Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Исчисление и взимание налога с продаж в Московской области ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 30)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 30, 2001

ИСЧИСЛЕНИЕ И ВЗИМАНИЕ НАЛОГА С ПРОДАЖ

В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Законом Московской области от 23.11.2000 N 79/2000-ОЗ (принят Решением Московской областной Думы от 15.11.2000 N 12/113) с 1 января 2001 г. введен в действие Закон Московской области от 31.12.1998 N 67/98-ОЗ "О налоге с продаж" (с изменениями и дополнениями от 30.11.2000 N 84/2000-ОЗ, от 22.02.2001 N 26/2001-ОЗ, от 29.05.2001 N 97/2001-ОЗ) (далее - Закон "О налоге с продаж").

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст.20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно: стоимость подакцизных товаров; дорогостоящей мебели; радиотехники; одежды; деликатесных продуктов питания; автомобилей; мехов; ювелирных изделий; видеопродукции и компакт - дисков; услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ); услуг по рекламе; услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц; услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес - классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов "люкс" и "СВ", а также других товаров и услуг непервой необходимости - по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон предоставил право законодательным органам субъектов Российской Федерации с учетом географических, культурно - исторических, а также иных особенностей и традиций региона самостоятельно определять, какие категории товаров (услуг) признаются товарами (услугами) непервой необходимости.

В связи с тем что номенклатура товаров, равно как и количество услуг, исчисляется тысячами наименований и видов, установить конкретный перечень товаров и услуг, облагаемых данным налогом, практически невозможно. Поэтому товары (работы, услуги), которые для конкретного региона признаются товарами первой необходимости, должны найти отражение в перечне товаров (работ, услуг), стоимость которых не является объектом обложения налогом с продаж, в данном случае в ст.4 Закона Московской области "О налоге с продаж". Статья 4 Закона включает 25 пунктов и определяет перечень таких товаров (работ, услуг).

Налоговой базой для исчисления налога с продаж является стоимость реализованных за наличный расчет товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Налоговая база для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность на основе договоров поручения, комиссии, консигнации либо иного аналогичного договора, определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений, сборов или иных платежей.

Для налогоплательщиков - юридических лиц налоговый период устанавливается как календарный месяц, для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей - как квартал.

Дата фактической продажи товаров (оказания услуг, выполнения работ) определяется как день фактической оплаты товаров (работ, услуг). Товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2001 г., налогом с продаж не облагаются.

Поскольку Законом "О налоге с продаж" не определены конкретные критерии применения п.1 ст.12 в части организации взимания налога с продаж сборщиками налогов с налогоплательщиков, не состоящих на учете в налоговых органах Московской области, Управлением МНС России по Московской области и Минфином Московской области совместным Письмом от 16.01.2001 N 07-06 и от 19.01.2001 N 03-31 было разъяснено, что на основании ст.25 НК РФ сборщиками налогов являются государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица.

Письмом Управления МНС России по Московской области от 28.02.2001 N 07-06 в адрес инспекций Министерства по городам и районам Московской области было предложено в практической работе руководствоваться Законом "О налоге с продаж", так как он является законом прямого действия.

Инструкция Управления МНС России по Московской области от 29.12.2000 N 07-06 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" отменена, и в дальнейшей работе следует руководствоваться Законом "О налоге с продаж".

В 2001 г. изменился действовавший ранее механизм поступления местных налогов и сборов: с 1 января 2001 г. отменены ранее взимаемые местные налоги: сбор за право торговли, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, сбор за уборку территорий населенных пунктов, лицензионный сбор за право торговли винно - водочными изделиями, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор на нужды образовательных учреждений и др. Вновь введенный налог с продаж занял ведущее место в общем объеме поступлений местных налогов и сборов - за I квартал 2001 г. поступило 664 470 тыс. руб., или 52,7% общих поступлений местных налогов и сборов и 97,9% от уровня поступлений действующих в 2001 г. местных налогов (налога с продаж; целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и другие цели; налога на рекламу). По состоянию на 1 апреля 2001 г. бюджетные назначения по поступлению налога с продаж в консолидированный бюджет выполнены в целом по области на 150,9%.

У налогоплательщиков возникает немало вопросов, связанных с исчислением и уплатой налога с продаж. На некоторые из них мы ответим.

Каким документом следует руководствоваться для определения льготируемых товаров (работ, услуг) при обложении налогом с продаж в соответствии со ст.4 Закона Московской области "О налоге с продаж"?

При отнесении отдельных групп товаров к товарам, освобождаемым от налога с продаж, можно руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК-005-93, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 с 1 июля 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно п.13 Положения о проведении работ по развитию единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.1999 N 1212, присвоение кодов по Общероссийскому классификатору хозяйствующим субъектам осуществляют органы государственной статистики при их учете и идентификации в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций.

Где следует уплачивать налог с продаж юридическому лицу, осуществляющему оптовую торговлю продуктами питания через собственные магазины г. Москвы за наличный расчет?

Статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Согласно п.2 ст.11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, т.е. рабочие места, созданные на срок более 1 месяца.

В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст.20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" плательщиками налога с продаж являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.

На основании Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

Таким образом, объект обложения налогом с продаж возникает при одновременном выполнении двух условий: факта реализации товаров (работ, услуг) и оплаты товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами.

Поскольку объект обложения налогом с продаж возникает у предприятия на территории г. Москвы, а зарегистрировано оно на территории Московской области, необходимо встать на учет в налоговых органах г. Москвы по месту реализации товаров (работ, услуг) в качестве плательщика налога с продаж и уплачивать данный налог по закону, действующему на территории г. Москвы.

Каков порядок обложения налогом с продаж при реализации товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателям?

Согласно Закону "О налоге с продаж" объектом обложения этим налогом признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

В соответствии с п.25 ст.4 Закона "О налоге с продаж" стоимость товаров (работ, услуг), приобретаемых индивидуальными предпринимателями для целей предпринимательской деятельности с проведением расчетов по расчетным чекам банков и по перечислениям со счетов в банках, не является объектом обложения налогом с продаж. При условии приобретения таких товаров (работ, услуг) индивидуальными предпринимателями для личных целей налог с продаж уплачивается в общеустановленном порядке.

Какой документ должен выдаваться индивидуальным предпринимателям при оплате полученного товара наличными денежными средствами?

Законом "О налоге с продаж" выделение на фискальном чеке, выдаваемом покупателю, налога с продаж не предусмотрено. При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с п.1 ст.9 данного Закона сумма налога с продаж выделяется только в первичных бухгалтерских документах отдельной строкой. При реализации товаров за наличный расчет населению налог с продаж включается в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю.

Каков порядок уплаты налога с продаж налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на основе договоров поручения, комиссии, консигнации?

В соответствии с п.1 ст.3 Закона "О налоге с продаж" объектом обложения этим налогом признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Следовательно, как уже указывалось, существенными являются два критерия определения объекта обложения налогом с продаж: факт реализации товаров (работ, услуг) и их оплата наличными денежными средствами.

Согласно ст.990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Согласно п.4 ст.5 указанного Закона с 01.07.2001 налоговая база для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность на основе договоров поручения, комиссии, консигнации либо иного аналогичного договора, зависит от поступления денежных средств за товар от покупателей согласно заключенным договорам между комиссионером (поверенным, агентом) и комитентом (доверителем, принципалом).

Если согласно условиям договора (поручения, комиссии) фактическая реализация товаров покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), плательщиком налога с продаж является комиссионер (поверенный, агент) исходя из полной цены продажи товара, включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог с продаж не уплачивает.

Когда согласно условиям договора комиссии (поручения, агентского договора) фактическая реализация товара покупателям производится комитентом (доверителем, принципалом) и комиссионер (поверенный, агент) не получает в кассу денежные средства за товар, плательщиком налога с продаж является комитент (доверитель, принципал) исходя из полной цены товара. В случае получения от комитента (доверителя, принципала) вознаграждения наличными денежными средствами комиссионером (поверенным, агентом) комиссионер (поверенный, агент) будет являться плательщиком налога с продаж в установленном Законом порядке с суммы вознаграждения.

Таким образом, в том случае, если согласно условиям договора комиссии фактическая реализация товаров покупателям производится комиссионером и денежные средства поступают в его кассу, налог с продаж с покупателей должен взиматься комиссионером и уплачиваться им в бюджет в порядке, установленном Законом "О налоге с продаж".

Облагаются ли налогом с продаж расчеты, осуществляемые между юридическими лицами путем взаимозачета?

При проведении взаимозачетов между юридическими лицами объекта обложения налогом с продаж не возникает, поскольку отсутствует наличная форма оплаты за реализованные товары (работы, услуги).

Каков порядок обложения налогом с продаж путевок, если пансионат расположен на территории Московской области, а реализация путевок осуществляется как в самом пансионате, так и через представительство в Москве?

В соответствии с п.6 ст.4 Закона "О налоге с продаж" стоимость путевок (курсовок) в санаторно - курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов, ветеранов, детей и подростков, в том числе и детей - сирот, детей из малообеспеченных семей и подростков с девиантным поведением, не является объектом обложения налогом с продаж.

Закон г. Москвы от 17.03.1999 N 14 "О налоге с продаж" не может распространяться на территорию Московской области, так как обладает юридической силой только на территории Москвы.

Следовательно, путевки в санаторно - курортные и оздоровительные учреждения, реализуемые на территории Московской области, являются объектом обложения налогом с продаж, исключая реализацию путевок категориям лиц, указанных в п.3 ст.2 Закона "О налоге с продаж".

При продаже путевок на территории Москвы следует руководствоваться Законом г. Москвы от 17.03.1999 N 14 "О налоге с продаж".

Применяется ли налог с продаж при оплате реализованной продукции (товаров, работ, услуг) векселем?

Вексель - это вид ценной бумаги, представляющей собой письменное безусловное долговое обязательство векселедателя либо иного указанного в нем плательщика выплатить векселедержателю по истечении оговоренного срока обозначенную в векселе сумму.

В соответствии со ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая ценные бумаги, иное имущество, а согласно п.2 ст.130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. В ст.38 НК РФ определено, что под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ, а товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Законом Московской области от 22.02.2001 N 26/2001-ОЗ "О налоге с продаж" п.2 ст.5, где было указано, что при определении налоговой базы при исчислении налога с продаж выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных им в денежной или натуральной форме, включая оплату ценными бумагами, был исключен.

Таким образом, если налогоплательщик оплачивает товары векселем третьих лиц, то такие операции не считаются реализацией товаров населению в обмен на другие товары, и, следовательно, объекта обложения налогом с продаж не возникает.

Должны ли платить налог с продаж плательщики, состоящие на учете в налоговых органах других субъектов Российской Федерации, на территории которых введен единый налог на вмененный доход, при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет на территории Московской области?

Согласно ст.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 63-ФЗ) "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст.ст.19 - 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), за исключением:

1) государственной пошлины;

2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

3) лицензионных и регистрационных сборов;

4) налога с владельцев транспортных средств;

5) земельного налога;

6) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

7) налога на доходы, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в ст.3 настоящего Федерального закона;

8) удержанных сумм налога на доходы физических лиц, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Таким образом, плательщики единого налога освобождаются от уплаты налога с продаж только на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, где введен единый налог на вмененный доход.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 (в ред. от 24.03.2001) налог с продаж устанавливается и вводится в действие законодательными актами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Учитывая, что на территории Московской области единый налог вводится Законом Московской области от 26.12.2000 N 104/2000-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Московской области" (в ред. Закона Московской области от 27.02.2001 N 27/2000-ОЗ, 29.05.2001 N 97/2001-ОЗ), вступившим в силу с 1 июля 2001 г., до этого момента налогоплательщики, являющиеся плательщиками этого налога в других субъектах Российской Федерации, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) за наличный расчет на территории Московской области, должны были уплачивать налог с продаж в порядке, установленном Законом Московской области от 31.12.1998 N 67/98-ОЗ "О налоге с продаж".

Правомерно ли предоставление организациям и индивидуальным предпринимателям льгот по налогу с продаж на основании Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"?

На основании ст.9 данного Федерального закона порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. Если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.

Действующим налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты налога с продаж субъектов малого предпринимательства. Данная льгота отсутствует и в Законе Московской области "О налоге с продаж".

Облагается ли налогом с продаж деятельность жилищных предприятий в части обслуживания жилищного фонда, выполняемая по договорам подряда за наличный расчет?

Плательщиком налога с продаж является лицо, непосредственно получающее наличные денежные средства от покупателя (заказчика). На основании п.1 ст.702 гл.37 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнять по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Согласно ст.38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Таким образом, деятельность жилищных предприятий в части обслуживания жилищного фонда, выполняемая по договорам подряда в целях налогообложения, признается работой, и получение наличных денежных средств подлежит обложению налогом с продаж в соответствии с Законом "О налоге с продаж".

В какой графе книги покупок учитывается налог с продаж?

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с изменениями от 15.03.2001) книга покупок предназначена для регистрации счетов - фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявленной к вычету (возмещению) в установленном порядке. Отражение в книге покупок налога с продаж не предусмотрено.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в ст.169 НК РФ внесены изменения; в частности, из числа сведений, подлежащих указанию в счете - фактуре, исключена сумма налога с продаж.

Взимается ли налог с продаж со стоимости услуг по аренде, получаемой за наличный расчет?

Согласно ст.39 НК РФ возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу признается реализацией услуг. При сдаче имущества в аренду за наличный расчет стоимость аренды подлежит обложению налогом с продаж. В этом случае сумма арендной платы, уплачиваемая арендатором, должна включать сумму налога с продаж согласно Закону Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

Как ведется раздельный учет облагаемой и не облагаемой налогом продукции, если реализуется более 200 ее наименований?

В соответствии с п.3 ст.9 Закона "О налоге с продаж" налогоплательщик обязан вести раздельный учет реализации товаров (работ, услуг), стоимость которых не является объектом налогообложения. Указанный учет ведется налогоплательщиком не по каждому наименованию продукции, а в целом по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" с выделением на отдельном субсчете операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж.

Подписано в печать А.Ус

25.07.2001 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности налогообложения в Москве: налог на доходы физических лиц ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 30) >
Статья: Лицензирование деятельности по оказанию услуг, связанных с трудоустройством (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 30)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.