![]() |
| ![]() |
|
Статья: Особенности уплаты единого социального налога (взноса) кредитными организациями (Начало) ("Финансовая газета", 2001, N 31)
"Финансовая газета", N 31, 2001
ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ВЗНОСА) КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Замена страховых выплат в государственные внебюджетные фонды единым социальным налогом (взносом) является не только значительным событием для налоговой системы Российской Федерации, но и важным экономическим фактором развития системы социального обеспечения. С 1 января 2001 г. согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 24.03.2001 N 33-ФЗ) не будут взиматься действующие в настоящее время страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС), Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗН), а будет уплачиваться единый социальный налог (взнос). Кроме того, с 1 января 2001 г. прекратили действие специальное законодательство и нормативные правовые акты, регулирующие систему обязательного социального страхования, в части установления страховых взносов во внебюджетные фонды и порядка их уплаты. Глава 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) устанавливает, что единый социальный налог будет зачисляться в ПФР, ФСС, ФОМС и предназначен для аккумулирования средств для реализации права граждан на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение. Другими словами, единый социальный налог - это целевой налог, средства от которого должны направляться на строго определенные цели социальной защиты (помощи) и на другие цели использованы быть не могут. Глава 24 НК РФ устанавливает единое понятие налогоплательщиков, объекта налогообложения, налоговой базы, налоговых льгот, налогового периода, ставки налога, порядок исчисления и уплаты, другие необходимые элементы налогообложения. Таким образом, ко всем правоотношениям по взиманию взносов во внебюджетные фонды с 2001 г. применяются нормы как части первой НК РФ (правила исполнения обязанности по уплате налога, положения о составах налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц применительно к этому налогу), так и части второй НК РФ. В соответствии с частью первой НК РФ и принципами построения налоговой системы именно нормы закона регламентируют порядок взимания указанного налога. Не требуется издания какого-либо подзаконного нормативного правого акта (это прежде всего относится к инструкциям налоговых органов), регулирующего порядок взимания налога; исключение составляют случаи, определенные в законодательном акте по конкретному налогу.
Руководствуясь гл.24 НК РФ, МНС России издало Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденные Приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, (в ред. Приказа МНС России от 28.04.2001 N БГ-3-07/138). Указанные Методические рекомендации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и не должны изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, они обязательны для применения только в подразделениях МНС России. Положения Методических рекомендаций не могут рассматриваться как последний и главный аргумент не только при разрешении жалоб налогоплательщиков, но и для судебных органов. Перейдем к более детальной характеристике элементов обложения по единому социальному налогу (ЕСН). Согласно ст.235 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, физические лица, являющиеся работодателями и производящие выплаты наемным работникам. Следовательно, плательщики ЕСН - это прежде всего организации и физические лица, являющиеся работодателями, т.е. имеющие наемных работников, которые исполняют свои обязанности на основании заключенного между ними трудового договора. В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.02.1996 N 17-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) банком признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Таким образом, согласно Закону "О банках и банковской деятельности", Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ), Кодексу законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) банковские учреждения обладают гражданской и трудовой право-, дееспособностью, чтобы быть участниками правоотношений, вытекающих из трудовых договоров, договоров гражданско - правового характера, а также из авторских и лицензионных договоров. Следовательно, банки являются плательщиками ЕСН. В соответствии со ст.243 НК РФ в обязанности налогоплательщика входит определение по итогам отчетного периода авансовых платежей по налогу исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Налогоплательщики - организации, в том числе банки, в состав которых входят обособленные подразделения, должны уплачивать налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. НК РФ содержит понятие "обособленное структурное подразделение", отличное от данного в ГК РФ и Законе "О банках и банковской деятельности". Этот Закон оперирует такими понятиями, как "филиал", "представительство" кредитной организации. При этом филиалы и представительства в соответствии со ст.22 Закона "О банках и банковской деятельности" не являются юридическими лицами. Так, филиалом кредитной организации считается ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции, оно является ее обособленным подразделением, расположенным вне места нахождения кредитной организации, представляет ее интересы и осуществляет их защиту. Обособленным подразделением организации для целей налогообложения в настоящее время признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочим местом признается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В налоговой правоприменительной практике ведутся споры о том, какое подразделение организации считать обособленным. Так, высказывается мнение, что, учитывая текстуальное (буквальное) выражение, содержащееся в ст.11 НК РФ, обособленным подразделением организации может считаться такое подразделение, в котором создано несколько (более одного) стационарных рабочих мест. Поскольку в некоторых подразделениях банков (например, в обменном пункте, операционной кассе и др.) может создаваться одно рабочее место, такое структурное подразделение не подпадает под понятие обособленного подразделения в свете положений части первой НК РФ. Иная позиция заключается в том, что для обособленного подразделения достаточно одного рабочего места. Эта позиция основывается на ст.83 НК РФ, согласно которой налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений в целях проведения налогового контроля. В этих целях не имеет значения, создано одно или несколько рабочих мест, территориально отделенных от основного предприятия или организации. В определении обособленного подразделения, приведенном в ст.11 НК РФ, в качестве одного из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие "оборудование стационарного рабочего места". Кроме того, словосочетание "рабочее место" употребляется здесь в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделение, создающее одно стационарное рабочее место. Осуществление представительских функций в качестве критерия обособленного подразделения в определении не значится. Исходя из изложенного представляется обоснованным считать, что подразделение, созданное с одним оборудованным стационарным рабочим местом, является обособленным подразделением. В соответствии со ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Согласно ст.19 НК РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений организации. Налогоплательщики не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют налоговые декларации по месту своего нахождения, а также по месту нахождения обособленных подразделений. При этом расчет суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленного подразделения, и условий применения регрессивной шкалы налогообложения производится обособленным подразделением самостоятельно исходя из налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Указанный порядок должен применяться к организациям, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие корреспондентский счет и производящие начисление и выплаты заработной платы и иные выплаты в пользу работников и других физических лиц. Таким образом, обособленные подразделения могут исполнять обязанности организаций, их создавших: по расчету условий для применения регрессивной шкалы налогообложения; по расчету налоговых льгот; по исчислению и уплате налога; по учету расходов на цели государственного социального страхования; по представлению в территориальные налоговые органы по месту постановки на налоговый учет расчетов по авансовым платежам, деклараций по налогу и сведений о произведенных расходах на цели государственного социального страхования. Порядок взаимоотношений обособленных подразделений и налогового органа определен в гл.4 "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" НК РФ. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обособленными подразделениями вышеуказанных обязанностей организаций, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, несет организация. Объектом обложения по ЕСН для финансовых организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников по всем основаниям, в том числе: вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором. НК РФ внес дополнение, дающее право налогоплательщикам, в том числе кредитным организациям, направлять на материальное стимулирование своих работников средства из прибыли, остающиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль.
(Окончание см. "Финансовая газета", N 32, 2001)
Подписано в печать Д.Бурцев 01.08.2001 Советник налоговой службы
I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |