![]() |
| ![]() |
|
Статья: О подготовке кадров для налоговых служб ЕврАзЭС ("Налоговый вестник", 2001, N 12)
"Налоговый вестник", N 12, 2001
О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ ЕВРАЗЭС
1. Общие положения
Образование - мощный фактор интеграционного процесса ввиду того, что единые образовательные стандарты способствуют более эффективному решению всего комплекса проблем, стоящих перед государствами - членами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). За прошедшее десятилетие наряду с реформированием национальных экономик, государственного устройства и законодательства были созданы правовые условия для изменения системы образования. Для развития высшего образования в странах СНГ, обладающих достаточным образовательным потенциалом, имеются необходимые предпосылки: увеличение бюджетных ассигнований на образование, оснащение учебных заведений электронно - вычислительной техникой и разработка новых технологий обучения. В целях контроля и управления качеством образования разработаны государственные образовательные стандарты по основным предметам всех видов обучения. Учебно - методические программы учитывают и договорно - правовую базу, формирующуюся в области образования как в странах СНГ, так и в государствах - членах ЕврАзЭС. Это прежде всего принятое межгосударственное Соглашение о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства стран СНГ, которое способствует сближению национальных систем образования. Государствами - членами ЕврАзЭС подписаны в области образования как двусторонние межправительственные соглашения, так и многосторонние соглашения, договоры и протоколы, предоставляющие возможность получения образования в любом государстве "пятерки", что позволило определить основные направления сотрудничества. В Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях стран Таможенного союза от 29 марта 1996 г. подчеркивается, что Стороны определяют межгосударственную стратегию образования, разрабатывают совместные программы обучения студентов, подготовки и переподготовки специалистов. Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. также предусматривается создание согласованной системы образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, единых правил и условий поступления в общеобразовательные и профессиональные школы, высшие учебные заведения, аспирантуры, а также взаимное признание и эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях.
Согласно Договору об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г. гармонизация национальных систем образования является приоритетным направлением работы в социально - гуманитарной области. Одновременно договорами, заключенными государствами - членами ЕврАзЭС, установлено, что взаимно признаются без легализации дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении ученых степеней и ученых званий. В развитие данного положения в ноябре 1998 г. были приняты Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, а также Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения. Следовательно, гражданам государств - участников Соглашения предоставляются равные права для поступления в государственные учебные заведения Сторон в пределах установленных правительствами стран квот и на основе взаимно признаваемых документов государственного образца как на места, финансируемые из государственного бюджета, так и на места с оплатой стоимости обучения по договорам и контрактам согласно правилам приема, утвержденным учебным заведением.
2. О подготовке кадров для налоговых служб
Формирование рыночной экономики, достижение экономического роста, обеспечение цивилизованного уровня жизни населения во многом зависят от создания эффективно работающей налоговой системы, которая, в свою очередь, не в состоянии выполнить поставленные перед ней задачи без соответствующего высококвалифицированного кадрового обеспечения. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы, введением новых налоговых законодательств, совершенствованием структуры фискальных органов, в связи с чем значительно возрастают требования к уровню квалификации государственных служащих. В настоящий период наиболее остро стоит вопрос решения задач по профильной подготовке специалистов для налоговых ведомств государств - членов ЕврАзЭС. Работа по гармонизации налоговых законодательств на всех уровнях и во всех направлениях осуществляется специалистами, получившими, как правило, профессиональное экономическое образование в государствах проживания. Одной из основных задач ЕврАзЭС является достижение большей эффективности в деятельности Совета руководителей налоговых служб (СРНС), что требует и определенного уровня квалификации кадров, способных адекватно и синхронно работать над поставленными задачами, постоянного повышения и совершенствования их профессиональных знаний. В этой связи необходимо в первую очередь решение проблемы унифицировать стандарты в сфере подготовки и образования кадрового потенциала для налоговых служб ЕврАзЭС. Для обеспечения высокого уровня профессионализма и ответственности работников налоговых органов следует наравне с подготовкой кадров заниматься также их качественным подбором, для чего необходимы современные методики определения уровня квалификационной подготовки, профессиональной пригодности претендентов на службу в его рядах. Немаловажным является также обеспечение рациональной расстановки кадров с использованием научно обоснованных нормативов труда. Вопросы подготовки кадров нашли отражение в утвержденном Советом глав правительств Плане гармонизации налоговых законодательств государств - участников Таможенного союза на 2000 - 2002 гг. В настоящее время наиболее актуальной представляется проблема подготовки специалистов высшей квалификации для работы в налоговых службах государств - членов ЕврАзЭС и, в первую очередь, по специальности "налоги и налогообложение". Совместно с СРНС аппаратом Интеграционного Комитета был подготовлен и подписан 16 июня 1998 г. Протокол о сотрудничестве в области подготовки кадров между налоговыми службами Таможенного союза. Однако данный документ имеет в основном декларативный характер, в нем отсутствует четкий механизм реализации и не проработан вопрос, касающийся источников финансирования. Подготовка высокопрофессиональных кадров для налоговых служб государств - членов ЕврАзЭС предусматривает дальнейшее развитие и создание новых правовых, научно - методических и финансовых условий. В этой связи для выполнения положений Протокола о сотрудничестве в области подготовки кадров 9 сентября 2000 г. Советом руководителей налоговых служб были приняты мероприятия по его реализации.
Утвержден Решением N 58 VIII заседания СРНС от 9 сентября 2000 г. г. Чолпон - Ата
План мероприятий по реализации Протокола о сотрудничестве в области подготовки кадров между налоговыми службами государств - участников Договора от 29 марта 1996 года
————T———————————————————————————————————T—————————————T——————————¬ | N | Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки | |п/п| | |исполнения| +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 1 |Подготовка предложений к разработке| Управления | IV кв. | | |совместных программ по подготовке, | кадров | 2000 г. | | |переподготовке и повышению | налоговых | | | |квалификации кадров для налоговых |служб Сторон | | | |служб | | | +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 2 |Подготовка кадров для налоговых | Налоговые | с 2001 г.| | |служб по программам: |службы Сторон| | | |— высшего образования; | | | | |— второго высшего образования; | | | | |— переподготовки и повышения | | | | |квалификации; | | | | |— получения высшей квалификации, | | | | |соответствующей ученым степеням | | | | |кандидата и доктора наук | | | +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 3 |Разработка Программы подготовки, | Налоговые | I кв. | | |переподготовки и повышения |службы Сторон| 2001 г. | | |квалификации кадров во | | | | |Всероссийской налоговой академии | | | | |(ее филиалах) и в Центрах | | | | |подготовки персонала в | | | | |г.г. Санкт — Петербурге и Нижнем | | | | |Новгороде | | | +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 4 |Создание учебных центров по | Налоговые | Постоянно| | |подготовке, переподготовке и |службы Сторон| | | |дисциплинарному обучению | | | | |квалифицированных кадров | | | +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 5 |Подготовка совместных проектов в | Налоговые | I кв. | | |области организации управления и |службы Сторон| 2001 г. | | |развития персонала и информирования| | | | |налогоплательщиков | | | +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 6 |Изучение и обобщение международного| Налоговые | Постоянно| | |опыта по подготовке кадров для |службы Сторон| | | |налоговых органов | | | +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 7 |Введение инновационных методов в | Налоговые | Постоянно| | |процесс развития персонала |службы Сторон| | | |налоговых органов | | | +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 8 |Организация стажировок налоговых | Налоговые | Постоянно| | |кадров |службы Сторон| | +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 9 |Организация учебно — методических | Налоговые | Постоянно| | |семинаров и совещаний, лекций и |службы Сторон| | | |конференций по актуальным вопросам | | | | |налогообложения | | | +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 10|Обмен специальной литературой, | Налоговые | Постоянно| | |авторскими разработками ведущих |службы Сторон| | | |специалистов в области налогов, | | | | |методическими пособиями, тестами и | | | | |учебными планами по вопросам | | | | |налогообложения | | | +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 11|Совместная разработка рекомендаций,| Налоговые | Постоянно| | |информационных, инструктивных и |службы Сторон| | | |методических материалов по вопросам| | | | |налогообложения | | | +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 12|Обмен информацией, научно — | Налоговые | Постоянно| | |исследовательскими программами по |службы Сторон| | | |практическому использованию | | | | |психологических и социологических | | | | |служб в кадровой работе | | | +———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————+ | 13|Рассмотрение и принятие решений о | Налоговые | Постоянно| | |системе финансирования мероприятий |службы Сторон| | | |в области подготовки кадров | | | | |налоговой службы | | | L———+———————————————————————————————————+—————————————+——————————— Планом мероприятий предполагается провести работы по созданию совместных программ подготовки квалифицированных кадров высшего образования, переподготовки и повышения квалификации, получения высшей квалификации, соответствующей ученым степеням кандидата и доктора наук. В Плане мероприятий основным базовым учебным заведением определена Всероссийская государственная налоговая академия (ВГНА), ее филиалы и Центры подготовки персонала в г.г. Санкт - Петербурге и Нижнем Новгороде. В качестве наиболее эффективного варианта подготовки кадров предложено создание в странах "пятерки" соответствующих учебных центров, использующих научно - методический и педагогический потенциал ВГНА. Изучается возможность организации переподготовки и повышения квалификации специалистов для налоговых служб Сторон в учебно - методологическом центре при МНС России и рекомендовано Сторонам реализовать возможность получения образовательных услуг в данном Центре. Учебно - методический центр предлагает очень гибкую и эффективную систему повышения квалификации сотрудников по различным проблемам налогообложения, организацию тематических семинаров, консультационные услуги и абонементное информационно - консультационное обслуживание. Продолжительность организуемых на базе Центра курсов составляет от одной недели до трех месяцев, семинары проводят в течение одного - трех дней. Предлагаемые программы обучения предусматривают как изучение теоретического материала, так и выполнение практических работ, в том числе разбор конкретных ситуаций в налогообложении, при этом особое внимание уделяется компьютерным программам. Ряд документов подписан и на двустороннем уровне - это, например, Договор о сотрудничестве между МНС России и ГНИ при Минфине Кыргызской Республики в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации служащих налоговых органов, подписанный 1 июля 2000 г. в Бишкеке. В развитие данного документа 26 сентября 2001 г. был принят План мероприятий по реализации Договора о сотрудничестве МНС России и ГНИ при Минфине Кыргызской Республики в области подготовки кадров. На ближайшую перспективу Планом предусмотрено определение потребностей налоговых органов Кыргызской Республики в подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации кадров, а также видов дополнительного профессионального образования, форм и технологий обучения, категорий слушателей и количества обучаемых. К очередному учебному периоду Стороны согласуют образовательные программы дополнительного профессионального образования, учебно - методические планы и перечень образовательных учреждений МНС России для профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Кыргызской Республики. На двустороннем уровне принято решение организовать и провести совместные семинары, совещания, научно - практические конференции по проблемам подготовки кадров, обменяться учебной литературой, учебно - методическими пособиями, обобщить опыт работы по обучению кадров.
3. О практике обучения налоговых служащих в государствах - членах ЕврАзЭС
Налоговые ведомства стран - членов ЕврАзЭС разрабатывают и принимают национальные программы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации своих специалистов. Высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов по специальности "налоги и налогообложение", имеются лишь в Российской Федерации (ВГНА) и Республике Таджикистан (Налогово - правовой институт при Налоговом комитете). Большинству специалистов налоговых служб, получивших экономическое образование на базе традиционных вузов, необходимо пройти дополнительное обучение или повысить свою квалификацию по проблемам налогообложения. В налоговых органах Республики Беларусь занято более 8 тыс. специалистов, от уровня квалификации и деловых качеств которых в решающей степени зависит эффективность деятельности налоговой службы. В Республике Беларусь для подготовки кадров налоговой службы в качестве базовых учебных заведений определены Белорусский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Минский финансово - экономический колледж. Переподготовка и повышение квалификации работников налоговой службы осуществляется в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусском государственном экономическом университете, на курсах при Минфине, в Минском финансово - экономическом колледже, а также на базе школ подготовки бухгалтеров в областных центрах. В Республике Беларусь прорабатывается вопрос о создании при Министерстве налогов и сборов центра переподготовки и повышения квалификации работников налоговой службы, который должен активно взаимодействовать при организации и формировании учебного процесса с аналогичными центрами государств - членов ЕврАзЭС, СНГ и стран дальнего зарубежья. Одним из направлений работы кадровой службы Министерства по налогам и сборам, подведомственных инспекций является привлечение студентов базовых учебных заведений для прохождения производственной практики в инспекциях всех уровней с последующим отбором из них перспективных специалистов для работы в налоговых органах. В работе Министерства государственных доходов Республики Казахстан особое внимание уделяется проблеме подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров. В условиях введения нового Налогового кодекса, совершенствования налогового законодательства, структурной перестройки налоговых органов значительно возрастает требование к уровню квалификации, профессионализму работников. Анализ количественного и качественного состава служащих показывает, что из более чем 15 тыс. человек, работающих в центральном аппарате и структурных органах Министерства государственных доходов Республики Казахстан, 72,0% имеют высшее образование, в том числе: - в центральном аппарате из 288 сотрудников имеют высшее образование 280 сотрудников (97,2%); - в налоговых комитетах из 9939 сотрудников имеют высшее образование 6921 сотрудник (69,6%). Всего по Министерству государственных доходов насчитывается специалистов со средним специальным образованием - 4111 (26,3%), со средним - 203 (1,3%), 26 человек имеют ученую степень кандидата наук, из них 4 - в центральном аппарате, 10 - в налоговых комитетах, 12 - в таможенных органах. По профилю образования специалистов: с техническим образованием - 1449 (12,8%), экономическим - 5729 (50,1%), бухгалтерским - 808 (7,1%), финансовым - 689 (6,1%), педагогическим - 679 (6%), юридическим - 1011 (8,9%), сельскохозяйственным - 476 (4,3%), другим - 493 (4,7%). Возрастной уровень сотрудников Министерства государственных доходов до 30 лет - 6307 человек (40,3%), от 30 до 40 лет - 6072 (38,8%), от 40 до 50 лет - 2613 (16,7%), свыше 50 лет - 656 (4,2%). Средний возраст служащих составляет 34,5 лет. При этом средний возраст руководящего состава министерства - 40 лет. В соответствии с Методическими рекомендациями по расчету потребности в переподготовке и повышении квалификации государственных служащих, утвержденными Агентством Республики Казахстан по делам госслужбы, в профессиональной переподготовке ежегодно нуждаются около 3 тыс. служащих. Подготовка и переподготовка кадров для налоговых служб Казахстана проводится на базе высших и средних специальных учебных заведений (Казахская Государственная Академия Управления, Акмолинский финансово - экономический колледж, Семипалатинский финансово - экономический колледж). Сотрудничество с учебными заведениями предполагает также прохождение студентами производственной практики в налоговых органах и центральном аппарате Министерства государственных доходов Казахстана, научное руководство и рецензирование дипломных работ студентов сотрудниками Министерства, участие в педагогической работе, подготовка совместных научных публикаций, проведение тематических научных семинаров. Квалификация сотрудников центрального аппарата и территориальных подразделений повышается на обучающих семинарах, посвященных совершенствованию налогового администрирования на кустовых семинарах, организуемых для сотрудников территориальных подразделений, на которых обсуждаются основные положения Налогового кодекса, во время прохождения стажировки работников территориальных налоговых комитетов в центральном аппарате Министерства государственных налогов, посредством проведения экспресс - обучения сотрудников центрального аппарата. Если в центральном аппарате Министерства государственных доходов Республики Казахстан и налоговых комитетах существует необходимость переподготовки специалистов в соответствии с квалификационными требованиями государственной службы, то в районных инспекциях значительная часть сотрудников нуждается в получении высшего образования. Эта проблема решается посредством использования дистанционной формы обучения без отрыва от производства. Налоговые ведомства ЕврАзЭС осуществляют широкое международное сотрудничество, в том числе и в плане образовательных программ. Так, ГНИ при Минфине Кыргызской Республики и Министерство государственных доходов Республики Казахстан довольно продолжительное время конструктивно сотрудничают с рядом международных организаций и учебных центров, таких как ЮСАИД, МЦНИ, ТАСИС, Всемирный банк. Международные организации принимают непосредственное участие в организации и проведении различных обучающих семинаров и конференций для сотрудников налоговых служб с широким охватом работников территориальных налоговых комитетов. МНС России совместно с Британо - Российским центром приступило к реализации проекта по созданию механизмов обмена информацией (в том числе и между налоговыми органами СНГ) в рамках программы технической помощи (ТАСИС) Европейского Союза. Предусмотрена работа по трем основным направлениям: - развитие и усиление системы обмена информацией между различными уровнями налоговой службы, что должно создать предпосылки для обеспечения объективного подхода ко всем налогоплательщикам в строгом соответствии с действующим законодательством; - совершенствование системы налогового администрирования и налогового законодательства с целью преодоления противоречий между федеральным и региональным законодательством; - разработка документации и оказание поддержки по созданию и развитию системы обмена информацией между соответствующими заинтересованными ведомствами Российской Федерации (ГТК, ФПС, Минюстом и т.д.) и налоговыми органами ближнего и дальнего зарубежья. Проектом предусматривается и обучающая программа по результатам совместной деятельности для сотрудников налоговых служб. Министерство государственных доходов Республики Казахстан совместно с Всемирным банком проводит работу по внедрению Интегрированной налоговой информационной системы (ИНИС) согласно проекту "Модернизация налогового администрирования". В целях реализации данного проекта Алматинский центр банковского обучения на первом этапе проводит семинары в шести основных центрах подготовки специалистов налоговой службы - в г.г. Астана, Алматы, Актюбинск, Караганда, Семипалатинск, Шымкент. Обучение проводится по следующим категориям персонала: управление - уровень данного персонала должен быть не ниже заместителя председателя Налогового комитета, в функции которого будут входить кураторство над внедрением ИНИС, то есть персонал, использующий в своей работе обобщенные отчетные данные, предоставляемые системой, который должен знать все возможности информационной системы для того, чтобы с наибольшей отдачей использовать в дальнейшем, в целях налогового администрирования; регистраторы - специалисты, в функции которых входит организация работы по приему всех регистрационных форм налогоплательщиков; аналитики - персонал, который будет заниматься извлечением информации системы в целях обобщающего анализа, выявления закономерностей и тенденций налоговых процессов в регионе; администраторы (программисты) - работники, на которых будет возложена ответственность за администрирование баз данных и обеспечение их сохранности, организация взаимодействия всех категорий пользователей; педагоги - персонал налоговых органов, в функции которого будет входить обучение сотрудников налоговых органов работе с ИНИС (на рабочих местах). В ближайшей перспективе предстоит начало крупномасштабного обучения ИНИС налоговых служащих во всех региональных центрах Казахстана. Эффективной формой повышения профессионального образования служащих в рамках ЕврАзЭС является использование уже имеющегося опыта сотрудничества национальных налоговых ведомств с международными организациями - проведение семинаров, лекций, обучение на курсах, проводимых Институтом Всемирного банка. Вызывает большой интерес создаваемый ЮСАИД на базе Министерства государственных доходов Республики Казахстан Центр обучения по вопросам международного налогообложения для стран Центральноазиатского региона.
4. Всероссийская государственная налоговая академия - ведущее учебное заведение по профильной подготовке кадров
При всем разнообразии форм и методов подготовки кадров для налоговых служб центральным звеном в образовательном процессе для государств - членов ЕврАзЭС, видимо, должны стать учебные заведения Российской Федерации, сохранившие на высоком уровне систему высшего, среднего специального и профессионального образования. Ведущим вузом в России по подготовке специалистов для налоговой службы является впервые созданная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 N 1388 (лицензия Минобразования России от 27.01.1998 N 16Г-114 , государственная аккредитация от 02.02.1999 N 227) Всероссийская государственная налоговая академия (ВГНА). Налоговая академия является государственным высшим учебным заведением, обладающим статусом особой значимости, который определяется чрезвычайной важностью и приоритетностью той сферы государственной деятельности, для которой готовят специалистов. В ВГНА имеется необходимый потенциал педагогических кадров соответствующего профиля, включая специалистов и консультантов МНС России. В ВГНА наряду с финансово - экономическим направлением представлено юридическое направление, ориентированное на сферу налогообложения. ВГНА представлен широкий спектр направлений, форм и методов обучения: обучение по программе высшего образования (факультеты: финансово - экономический, юридический, кадрового управления, информационные системы в налогообложении); подготовка специалистов по программе второго высшего образования с выбором очной или заочной формы обучения; переподготовка специалистов по направлениям: налогообложение, бухгалтерский учет и аудит, правоведение, психология; повышение квалификации руководящих кадров и специалистов; специализированная программа повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных заведений по дисциплинам, связанным с актуальными вопросами налогообложения; информационно - консультативные курсы для специалистов предприятий и организаций различных форм собственности по актуальным вопросам налогообложения. ВГНА является центром по координации всех процессов профильной подготовки по специальности "налоги и налогообложение" на базе более чем двадцати экономических вузов России, ряда учебных центров, а также своих филиалов, с которыми работает в тесном контакте. ВГНА осуществляет методическую и консультативную помощь, а также контроль качества профильного образовательного процесса. Для этого на базе ВГНА в 1999 г. создан Научно - методический совет МНС России, объединивший высококвалифицированных специалистов Министерства, ВГНА и других вузов, который осуществляет функции учебно - методического объединения по лицензированию специальности 351200 "налоги и налогообложение". Профильный образовательный процесс ориентирован на тесную интеграцию с налоговой системой, что предполагает синхронизацию процессов обучения и профессионального функционирования налоговых служащих, широкое использование базовых элементов профессиональной деятельности в процессе обучения и внесение соответствующих коррективов с учетом развития теории и практики системы налогообложения. Наряду с получением глубоких теоретических знаний программа обучения в ВГНА предусматривает насыщенное информационное наполнение специальных учебных курсов, практических занятий, а также проведение производственной практики, в ходе которой приобретаются практические навыки по усвоению функциональной деятельности в области налогообложения специалистов всех уровней. Прием студентов, обучающихся в ВГНА за счет федерального бюджета Российской Федерации, осуществляется согласно контрольным цифрам, установленным МНС России по согласованию с Минобразования России. Сверх установленного количества ВГНА принимает студентов и слушателей в соответствии с положением, определенным лицензией, и оплата обучения при этом производится на договорной основе. Договорно - правовой базой для обучения в ВГНА граждан иностранных государств являются международные соглашения о сотрудничестве в области образования в пределах контрольных цифр приема по направлениям Минобразования России. Академия также принимает граждан иностранных государств (включая граждан республик бывшего СССР) в соответствии с прямыми договорами в пределах численности, определяемой лицензией, с оплатой стоимости обучения на условиях, определяемых правилами приема. Граждане СНГ могут приниматься в ВГНА на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств бюджета в виде социальной поддержки лиц, испытывающих затруднения в реализации своих прав на образование. Профессиональная подготовка кадров в ВГНА носит профильный характер и базируется на результатах научного анализа содержания деятельности специалистов по налогообложению. Профессорско - педагогический коллектив Академии совместно со специалистами МНС России разработал государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "налоги и налогообложение". Сформированы основные требования к модели специалиста, соответствующего этому профилю. Согласно модели наиболее эффективна интеграционная система знаний и навыков по тем направлениям экономики и права, которые непосредственно касаются процесса налогообложения. Существующие образовательные стандарты для экономических вузов не учитывают в полной мере специфику налоговой деятельности и особенности работы налоговых служащих, для которых необходимы практические знания в области юриспруденции, а также приоритетны специальные знания в области налогообложения с учетом их отраслевого применения. Профильный образовательный процесс усилен за счет введения дисциплин, касающихся различных аспектов управления и социально - психологических аспектов деятельности налоговых служащих. В этом заключается основное отличие профильного образовательного процесса, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов в области налогов и налогообложения. Практическая реализация разработанного образовательного стандарта предусматривает тесное взаимодействие вуза с практической базой отрасли, то есть с налоговыми инспекциями различного уровня. На разработанном и утвержденном стандарте профессионального высшего образования по специальности "налоги и налогообложение" сформирована система профильной подготовки, переподготовки и повышения квалификации налоговых служащих в вузах Российской Федерации.
5. Формирование единого образовательного стандарта для подготовки высокопрофессиональных кадров
На сегодняшний день становится совершенно очевидным, что для эффективного взаимодействия налоговых служб государств - членов ЕврАзЭС необходим единый образовательный стандарт в подготовке, переподготовке и повышении квалификации налоговых служащих. На Х заседании СРНС государств - членов ЕврАзЭС, проходившем в столице Республики Казахстан г. Астане 5 - 6 июля 2001 г., обсужден вопрос о формировании системы профильной подготовки кадров для налоговых служб Сторон. Результатом обсуждения стало принятие решения о придании ВГНА статуса базового учебного центра по подготовке налоговых кадров государств - членов ЕврАзЭС. С учетом получения ВГНА международного статуса, секретариату ЕврАзЭС необходимо приступить к процедуре информирования международных организаций о соответствующем решении и направить им предложения о включении ВГНА в план реализации соответствующих международных образовательных программ. Данная система образовательного процесса в максимальной степени соответствует потребностям национальных экономик государств Сообщества, находящихся в стадии становления и развития, в подготовке высокопрофессиональных специалистов в области налогообложения. Стороны признали целесообразным разработку единых концептуальных подходов к созданию унифицированной системы подготовки кадров по системам: специалист, бакалавр, магистр - на базе российского профильного стандарта. СРНС государств - членов ЕврАзЭС принял решение о разработке и принятии единого межгосударственного образовательного стандарта подготовки кадров на базе используемого ВГНА профильного стандарта и системы внутриведомственной аттестации, которые должны стать основой формирования и ротации кадров в органах налоговых служб Сторон. В рамках единого образовательного стандарта необходимо подготовить и принять документ по квалификационным требованиям, предъявляемым к сотрудникам налоговых органов, и методику оценки морально - психологической пригодности в целях их использования при подборе кадров. Кроме того, для обеспечения равномерной нагрузки на работников налоговых органов всех уровней и достижения на этой основе высокой степени собираемости налогов следует разработать и утвердить соответствующие нормативы нагрузки для их использования в обоснованном комплектовании численности налоговых инспекций. Использование в практической деятельности нормативных документов позволит снизить текучесть кадров в налоговых органах, которая связана со сложностью и ответственностью выполняемой работы, а порой и значительными морально - психологическими издержками, обуславливает необходимость повышения социальной защищенности работников налоговых органов, обеспечения их личной безопасности, усиления мотивации и повышения престижа трудовой деятельности в целях закрепления на службе квалифицированных кадров. Необходимо создать такие условия, которые способствовали бы повышению профессиональной привлекательности работы в налоговых органах, сводили бы к минимуму возможности для профессиональной недобросовестности или коррупции. Представляется целесообразным подготовить решение СРНС о согласовании с национальными налоговыми ведомствами и ВГНА вопроса по разработке и принятию единой Концепции профильной системы подготовки кадров для налоговых служб государств ЕврАзЭС. В этой связи необходимо изучить опыт подготовки кадров в других специализированных вузах, особенно в Российской таможенной академии - первом в истории России специализированном высшем учебном заведении таможенного профиля. Планом мероприятий по реализации Протокола о сотрудничестве в области подготовки кадров предусмотрено формирование специального научно - методического центра для сбора, систематизации, изучения и анализа законодательных баз и практики профессиональной деятельности в налоговой сфере в странах СНГ. В данном центре предполагается сосредоточить документацию налоговых служб, методические пособия, научные труды, авторские разработки, публикации по вопросам налогообложения в странах ближнего и дальнего зарубежья.
6. Основные направления взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС
Секретариату ЕврАзЭС совместно с СРНС необходимо создать единую электронную базу данных о системах налогообложения в государствах Сообщества и сложившейся международной практике, о налоговых законодательствах и их администрировании, о формировании фонда учебно - методических разработок, с доступом к ней как учебных заведений, функционирующих при налоговых службах Сторон, так и всех экономических учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для налоговых служб. Главным условием решения задачи профильной подготовки кадров является создание адекватного финансового механизма, способного обеспечить опережающее развитие системы профильной подготовки кадров. Для этого следует решить такие основные проблемы, как финансирование учебных процессов, обеспечение услугами здравоохранения, выплата стипендий, определение источников финансирования затрат по проведению практических занятий в налоговых ведомствах и т.д. Сторонам необходимо разработать и предложить возможные формы финансирования мероприятий в области подготовки кадров для налоговых служб. Одним из возможных путей решения проблемы финансирования мероприятий в области подготовки кадров является привлечение финансовой помощи международных организаций - Совета Европы, ЮНЕСКО, ТАСИС, международных банков и т.д. В дополнение к уже сложившемуся договорно - правовому полю государствам - членам ЕврАзЭС для решения проблемы подготовки кадров для налоговых ведомств необходимо более детально разработать и подписать двусторонние соглашения (протоколы) о сотрудничестве между налоговыми службами Сторон или их соответствующими (учебными) подразделениями о сотрудничестве в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров и обмена специалистами налоговых служб. Наиболее перспективным направлением в области подготовки кадров в связи с недостаточным финансированием национальных налоговых служб, отсутствием средств на командировочные расходы является метод дистанционного обучения. Применение различных форм дистанционного обучения даст возможность сотрудникам налоговых служб за два - три года получить качественное высшее образование на базе непрофильного высшего или профильного среднего специального образования. Использование новых технологий позволит разработать и принять программы довузовской подготовки, а также создать специальную систему заочной подготовки и переподготовки кадров с применением компьютерной техники и использованием инновационных методов в системе обучения в рамках ЕврАзЭС. Наименее затратным и более оперативным направлением повышения квалификации кадров является организация стажировок в налоговых ведомствах Сторон. Так, в целях обучения и обмена опытом сотрудников налоговых служб в государствах ЕврАзЭС практикуется межведомственный обмен группами специалистов в виде стажировки, которая включает как практическую, так и теоретическую подготовку по соответствующим темам, разработанным и утвержденным направляющей и принимающей Сторонами. Программы проведения стажировок обсуждаются и принимаются как на двустороннем уровне, так и в рамках СРНС. Особо важно Совету предусмотреть взаимодействие с научными учреждениями, решающими отдельные аспекты формирования налоговой политики, использование международных грантов и программ для совместных видов научной деятельности, создание научных структур. В этой связи важно использовать научный потенциал НИИРАНС при МНС России и др. Существенную роль в практической деятельности налоговых служб государств - членов ЕврАзЭС может играть организация систематического издания национальных нормативных документов в едином сборнике и его доведение до сведения налоговых органов и других заинтересованных министерств интегрирующихся стран, а также издание сборника по заключенным международным договорам и соглашениям по вопросам налогообложения с ежегодным внесением дополнений. К сожалению, отсутствие печатного органа не позволяет СРНС более оперативно и широко доводить информацию о своей работе до общественности наших стран. Между тем материалы, публикуемые в журнале "Налоговый вестник", и отклики на них указывают на наличие такой заинтересованности, особенно в области унификации налогового и таможенного законодательства стран СНГ. Уровень подготовки специалистов налоговой службы во всех ее звеньях должен соответствовать идеологии партнерских отношений с плательщиками. Бизнес и государственный менеджмент в условиях рынка будут взаимодействовать эффективно только тогда, когда "будут разговаривать на одном языке". В связи с этим следует создать сотрудникам налоговых служб условия для обучения, овладения новейшими экономическими знаниями и информационными технологиями. При этом необходимость самообразования должна осознаваться каждым сотрудником налоговой службы как ответственность за свое профессиональное мастерство в деле установления законности и правопорядка, предотвращения правонарушений в налоговой сфере.
Подписано в печать Н.Т.Мамбеталиев 16.11.2001 Ответственный секретарь СРНС,
к.т.н. Т.В.Лебедева к.э.н., Т.К.Мамбеталиева
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |