Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об изменениях, внесенных в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (Продолжение) ("Налоговый вестник", 2002, N 3)



"Налоговый вестник", N 3, 2002

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"

(Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник"

N N 1, 2, 2002)

25. В Законе N 208-ФЗ перечислены случаи использования на ОСА бюллетеней для голосования (ст.60):

- в обществе с владельцами голосующих акций более 100;

- при заочной форме голосования.

При этом упорядочены правила направления бюллетеней. По общему правилу, бюллетень вручается под роспись лицу, зарегистрировавшемуся для участия в собрании.

Бюллетень направляется (вручается под роспись) в срок не менее 20 дней до даты проведения собрания при количестве акционеров более 1000, а также если устав общества предусматривает направление акционерам бюллетеней для голосования.

Законом N 208-ФЗ предусмотрена возможность опубликования формы бюллетеня для голосования в обществах с числом владельцев акций, превышающих 500 000.

Из новой редакции Закона N 208-ФЗ следует, что при проведении собрания в очной форме в обществах, осуществляющих направление бюллетеней, акционер вправе как лично участвовать в собрании, так и направить бюллетень обществу не позднее чем за два дня до проведения собрания.

Статьей 62 Закона N 208-ФЗ установлен порядок составления протокола итогов голосования, отчета о проведении собрания и срок для доведения до акционеров результатов голосования при заочном голосовании.

26. Компетенция СД, изложенная в ст.65 Закона N 208-ФЗ, дополнена решением вопроса об утверждении регистратора общества и расторжении договора с ним.

Новая редакция Закона N 208-ФЗ прояснила ситуацию относительно срока действия полномочий членов СД.

Ранее было установлено, что СД избирается на год. Однако на практике годовое ОСА зачастую проводилось по истечении указанного срока. В связи с этим было неясно, действуют ли полномочия членов СД, избранных на прошлом годовом собрании, или нет.

Теперь в Законе N 208-ФЗ прямо указано, что полномочия членов СД действуют до следующего годового собрания акционеров. В случае если годовое ОСА не проведено в установленные для проведения годового собрания сроки, полномочия СД общества прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового ОСА.

В новой редакции Закона N 208-ФЗ разъяснено, что членом СД может быть только физическое лицо. В связи с этим устранена абсурдная ситуация, сложившаяся в некоторых обществах, когда членами СД являлись юридические лица.

Изменено предельное соотношение между числом членов коллегиального исполнительного органа и числом членов СД. Теперь члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава СД общества. Ранее данное количество не должно было превышать половины состава СД.

27. Закон допускает проведение заседания СД в смешанной форме (ст.68): члены СД вправе как участвовать в собрании, так и направлять свое мнение по вопросу повестки дня в письменном виде. Однако данное положение правомочно, если закреплено в уставе общества.

В новой редакции Закона N 208-ФЗ уточнено, что член СД не вправе передавать свои полномочия не только другому члену СД, но и любому третьему лицу.

Уменьшен срок составления протокола заседания СД до трех дней.

Представители государства в СД теперь несут ответственность за убытки, понесенные обществом.

28. В ст.69 новой редакции Закона N 208-ФЗ прямо установлено, что исполнительные органы подотчетны СД и ОСА.

Уточнен порядок прекращения полномочий исполнительного органа. Ранее в Законе N 208-ФЗ было указано, что прекращение полномочий исполнительного органа оформляется расторжением договора. Вместе с тем расторжение договора должно являться следствием принятия ОСА или СД в зависимости от компетенции решения о прекращении единоличным исполнительным органом, членами коллегиального исполнительного органа своих полномочий. Теперь запись о принятии соответствующего решения указанными органами прямо содержится в Законе N 208-ФЗ.

Новеллой является предоставление СД прав в отношении полномочий единоличного исполнительного органа, управляющей организации в случае, если организация и прекращение полномочий исполнительных органов, утверждение управляющей организации входит в компетенцию ОСА.

В частности, СД (при наличии в уставе общества соответствующей записи) вправе приостановить полномочия генерального директора. При этом СД одновременно с принятием решения о приостановлении, например, полномочий генерального директора обязан принять решения о назначении временно исполняющего обязанности генерального директора и о созыве ОСА для выборов нового генерального директора.

Законом N 208-ФЗ также установлено, что, если единоличный исполнительный орган общества или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности, СД вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества и о проведении внеочередного ОСА для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества или управляющей организации и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему.

Вышеуказанные решения принимаются квалифицированным большинством (три четверти) голосов членов СД.

Временные исполнительные органы общества осуществляют руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества и несут ответственность наряду с постоянно действующими органами. Вместе с тем устав общества может ограничивать компетенцию временных исполнительных органов общества.

29. Ранее утверждение положения о коллегиальном исполнительном органе входило в компетенцию СД (ст.70 Закона N 208-ФЗ). В дальнейшем это решение принимается только ОСА.

Новеллой является установление кворума для заседаний коллегиального исполнительного органа. Так, заседание может быть проведено только при наличии половины избранных членов указанного органа, если уставом общества не установлено их большее число.

При этом если количество членов коллегиального исполнительного органа общества становится менее количества, составляющего кворум, СД общества обязан принять решение об образовании временного коллегиального исполнительного органа общества и о проведении внеочередного ОСА для избрания коллегиального исполнительного органа общества, а если в соответствии с уставом общества это отнесено к его компетенции, образовать коллегиальный исполнительный орган общества.

В прежней редакции Закона N 208-ФЗ указывалось, что акционеры общества не имеют доступа к протоколам заседаний коллегиального органа. В отношении остальных органов не делалось никаких оговорок. Теперь в Законе N 208-ФЗ прямо указано, что данные документы должны предоставляться СД, ревизионной комиссии, а также аудитору общества по их требованию.

Закон N 208-ФЗ запрещает передачу права голоса членом коллегиального исполнительного органа общества иному лицу, в том числе другому члену коллегиального исполнительного органа общества.

30. Новой редакцией Закона N 208-ФЗ изменена компетенция СД. Ранее в ст.72 Закона N 208-ФЗ было установлено общее право СД принимать решения о приобретении обществом собственных акций, которое могло быть ограничено уставом.

Теперь ситуация кардинально изменилась: СД вправе принимать решение о приобретении обществом размещенных акций только в том случае, если его право прямо предусмотрено уставом.

ОСА, так же как ранее СД, не имеет права принимать решение о приобретении обществом акций, если номинальная стоимость акций общества, находящихся в обращении, составит менее 90% от уставного капитала общества.

В Законе N 208-ФЗ прямо указано, что общество обязано приобретать акции по решению СД только по рыночной цене.

Ранее прежняя редакция Закона N 208-ФЗ допускала увеличение номинальной стоимости остальных акций за счет погашения приобретенных акций с сохранением размера уставного капитала, установленного уставом общества, в случае, если в течение установленного срока акции не будут реализованы. Теперь возможность не предусматривается, и общество обязано принять решение об уменьшении уставного капитала.

31. Из Закона N 208-ФЗ исключено положение, предусматривающее срок направления акционерам - владельцам неголосующих акций информации о наличии права на выкуп.

Теперь им только направляется сообщение о проведении собрания, на котором может быть принято решение, порождающее соответствующие права.

32. Из Закона N 208-ФЗ исключено определение рыночной стоимости, содержащееся в ст.77.

Вместе с тем в новой редакции Закона N 208-ФЗ прямо указано, что в случае, если в соответствии с законодательством требуется произвести оценку имущества общества, включая цену размещения и выкупа акций общества, оценка производится в соответствии с его рыночной стоимостью.

Перечень случаев, когда в соответствии с Законом N 208-ФЗ общество обязано привлечь независимого оценщика, не изменился.

Вместе с тем если цена покупки или цена спроса и цена предложения указанного имущества регулярно опубликовывается в печати, привлечение независимого оценщика не обязательно для определения рыночной стоимости акций, и при оценке указанного имущества должна быть принята во внимание эта цена покупки или цена спроса и цена предложения.

Теперь Закон N 208-ФЗ не предусматривает привлечение аудитора для оценки стоимости имущества общества.

Финансовый орган привлекается для оценки имущества только в том случае, если государство обладает более 2% голосующих акций общества.

33. Новая редакция ст.78 Закона N 208-ФЗ прямо предусматривает, что к крупным сделкам относится заем, кредит, залог, поручительство. Отсутствие данной записи в прежней редакции Закона N 208-ФЗ приводило на практике к спорам, разрешение которых осуществлялось судебными органами.

Изменился порядок определения балансовой стоимости активов общества. Она рассчитывается на основе данных бухучета не на дату совершения крупной сделки (как было ранее), а на последнюю отчетную дату. Данное положение отразило практический подход к указанной норме, поскольку на практике никто не проводил специальную оценку активов общества, а имущество общества оценивалось по данным бухгалтерской отчетности.

Закон N 208-ФЗ устанавливает закрытый перечень сделок, которые не относятся к крупным сделкам:

- сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества;

- сделки, связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества;

- сделки, связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.

Уставом общества могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок, предусмотренный Законом N 208-ФЗ.

При квалификации сделки (крупная или нет) стоимость имущества, являющегося предметом этой сделки, оценивается по данным бухучета (при отчуждении имущества) или по цене приобретения, а не по рыночной стоимости, как это было ранее.

В то же время СД при принятии решения об одобрении сделки должен исходить исключительно из рыночной стоимости отчуждаемого или приобретаемого имущества.

(Окончание см. "Налоговый вестник", N 4, 2002)

Подписано в печать Л.В.Дроздова

15.02.2002 Юрисконсульт

аудиторской и консалтинговой

фирмы "Топ - Аудит"

А.А.Деменков

Юрисконсульт

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2001 N 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам"> ("Налоговый вестник", 2002, N 3) >
Статья: Комментарий к статьям 272 - 275 Налогового кодекса Российской Федерации ("Налоговый вестник", 2002, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.