Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ответственность за непредставление расчета сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 8)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 8, 2002

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАСЧЕТА СБОРА

ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРАВО НА ПРОИЗВОДСТВО

И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ

И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлен сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Размеры сбора, основания взимания, плательщики и порядок зачисления его в бюджет устанавливаются Федеральным законом от 08.01.1998 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (далее - Закон N 5-ФЗ). В соответствии со ст.4 данного Закона плательщики сбора представляют ежегодно в налоговые органы по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) по установленной форме не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии.

Таким образом, Законом N 5-ФЗ установлен срок представления плательщиком расчета сбора в налоговый орган по месту своего нахождения. Расчет, который плательщик сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции представляет в налоговые органы, называется также налоговым расчетом или декларацией.

В ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок (несвоевременное представление или непредставление) налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Плательщики сбора считают привлечение их в данном случае к ответственности необоснованным. Одно из оснований, по которому они не согласны с привлечением их к такой ответственности, заключается в том, что в ст.119 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика, а не плательщика сбора. В то же время согласно разъяснениям, которые даны в п.43 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, применение налоговым органом ответственности, предусмотренной ст.122 НК РФ, в случае неуплаты сбора неправомерно. По мнению плательщиков сбора, эти разъяснения свидетельствуют о невозможности применения налоговой ответственности, предусмотренной соответствующими статьями НК РФ, к плательщикам сбора.

Налоговые органы придерживаются иного мнения, обосновывая его следующим образом. Согласно Закону N 5-ФЗ данный сбор уплачивается в связи с осуществлением деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Таким образом, деятельность, на осуществление которой выдается лицензия, является предпринимательской деятельностью, которая направлена на систематическое извлечение прибыли. С осуществлением предпринимательской деятельности, как правило, законодательство связывает возникновение обязанности уплачивать налоги.

Следовательно, обязанность уплатить сбор, возникшая в связи с получением лицензии и права на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, не исключает, а, наоборот, предполагает, что у лица возникают или могут возникнуть обязанности по уплате налогов. Следовательно, лицо обладает статусом налогоплательщика одновременно со статусом плательщика сбора, и термин "налогоплательщик" может использоваться как собирательное понятие.

Кроме того, условием наступления ответственности в соответствии со ст.119 НК РФ не является непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок декларации исключительно в связи с осуществлением обязанностей по уплате непосредственно налогов, т.е. данная ответственность может наступать, когда в установленный законодательством о налогах и сборах срок не представлена налоговая декларация, обязанность представить которую связана с уплатой сбора.

Таким образом, налоговые органы придерживаются мнения, что ответственность может наступать за непредставление декларации в связи с осуществлением обязанностей по уплате сбора, а именно представлением расчета сбора. При этом определяющим элементом состава налогового правонарушения является непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации лицом, на которого такая обязанность возложена, если одновременно в рамках правоотношений, урегулированных законодательством о налогах и сборах, лицо обладает статусом налогоплательщика.

В результате, по мнению налоговых органов, налогоплательщик, который в рассматриваемом случае является также плательщиком сбора, несет ответственность, установленную ст.119 НК РФ.

В ходе рассмотрения жалоб плательщиков сбора на решения налоговых органов г. Москвы вышестоящими налоговыми органами отмечено следующее. В НК РФ различаются понятия "налогоплательщик" и "плательщик сборов". В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Следовательно, если законодательством о налогах и сборах установлено, что к ответственности привлекаются только налогоплательщики, плательщики сбора к ответственности, установленной для налогоплательщиков, не могут быть привлечены. К ответственности за непредставление налоговой декларации не может быть привлечен плательщик сбора, так как статьей, устанавливающей такую ответственность, привлечение плательщика сбора к ответственности не предусмотрено.

В соответствии со ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговый расчет, как назван расчет сбора в Законе N 5-ФЗ, формально не соответствует данному в НК РФ определению налоговой декларации. С другой стороны, налоговая декларация - это письменное заявление, содержащее данные, перечень которых не является закрытым.

По мнению налоговых органов, если расчет, который сдает плательщик сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, называется декларацией и срок его представления установлен законодательством, привлечение к ответственности за непредставление расчета в установленный законодательством о налогах и сборах срок обоснованно.

Однако в ходе рассмотрения жалоб плательщиков сбора на решения налоговых органов г. Москвы вышестоящими налоговыми органами отмечено, что открытый перечень данных, содержащихся в письменном заявлении (налоговой декларации), не является основанием для отнесения расчета сбора к налоговым декларациям.

Установленная Законом N 5-ФЗ форма расчета сумм сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции по своему содержанию не является налоговой декларацией.

Данная позиция изложена также в частных разъяснениях МНС России, согласно которым установленная форма расчета сумм сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции по своему содержанию не является налоговой декларацией.

Таким образом, ответственность за непредставление налоговой декларации налогоплательщиком не может быть применена к плательщику сбора, так как ст.119 НК РФ привлечение плательщика сбора к ответственности не предусмотрено. Ответственность, установленная данной статьей, не применяется в данном случае и потому, что расчет, обязанность представления которого установлена Законом N 5-ФЗ, не является налоговой декларацией. В связи с этим неправомерно привлечение к налоговой ответственности за непредставление (несвоевременное представление) расчета суммы сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции на основании ст.119 НК РФ.

В п.1 ст.126 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. В связи с тем что указанная ответственность установлена для налогоплательщика или налогового агента, плательщик сбора также не может быть привлечен к ответственности на основании п.1 ст.126 НК РФ.

Статьей 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст.126 настоящего Кодекса. Так как указанная ответственность установлена за несообщение (несвоевременное сообщение) сведений, представление которых установлено НК РФ, лицо в случае непредставления расчета сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции не может быть привлечено к ответственности на основании п.1 ст.129.1 НК РФ.

В то же время в соответствии с п.12 ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

На основании изложенного налоговые органы вправе привлекать к административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме расчета сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Подписано в печать Л.Гурьяков

20.02.2002 Инспектор налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Налоговое обозрение от 20.02.2002> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 8) >
Статья: Лизинг и антимонопольное законодательство ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.