![]() |
| ![]() |
|
Статья: Счета - фактуры и бланки строгой отчетности ("Финансовая газета", 2001, N 47)
"Финансовая газета", N 47, 2001
СЧЕТА - ФАКТУРЫ И БЛАНКИ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ
В Российской Федерации НДС введен с 1 января 1992 г. для продукции, работ, услуг, производимых на ее территории, а с 1 февраля 1993 г. распространен также и на ввозимые на ее территорию импортные товары, за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. НДС заменил два действовавших до этого налога: налог с оборота и налог с продаж. С 1 января 1997 г. все плательщики НДС для расчета суммы налога, причитающегося к уплате в бюджет, перешли на метод счетов - фактур. Метод счетов - фактур для исчисления НДС введен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины". Во исполнение этого Указа Правительство Российской Федерации разработало Порядок ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по НДС и утвердило его Постановлением от 29.07.1996 N 914 (далее - старое Постановление). С 1 января 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 были утверждены новые Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - новое Постановление). Порядок составления и выставления самих счетов - фактур раньше также определялся в старом Постановлении. С 1 января 2001 г. с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) он установлен в ст.169 НК РФ. К учету и хранению бланков счетов - фактур в старом Постановлении предъявлялись особые требования: плательщики НДС должны были вести достоверный количественный и номерной учет незаполненных бланков счетов - фактур; размножение и передача пронумерованных незаполненных бланков счетов - фактур другим организациям, а также филиалам, отделениям и иным обособленным подразделениям организаций, самостоятельно реализующим товары (работы, услуги), или физическим лицам запрещались; контроль за правильностью учета и использования бланков счетов - фактур должен был осуществляться руководителем организации (предприятия) или уполномоченным им лицом. Исходя из этих требований ряд авторов, рассматривающих вопросы, связанные со счетами - фактурами, делали вывод, что бланки счетов - фактур являются бланками строгой отчетности. Сейчас такие требования к учету и хранению бланков счетов - фактур не предъявляются. Тем не менее по-прежнему можно в некоторых статьях встретить мнение, что счета - фактуры являются бланками строгой отчетности. На наш взгляд, данное предположение является достаточно спорным на следующих основаниях.
В п.2.14 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105, говорится, что в случаях, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик, а также министерствами и ведомствами, бланки форм первичных документов могут относиться к бланкам строгой отчетности. Ни в одном же законодательном документе, регулирующем учет счетов - фактур, они не определяются как бланки строгой отчетности. Можно было возразить, что указанный документ утверждался до появления счетов - фактур для исчисления НДС и даже до введения самого налога в нашей стране. Тем не менее в относительно новом Положении о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 273, сказано, что одной из основных функций Минфина России являются организация и обеспечение бланками строгой отчетности по утвержденным в установленном порядке образцам (пп.51 п.6). Минфин России не разрабатывает формы бланков строгой отчетности, а рассматривает запросы об утверждении представленных форм бланков строгой отчетности, согласовывает их с Государственной межведомственной комиссией по контрольно - кассовым машинам, утверждает согласованные формы и направляет на государственную регистрацию соответствующие нормативные документы об утверждении бланков строгой отчетности. Так, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин" Минфин России утвердил ряд бланков строгой отчетности (Приказ Минфина России от 28.06.2000 N 59н "Об утверждении бланков строгой отчетности", Приказ Минфина России от 29.12.2000 N 124н "Об утверждении бланков строгой отчетности", Приказ Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" и т.д.). Организации могут заказывать бланки строгой отчетности по установленным образцам в типографиях, имеющих государственную лицензию на соответствующий вид деятельности. Форма счетов - фактур утверждена постановлением Правительства Российской Федерации, а не Минфином России. Согласно и старому (п.20), и новому (п.30) Постановлениям налогоплательщики обеспечивают себя бланками счетов - фактур, книгами покупок и книгами продаж самостоятельно. В п.2.16 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете говорится, что бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом). Налогоплательщикам разрешено самостоятельно оформлять счета - фактуры и нумеровать их в хронологическом порядке. В Плане счетов бухгалтерского учета, утвержденном Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (далее - прежний План счетов), сказано, что бланки строгой отчетности должны учитываться на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке. Аналогичное положение имеется и в Плане счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденном Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - новый План счетов). Налогоплательщики могут выписывать счета - фактуры на компьютере. Это было разрешено еще в старом Постановлении. И если при наличии счетов - фактур в типографском виде еще как-то можно определить их условную оценку, то при компьютерной форме эта возможность отсутствует. В прежнем Плане счетов предприятиям дано право самостоятельно устанавливать перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, порядок их хранения и использования. В новом Плане счетов такое право у предприятий отсутствует. Для примера сравним порядок учета поступления, хранения и выдачи бланков строгой отчетности (БСО) в таможенных органах (утв. Московским таможенным управлением 25 декабря 1999 г.) и счетов - фактур (см. таблицу).
—————————————————————————————————T———————————————————————————————¬ | БСО в таможенных органах | Счета — фактуры | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Учет и движение БСО в таможенном|Учет счетов — фактур осущест— | |органе осуществляются сотрудни— |вляется уполномоченным лицом, | |ками таможенного органа, уполно—|чаще всего бухгалтером. Прика— | |моченными осуществлять действия,|зом по организации утверждаются| |связанные с получением, хранени—|только лица, уполномоченные | |ем и выдачей. Перечень уполномо—|подписывать счета — фактуры в | |ченных лиц определяется приказом|отсутствие руководителя или | |по таможенному органу. С уполно—|главного бухгалтера | |моченным лицом в обязательном | | |порядке заключается договор о | | |полной индивидуальной материаль—| | |ной ответственности | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |При поступлении на склад таможни|Счета — фактуры выписываются по| |БСО приходуются путем составле— |мере необходимости на компьюте—| |ния приемных накладных. Одновре—|ре, или их бланки приобретаются| |менно составляется акт, в кото— |в специализированных магазинах.| |ром указываются наименование, |При этом затраты на приобрете— | |количество БСО и их типографи— |ние бланков учитываются в со— | |ческие номера. Форма акта опре— |ставе общехозяйственных расхо— | |деляется начальником таможни по |дов по мере их произведения | |согласованию с отделом бухгал— | | |терского учета управления | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |БСО регистрируются в приходно — |Счета — фактуры регистрируются | |расходной книге по учету БСО, |и хранятся в журналах учета | |которая находится у уполномочен—|выставленных (у продавца) или | |ного лица. Книга должна быть |полученных (у покупателя) сче— | |пронумерована, прошнурована, за—|тов — фактур. Покупатели ведут | |верена печатью таможни и под— |учет счетов — фактур по мере их| |писью начальника таможни и глав—|поступления от продавцов, а | |ного бухгалтера ОБУ таможни. В |продавцы ведут учет счетов — | |книге БСО учитываются по серии, |фактур, выставленных покупате— | |количеству пачек и количеству |лям, в хронологическом порядке.| |штук |Журналы учета полученных и вы— | | |ставленных счетов — фактур дол—| | |жны быть прошнурованы, а их | | |страницы пронумерованы. Книги | | |покупок и продаж ведутся в ус— | | |тановленном порядке. В них | | |страницы нумеруются, прошнуро— | | |вываются и скрепляются печатью | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Ведение книги осуществляется по |Журналы учета выставленных или | |каждому виду БСО в отдельности. |полученных счетов — фактур, | |Ведение единой книги на все виды|книги покупок и продаж ведутся | |БСО производится по решению |на предприятиях в единственном | |главного бухгалтера ОБУ таможни |экземпляре каждый соответствен—| |с письменного согласия начальни—|но | |ка таможни | | L————————————————————————————————+———————————————————————————————— Как видим, требования к учету бланков строгой отчетности намного более строгие, чем к учету счетов - фактур. Еще один аргумент можно привести, опираясь на Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утв. Росархивом 06.10.2000). Срок хранения бланков строгой отчетности, предусмотренный в этом документе, составляет 3 года. Для счетов - фактур этот срок ограничен 5 годами при условии завершения проверки (ревизии). В случае возникновения во время проверки проблем счета - фактуры хранятся до полного их разрешения. И, наконец, обратимся к мнению Минфина России и Правительства Российской Федерации. В Письме Департамента налоговых реформ Минфина России от 13.08.1997 N 04-03-11 говорилось, что у организаций, оказывающих платные услуги непосредственно населению без использования контрольно - кассовых машин в случаях, предусмотренных действующим законодательством, допускается применение действующих бланков строгой отчетности взамен счетов - фактур с последующим отражением в книге продаж у поставщика. А в п.21 нового Постановления сказано, что для продавцов, оказывающих платные услуги и выполняющих работы непосредственно населению без применения контрольно - кассовых машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в книге продаж взамен счетов - фактур регистрируются документы строгой отчетности, утвержденные в установленном порядке и выданные покупателям. Таким образом, счета - фактуры не отождествляются с бланками строгой отчетности, а, наоборот, противопоставляются. Следовательно, можно утверждать, что счета - фактуры не являлись ранее и не являются сейчас бланками строгой отчетности.
Подписано в печать И.Ланина 21.11.2001 Аудитор
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |