![]() |
| ![]() |
|
Статья: Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками ("Аудиторские ведомости", 2002, N 4)
"Аудиторские ведомости", N 4, 2002
АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
Расчеты с поставщиками и подрядчиками - раздел учета, где наряду с проверкой отражения операций в системе бухгалтерского учета немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета. Связано это в первую очередь с тем, что практически все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне. Рассматриваемому участку учета свойственны определенные факторы риска, обусловленные следующими причинами: отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии); сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов; большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов; отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с расчетами за оказанные услуги). Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности. Факторы риска, а также возможность разного рода злоупотреблений обусловливают необходимость предварительного исследования системы первичного учета на участке расчетов с поставщиками и подрядчиками. Такой анализ позволит аудитору более подготовленно подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность. Кроме того, предварительный анализ системы первичного учета даст возможность оценить качество первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств. Исследование системы первичного учета строится по следующей схеме.
1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних (организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность) и внешних (требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры производства, местоположение, используемые ресурсы) факторов. 2. Оцениваются величины внутрихозяйственного и контрольного рисков системы первичного учета на данном участке с помощью проведения тестов (см. табл. 1 и 2). Ответив на поставленные в тестах вопросы, аудитор формулирует свои выводы.
Таблица 1
Оценка состояния системы первичного учета
—————————————————————————————————T———————————————————————————————¬ | Возможные вопросы | Возможный круг респондентов | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ | 1 | 2 | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |1. Всегда ли в организации пер— |Главный бухгалтер, заместитель | |вичный документ составляется в |главного бухгалтера, бухгалтер | |момент совершения хозяйственной |кассовых операций и операций с | |операции или сразу по ее оконча—|подотчетными лицами, заведующие| |нии |складами | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |2. Всегда ли в организации ис— |Главный бухгалтер, заместитель | |пользуются унифицированные формы|главного бухгалтера, руководи— | |документов |тели всех участков бухгалтерии | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |3. Существует ли в организации |Главный бухгалтер, заведующие | |действующий (работающий) график |складами | |документооборота | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |4. Существует ли в организации |Главный бухгалтер, начальник | |архивная служба или лицо, |отдела по делопроизводству или | |ответственное за ведение архива |архивного отдела | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |5. Прописаны ли в графиках доку—|Главный бухгалтер, начальник | |ментооборота ответственные лица |отдела по делопроизводству или | |и сроки сдачи документов в архив|архивного отдела | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |6. Определены ли в приказе по |Главный бухгалтер, начальник | |документообороту или ином внут— |отдела по делопроизводству или | |реннем распорядительном докумен—|архивного отдела | |те сроки хранения первичной | | |учетной документации | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |7. Составляются ли на документы |Главный бухгалтер, начальник | |с истекшим сроком хранения или |отдела по делопроизводству или | |не подлежащие хранению акты о |архивного отдела | |выделении документов к | | |уничтожению | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |8. Оформлены ли дела с первичной|Главный бухгалтер, начальник | |документацией должным образом |отдела по делопроизводству или | |(касается тех документов, кото— |архивного отдела | |рые в соответствии с законода— | | |тельством должны быть переплете—| | |ны и подобраны в хронологическом| | |порядке, например кассовые, бан—| | |ковские документы, авансовые от—| | |четы) | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |9. Какова периодичность проведе—|Руководитель, главный | |ния проверок соблюдения кассовой|бухгалтер, бухгалтер по учету | |дисциплины кредитными учреждени—|кассовых операций | |ями или органами ИМНС. Когда в | | |последний раз проводилась такая | | |проверка | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |10. Существует ли практика визи—|Руководитель, главный | |рования договоров и иных юриди— |бухгалтер, начальник | |ческих документов главным бух— |юридической службы или | |галтером или иным ответственным |договорного отдела | |работником бухгалтерии | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |11. Присутствует ли в должност— |Руководитель, главный | |ных инструкциях работников, за— |бухгалтер, начальник отдела | |нятых оформлением первичных |кадров | |учетных документов, запись об | | |ответственности за несоблюдение | | |правил оформления документации | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |12. Своевременно ли главный бух—|Главный бухгалтер или иное | |галтер или иное ответственное |ответственное лицо, работники, | |лицо подписывают первичные доку—|отвечающие за создание и | |менты, требующие их визы |оформление документов | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |13. Определены ли в графиках до—|Главный бухгалтер | |кументооборота или иной распоря—| | |дительной документации лица, от—| | |ветственные за оформление того | | |или иного первичного документа | | |на конкретном участке совершения| | |хозяйственной операции | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |14. Существует ли практика за— |Руководитель, главный | |ключения договоров материальной |бухгалтер, руководитель | |ответственности на участках уче—|договорного отдела | |та кассовых операций и участках | | |учета ТМЦ | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |15. Организуются ли главным бух—|Руководитель, главный | |галтером или внутренней аудитор—|бухгалтер, начальник | |ской службой в организации про— |ревизионной службы (при | |верки с целью определения нали— |наличии таковой) | |чия и комплектности первичных | | |документов и с целью выявления | | |нарушений при оформлении доку— | | |ментов | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |16. Каков примерный процент |Главный бухгалтер, начальник | |автоматизации при создании |отдела автоматизации (или иного| |первичных учетных документов |аналогичного подразделения), | | |лица, ответственные за создание| | |первичных документов | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |17. Каким образом созданные |Главный бухгалтер, начальник | |первичные документы попадают в |отдела автоматизации (или иного| |бухгалтерию для дальнейшей |аналогичного подразделения, | |обработки |лица, ответственные за создание| | |первичных документов | L————————————————————————————————+———————————————————————————————— Таблица 2
Оценка состояния внутреннего контроля (ВК) в системе первичного учета
———————————————————T—————————————————————T———————————————————————¬ | Наименование | Конечные задачи | Возможные методы | |процедуры контроля| процедуры контроля | проведения процедуры | | | |контроля в организации | +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+ | 1 | 2 | 3 | +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+ |1. Контроль закон—|1) Все хозяйственные |Систематическая провер—| |ности совершения |операции совершаются |ка первичной документа—| |операции и созда— |и соответственно фик—|ции на наличие необхо— | |ния первичного до—|сируются в СОПУ с |димых подписей службой | |кумента |письменного разреше— |ВК | | |ния руководства или +———————————————————————+ | |уполномоченных на то |Отказ в принятии доку— | | |лиц |мента в обработку ра— | | | |ботниками бухгалтерии | | | |без соответствующих | | | |подписей | | | +———————————————————————+ | | |Отказ конкретных испол—| | | |нителей в исполнении | | | |хозяйственной операции | | | |без соответствующих | | | |письменных распоряжений| | +—————————————————————+———————————————————————+ | |2) Все хозяйственные |Проверка службой ВК со—| | |операции совершаются |ответствия произведен— | | |в строгом соответс— |ных и зафиксированных | | |твии с заключенными |на носителе операций | | |договорами и действу—|хозяйственным договорам| | |ющим законодательст— |и действующему законо— | | |вом |дательству | | | +———————————————————————+ | | |Визирование договоров и| | | |прочих юридических ак— | | | |тов главным бухгалтером| | | |или другим уполномочен—| | | |ным работником бухгал— | | | |терии | +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+ |2. Формальная про—|3) Весь массив пер— |Систематическая провер—| |верка документации|вичных документов в |ка службой ВК наличия | |на наличие всех |части наличия необхо—|всех обязательных рек— | |обязательных рек— |димых реквизитов от— |визитов в документах | |визитов |вечает требованиям +———————————————————————+ | |законодательства о |Контроль со стороны ра—| | |бухгалтерском учете |ботников бухгалтерии, | | | |обрабатывающих конкрет—| | | |ные документы, за пра— | | | |вильностью оформления | | | |документов | +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+ |3. Соответствие |4) Достижение уверен—|Проведение системати— | |первичной докумен—|ности в том, что на |ческих инвентаризаций | |тации регистрируе—|каждую операцию сос— |на соответствие факти— | |мым оперативным |тавлен документ, вер—|ческих остатков активов| |фактам |но зафиксировавший |и пассивов организации | | |совершенный оператив—|их учетным значениям | | |ный факт |службой ВК | | | +———————————————————————+ | | |Арифметический и логи— | | | |ческий контроль со сто—| | | |роны работников бухгал—| | | |терии, обрабатывающих | | | |документацию, за соот— | | | |ветствием совершенной | | | |операции оформленному | | | |оправдательному доку— | | | |менту | +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+ |4. Контроль полно—|5) Достижение уверен—|Проверка службой ВК | |ты регистрации |ности, что все пер— |полноты регистрации до—| |первичных докумен—|вичные документы в |кументов в учетных ре— | |тов |организации будут |гистрах | | |введены и обработаны +———————————————————————+ | | |Контроль со стороны | | | |бухгалтерии за отклоне—| | | |ниями в нумерации доку—| | | |ментов, ведение журна— | | | |лов регистрации первич—| | | |ных учетных документов,| | | |единая нумерация пер— | | | |вичной документации | +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+ |5. Контроль точ— |6) Точный количест— |Автоматический ввод | |ности регистрации |венный и качественный|бухгалтерской проводки | |и обработки пер— |перенос данных из до—|с документа с помощью | |вичных документов |кумента в систему |соответствующих прог— | | |учета |раммных продуктов | | | +———————————————————————+ | | |Проверка службой ВК со—| | | |ответствия занесения | | | |данных из первичного | | | |документа в систему | | | |бухгалтерского учета | | | +———————————————————————+ | | |Обязательная контировка| | | |первичных документов | | | |бухгалтером, производя—| | | |щим их обработку | +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+ |6. Контроль своев—|7) Достижение уверен—|Проверка службой ВК со—| |ременности регист—|ности в том, что |ответствия даты доку— | |рации и обработки |принцип временной оп—|мента дате его регист— | |первичных докумен—|ределенности в орга— |рации в учетном регист—| |тов |низации соблюден |ре | | | +———————————————————————+ | | |Проведение инвентариза—| | | |ции активов и сверок | | | |расчетов с целью уста— | | | |новления реальности | | | |числящихся в учете сумм| | | |на определенную дату | | | +———————————————————————+ | | |Система поощрений и на—| | | |казаний за выполнение | | | |бухгалтером — исполни— | | | |телем своих обязаннос— | | | |тей, в том числе за | | | |своевременность регист—| | | |рации документов | +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+ |7. Контроль |8) Достижение уверен—|Проверка службой ВК ис—| |документопотоков |ности в том, что в |полнения функций персо—| | |организации исполня— |нала, задействованного | | |ются действующие гра—|в системе документообо—| | |фики документооборота|рота в соответствии с | | | |действующими графиками | | | +———————————————————————+ | | |Контроль со стороны | | | |бухгалтерии за сроками | | | |оборота документов | +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+ |8. Контроль орга— |9) Достижение уверен—|Проверка службой ВК ор—| |низации обработки |ности в том, что в |ганизации хранения до— | |и регистрации до— |процессе регистрации |кументов в процессе те—| |кументов (с точки |и обработки информа— |кущей деятельности | |зрения защиты ин— |ции вся первичная до—+———————————————————————+ |формации) |кументация будет за— |Определение круга лиц, | | |щищена от несанкцио— |имеющих право доступа к| | |нированного доступа |той или иной документа—| | | |ции, контроль со сторо—| | | |ны работников бухгалте—| | | |рии за документами, на—| | | |ходящимися у них на об—| | | |работке | +——————————————————+ +———————————————————————+ |9. Контроль систе—| |Практика введения паро—| |мы защиты информа—| |лей на АРМ, установ— | |ции в условиях КОД| |ление системным опера— | | | |тором определенного по—| | | |рядка доступа к инфор— | | | |мации с другого АРМ | +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+ |10. Контроль орга—|10) Достижение уве— |Проверка службой ВК | |низации архивной |ренности в том, что в|соблюдения требований | |службы |системе хранения до— |нормативных актов в | | |кументов не будет до—|части организации ар— | | |пущено утери или исп—|хивной службы | | |равления первичной +———————————————————————+ | |документации на про— |Контроль со стороны | | |тяжении всего срока |бухгалтерии за соблюде—| | |ее хранения |нием сроков сдачи доку—| | | |ментации в архив и сро—| | | |ков хранения первичной | | | |документации | | | +———————————————————————+ | | |Инвентаризация дел в | | | |архивах | L——————————————————+—————————————————————+———————————————————————— 3. Конкретизируются объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета (см. табл. 3).
Таблица 3
Определение объема и характеристик первичной документации, подлежащей аудиту
————T————T———————————T———————T————————T———————T————————T—————————¬ | N |Раз—|Типовые хо—|Коли— |Пример— |Общий |Наличие |Процент | |п/п|дел |зяйственные|чество |ный объ—|объем |автома— |объема | | |пер—|операции |совер— |ем пер— |первич—|тизации |первичной| | |вич—| |шаемых |вичной |ной до—|при соз—|докумен— | | |ного| |опера— |докумен—|кумен— |дании |тации по | | |уче—| |ций за |тации, |тации |докумен—|типовой | | |та | |опреде—|оформля—|по ти— |та |операции | | | | |ленный |ющей и |повым |(есть — |(или по | | | | |период |сопро— |опера— |"+", |разделу | | | | |(по |вождаю— |циям, в|нет — |учета) в | | | | |усмот— |щей одну|том |"—") |общем | | | | |рению |типовую |числе | |массиве | | | | |аудито—|опера— |созда— | |первичной| | | | |ра это |цию, в |ваемой | |докумен— | | | | |может |том чис—|в орга—| |тации | | | | |быть |ле соз— |низации| | | | | | |день, |даваемой|(ука— | | | | | | |месяц |в орга— |зать | | | | | | |или |низации |через | | | | | | |год) |(указать|дробь) | | | | | | | |через | | | | | | | | |дробь) | | | | +———+————+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | +———+————+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+ | 1 |Рас—|Поступление| | | | | | | |четы|ТМЦ, оказа—| | | | | | | |с |ние услуг | | | | | | | |пос—|производст—| | | | | | | |тав—|венного и | | | | | | | |щи— |непроизвод—| | | | | | | |ками|ственного | | | | | | | |и |характера | | | | | | +———+под—+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+ | 2 |ряд—|Претензии | | | | | | | |чи— |поставщикам| | | | | | +———+ками+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+ | 3 | |Учет вексе—| | | | | | | | |лей выдан— | | | | | | | | |ных | | | | | | +———+ +———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+ | 4 | |Учет курсо—| | | | | | | | |вых и сум— | | | | | | | | |мовых раз— | | | | | | | | |ниц по опе—| | | | | | | | |рациям в | | | | | | | | |иностранной| | | | | | | | |валюте | | | | | | +———+————+———————————+———————+————————+———————+————————+—————————+ |Итого по разделу | | | | | | L————————————————————+———————+————————+———————+————————+—————————— На основании проведенного исследования составляются план и программа проверки, определяются объемы выборки на отдельных участках учета в рамках данного раздела и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Рассмотрим аудиторские процедуры, которые могут присутствовать в зависимости от результатов проведенного анализа в программе проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
1. Организация первичного учета
1.1. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно - материальных ценностей (ТМЦ), принятия к учету работ, услуг. С помощью этой процедуры достигается уверенность в том, что в организации присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: по операциям по поступлению ТМЦ путем репрезентативной выборки с помощью случайного или систематического отбора, по операциям по приобретению работ, услуг путем непредставительной выборки в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. Проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном "наборе" услуг, предоставляемых проверяемой организацией за определенный период, полученную, например, в результате устного опроса или просмотра учетных регистров за предыдущие периоды. При этом аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами и на поставку с тем или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов - фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов - фактур. После этого необходимо сверить полученные данные с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах. 1.2. Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья, оказания услуг. Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, разовый или систематический характер носят такие факты. Из беседы с главным бухгалтером (или его заместителем) аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация и т.д. Полезно также ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, причем документам последних уделить особое внимание. 1.3. Проверка законности первичной учетной документации (ПУД), оформляющей операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Цель проведения данной процедуры - получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, следует подойти с особой тщательностью. По результатам проведения данной процедуры аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена при дальнейшей проверке отражения этих операций на счетах учета. 1.4. Проверка соблюдения графика документооборота. С помощью этой процедуры устанавливается наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками, на все ли первичные документы он составлен, а также работает ли этот график в действительности. При необходимости аудитор может также лично проследить за движением конкретного документа и исполнением сроков его создания и обработки. Если графиков документооборота нет или они подготовлены формально, то появляется риск того, что некоторые первичные документы могут отсутствовать или быть утеряны, будут приняты к учету (т.е. проверены и обработаны) несвоевременно, например в следующем отчетном периоде, а также риск приписок и прочих злоупотреблений. Следовательно, на документацию, на которую нет графиков документооборота или если эти графики реально не работают, при проведении следующей процедуры аудитор должен обратить особое внимание. 1.5. Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах. В результате данной процедуры аудитор получает достаточное количество доказательств того, что при принятии документов к учету соблюдены шесть основных принципов: было достаточно оснований для регистрации каждого документа; все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью; все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции и по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета; все документы зарегистрированы своевременно; все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах; каждый документ принят к учету единожды. Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна производиться с учетом результатов предшествующих процедур. Особое внимание следует уделить документам, на которые не составлены графики документооборота, и операциям, по которым первичные документы отсутствуют либо в них отсутствуют определенные реквизиты. 1.6. Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД. Если в организации нет четко установленного порядка хранения документации в период исполнения документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве, то присутствует большой риск несанкционированного доступа к ПУД. Это может привести как к утере документов, так и к различного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией (приписки, исправления в документах, уничтожение или подлог документов и т.п.). Организации обязаны хранить первичную учетную документацию не менее пяти лет согласно п.98 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры. Источниками информации аудитору могут служить графики документооборота, содержащие сроки сдачи документов в архив, оформленные к передаче в архив и уже хранящиеся в архиве дела, акты о выделении документов к уничтожению. В ходе проверки может быть использована информация о наличии или отсутствии в организации системы паролей доступа к автоматизированным рабочим местам, на которых осуществляются создание и обработка документов данного раздела учета.
2. Организация бухгалтерского и налогового учета
2.1. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности. Цель этой процедуры - достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности. Аудитору необходимо знать типичные способы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложными, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации. 2.2. Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. С помощью этой процедуры проверяется отражение на счетах учета операций по получению ТМЦ (работ, услуг) от сторонних организаций, не подтвержденных в течение определенного срока первичными документами. Отсутствие подтверждающих документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке необходимо принимать во внимание, что аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" должен обеспечивать получение данных по неотфактурованным поставкам и что материальные ценности (работы, услуги) по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренных договором. Аудитору надлежит убедиться в том, что истребование документов по неотфактурованным поставкам производится в организации в разумные сроки. В случае неотфактурованных поставок, по которым подтверждающие документы отсутствуют достаточно долгое время (имеется в виду, что на момент составления отчетов - налоговых и финансовых - документы еще не поступили), аудитору надлежит убедиться в том, что входящий НДС по таким поставкам не был принят к возмещению. Если же подтверждающие документы поступили и имеются расхождения в ценах и номенклатуре, то аудитору следует проверить правильность корректировки сумм по соответствующим позициям на счетах бухгалтерского учета, которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода. Если корректировке подлежат данные за предыдущие отчетные периоды, то целесообразно также проверить правильность корректировки соответствующих налоговых и финансовых отчетов. 2.3. Проверка расчетов по векселям выданным и расчетов по коммерческим кредитам. Если в организации практикуется проведение расчетов собственными векселями, то аудитору необходимо обратить внимание на то, что аналитический учет по счету 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой векселям. Кроме того, по векселям, просроченным оплатой, с истекшим сроком исковой давности следует проверить своевременность списания кредиторской задолженности на внереализационные доходы организации. Если ТМЦ поступили на условиях коммерческого кредита либо кредиторская задолженность обеспечена векселем и предусматривает уплату поставщику определенного процента, то большое значение имеет учет процентов по этим обязательствам. В настоящее время проценты по долговым обязательствам признаются расходом организации в целях налогообложения при соблюдении следующих условий, указанных в пп.2 п.1 ст.265 и п.1 ст.269 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). 2.4. Проверка расчетов по претензиям. Претензия предъявляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо обнаружились несоответствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке таких операций аудитор должен убедиться, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям" суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте. Кроме того, важно, чтобы претензия была предъявлена своевременно, так как в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска. И наконец, пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным, в частности в нем должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке ТМЦ (в качестве - при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика. 2.5. Проверка учета курсовых и суммовых разниц. Если у проверяемой организации есть поставщики - нерезиденты или расчеты между контрагентами - резидентами производятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте или в условных единицах, то в учете возникают курсовые и суммовые разницы. При проверке аудитор должен убедиться в правильности расчета курсовых разниц, отнесенных на внереализационные доходы и расходы организации. В соответствии с п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, пересчет должен производиться по курсу Банка России, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (при импорте ТМЦ - на дату перехода права собственности на импортированное имущество, при импорте услуг - на дату фактического потребления услуги), а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. В случае образования суммовых разниц (при расчетах между контрагентами - резидентами) эти разницы относятся на уменьшение (увеличение) расходов по обычным видам деятельности согласно п.6.6 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Соответственно в учете должны присутствовать дополнительные либо сторнировочные записи по дебету счетов производственных запасов и затрат и кредиту счета 60. 2.6. Проверка правильности списания дебиторской задолженности за счет внереализационных расходов или за счет резервов по сомнительным долгам. В ходе этой процедуры аудитору необходимо выяснить, создаются ли в организации резервы по сомнительным долгам и были ли в течение проверяемого периода случаи списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности либо нереальной к взысканию. Если учетной политикой предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам, то аудитору следует иметь в виду следующее. В соответствии с п.4 ст.266 НК РФ сумма резерва определяется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. По сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней суммы отчислений включаются в резерв в полной сумме, по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней - в размере 50% суммы долга, со сроком возникновения меньше 45 дней - в резерв не включаются. Общая сумма резерва не должна превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода и может быть использована только на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в соответствии с законодательством (истечение срока исковой давности; невозможность взыскания, подтвержденная соответствующим актом государственного органа, либо ликвидация предприятия). Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (налогового) периода (п.3 ст.266 НК РФ). Расходы по списанию долгов, признанных безнадежными к взысканию, осуществляются только за счет суммы созданного резерва, в случае превышения суммы списываемой задолженности над суммой созданного резерва разница подлежит включению в состав внереализационных расходов (п.5 ст.266 НК РФ). Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них приведены в табл. 4.
Таблица 4
Типичные ошибки и нарушения по разделу учета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
—————————————————————————————————————————————————————T———————————¬ | Возможные ошибки и нарушения | Номер | | |аудиторской| | | процедуры | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ | Организация первичного учета | +————————————————————————————————————————————————————T———————————+ |Счетные ошибки при фиксировании оперативного факта | 1.1 | |(при измерении количества, веса, размеров и т.п.) | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Несвоевременная регистрация оперативного факта на | 1.2 | |носителе информации | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Регистрация хозяйственных операций в документах | 1.3 | |неунифицированной формы (в случае если для данной | | |операции унифицированный документ предусмотрен) | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Отсутствие необходимых реквизитов, придающих | 1.3 | |документу юридическую силу | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Нарушения, допущенные при оформлении первичного | 1.3 | |документа (заполнение документов средствами, не | | |допускающими их долговременное хранение, нарушения | | |при внесении исправлений в первичный документ) | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Отсутствие графиков документооборота | 1.4 | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Ошибки при регистрации документа (количественные | 1.5 | |либо качественные расхождения при переносе данных | | |из документа в учетные регистры) | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Несвоевременная регистрация документа в учетном | 1.5 | |регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре | | |по отдельным первичным документам) | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Нарушения сроков хранения документации в архиве | 1.6 | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Уничтожение первичных документов без акта | 1.6 | |о выделении документов к уничтожению | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Нарушения при оформлении дел с первичной учетной | 1.6 | |документацией (касается кассовых и банковских | | |документов) | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ | Организация бухгалтерского и налогового учета | +————————————————————————————————————————————————————T———————————+ |Перекрытие задолженности одного контрагента | 2.1 | |авансами, выданными другому контрагенту (Д—т 60, | | |К—т 60, субсчет "Авансы выданные", 76) | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Несвоевременное списание задолженности с истекшим | 2.1, 2.3 | |сроком исковой давности | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Возмещение входящего НДС по неотфактурованным пос— | 2.2 | |тавкам (Д—т 19, К—т 60, субсчет "Неотфактурованные | | |поставки" и Д—т 68, К—т 19) | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ| 2.2 | |(работам, услугам), ранее отраженным как | | |неотфактурованные поставки, документы по которым | | |поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными| | |в учете показателями | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным | 2.3 | |выданными организацией собственными векселями | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Несвоевременное предъявление претензий поставщикам | 2.4 | |(Д—т 76, субсчет "Расчеты по претензиям", К—т 60), | | |отражение на счете 76, субсчет "Расчеты по | | |претензиям" нереальных сумм | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Счетные ошибки при исчислении курсовых разниц | 2.5 | |(Д—т 91, К—т 60 или Д—т 60, К—т 91) | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Отражение суммовых разниц на счетах учета прочих | 2.5 | |доходов и расходов, а не на счетах учета запасов и | | |затрат | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Списание безнадежного долга на счет прочих доходов и| 2.6 | |расходов при наличии ранее образованного резерва под| | |эту задолженность (Д—т 91, К—т 60) | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Неправомерное признание задолженности безнадежной, и| 2.6 | |ее списание за счет резерва по сомнительным долгам | | |либо за счет внереализационных расходов (Д—т 63 | | |или 91, К—т 60, субсчет "Авансы выданные") | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Отсутствие аналитического учета по поставщикам |В ходе про—| |по неоплаченным в срок расчетным документам, по |ведения | |неотфактурованным поставкам, по авансам выданным, по|проверки | |выданным векселям, по просроченным оплатой векселям | | |и др. | | +————————————————————————————————————————————————————+ | |Нарушение методологии учета в части неверно | | |составленных корреспонденций счетов | | L————————————————————————————————————————————————————+———————————— Подписано в печать Н.С.Макарова 05.04.2002 Главный бухгалтер
ЗАО ТД "Кольчуг - Мицар"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |