|
|
Вопрос: ...Учитывая, что в региональных законодательных актах налоговые льготы устанавливались без указания срока их действия, можно ли применять их (в частности, по налогу на пользователей автомобильных дорог) после вступления в силу Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ? ("Налоговый вестник", 2002, N 3)
"Налоговый вестник", N 3, 2002
Вопрос: Региональным законодательным актом установлены налоговые льготы по налогу на пользователей автомобильных дорог для отдельных категорий налогоплательщиков. Согласно действовавшей до 1 января 2001 г. редакции Закона N 1759-1 региональные законодатели с учетом местных условий были наделены правом по налогу на пользователей автомобильных дорог повышать или понижать ставку налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, в пределах 50% от ставки федерального налога. На основании указанного права соответствующие органы власти установили налоговые льготы по данному налогу. Вместе с тем Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" изменена редакция Закона N 1759-1, согласно которой региональные законодательные органы власти лишены права изменять какие-либо существенные элементы данного федерального налога. Учитывая, что в региональных законодательных актах налоговые льготы устанавливались без указания срока их действия, можно ли применять их (в частности, по налогу на пользователей автомобильных дорог) после вступления в силу Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ?
Ответ: При решении вопроса применения льгот по налогу на пользователей автомобильных дорог, предоставленных в соответствии с региональным законодательством, необходимо учитывать следующее. Обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов установлена ст.57 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция). Принятие и изменение федеральных законов, а также контроль за их соблюдением находятся в ведении Российской Федерации в соответствии со ст.71 Конституции. Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции. Прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральных законодательных актов по предметам ведения Российской Федерации также предусмотрено в п.1 ст.76 Конституции. Согласно ст.3 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией, Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и другими федеральными законами, данным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. На основании положений ст.32 НК РФ, Закона N 943-1 налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Законом N 2118-1 (пп."м" п.1, п.5 ст.19), Законом N 1759-1 (п.2 ст.5) налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным налогом, размер ставки которого устанавливается в порядке, определяемом федеральным законодательством, а законодательным органам субъектов Российской Федерации независимо от зачисления названного налога в федеральный и (или) территориальные дорожные фонды не было предоставлено право установления льгот категориям налогоплательщиков по данному налогу. Согласно федеральному законодательству с момента вступления в силу Закона РФ от 25.12.1992 N 4226-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлялось право изменения ставки налога на пользователей автомобильных дорог в порядке, определенном ст.5 Закона N 1759-1. Вместе с тем на основании ст.ст.4 и 34 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 г. законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации не предоставлено право изменения ставки налога на пользователей автомобильных дорог. Перечень лиц, освобожденных от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, указан в п.3 ст.5 Закона N 1759-1, которым не предусмотрено освобождение от уплаты данного налога других категорий налогоплательщиков. Учитывая вышеназванные нормы федерального законодательства, а также п.5 ст.76 Конституции, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон, полагаем неправомерным использование в 2001 г. налоговой льготы по уплате налога на пользователей автомобильных дорог (в том числе в виде уменьшения суммы налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд субъекта Российской Федерации, на 50% для отдельных категорий налогоплательщиков) как предоставленной с превышением полномочий региональным законодательным органом власти.
Подписано в печать М.А.Высоцкий 15.02.2002 Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |