Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 20.08.2001 N 591 "Об утверждении Перечня государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода" ("Налоговый вестник", 2001, N 12)



"Налоговый вестник", N 12, 2001

КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ОТ 20.08.2001 N 591 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ,

ПРИ ОБРАЩЕНИИ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНО ПРИЗНАНИЕ

ПОЛУЧЕНИЯ ПРОДАВЦОМ ПРОЦЕНТНОГО ДОХОДА"

Пунктом 3 ст.1 вступившего в силу 12 июня 2001 г. Федерального закона от 09.05.2001 N 50-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации" (далее - Закон N 50-ФЗ) предусмотрены изменения и дополнения в ст.9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1).

Согласно этим изменениям и дополнениям процентным доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом при размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, в виде процентной ставки к номинальной стоимости указанных ценных бумаг, а по ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка, - доход в виде разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее первичного размещения, исчисляемой как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг признан размещенным в соответствии с установленным порядком.

По государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам (перечень ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание у продавца получения процентного дохода, устанавливается Правительством РФ) процентный доход определяется за фактическое время их нахождения у очередного владельца исходя из общего срока обращения указанных ценных бумаг в соответствии с условиями выпуска и величиной установленного процентного дохода. Для первичных владельцев указанных ценных бумаг процентным доходом признается доход в виде процентов, начисленных по первому купону с даты эмиссии (выпуска) ценных бумаг, а по государственным ценным бумагам Российской Федерации, полученным при новации облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) серии III, - в период с 14 ноября 1999 г. по дату погашения купона или дату реализации (выбытия) ценной бумаги.

Налоги с доходов, указанных в пп."а" п.1 ст.9 Закона N 2116-1 (в части, касающейся выплаты дивидендов по акциям и доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых не предусмотрено признание у продавца получения процентного дохода, а также в части, касающейся выплаты дивидендов и процентов, полученных нерезидентами Российской Федерации) и пп."б" п.1 ст.9, удерживаются у источника выплаты указанных доходов. Ответственность за удержание и перечисление указанных налогов в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход.

Налог с доходов, указанных в пп."а" п.1 ст.9 Закона N 2116-1 (в части, касающейся государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание у продавца получения процентного дохода), уплачивается предприятием, получающим процентный доход при реализации (выбытии) указанных ценных бумаг или выплате процентного дохода при погашении купона. Ответственность за исчисление и уплату указанных налогов в бюджет несет предприятие, получающее доход. Расчеты по налогам с этих доходов представляются указанными предприятиями в налоговые органы по месту своего нахождения ежемесячно нарастающим итогом не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Уплата налога с доходов в бюджет производится в пятидневный срок, считая со дня, установленного для представления расчета.

Согласно ст.43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

После вступления в силу НК РФ для целей налогообложения процентом по государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО) при их первичном размещении является дисконт облигаций, рассчитанный как разница между номинальной стоимостью и средневзвешенной ценой их размещения. На вторичном рынке процентный доход по ГКО определяется за время фактического нахождения облигаций на балансе налогоплательщика исходя из установленного дохода и общего срока обращения облигаций.

В случае возникновения превышения результата от реализации (выбытия), рассчитанного как разница между ценой приобретения и ценой реализации, с учетом затрат, связанных с приобретением и реализацией, над рассчитанным процентным доходом по государственной ценной бумаге за время фактического нахождения облигаций на балансе налогоплательщика исходя из величины дисконта, определенного как разница между номинальной стоимостью и средневзвешенной ценой их размещения, возникшее превышение подлежит обложению налогом на прибыль по общеустановленной ставке.

В случае реализации (выбытия) государственной ценной бумаги с меньшим результатом, чем рассчитанный процентный доход, определенный в вышеуказанном порядке, возникшая расчетная разница признается убытком по операциям с государственными ценными бумагами.

Данный убыток принимается при исчислении налога на прибыль по операциям с ценными бумагами в размере, установленном п.4 ст.2 Закона N 2116-1.

Так, например, по выпуску ГКО SU21138RMFS процентный доход (дисконт) не установлен (по информации Минфина России средневзвешенная цена размещения заявлена в размере 100,29%). По выпуску ГКО SU21139RMFS средневзвешенная цена размещения составила 94,88%, а срок обращения c 23 февраля по 31 мая 2000 г. составил 98 дней.

Рассмотренный выше порядок был разъяснен в Письме МНС России от 16.05.2000 N ВП-6-05/374@.

До принятия Закона N 50-ФЗ налог на доходы по государственным ценным бумагам должен был удерживаться у источника выплаты дохода. Однако в целях стимулирования обращения государственных ценных бумаг на вторичном рынке по отдельным видам государственных ценных бумаг согласно специально установленному порядку (утвержденному совместными письмами Минфина России и МНС России, зарегистрированными в Минюсте России либо являющимися неотъемлемым приложением к условиям выпуска ценных бумаг) применялся режим налогообложения процентного (купонного) дохода при обращении ценных бумаг на вторичном рынке (купля - продажа) у владельца - продавца - получателя дохода по льготной ставке 0% (до принятия Федерального закона от 10.01.1997 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций") либо 15% (после 21 января 1997 г., то есть даты вступления в силу Закона N 13-ФЗ).

К этим государственным ценным бумагам относились облигации федеральных займов (ОФЗ), ОВГВЗ, облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации РАО "Высокоскоростные магистрали" (РАО "ВСМ"), ГКО, аналогичные по условиям выпуска и обращения субфедеральные облигации.

Так, например, по ОФЗ действовало совместное Письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 13.06.1995 N 53, по ОГСЗ - совместное Письмо Минфина России от 05.09.1995 N 1-35/12 и Госналогслужбы России от 07.09.1995 N НП-6-0/477, по ОВГВЗ - Письмо Госналогслужбы России от 09.12.1995 N НП-4-01/78н, согласно которым при купле - продаже облигаций образуется накопленный купонный доход - часть купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации, рассчитываемого пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска облигаций или даты выплаты предшествующего купонного дохода, включаемого в цену сделки. При обращении облигаций налоговые льготы распространяются на часть суммы накопленного купонного дохода, рассчитываемую как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций либо погашении купона, и накопленным доходом, уплаченным при ее приобретении, в течение купонного периода по каждому купону.

Что касается ГКО, действовало совместное Письмо Минфина России от 23.02.1993 N 5-1-04 и Госналогслужбы России от 09.03.1993 N ВГ-4-01/28-ан (с 1 января 1999 г. в части, не противоречащей действующему законодательству о налогах и сборах).

Необходимо отметить, что сводный перечень таких государственных ценных бумаг предусматривался совместным Письмом Банка России, Минфина России, Госналогслужбы России от 04.02.1997 N N 408, 10, ВЕ-6-05/103 "О порядке применения статей 2, 9 и 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Письмо N 408).

Согласно п.2 Письма N 408 при расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль валовая прибыль уменьшалась на доходы, полученные в виде:

а) разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки (балансовой) ГКО, которая признается доходом в соответствии с Основными условиями выпуска ГКО, одобренными Постановлением Совмина - Правительства РФ от 08.02.1993 N 107 (Постановление Правительства РФ от 08.02.1993 N 107 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 N 790), а также аналогичных облигаций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

б) части суммы накопленного купонного дохода (процента к номинальной стоимости облигаций соответствующего вида), рассчитываемого как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (либо погашении купона), и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении, по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ - ПК), ОГСЗ, ОВГВЗ, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, при обращении которых предусмотрено, что выплата части накопленного купонного дохода производится покупателем продавцу. Аналогичный порядок применяется к доходам, полученным в виде процентов по РАО "ВСМ". При этом сумма накопленного купонного дохода (процента к номинальной стоимости облигаций соответствующего вида), подлежащего вычету из валовой прибыли, должна соответствовать размеру дохода, рассчитываемому исходя из заявленного эмитентом дохода (процента, купона) по данному виду облигаций и времени фактического нахождения ценной бумаги на балансе владельца (продавца);

в) процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, в условиях выпуска которых не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу.

Особо следует отметить, что данное Письмо в настоящее время практически не применяется, поскольку, в частности, по ГКО порядок налогообложения изменился с 1 января 1999 г., а также претерпел изменения порядок налогообложения переоценки по ГКО. При налогообложении переоценки находящихся на балансе облигаций необходимо принимать во внимание следующее.

В соответствии с п.6 ст.2 Закона N 2116-1 в состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

Согласно ст.2 Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" до принятия федерального закона, предусмотренного п.3 ст.1 настоящего Федерального закона, при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Порядок определения состава затрат кредитной организации определен Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490.

Таким образом, положительное сальдо от переоценки является внереализационным доходом, относится к п.57 указанного Положения и подлежит обложению налогом на прибыль по общеустановленной ставке.

При этом следует иметь в виду, что при реализации (выбытии) облигаций прибыль от реализации (выбытия) необходимо скорректировать на сумму положительного сальдо от переоценки, ранее включенную в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, или на сумму отрицательного сальдо, ранее не учитываемую для целей налогообложения.

Закон N 50-ФЗ обязывает Правительство РФ разработать перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода.

Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.08.2001 N 591 "Об утверждении Перечня государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода" (далее - Постановление N 591), вступающим в действие на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня его первого официального опубликования, согласно п.6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

С вступлением Постановления N 591 в силу не подлежат применению совместное Письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 13.06.1995 N 53, Письмо Госналогслужбы России от 09.12.1995 N НП-4-01/78н, совместное Письмо Минфина России от 05.09.1995 N 1-35/12 и Госналогслужбы России от 07.09.1995 N НП-6-0/477, совместное Письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 09.12.1994 N N 161, НП-4-01/115н, совместное Письмо Минфина России от 23.02.1993 N 5-1-04 и Госналогслужбы России от 09.03.1993 N ВГ-4-01/28-ан, совместное Письмо Банка России, Минфина России, Госналогслужбы России 04.02.1997 N N 408, 10, ВЕ-6-05/103 от в этой части.

Особо хотелось бы обратить внимание читателей на следующее. Перечень указанных ценных бумаг готовился на основе приведенных выше разъяснений по четырем видам (кроме облигаций РАО "ВСМ", которые в настоящее время погашены Минфином России) государственных ценных бумаг, поэтому по всем другим государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации, указанных выше), не включенным в вышеназванный Перечень как до принятия Постановления, так и после его вступления в силу, в том числе по облигациям внешних облигационных займов Российской Федерации, учитывая, что отдельными разъяснениями не предусматривалась в целях налогообложения возможность выделения процентного дохода, образующегося у владельца ценных бумаг при их продаже на вторичном рынке, такой процентный доход включается в цену приобретения и цену реализации. Прибыль от реализации указанных ценных бумаг, рассчитанная в порядке, установленном п.4 ст.2 Закона N 2116-1, облагается по общеустановленной ставке налога на прибыль.

Подписано в печать В.Е.Мурзин

16.11.2001 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Изменениям и дополнениям N 6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" ("Налоговый вестник", 2001, N 12) >
Статья: Налогообложение деятельности, связанной с реализацией соглашений о разделе продукции ("Налоговый вестник", 2001, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.