|
|
Статья: Бухгалтерский учет в мебельном салоне (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 8)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 8, 2002
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В МЕБЕЛЬНОМ САЛОНЕ
Возможные виды хозяйственных операций мебельного салона, с нашей точки зрения, можно разделить на две большие группы: хозяйственные операции с реализуемыми товарами; хозяйственные операции по обеспечению торгового процесса. В первую группу входят операции, связанные с получением товаров и расчетами с поставщиками и комитентами и продажей товаров, поставленных поставщиками и комитентами в рамках договоров купли - продажи, комиссии и консигнации, а также с доставкой реализованных товаров покупателям. Во вторую группу входят операции по обеспечению деятельности собственно мебельного салона, т.е. затраты по которым предприятия торговли отражают на счете 44 "Расходы на продажу". Мы рассмотрим только операции первой группы.
Закупка или прочее получение товаров от поставщика
Мебельный салон может получить необходимые товары от поставщика для перепродажи на основании договора купли - продажи:
с предварительной оплатой; с последующей оплатой по факту поставки товаров; с оплатой в рассрочку. Полученные от поставщика товары должны быть оприходованы, как правило, на склад салона с составлением акта о приемке товаров по форме N ТОРГ-1. Данный первичный документ применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Акт составляют члены приемной комиссии, уполномоченные на это руководителем организации. Товары принимаются по фактическому наличию. При обнаружении отклонений по количеству, качеству, массе покупатель обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товаров, принять меры к предотвращению возможности их смешивания с другими однородными товарами, вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта. Если по каким-то уважительным причинам работа по приемке прерывалась, причины, условия хранения и перерывы фиксируются в акте. Оприходование полученных товаров производится на основании товарно - транспортной накладной унифицированной формы. Данное требование содержится в п.47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12, действующего в настоящее время: грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно - транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Применяемая же многими организациями товарная накладная формы N ТОРГ-12 может служить только приложением к товарно - транспортной накладной. Если в товарно - транспортной накладной в разделе "Сведения о грузе" нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно - материальных ценностей, в качестве товарного раздела к этой накладной должны прилагаться как неотъемлемая ее часть специализированные формы (товарная накладная и др.), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание товарно - материальных ценностей у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателя. Кроме того, ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет. В таких случаях в товарно - транспортной накладной указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой товарно - транспортная накладная считается недействительной. На поставленные товары поставщик обязан составить и выдать салону один экземпляр счета - фактуры. Это необходимо для того, чтобы салон мог принять к зачету НДС по поставленным товарам после их оплаты. На основании акта о приемке товаров в бухгалтерском учете салона необходимо сделать следующие бухгалтерские записи: Д-т счета 41-1 "Товары на складах", К-т счета 60 - оприходованы товары, полученные от поставщика, на основании товарно - транспортной накладной и акта приемки товаров; Д-т счета 41-2 "Товары в розничной торговле", К-т счета 41-1 - оприходованный товар передан в розничную торговлю на основании накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма N ТОРГ-13) (при учете товаров по покупной цене); Д-т счета 19, К-т счета 60 - отражена сумма НДС по приобретенным товарам, полученным от поставщика, на основании товарно - транспортной накладной и акта приемки товара; Д-т счета 41-1, К-т счета 42 - отражена торговая наценка на приобретенные товары; Д-т счета 68, субсчет "Расчеты по НДС", К-т счета 19 - принята к зачету сумма НДС по приобретенным товарам после их оплаты на основании счета - фактуры и документа об оплате с указанной в нем суммой НДС.
Получение товаров от комитента
Мебельный салон может получить товары от комитента для продажи на основании договора комиссии. Данная схема наиболее удобна при реализации товаров, полученных от частных лиц. Она позволяет также оптимизировать налог на имущество у салона, так как право собственности на товар переходит от комитента к покупателю минуя салон и данный товар учитывается салоном на забалансовых счетах бухгалтерского учета. Оприходование полученных на комиссию товаров производится на основании товарно - транспортной накладной с составлением следующих первичных документов: перечень товаров, принятых на комиссию (форма N КОМИС-1); товарный ярлык (форма N КОМИС-2); карточка учета товаров и расчетов по договорам комиссии (форма N КОМИС-6). В перечне товаров, принятых на комиссию, и в товарном ярлыке указываются сведения, характеризующие состояние товаров (новые, бывшие в употреблении, степень износа, основные товарные признаки, недостатки). В перечень комиссионер записывает результаты продажи, уценки, а также возврата комитенту непроданных товаров. Перечень составляется комиссионером в двух экземплярах. Первый экземпляр перечня (как и договора комиссии) вручается комитенту, второй - передается в бухгалтерию торговой организации (комиссионера). Товарный ярлык выписывается в одном экземпляре, подписывается комиссионером (приемщиком) и комитентом и прикрепляется к каждой вещи. После очередной уценки товаров, которая оформляется актом по форме N КОМИС-3, в товарном ярлыке проставляются новая цена, номер акта, дата уценки и подпись материально ответственного лица. Карточка учета товаров применяется в комиссионной торговле для аналитического учета товаров (индивидуально по каждому товару и цене продажи). Карточка ведется в одном экземпляре работником торговой организации, материально ответственным лицом, подписывается и остается у материально ответственного лица. В карточке по датам отражаются поступление, уценка, продажа и остатки товаров, а также возврат товаров комитенту, начисленная, выплаченная сумма и задолженность комитенту. Оприходование полученных на комиссию товаров на основании перечисленных документов отражается в бухгалтерском учете салона по дебету счета 004 "Товары, принятые на комиссию".
Розничная реализация товаров, закупленных у оптовых поставщиков
Для розничной реализации товаров салон должен иметь контрольно - кассовую машину, так как розничная реализация производится в основном населению, а в соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (в ред. от 30.12.2001) денежные расчеты с населением при проведении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин. Сумма выручки за реализованные товары ежедневно отражается в бухгалтерском учете салона на основании Z-отчета кассира и приходного кассового ордера. При этом в бухгалтерских регистрах делаются следующие записи: Д-т счета 50, К-т счета 62 - отражены наличные денежные средства, полученные от покупателей; Д-т счета 62, К-т счета 90-1 - отражена сумма выручки за реализованные товары; Д-т счета 90-3, К-т счета 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен налог на добавленную стоимость с суммы выручки; Д-т счета 90-5 "Налог с продаж", К-т счета 68, субсчет "Расчеты по налогу с продаж" - начислен налог с продаж с суммы выручки; Д-т счета 90-2, К-т счета 41-2 - списана на реализацию стоимость реализованных за наличный расчет товаров (при учете товаров по покупной цене); Д-т счета 90-2, К-т счета 42 - списана на реализацию величина торговой наценки (при учете товаров по продажной цене).
Розничная реализация товаров, взятых на комиссию
При розничной реализации товаров, взятых на комиссию, салон также обязан применять контрольно - кассовую машину. В бухгалтерском учете делаются следующие записи: Д-т счета 50, К-т счета 62 - отражены наличные денежные средства, полученные от покупателей; Д-т счета 62, К-т счета 76 - отражена задолженность перед комитентом за реализованные товары; Д-т счета 62, К-т счета 90-1 - отражена сумма комиссионного вознаграждения салону за реализованные товары; Д-т счета 90-3, К-т счета 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен налог на добавленную стоимость с суммы комиссионного вознаграждения за реализацию товаров; Д-т счета 90-5, К-т счета 68, субсчет "Расчеты по налогу с продаж" - начислен налог с продаж от реализации товаров за наличный расчет (со всей суммы выручки, отраженной по кредиту счета 62); К-т счета 004 - списана стоимость реализованных товаров. При реализации товаров, принятых салоном на комиссию, бухгалтерия салона обязана внести необходимые записи в перечень товаров, принятых на комиссию (форма N КОМИС-1), и в карточку учета товаров и расчетов по договору комиссии (форма N КОМИС-6). Кроме того, в соответствии со ст.999 Гражданского кодекса Российской Федерации по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.
Оптовая реализация товаров, закупленных у оптовых поставщиков
Оптовым товарооборотом является продажа товаров одной организацией другой организации для последующей перепродажи или потребления. Форма расчетов между организациями за поставленный товар может быть как наличной, так и безналичной. В соответствии с положениями гл.27 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 г. расчеты наличными денежными средствами между юридическими лицами налогом с продаж не облагаются. При оптовой реализации товаров салон должен составить следующие первичные документы на реализованный товар: товарно - транспортную накладную; счет простой формы на оплату; счет - фактуру. При оптовой реализации товаров салоном за наличный расчет покупатель должен представить в бухгалтерию салона доверенность от имени организации для подтверждения факта приобретения данных товаров именно организацией, а не физическим лицом. Такое подтверждение необходимо для того, чтобы у салона в случае расчетов с покупателем наличными денежными средствами было право принять данные наличные денежные средства в кассу предприятия по приходному кассовому ордеру, а не через контрольно - кассовую машину. Оптовая реализация товаров салоном отражается в бухгалтерском учете следующими записями: Д-т счета 50 или 51, К-т счета 62 - оприходованы денежные средства, полученные от покупателей; Д-т счета 62, К-т счета 90-1 - отражена сумма выручки за реализованные товары на основании счета и товарно - транспортной накладной; Д-т счета 90-3, К-т счета 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен налог на добавленную стоимость с суммы выручки; Д-т счета 90-2, К-т счета 41-1 - списана на реализацию покупная стоимость реализованных товаров.
Оптовая реализация товаров, взятых на комиссию
При оптовой реализации товаров, взятых на комиссию, бухгалтерии салона необходимо составить те же первичные документы, что и при реализации товаров, закупленных у оптовых поставщиков, а также внести необходимые записи в перечень товаров, принятых на комиссию (форма N КОМИС-1), и в карточку учета товаров и расчетов по договору комиссии (форма N КОМИС-6). Операции по оптовой реализации товаров, принятых на комиссию, отражаются в бухгалтерском учете салона следующими записями: Д-т счета 50 или 51, К-т счета 62 - отражены денежные средства, полученные от покупателей; Д-т счета 62, К-т счета 76 - отражена задолженность перед комитентом за реализованные товары; Д-т счета 62, К-т счета 90-1 - отражена сумма комиссионного вознаграждения салону за реализованные товары; Д-т счета 90-3, К-т счета 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен налог на добавленную стоимость с суммы комиссионного вознаграждения; К-т счета 004 - списана стоимость товаров.
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 9, 2002)
Подписано в печать М.Балашов 20.02.2002 Н.Арбаева
ООО "Аудит Миллениум"
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |