Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Сроки в налоговых правоотношениях ("Финансовая газета", 2001, N 27)



"Финансовая газета", N 27, 2001

СРОКИ В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Как и в любых правоотношениях, в налоговых правоотношениях сроки исполнения определенных действий имеют большое значение. Статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются Кодексом применительно к каждому такому действию.

Основным событием в налоговых правоотношениях является уплата налога (сбора). Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу (сбору) и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено (ст.57 НК РФ). Порядок исчисления сроков как для уплаты налогов, так и других сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определяется ст.6.1 НК РФ (введенной Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ).

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, по их характеру можно условно определить как защитные, предупредительные и пресекательные (для одной из сторон правоотношений).

Так, ст.45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (в соответствии со ст.57 НК РФ срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать в числе обязательных элементов и сроки уплаты налога.

Как предусмотрено ст.70 НК РФ, требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (по результатам налоговой проверки - в десятидневный срок с даты вынесения решения налогового органа). Требование может быть передано руководителю организации или физическому лицу (их законным или уполномоченным представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования, а в случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Таким образом, требование является, с одной стороны, предупреждением для налогоплательщика о необходимости уплаты налога и возможности применения к нему принудительных мер для взыскания налога, а с другой стороны, свидетельством того, что налоговые органы предприняли возможные меры до принятия мер принудительного характера.

В качестве предупредительных сроков можно рассматривать и сроки, связанные с направлением и исполнением налоговых уведомлений. В соответствии со ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. И в этом случае налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются размер налога и сроки его уплаты. Налоговое уведомление, как и требование об уплате налога, может быть передано руководителю организации или физическому лицу (или их представителям), а в случае уклонения налогоплательщиков от получения налогового уведомления оно направляется по почте и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В качестве защитных можно рассматривать сроки, направленные на защиту интересов налогоплательщиков. Например, ст.87 НК РФ установлено, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, а ст.89 НК РФ ограничены сроки проведения выездной налоговой проверки, которая не может продолжаться более двух месяцев (в исключительных случаях срок может быть увеличен до трех месяцев).

К таким же срокам можно отнести и установленный ст.100 НК РФ двухнедельный со дня получения акта проверки срок, в течение которого налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Главой 19 НК РФ определяется порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Сроки, установленные для совершения указанных действий, также направлены на защиту интересов налогоплательщиков. Так, жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушениях своих прав (ст.139 НК РФ). Однако этой же статьей установлено, что в случае пропуска по уважительной причине указанного срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

В тех случаях, когда указанной оговорки о возможности восстановления предусмотренного срока нет, такой срок имеет пресекательный характер (т.е. является не подлежащим восстановлению в случае его пропуска).

Поскольку сроки устанавливаются не только для налогоплательщиков, но и для налоговых органов, а также для других лиц, определенных законодательством о налогах и сборах, их правильное определение и исчисление играет важную роль, т.к. влечет различные последствия, в том числе и соответствующие меры ответственности. Так, в соответствии с п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица рекомендовано проверять, не истекли ли установленные п.3 ст.48 или п.1 ст.115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. В случае их пропуска, имея в виду, что указанные сроки являются пресекательными, суду следует отказывать в удовлетворении требований налогового органа.

К вопросам определения сроков в налоговых правоотношениях относится и ряд пунктов в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Так, в п.12 этого Постановления определяется следующее. Учитывая, что п.3 ст.46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено, следует исходить из срока, установленного п.3 ст.48 Кодекса для обращения налогового органа с исковым заявлением о взыскании недоимки с физического лица (исковое заявление может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога).

Статьей 78 НК РФ, определяющей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора и пени, предусматривается, что налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления (п.6). В связи с этим в п.22 Постановления N 5 предусмотрено, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика либо неполучении им ответа в установленный законом срок (т.е. не позднее двух недель со дня подачи заявления).

В соответствии с упомянутым уже п.1 ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Пунктом 37 Постановления N 5 определяется, что при применении указанной нормы судам необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками, поскольку только в этих случаях предусматривается составление акта (п.1 ст.100, п.1 ст.101.1 НК РФ). Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п.1 ст.115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя их характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Следует также обратить внимание на п.38 Постановления N 5, в котором определяется порядок применения специальных правил исчисления сроков, предусмотренных в п.2 ст.115 НК РФ.

Как уже говорилось, в Кодексе устанавливаются сроки не только для налогоплательщиков и налоговых органов, но и для других лиц, например для банков. В связи с этим в п.46 Постановления N 5 определяется, что при рассмотрении споров, связанных с привлечением банков к ответственности за нарушение сроков исполнения поручений налогоплательщиков (налоговых агентов) о перечислении в бюджет сумм налогов, судам необходимо исходить из того, что в соответствующих случаях ст.133 НК РФ ("Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора") подлежит применению вместо ст.304 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей аналогичную норму, поскольку в силу ст.ст.1 и 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговое законодательство является специальным по отношению к бюджетному законодательству.

О порядке применения срока, установленного в п.3 ст.46 НК РФ, говорится еще в нескольких пунктах Постановления N 5. Так, в соответствии с п.11 Постановления N 5 иск налогового органа о взыскании с организации недоимки и пеней, поданный до истечения срока на бесспорное списание указанных сумм, может быть принят судом к рассмотрению только в том случае, если истцом представлены доказательства наличия неразрешенных разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком об обоснованности соответствующих требований истца. В таком случае не имеется оснований откладывать принятие к рассмотрению указанного спора до момента истечения срока, установленного п.3 ст.46 НК РФ. А в п.13 Постановления N 5 предусматривается, что при рассмотрении иска налогового органа о взыскании с налогоплательщика - организации недоимки и пеней, заявленного на основании п.3 ст.46 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит специального указания на то, что непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию требования налогового органа об уплате недоимки и пеней должно расцениваться как его согласие с предъявленным требованием. Поэтому в том случае, когда налоговый орган пропустил срок на бесспорное списание сумм недоимки и пеней, установленный п.3 ст.46 Кодекса, и обратился с соответствующим иском в суд, данный иск подлежит рассмотрению по существу.

Таким образом, для правильного определения, исчисления и применения сроков участникам налоговых правоотношений необходимо не только знать законодательство о налогах и сборах, но и правоприменительную практику по этим вопросам.

Подписано в печать Г.Титова

04.07.2001 Минфин России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, применяющий упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в январе 2001 г. получил оплату по договору 2000 г., счет за оказанные услуги выписан в декабре 2000 г. Каков порядок обложения НДС денежных средств, поступивших в 2001 г. за услуги, оказанные и принятые заказчиком в 2000 г.? ("Финансовая газета", 2001, N 27) >
Вопрос: При наличии филиалов у предприятия в разных городах реклама оказывается целенаправленно в одном городе (для одного филиала). Как учитываются нормы на рекламу от выручки: по предприятию в целом или по филиалу? ("Финансовая газета", 2001, N 27)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.