Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Унитарные предприятия: учет и налогообложение ("Бухгалтерский учет", 2001, N 16)



"Бухгалтерский учет", N 16, 2001

УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Создание государственных и муниципальных

унитарных предприятий

Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных, муниципальных унитарных предприятий (ГУП) определяется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), в соответствии с которым ГУП, с одной стороны, - государственное предприятие, а с другой, - коммерческое. Правовое регулирование ГУПов, основанных на праве хозяйственного ведения, определяется ст.ст.113, 114, 294, 295, 299, 300 ГК РФ, на праве оперативного управления - ст.ст.113, 115, 296, 297, 299, 300 ГК РФ.

ГК РФ определяет ряд особенностей, которые отличают эти предприятия от других коммерческих предприятий.

ГУПы создаются и действуют на основе государственной или муниципальной формы собственности.

Учредителем ГУПа является государство (субъект федерации) или муниципальное образование.

Собственник (государство, муниципальное образование), передавая ГУПу имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление, не утрачивает прав на эту собственность.

ГУПы в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

ГУП не может выполнять функции доверительного управляющего (ст.1015 ГК РФ).

ГУПы могут быть двух разновидностей с различным объемом имущественных прав и оперативно - хозяйственной самостоятельностью (ст.ст.114 - 115 ГК РФ):

унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное и муниципальное), в том числе федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), государственное унитарное предприятие (ГУП), муниципальное государственное предприятие;

унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Основным учредительным документом ГУПа является устав, в котором определяется размер уставного капитала, а также цели и задачи его деятельности. Размер уставного фонда не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. До принятия закона минимальный размер уставного капитала ГУПа не установлен. Однако в учредительных документах ГУПа размер уставного капитала обязательно должен быть указан не менее 1000-кратного МРОТ.

За государством сохраняется право собственности на имущество, внесенное государством в уставный капитал унитарных предприятий, так как согласно п.2 ст.48 ГК РФ "к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия".

В результате у этого имущества появляются два обладателя вещных прав:

- обладателем права собственности является государство, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;

- обладателем права хозяйственного ведения или оперативного управления - соответственно унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст.114 ГК РФ), или федеральное казенное предприятие (ст.115 ГК РФ).

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, то необходимо уменьшить уставный фонд; если стоимость чистых активов меньше размера, определенного законом, то данное предприятие может быть ликвидировано по решению суда (ст.114 ГК РФ).

В Федеральном законе от 30.11.1995 N 190-ФЗ "О финансово - промышленных группах" установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе быть участниками финансово - промышленных групп, дочерние предприятия этих ГУПов могут входить в состав таких групп только вместе со своим основным унитарным предприятием - учредителем. Однако порядок и процедура создания ГУПами дочерних юридических лиц действующим законодательством не определены.

Уставный фонд ГУПов должен быть полностью оплачен собственником до их государственной регистрации (п.4 ст.114 ГК РФ).

В уставе, кроме информации об уставном капитале, определяются также предмет и цели деятельности данного юридического лица, что придает ему специальный характер (см. п.1 ст.49 и п.2 ст.52 ГК РФ).

В учредительном документе отражается фирменное наименование предприятия, которое в соответствии с п.3 ст.113 ГК РФ обязательно указывает собственника имущества.

Руководитель ГУПа действует на праве единоначалия и представляет данное юридическое лицо без доверенности в силу предоставленных ему полномочий на основе контракта.

Имущественная ответственность по своим обязательствам соответствует общим правилам ответственности других юридических лиц, определенных в ГК РФ. ГУП не отвечает по обязательствам своего учредителя, а учредитель - по долгам и обязательствам предприятия.

Право хозяйственного ведения на имущество возникает у предприятия с момента получения имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.

Имущество предприятия, находящееся в государственной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, и отражается на самостоятельном балансе предприятия по балансовым счетам по принадлежности имущества.

Права ГУПов по самостоятельному использованию и распоряжению имуществом ограничены (ст.ст.113 - 114, 294 ГК РФ). Это касается хозяйственных операций с недвижимостью. В соответствии со ст.168 ГК РФ все сделки с недвижимостью (продажа, сдача в аренду, в залог и т.д.) без согласия собственника являются ничтожными (недействительными).

Порядок передачи имущества и оформления пакета документов, необходимого для передачи имущества предприятию, определяется Положением о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование, утвержденным Распоряжением Мингосимущества России от 23.03.1998 N 252-р (далее - Положение N 252-р).

К документам, необходимым для закрепления объектов недвижимости за ГУПом, относятся:

1. Решение государственного органа по управлению государственным имуществом о создании унитарного предприятия с указанием, что функции учредителя предприятия осуществляет орган по управлению государственным имуществом и орган исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Функции координации и регулирования деятельности предприятия выполняет орган управления соответствующей отрасли;

2. Распоряжение Мингосимущества России о передаче имущества в безвозмездное пользование или в аренду;

3. Договор, оформленный на основании распоряжения, с предприятием о передаче и порядке использования движимого и недвижимого имущества предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Данный договор оформляется Мингосимуществом России или по отдельным поручениям его территориальными органами;

4. Отчет об оценке имущества, передаваемого органом государственной власти, произведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Стоимостная оценка имущества утверждается учредителем;

5. Акт приема - передачи имущества, передаваемого на праве хозяйственного владения или оперативного управления.

В соответствии с п.1.2 Положения N 252-р недвижимое имущество подлежит регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. 12.04.2001) и Приказом Минюста России N 194, Минимущества России N 16, Росземкадастра N 168 и Госстроя России N 1 от 03.07.2000. Следовательно, в пакете документов должна содержаться информация о номере реестра либо свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

К акту приема - передачи недвижимого имущества прилагаются:

- перечень объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение, с указанием наименования объекта недвижимости (производственный комплекс, объект социально - культурного или бытового назначения, незавершенное строительство, иное), адреса и отнесения объекта к категории памятников истории и культуры, инвентарного номера объекта, даты и номера паспорта БТИ, остаточной стоимости, оценочной стоимости; все объекты перечисляются с указанием данных, позволяющих идентифицировать объект недвижимости;

- перечень имущества, которое не относится к недвижимому, балансовая стоимость которого превышает 1000-кратный МРОТ. Данное имущество также вносится в реестр с указанием номера в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества";

- копии учредительных документов организации - пользователя имущества, нотариально заверенные;

- информационное письмо органов статистики с указанием кодов организации - пользователя имущества;

- перечень прочего имущества, передаваемого по акту приема - передачи;

- выписка из технического паспорта БТИ (ф. 1а);

- поэтажный план и экспликация на конкретное помещение;

- справка о техническом состоянии здания.

На основании перечисленных документов объект недвижимого имущества закрепляется за предприятием и отражается на балансе ГУПа, являющегося титульным владельцем объекта.

Имущество передается ГУПам в аренду на бесконкурсной и конкурсной основе либо в безвозмездное пользование; порядок передачи предусмотрен в Положении N 252-р.

Учет и документальное оформление

хозяйственных операций

Результаты хозяйственной деятельности ГУПов отражаются как собственность государства, муниципального образования, однако предприятие пользуется и самостоятельно распоряжается этими результатами.

Имущество ГУПов учитывается на балансе по источникам формирования.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с особым порядком формирования имущества предприятия.

Уставом ГУПа определяются основные источники формирования имущества, к которым относятся:

- имущество, переданное по решению Министерства имущественных отношений РФ:

а) как взнос в уставный капитал унитарного предприятия;

б) на праве хозяйственного ведения;

- имущество, приобретенное предприятием за счет прибыли, полученной в результате коммерческой деятельности и остающейся в распоряжении предприятия;

- имущество, приобретенное предприятием за счет заемных средств, в том числе кредитов банков и других кредитных организаций;

- имущество, приобретенное или созданное за счет средств, получаемых предприятием из бюджета на безвозвратной основе на капитальные вложения предприятия;

- имущество, приобретенное или созданное за счет целевого бюджетного финансирования в виде трансфертов, дотаций;

- средства, получаемые предприятием в виде бюджетных ссуд;

- доходы, поступающие от участия предприятия в уставных капиталах других организаций;

- доходы, получаемые от сдачи в аренду государственного имущества (до 01.01.2001);

- амортизационные отчисления;

- добровольные взносы (пожертвования) юридических лиц.

Основной источник - это имущество, получаемое ГУПами как взнос в уставный капитал и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В учете передаваемое имущество и денежные средства в качестве вклада в уставный капитал унитарного предприятия отражаются как задолженность учредителя (государства):

Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями",

К-т сч. 80 "Уставный капитал"

на сумму, указанную в уставе предприятия.

На основании документов, подтверждающих фактическое получение имущества, товарно - материальные ценности приходуются, и делается запись:

Д-т сч. 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 41 "Товары",

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями".

Поступление денежных средств в уставный капитал отражается:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета",

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями".

Хозяйственные операции по передаче имущества ГУПам на праве хозяйственного ведения в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

Д-т сч. 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 41 "Товары",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Для учета расчетов с государственным и муниципальным органом по выделенному имуществу на праве хозяйственного ведения можно использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты с государственным и муниципальным органом по выделенному имуществу".

Одновременно показывается приращение имущества предприятия:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Вторым важным источником формирования имущества является прибыль, полученная от коммерческой деятельности предприятия, которая распределяется:

- на прибыль, направляемую собственнику имущества в виде дивидендов. Согласно абз.2 п.1 ст.295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества. Это же положение закреплено в п.3 Постановления Правительства РФ от 03.02.2000 N 104 (ред. от 16.02.2001) "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ". В учете эта операция отражается как начисление дохода, причитающегося государственному и муниципальному органу:

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями".

Хозяйственная операция по перечислению собственнику имущества дивидендов (дохода) отражается следующим образом:

Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями",

К-т сч. 51 "Расчетные счета";

- не прибыль, используемую предприятием на уплату налогов и платежей, предусмотренных законодательством. Эта операция отражается:

Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки",

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам";

- на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, которая может быть использована:

- на увеличение уставного капитала (при доведении его размера до величины чистых активов). Эта операция отражается в учете:

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

К-т сч. 80 "Уставный капитал";

- на внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по охране труда и окружающей среды;

- на создание фондов предприятия, в том числе предназначенных для покрытия убытков;

- на развитие и расширение финансово - хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных средств;

- на строительство, реконструкцию, обновление основных фондов;

- на проведение научно - исследовательских, опытно - конструкторских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг;

- на продажу продукции и услуг предприятия;

- на приобретение и строительство жилья (долевое участие) для работников предприятия;

- на материальное стимулирование и повышение квалификации сотрудников предприятия и др.

В учете эти операции отражаются:

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";

- на прибыль, направленную работникам предприятия (премия, материальная помощь, дивиденды и т.д.):

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

В соответствии с российским законодательством унитарное предприятие от своего имени также имеет право увеличивать свои активы, приобретать имущественные и неимущественные права за счет:

предоставленных государственных средств на возвратной и возмездной основе (бюджетные кредиты);

финансирования за счет средств арендной платы (до 01.01.2001);

прочей государственной поддержки унитарных предприятий;

финансирования государством на безвозвратной основе.

Некоторые источники средств, направляемых

на увеличение активов предприятия

Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятиям осуществляется на основании ст.6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Ежегодно федеральным законом "О федеральном бюджете" Правительству РФ предоставляется право финансировать на условиях возвратности и платности коммерческие предприятия, в том числе ГУПы (т.е. на выдачу бюджетных кредитов).

Однако для ГУПов определены основные виды расходов, осуществляемых из бюджетного кредита:

- расходы на выполнение высокоэффективных прикладных научно - технических разработок, имеющих коммерческую значимость, на поддержку экспорта высокотехнологической продукции под заключенные контракты и на реализацию программ конверсии оборонного производства;

- расходы на осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли, на покрытие убытков речного транспорта и др.

Учет бюджетного кредита отражается следующими записями:

1. Получен бюджетный кредит в денежном выражении на счет предприятия:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках",

К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";

2. Начислены проценты по бюджетному кредиту и отнесены на себестоимость продукции:

Д-т сч. 20 "Основное производство",

К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".

Источником списания процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и на конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. Проценты по кредитам, используемым на приобретение оборудования и других товарно - материальных ценностей в инвестиционных целях, отражаются в учете:

Д-т сч. 08 "Вложения в оборотные активы",

К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";

при увеличении стоимости приобретенного оборудования к монтажу:

Д-т сч. 07 "Оборудование к установке",

К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";

при увеличении стоимости приобретенных сырья, материалов, используемых в конверсионных целях (ТМЦ):

Д-т сч. 10 "Материалы",

К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";

при увеличении стоимости приобретенных товаров, используемых в конверсионных мероприятиях:

Д-т сч. 41 "Товары",

К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";

3. Возвращение бюджетного кредита и процентов осуществляется в соответствии с п.13 ст.76 БК РФ. В бухгалтерском учете это отражается:

Д-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам",

К-т сч. 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках".

Бюджетный кредит может быть получен конкретно под поставку продукции (товаров) для нужд государства. В этих отношениях государство выступает, с одной стороны, как заказчик, а с другой, - как заемщик средств. Бухгалтерский учет по данным операциям имеет свои особенности.

Во-первых, поступившие бюджетные средства на счетах исполнителя госзаказа отражаются записями:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета",

К-т сч. 86 "Целевое финансирование".

Во-вторых, расходование полученных средств из бюджета должно быть предусмотрено в бюджетах соответствующего уровня (документ, на основании которого выделены средства).

В-третьих, необходимо наличие неотъемлемой части договора между заказчиком (государством) и исполнителем (ГУПом) - сметы расходов по целевому использованию бюджетных средств;

В-четвертых, нарушение закрепленного в смете расходов целевого порядка расходования бюджетных средств является основанием считать эти средства доходом предприятия от продажи со всеми вытекающими налоговыми последствиями, все средства, поступающие из бюджета, отражаются на счете продажи.

В-пятых, заемщик - предприятие самостоятельно выбирает поставщиков ТМЦ, оборудования, подрядчиков по выполнению работ, услуг.

Если предприятие сэкономило бюджетные средства за счет более рентабельного производства или приобретения более дешевого товара и в смете не предусмотрен доход, то данные суммы отражаются как доходы будущих периодов:

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 98 "Доходы будущих периодов".

Часть доходов будущих периодов (по наступлении соответствующего периода) списывается на увеличение доходов по обычным видам деятельности:

Д-т сч. 98 "Доходы будущих периодов",

К-т сч. 90 "Продажи".

Часть доходов будущих периодов (по наступлении соответствующего периода) списывается на увеличение доходов по видам деятельности, не относящихся к обычным:

Д-т сч. 98 "Доходы будущих периодов",

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы".

ГУПы могут получать бюджетные ассигнования под выполнение определенных работ, оказание услуг по договорам с государственным заказчиком.

Поскольку договоры на выполнение работ, оказание услуг относятся к договорам подряда, то они должны иметь все признаки договоров подряда. В договоре отражается порядок перехода права собственности на приобретаемое оборудование (основные средства), используемое для выполнения работ и оказания услуг либо как составная часть выполненных работ, а также порядок использования оборудования после выполнения работ.

Оборудование (основные средства) после окончания работ должно быть использовано в соответствии с условиями договора: продано, оставлено на хранение, передано заказчику вместе с выполненными работами, оставлено на балансе предприятия.

При условии, что приобретенное оборудование является составной частью выполненных работ и сдается заказчику, расходы на его приобретение списываются на источник финансирования. В бухгалтерском учете данные хозяйственные операции отражаются следующим образом:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета",

К-т сч. 86 "Целевое финансирование"

поступили денежные средства от государственного заказчика за выполненные работы, услуги;

Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

К-т сч. 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета"

оплата предприятием (исполнителем) поставщикам ТМЦ, используемых в работах, услугах, подрядчикам за выполненные работы, услуги, оборудование;

Д-т сч. 10 "Материалы",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

оприходованы ТМЦ;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

отражен НДС;

Д-т сч. 07 "Оборудование к установке",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

получено оборудование от поставщика;

Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

отражены капитальные вложения;

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", 07 "Оборудование к установке"

передано оборудование государственному заказчику;

Д-т сч. 20 "Основное производство",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

отражена стоимость выполненных работ, полученных услуг от субподрядчиков на основании акта;

Д-т сч. 20 "Основное производство",

К-т сч. 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов", 10 "Материалы", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

формирование затрат, связанных с выполнением работ, услуг;

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 20 "Основное производство"

списаны затраты на источники.

Следует иметь в виду, что сумма НДС, уплаченная субподрядчикам и поставщику оборудования, списывается на источник финансирования:

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Остаток неизрасходованных средств бюджетного финансирования, в том числе заложенная в утвержденной смете расходов прибыль организации - исполнителя, является доходом от реализации работ с последующим налогообложением в общеустановленном порядке:

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 90 "Продажи".

ГУПы могут получать из бюджета средства под финансирование строительства объектов, переходящих впоследствии на праве хозяйственного ведения предприятию. Бухгалтерские записи этих операций следующие:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета",

К-т сч. 86 "Целевое финансирование"

получены денежные средства из бюджета;

Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",

К-т сч. 51 "Расчетные счета"

перечислены капитальные вложения на строительство объекта;

Д-т сч. 01 "Основные средства",

К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"

принят объект к учету;

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 98 "Доходы будущих периодов"

отражена сумма целевого финансирования на инвестиционные цели;

Д-т сч. 20 "Основное производство",

К-т сч. 02 "Амортизация основных средств"

начислена ежемесячно амортизация объекта;

Д-т сч. 98 "Доходы будущих периодов",

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"

начислен внереализационный доход.

Возможны взаимоотношения ГУПов и государства на чисто коммерческой основе. Государство на основании договоров делает заказ на поставку ТМЦ, производство продукции, оказание услуг. На эти цели перечисляются средства. В учете эти операции отражаются записями:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета",

К-т сч. 86 "Целевое финансирование"

поступили средства на госзаказ;

Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками",

К-т сч. 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам"

отражены отгрузка ТМЦ, продукции, выполнение работ, услуг (на всю сумму заказа с налогообложением в установленном порядке);

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

закрыт источник финансирования.

В данной ситуации ГУПы самостоятельно разрабатывают структуру цены поставляемой продукции, работ, услуг с указанием той или иной нормы рентабельности, определяют круг соисполнителей, подрядчиков и субподрядчиков и иных контрпартнеров, разрабатывают календарные планы работ.

Однако вопросы экономии средств и перераспределения их по другим статьям сметы расходов и зачета их в счет финансирования следующего отчетного года решаются на основании распоряжений и приказов вышестоящей организации.

ГУПы могут пользоваться государственной поддержкой в виде государственной помощи (субсидии и т.д.). В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000), утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, понятие "государственной помощи" определяется как признание увеличения экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). К объектам, по которым в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, относятся выделяемые из бюджета средства, направляемые на финансирование капитальных вложений, связанных с покупкой, строительством или приобретением внеоборотных активов (основных средств). Это могут быть дотации, выделяемые из бюджета на финансирование текущих расходов:

- подведомственным предприятиям в связи с конверсией, компенсация затрат на отопление жилого фонда и теплиц;

- на закупку комбикормов для животноводческих комплексов и птицефабрик и т.д.

Обоснованием данной формы финансирования является наличие документов, подтверждающих, что организация имеет намерение освоить с экономической выгодой выделяемые из бюджета средства:

- договоров между организацией (ГУПом) и контрпартнерами о том, что данные средства будут освоены;

- технико - экономического обоснования объектов освоения;

- утвержденной проектно - сметной документации по объектам освоения;

- конкурсного, публичного объявления о принятии решения об освоении объектов.

Немаловажным является документальное подтверждение, что государство имеет намерение выделить средства на оказание помощи. Для этого государство должно иметь бюджетную роспись и предоставить предприятию уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств, акты приемки - передачи ресурсов и другие документы, связанные с передачей средств.

С 01.01.2001 на основании ПБУ 13/2000 бюджетные средства могут быть отражены в бухгалтерском учете:

методом начисления (формирование задолженности бюджета на планируемую сумму финансирования);

кассовым методом (бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете только после фактического получения).

На основании представленных государственными органами документов о намерениях финансирования объекта и исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (метод начисления) в учете предприятия отражаются суммы, подлежащие получению, как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам:

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 98 "Доходы будущих периодов"

на сумму задолженности;

Д-т сч. 51 "Расчетные счета",

К-т сч. 86 "Целевое финансирование"

на сумму фактического поступления средств.

Расходы данных средств должны соответствовать элементам статей расходов сметы.

Ресурсы, отличные от денежных (земельные участки, природные ресурсы и др. имущество), принимаются к учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих к получению активов. Стоимость таких активов определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах устанавливается стоимость таких же активов.

Важным источником финансирования ГУПов являются доходы, получаемые от сдачи в аренду государственного имущества.

Рассмотрим порядок финансирования ГУПов за счет средств арендной платы. В соответствии с этим порядком арендная плата, полученная от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за ГУПами и находящегося в федеральной собственности, подлежит перечислению в доход федерального бюджета, за исключением затрат на содержание данных объектов недвижимости.

По арендной плате предусмотрены следующие льготы:

- средства, полученные от сдачи в аренду федерального имущества, зачисляются в общую сумму доходов предприятий железнодорожного транспорта и могут направляться только на приобретение подвижного состава и контейнеров, развитие производственных мощностей и строительство объектов социальной сферы указанных предприятий, на балансе которых находится это имущество (ст.4 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте");

- средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении (п.11 ст.39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. 07.08.2000) "Об образовании");

- в случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества (ст.29 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации");

- средства, полученные высшим учебным заведением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса (п.4 ст.27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании");

- ремонт, развитие и строительство портовых сооружений и объектов, а также содержание морских администраций портов производится за счет средств, получаемых от портовых сборов, сдаваемого в аренду государственного имущества и оказываемых услуг, связанных с выполнением функций морских администраций портов (п.4 Постановления Правительства РФ от 17.12.1993 N 1299 (ред. от 28.08.1997) "Об организации управления морскими портами");

- средства, полученные от сдачи в аренду имущества, поступают в распоряжение компании и используются на ее уставные цели (п.23 Устава Российской государственной цирковой компании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.1995 N 196).

Если в соответствии с законом организация имеет право оставлять в своем распоряжении арендную плату, то эти средства включаются в состав внереализационных доходов в общеустановленном порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 04.08.2000) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные органы власти вправе принимать решения о перечислении части арендной платы за имущество субъекта Российской Федерации на счета комитетов по управлению имуществом для финансирования затрат по управлению и распоряжению этим имуществом.

Немаловажным является то, что расходы и источники содержания управленческого аппарата предприятия оформляются сметой расходов по содержанию управленческого аппарата, включая расходы по оплате труда, командировкам, хозяйственным и прочим расходам.

ГУПы могут получать средства от государственного органа или органа местного самоуправления на покрытие убытков. Данная хозяйственная операция отражается следующим образом:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

начислены средства к получению;

Д-т сч. 51 "Расчетные счета",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

получены средства на покрытие убытков.

Данные средства не являются базой для налогообложения.

Государство осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление имущества. Этот контроль связан с проверкой первичных документов и бухгалтерского учета.

В ходе проверки могут быть выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств:

- погашение кредиторской задолженности сверх установленных лимитов капитальных вложений;

- помещение бюджетных средств в банк на депозитные счета;

- использование средств для предоставления межбанковских кредитов;

- покупка свободно конвертируемой валюты;

- отвлечение на другие операции краткосрочного характера;

- отвлечение средств на приобретение машин, механизмов, оборудования, не требующего монтажа и не входящего в смету стройки, не предусмотренных сводным сметным расчетом;

- оплата проектно - изыскательских работ по другим объектам за счет средств, выделенных для финансирования затрат по данной стройке;

- оплата работ по внеплановым объектам;

- оплата услуг других организаций, не имеющих отношения к затратам по данной стройке (приобретение ГСМ, оплата стройматериалов для текущего ремонта служебных помещений, услуги по регистрации автомобилей заказчика и т.д.);

- оплата страхования сырья;

- пени, штрафы за несвоевременные оплаты и расчеты.

На основании данных проверок об эффективном использовании имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, учредитель принимает решение. Одним из решений может быть изъятие у ГУПа части имущества или всего имущества. Данная операция отражается в учете на тех счетах, которые были использованы при поступлении этого имущества.

Возврат имущества, внесенного учредителем в уставный фонд предприятия, отражается бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 80 "Уставный капитал",

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями"

определена стоимость имущества, подлежащего возврату учредителю;

Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями",

К-т сч. 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы" и т.д.

передано учредителю по акту передачи имущество унитарного предприятия;

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

отражается операция по закрытию всех расчетов ГУПа с учредителем;

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч. 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы" и т.д.

фактическая передача имущества на праве хозяйственного ведения.

Подписано в печать Н.П.Семенченко

30.07.2001 Генеральный директор

аудиторской фирмы ООО "Сенкэл"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет операций по договору на переработку давальческого сырья ("Бухгалтерский учет", 2001, N 16) >
Статья: Учет резервов предстоящих расходов ("Бухгалтерский учет", 2001, N 16)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.