Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Лизинг и антимонопольное законодательство ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 8)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 8, 2002

ЛИЗИНГ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В настоящее время вопросы, связанные с регулированием лизинговых отношений антимонопольными органами, отражены в двух Законах: от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 30.12.2001) (далее - Закон о конкуренции) и от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (в ред. от 30.12.2001).

В п.1 ст.18 Закона о конкуренции указано, что получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество, осуществляется с предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в п.1 ст.18 Закона о конкуренции, превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

Если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в п.1 ст.18 Закона о конкуренции, больше 50 тыс. МРОТ, но меньше 100 тыс. МРОТ, необходимо только уведомить федеральный антимонопольный орган о заключении лизинговой сделки в 15-дневный срок после ее заключения.

Таким образом, уведомлять или получать разрешение в федеральном антимонопольном органе лизингополучатель должен в том случае, если одновременно стоимость лизингового имущества превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов лизингодателя, а суммарная стоимость активов лизингодателя и лизингополучателя превышает 50 тыс. МРОТ или один из них внесен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.

Лизингополучателю желательно иметь документ за подписью руководителя лизингодателя, удостоверяющей, что стоимость передаваемого в лизинг имущества не превышает 10% стоимости его основных средств и нематериальных активов, так как ответственность за нарушение антимонопольного законодательства будет нести лизингополучатель.

Включается ли стоимость сдаваемого в лизинг имущества в балансовую стоимость? Вся информация берется из последнего квартального бухгалтерского баланса, но, как правило, это имущество не принято к учету в тот период и не учитывается в балансовой стоимости. Хотя для обеих сторон, как правило, выгоднее, чтобы стоимость лизингового имущества вошла в балансовую стоимость. Например, стоимость основных средств у лизингодателя составляет 54,2 млн руб., а стоимость лизингового имущества - 6 млн руб. Лизинговое имущество не учитывается в балансовой стоимости. Тогда стоимость имущества, передаваемого во временное владение и пользование, превышает 10% стоимости основных производственных средств и нематериальных активов. Если же стоимость этого имущества включить в общую балансовую стоимость, то необходимость обращаться в антимонопольные органы отпадает, так как отношение лизингового имущества к балансовой стоимости не будет превышать 10%.

Предположим, стоимость лизингового имущества составляет 200 тыс. руб., балансовая стоимость основных производственных средств и нематериальных активов лизингодателя - 1,7 млн руб., стоимость активов баланса лизингодателя без учета лизингового имущества - 2,8 млн руб., а лизингополучателя - 2,1 млн руб. Если лизинговое имущество не учитывается на балансе, то обращаться в антимонопольные органы не нужно, так как доля лизингового имущества более 10%, однако сумма активов баланса лизингодателя и лизингополучателя не превышает 50 тыс. МРОТ, которая в настоящее время составляет 5 млн руб. (данное значение было получено из расчета, что МРОТ равен 100 руб.). Если же учесть стоимость лизингового имущества в балансовой стоимости, то его доля по-прежнему будет больше 10% стоимости основных производственных средств и нематериальных активов лизингодателя, однако при этом сумма активов баланса лизингодателя и лизингополучателя составит 5,1 млн руб. и превысит 50 тыс. МРОТ, что обязывает лизингополучателя известить антимонопольные органы о заключении лизинговой сделки.

На организацию, которая нарушит порядок, предусмотренный ст.18 Закона о конкуренции, антимонопольные органы налагают штраф в размере до 5 тыс. МРОТ, а на ее руководителя - до 80 МРОТ.

Согласно Письму Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации от 18.01.1999 N НФ/187 Закон о конкуренции распространяется на сделки залога предмета лизинга и на сублизинг, а также на переуступку прав и обязательств участниками договора лизинга третьими лицами.

Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" в меньшей мере касается участников лизинговой сделки, так как, во-первых, определение доминирующего положения на рынке лизинговых услуг возложено непосредственно на антимонопольные органы, во-вторых, доминирующее положение лизинговой организации на рынке лизинговых услуг не является нарушением антимонопольного законодательства, а служит только основанием для осуществления систематического наблюдения за ее деятельностью со стороны антимонопольных органов.

В соответствии с Порядком определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг, утвержденным Приказом МАП России от 06.05.2000 N 342, определение доминирующего положения лизинговой организации на рынке лизинговых услуг осуществляется на основе информации, получаемой от Госкомстата России, лизинговых организаций, потребителей лизинговых услуг, государственных, общественных, научных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, экспертов.

На наш взгляд, в том случае, если все организации, обладающие в той или иной мере информацией о лизинговых операциях (в первую очередь лизинговые компании и потребители их услуг - лизингополучатели) будут сообщать эти данные в статистические органы, данные об объемах таких операций будут более достоверными и в выигрыше останутся все участники лизингового рынка.

Подписано в печать Л.Прилуцкий

20.02.2002 К.э.н.

ООО "Инфоналадка"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Ответственность за непредставление расчета сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 8) >
Вопрос: Организация подарила своему работнику в 2001 г. квартиру стоимостью 1500 тыс. руб. Облагается ли налогом на доходы физических лиц стоимость квартиры, полученной одаряемым, в случае оформления нотариально удостоверенным договором дарения, а также в случае оформления сделки в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в регистрационной палате)? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.