|
|
Статья: Лизинг и антимонопольное законодательство ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 8)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 8, 2002
ЛИЗИНГ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В настоящее время вопросы, связанные с регулированием лизинговых отношений антимонопольными органами, отражены в двух Законах: от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 30.12.2001) (далее - Закон о конкуренции) и от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (в ред. от 30.12.2001). В п.1 ст.18 Закона о конкуренции указано, что получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество, осуществляется с предварительного согласия федерального антимонопольного органа. Предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в п.1 ст.18 Закона о конкуренции, превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта. Если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в п.1 ст.18 Закона о конкуренции, больше 50 тыс. МРОТ, но меньше 100 тыс. МРОТ, необходимо только уведомить федеральный антимонопольный орган о заключении лизинговой сделки в 15-дневный срок после ее заключения. Таким образом, уведомлять или получать разрешение в федеральном антимонопольном органе лизингополучатель должен в том случае, если одновременно стоимость лизингового имущества превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов лизингодателя, а суммарная стоимость активов лизингодателя и лизингополучателя превышает 50 тыс. МРОТ или один из них внесен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. Лизингополучателю желательно иметь документ за подписью руководителя лизингодателя, удостоверяющей, что стоимость передаваемого в лизинг имущества не превышает 10% стоимости его основных средств и нематериальных активов, так как ответственность за нарушение антимонопольного законодательства будет нести лизингополучатель. Включается ли стоимость сдаваемого в лизинг имущества в балансовую стоимость? Вся информация берется из последнего квартального бухгалтерского баланса, но, как правило, это имущество не принято к учету в тот период и не учитывается в балансовой стоимости. Хотя для обеих сторон, как правило, выгоднее, чтобы стоимость лизингового имущества вошла в балансовую стоимость. Например, стоимость основных средств у лизингодателя составляет 54,2 млн руб., а стоимость лизингового имущества - 6 млн руб. Лизинговое имущество не учитывается в балансовой стоимости. Тогда стоимость имущества, передаваемого во временное владение и пользование, превышает 10% стоимости основных производственных средств и нематериальных активов. Если же стоимость этого имущества включить в общую балансовую стоимость, то необходимость обращаться в антимонопольные органы отпадает, так как отношение лизингового имущества к балансовой стоимости не будет превышать 10%. Предположим, стоимость лизингового имущества составляет 200 тыс. руб., балансовая стоимость основных производственных средств и нематериальных активов лизингодателя - 1,7 млн руб., стоимость активов баланса лизингодателя без учета лизингового имущества - 2,8 млн руб., а лизингополучателя - 2,1 млн руб. Если лизинговое имущество не учитывается на балансе, то обращаться в антимонопольные органы не нужно, так как доля лизингового имущества более 10%, однако сумма активов баланса лизингодателя и лизингополучателя не превышает 50 тыс. МРОТ, которая в настоящее время составляет 5 млн руб. (данное значение было получено из расчета, что МРОТ равен 100 руб.). Если же учесть стоимость лизингового имущества в балансовой стоимости, то его доля по-прежнему будет больше 10% стоимости основных производственных средств и нематериальных активов лизингодателя, однако при этом сумма активов баланса лизингодателя и лизингополучателя составит 5,1 млн руб. и превысит 50 тыс. МРОТ, что обязывает лизингополучателя известить антимонопольные органы о заключении лизинговой сделки.
На организацию, которая нарушит порядок, предусмотренный ст.18 Закона о конкуренции, антимонопольные органы налагают штраф в размере до 5 тыс. МРОТ, а на ее руководителя - до 80 МРОТ. Согласно Письму Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации от 18.01.1999 N НФ/187 Закон о конкуренции распространяется на сделки залога предмета лизинга и на сублизинг, а также на переуступку прав и обязательств участниками договора лизинга третьими лицами. Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" в меньшей мере касается участников лизинговой сделки, так как, во-первых, определение доминирующего положения на рынке лизинговых услуг возложено непосредственно на антимонопольные органы, во-вторых, доминирующее положение лизинговой организации на рынке лизинговых услуг не является нарушением антимонопольного законодательства, а служит только основанием для осуществления систематического наблюдения за ее деятельностью со стороны антимонопольных органов. В соответствии с Порядком определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг, утвержденным Приказом МАП России от 06.05.2000 N 342, определение доминирующего положения лизинговой организации на рынке лизинговых услуг осуществляется на основе информации, получаемой от Госкомстата России, лизинговых организаций, потребителей лизинговых услуг, государственных, общественных, научных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, экспертов. На наш взгляд, в том случае, если все организации, обладающие в той или иной мере информацией о лизинговых операциях (в первую очередь лизинговые компании и потребители их услуг - лизингополучатели) будут сообщать эти данные в статистические органы, данные об объемах таких операций будут более достоверными и в выигрыше останутся все участники лизингового рынка.
Подписано в печать Л.Прилуцкий 20.02.2002 К.э.н.
ООО "Инфоналадка"
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |