором. Аудитору надлежит убедиться в том, что истребование документов по неотфактурованным поставкам производится в организации в разумные сроки. В случае неотфактурованных поставок, по которым подтверждающие документы отсутствуют достаточно долгое время (имеется в виду, что на момент составления отчетов - налоговых и финансовых - документы еще не поступили), аудитору надлежит убедиться в том, что входящий НДС по таким поставкам не был принят к возмещению. Если же подтверждающие документы поступили и имеются расхождения в ценах и номенклатуре, то аудитору следует проверить правильность корректировки сумм по соответствующим позициям на счетах бухгалтерского учета, которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода. Если корректировке подлежат данные за предыдущие отчетные периоды, то целесообразно также проверить правильность корректировки соответствующих налоговых и финансовых отчетов. 2.3. Проверка расчетов по векселям выданным и расчетов по коммерческим кредитам. Если в организации практикуется проведение расчетов собственными векселями, то аудитору необходимо обратить внимание на то, что аналитический учет по счету 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой векселям. Кроме того, по векселям, просроченным оплатой, с истекшим сроком исковой давности следует проверить своевременность списания кредиторской задолженности на внереализационные доходы организации. Если ТМЦ поступили на условиях коммерческого кредита либо кредиторская задолженность обеспечена векселем и предусматривает уплату поставщику определенного процента, то большое значение имеет учет процентов по этим обязательствам. В настоящее время проценты по долговым обязательствам признаются расходом организации в целях налогообложения при соблюдении следующих условий, указанных в пп.2 п.1 ст.265 и п.1 ст.269 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). 2.4. Проверка расчетов по претензиям. Претензия предъявляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо обнаружились несоответствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке таких операций аудитор должен убедиться, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям" суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте. Кроме того, важно, чтобы претензия была предъявлена своевременно, так как в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска. И наконец, пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным, в частности в нем должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке ТМЦ (в качестве - при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика. 2.5. Проверка учета курсовых и суммовых разниц. Если у проверяемой организации есть поставщики - нерезиденты или расчеты между контрагентами - резидентами производятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте или в условных единицах, то в учете возникают курсовые и суммовые разницы. При проверке аудитор должен убедиться в правильности расчета курсовых разниц, отнесенных на внереализационные доходы и расходы организации. В соответствии с п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, пересчет должен производиться по курсу Банка России, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (при импорте ТМЦ - на дату перехода права собственности на импортированное имущество, при импорте услуг - на дату фактического потребления услуги), а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. В случае образования суммовых разниц (при расчетах между контрагентами - резидентами) эти разницы относятся на уменьшение (увеличение) расходов по обычным видам деятельности согласно п.6.6 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Соответственно в учете должны присутствовать дополнительные либо сторнировочные записи по дебету счетов производственных запасов и затрат и кредиту счета 60. 2.6. Проверка правильности списания дебиторской задолженности за счет внереализационных расходов или за счет резервов по сомнительным долгам. В ходе этой процедуры аудитору необходимо выяснить, создаются ли в организации резервы по сомнительным долгам и были ли в течение проверяемого периода случаи списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности либо нереальной к взысканию. Если учетной политикой предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам, то аудитору следует иметь в виду следующее. В соответствии с п.4 ст.266 НК РФ сумма резерва определяется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. По сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней суммы отчислений включаются в резерв в полной сумме, по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней - в размере 50% суммы долга, со сроком возникновения меньше 45 дней - в резерв не включаются. Общая сумма резерва не должна превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода и может быть использована только на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в соответствии с законодательством (истечение срока исковой давности; невозможность взыскания, подтвержденная соответствующим актом государственного органа, либо ликвидация предприятия). Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (налогового) периода (п.3 ст.266 НК РФ). Расходы по списанию долгов, признанных безнадежными к взысканию, осуществляются только за счет суммы созданного резерва, в случае превышения суммы списываемой задолженности над суммой созданного резерва разница подлежит включению в состав внереализационных расходов (п.5 ст.266 НК РФ). Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них приведены в табл. 4.
Таблица 4
Типичные ошибки и нарушения по разделу учета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
—————————————————————————————————————————————————————T———————————¬
| Возможные ошибки и нарушения | Номер |
| |аудиторской|
| | процедуры |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
| Организация первичного учета |
+————————————————————————————————————————————————————T———————————+
|Счетные ошибки при фиксировании оперативного факта | 1.1 |
|(при измерении количества, веса, размеров и т.п.) | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Несвоевременная регистрация оперативного факта на | 1.2 |
|носителе информации | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Регистрация хозяйственных операций в документах | 1.3 |
|неунифицированной формы (в случае если для данной | |
|операции унифицированный документ предусмотрен) | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Отсутствие необходимых реквизитов, придающих | 1.3 |
|документу юридическую силу | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Нарушения, допущенные при оформлении первичного | 1.3 |
|документа (заполнение документов средствами, не | |
|допускающими их долговременное хранение, нарушения | |
|при внесении исправлений в первичный документ) | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Отсутствие графиков документооборота | 1.4 |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Ошибки при регистрации документа (количественные | 1.5 |
|либо качественные расхождения при переносе данных | |
|из документа в учетные регистры) | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Несвоевременная регистрация документа в учетном | 1.5 |
|регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре | |
|по отдельным первичным документам) | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Нарушения сроков хранения документации в архиве | 1.6 |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Уничтожение первичных документов без акта | 1.6 |
|о выделении документов к уничтожению | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Нарушения при оформлении дел с первичной учетной | 1.6 |
|документацией (касается кассовых и банковских | |
|документов) | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
| Организация бухгалтерского и налогового учета |
+————————————————————————————————————————————————————T———————————+
|Перекрытие задолженности одного контрагента | 2.1 |
|авансами, выданными другому контрагенту (Д—т 60, | |
|К—т 60, субсчет "Авансы выданные", 76) | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Несвоевременное списание задолженности с истекшим | 2.1, 2.3 |
|сроком исковой давности | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Возмещение входящего НДС по неотфактурованным пос— | 2.2 |
|тавкам (Д—т 19, К—т 60, субсчет "Неотфактурованные | |
|поставки" и Д—т 68, К—т 19) | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ| 2.2 |
|(работам, услугам), ранее отраженным как | |
|неотфактурованные поставки, документы по которым | |
|поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными| |
|в учете показателями | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным | 2.3 |
|выданными организацией собственными векселями | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Несвоевременное предъявление претензий поставщикам | 2.4 |
|(Д—т 76, субсчет "Расчеты по претензиям", К—т 60), | |
|отражение на счете 76, субсчет "Расчеты по | |
|претензиям" нереальных сумм | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Счетные ошибки при исчислении курсовых разниц | 2.5 |
|(Д—т 91, К—т 60 или Д—т 60, К—т 91) | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Отражение суммовых разниц на счетах учета прочих | 2.5 |
|доходов и расходов, а не на счетах учета запасов и | |
|затрат | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Списание безнадежного долга на счет прочих доходов и| 2.6 |
|расходов при наличии ранее образованного резерва под| |
|эту задолженность (Д—т 91, К—т 60) | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Неправомерное признание задолженности безнадежной, и| 2.6 |
|ее списание за счет резерва по сомнительным долгам | |
|либо за счет внереализационных расходов (Д—т 63 | |
|или 91, К—т 60, субсчет "Авансы выданные") | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Отсутствие аналитического учета по поставщикам |В ходе про—|
|по неоплаченным в срок расчетным документам, по |ведения |
|неотфактурованным поставкам, по авансам выданным, по|проверки |
|выданным векселям, по просроченным оплатой векселям | |
|и др. | |
+————————————————————————————————————————————————————+ |
|Нарушение методологии учета в части неверно | |
|составленных корреспонденций счетов | |
L————————————————————————————————————————————————————+————————————
Подписано в печать Н.С.Макарова 05.04.2002 Главный бухгалтер
ЗАО ТД "Кольчуг - Мицар"
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |