Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О налоговой ответственности ("Финансовая газета", 2001, N 47)



"Финансовая газета", N 47, 2001

О НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение определены гл.16 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В практическом применении положений этой главы НК РФ следует иметь в виду также Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление) и Письмо МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 (далее - Письмо).

Статьями 116 и 117 НК РФ установлена ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и уклонение от постановки на учет в налоговом органе. При применении указанных статьей необходимо обратить внимание на п.п.39 и 40 Постановления, в которых, в частности, предусматривается следующее. Правила ст.83 НК РФ, за несоблюдение которых установлена указанная выше ответственность, предусматривают обязанность налогоплательщика - организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя подать заявление о постановке на налоговый учет в каждом из оговоренных этой статьей мест: по месту нахождения (жительства) самого налогоплательщика, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика - организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств. Учитывая, что ст.83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, в Постановлении определяется, что на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст.83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в названной статье основанию.

Кроме того, при разрешении дел, связанных с применением ответственности по ст.ст.116 и 117 НК РФ, судам рекомендовано исходить из того, что в силу п.п.1 - 9 ст.83 НК РФ налогоплательщики обязаны самостоятельно подать заявление о постановке на налоговый учет. В случае несоблюдения налогоплательщиком в установленные сроки своих обязанностей по постановке на налоговый учет налоговый орган принимает меры к учету таких налогоплательщиков (п.10 ст.83 НК РФ). И, как отмечается в п.40 Постановления, постановка на учет налогоплательщика по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет (ст.116 НК РФ) или уклонение от постановки на налоговый учет (ст.117 НК РФ).

Статьей 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговой декларации. При этом размер налоговой санкции зависит от продолжительности времени, в течение которого не представлялась налоговая декларация. При применении ответственности в соответствии с названной статьей следует иметь в виду, что в Письме говорится о том, что:

в случае непредставления налоговой декларации в течение 180 дней и менее со дня установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации к налогоплательщику применяется штраф на основании п.1 ст.119 НК РФ (т.е. в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.);

при применении ответственности, установленной п.1 ст.119 НК РФ, необходимо учитывать, что в случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, по которой налог к доплате равен нулю, к налогоплательщику применяется штраф в размере 100 руб.;

при представлении налогоплательщиком налоговой декларации по истечении 180 дней применяется санкция, предусмотренная п.2 ст.119 (штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня). Одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании п.п.1 и 2 ст.119 НК РФ является неправомерным.

Моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании соответствующей налоговой санкции, в соответствии с п.2 Письма следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.

Следует обратить внимание, что, как определено в Письме, ответственность по ст.119 НК РФ не может быть применена в случае непредставления физическим лицом специальной налоговой декларации (ст.86.3 НК РФ), поскольку при представлении специальной декларации физическое лицо выступает не как налогоплательщик или налоговый агент, а ответственность по ст.119 НК РФ может быть применена только к налогоплательщику.

Статьей 120 НК РФ установлена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. В части этой статьи в Письме определено, что ответственность, предусмотренная ею, может быть применена к налоговым агентам за отсутствие ведения такого первичного документа, как форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (однако следует обратить внимание на то, что при определении понятия "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" для целей ст.120 НК РФ речь идет только о нарушениях со стороны налогоплательщиков).

Статьей 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ установлена ответственность, в части применения которой к налоговым агентам в Письме определено следующее.

Ответственность в виде штрафа к налоговым агентам за непредставление или нарушение сроков представления сведений о доходах физических лиц в налоговые органы, совершенные до 1 января 1999 г., но выявленные налоговым органом после указанной даты, не применяется (в силу п.2 ст.5 НК РФ и с учетом положения ст.8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Вместе с тем, как отмечается в Письме, п.12 ст.7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" налоговым органам было предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц организаций, виновных в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Применение же к налоговым агентам ответственности (штрафа) за правонарушение в виде непредставления или нарушения сроков представления сведений о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям, в налоговые органы и сведений о сумме задолженности при невозможности взыскания налога у источника получения дохода, установленной ст.126 НК РФ, в Письме рассматривается как правомерное.

В Письме рассматривается также вопрос о применении ответственности, установленной ст.126 НК РФ, к лицам, регистрирующим сделки с ценными бумагами, в случае несвоевременного направления ими в налоговый орган информации о зарегистрированных сделках по купле - продаже ценных бумаг. Этот вопрос рассматривается в связи с тем, что ст.86.2 НК РФ установлена обязанность организаций или уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица, направлять в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках.

При этом отмечается необходимость в данном случае исходить из того, что лица, указанные в п.3 ст.86.2 НК РФ, не относятся к налогоплательщикам или налоговым агентам, в связи с чем при непредставлении данными лицами в налоговый орган соответствующей информации они подлежат привлечению к ответственности, установленной соответственно п.п.2 или 3 ст.126 НК РФ. Пункт 2 ст.126 подлежит применению при привлечении к ответственности организаций за уклонение от предоставления ими в установленные сроки информации, предусмотренной соответствующими пунктами ст.86.2 НК РФ. Пункт 3 ст.126 подлежит применению при привлечении к ответственности физических лиц, в том числе нотариусов, за уклонение от предоставления ими в установленные сроки информации, предусмотренной соответствующими пунктами ст.86.2 НК РФ.

Подписано в печать Г.Титова

21.11.2001 Минфин России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: С какой датой следует связывать начало исчисления срока, указанного в ст.165 Налогового кодекса Российской Федерации, - с датой проставления на грузовой таможенной декларации штампа "Выпуск разрешен" или с датой проставления на ГТД штампа "Товар вывезен"? ("Финансовая газета", 2001, N 47) >
Вопрос: ...Организация занимается оказанием услуг почтовой связи (учетная политика - "по оплате"). Ввиду отсутствия собственных транспортных средств используется транспорт сторонних организаций, с которыми заключены договоры. Правомерно ли при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог исключать сумму транспортных услуг за доставку транспортными организациями? ("Финансовая газета", 2001, N 47)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.