Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности налогообложения в Москве: налог на добавленную стоимость ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 27)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, 2001

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МОСКВЕ:

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В соответствии с Законом Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", действовавшим до 2001 г., услуги в сфере образования, связанные с учебно - производственным и воспитательным процессом, были освобождены от этого налога. И в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (пп.14 п.2 ст.149 гл.21) определено, что не подлежит налогообложению реализация услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно - производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса.

В п.1 ст.144 НК РФ определено, что организация подлежит обязательной постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. Нужно ли это делать образовательным организациям, освобожденным от уплаты налога? В п.3 ст.144 НК РФ дан четкий ответ на этот вопрос: "Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия обстоятельств, которые в соответствии с настоящей главой влекут возникновение обязанностей по исчислению и уплате налога". Что касается обособленных подразделений, то их статус и необходимость постановки на учет определены в ст.ст.11 и 83 НК РФ.

Постановка на учет организаций в качестве плательщиков НДС осуществляется налоговыми органами самостоятельно.

Не подлежит налогообложению реализация услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149 НК РФ).

Некоторые изменения произошли в порядке налогообложения питания учащихся. До 2001 г. от НДС освобождалась продукция собственного производства студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, детских дошкольных учреждений, финансируемых из бюджета. Редакция этой же льготы в части второй НК РФ звучит следующим образом (пп.5 п.2 ст.149): "...Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым". Положения данного подпункта применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета

Во-первых, необходимо обратить внимание на уточнение, связанное с тем, что льгота распространяется только на продукцию, реализуемую в указанных учреждениях. Во-вторых, даже если продукция произведена обычными организациями общепита и реализуется столовыми образовательных организаций, то организации общепита в этой ситуации не являются плательщиками налога. Однако вряд ли этой льготой смогут воспользоваться образовательные учреждения, ибо это потребует от организаций общепита ведения раздельного учета по обычной реализации и по реализации образовательным организациям. Возможно, что этой льготой воспользуются специализированные организации общепита г. Москвы, ориентируемые на обслуживание школ, детских садов и т.п.

Определенная часть образовательных организаций в Москве имеет в своем составе учебно - производственные подразделения. Действовавшая до 2001 г. Инструкция N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" содержала следующее указание: "Товары (работы, услуги), производимые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений (включая учебно - производственные мастерские), освобождаются от налога на добавленную прибыль только в том случае, если доход, полученный от этой деятельности, направлен в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса в этом образовательном учреждении. Суммы налога, уплаченные поставщиками за сырье, материалы, топливо, работы, услуги, использованные для их изготовления (выполнения), относятся на издержки производства".

В пп.14 п.2 ст.149 НК РФ установлено, что: "реализация... товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно - производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса...), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса".

Согласно НК РФ освобождены от налогообложения услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий (пп.20 п.2 ст.149), выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров (пп.16 п.3 ст.149), реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (пп.21 п.3 ст.149). Практически сохранились льготы, которые действовали и до вступления в силу части второй НК РФ.

Если образовательные учреждения осуществляют операции, подлежащие налогообложению, они обязаны вести раздельный учет по операциям, не подлежащим и подлежащим налогообложению (п.4 ст.149 НК РФ).

Как известно, образовательная деятельность подлежит лицензированию. Поэтому льгота, предусмотренная для образовательных учреждений, действует только при наличии лицензии и только в том периоде, который определен лицензией (п.6 ст.149 НК РФ).

Налоговый период установлен как календарный месяц (ст.163 НК РФ). Исключений для малых предприятий в этом отношении нет.

Образовательные учреждения, которые осуществляют деятельность, облагаемую налогом, могут воспользоваться положением п.6 ст.174 НК РФ, где указано: "Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом".

В п.1 ст.145 НК РФ определено, что организации могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. Таким образом, если за три месяца подряд налоговая база образовательных учреждений по НДС не превысит 1 млн руб., они могут представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявления и документы представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого организации претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Освобождение организаций от исполнения обязанностей налогоплательщика производится в срок, равный 12 последовательным налоговым периодам. По истечении указанного срока организации, претендующие на продление освобождения, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие соответствие суммы их выручки от реализации товаров (работ, услуг) требованиям, перечисленным выше.

В течение 10 дней, считая со дня представления документов, налоговые органы проводят их проверку и выносят решение об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика. "В случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиками за период, в течение которого они были освобождены от обязанностей налогоплательщика, а также в случае непредставления налогоплательщиком документов... сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени".

Все авансовые и иные платежи, полученные в счет предстоящего оказания услуг, облагаются налогом. Однако это положение не распространяется на операции по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению, т.е. авансы, полученные в виде платы за обучение, не облагаются НДС.

Как правило, образовательные учреждения оказывают услуги физическим лицам, поэтому необходимость выставления счетов - фактур не возникает. Если же услуги оказываются юридическим лицам, то расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета - фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. На указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "без налога (НДС)" (п.5 ст.168 НК РФ).

Нередко возникает вопрос: должны ли образовательные учреждения вести журналы учета полученных и выставленных счетов - фактур, книги покупок и продаж, ведь они плательщиком налога не являются. Ответ на этот вопрос дан в п.3 ст.169 НК РФ: "Налогоплательщик обязан составить счет - фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов - фактур, книги покупок и продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст.149 настоящего Кодекса...". Напомним, что освобождение услуг в сфере образования определено именно ст.149. Требования, предъявляемые к счетам - фактурам, установлены в ст.169 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.170 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц), в случае использования указанных товаров (работ, услуг) при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) согласно п.п.1 - 3 ст.149 НК РФ.

В п.4 ст.170 НК РФ определено, что в случае частичного использования покупателем приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично - в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы налога, предъявленные продавцом указанных приобретенных товаров (работ, услуг), включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц), или подлежат налоговому вычету в той пропорции, в которой указанные приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период.

Согласно ст.83 НК РФ организации обязаны встать на налоговый учет в налоговых органах как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения своих обособленных подразделений. До 2001 г. в случае возникновения необходимости уплаты налога его уплачивала головная организация. Например, сдавая в аренду площади, образовательная организация будет являться плательщиком налога. Если юридический адрес был московским, то полностью налог уплачивался в Москве, несмотря на наличие обособленных подразделений в других регионах России.

С 1 января 2001 г. налог должен уплачиваться по месту нахождения каждого обособленного подразделения независимо от того, оказывают ли они услуги, облагаемые НДС. Это установлено в ст.175 НК РФ: организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Вместе с тем ст.9 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, в размере 100% поступает в доход федерального бюджета. В Письме МНС России от 12.02.2001 N ВГ-6-03/130@ указано, что в целях упорядочения и упрощения системы уплаты НДС организациями, имеющими обособленные подразделения, а также контроля за поступлениями этого налога в бюджет организации - плательщики НДС могут производить в 2001 г. централизованную уплату налога (в целом по организации, включая обособленные подразделения) по месту нахождения организации. При принятии такого решения организации - налогоплательщики в приказе об учетной политике на 2001 г. для целей налогообложения должны дополнительно указать, в каком порядке будет уплачиваться НДС (централизованно или по месту нахождения каждого обособленного подразделения).

Согласно п.3 ст.154 НК РФ при реализации имущества, учтенного с НДС (а в общеобразовательных организациях все имущество учтено с НДС), налоговая база определяется как разница между продажной ценой этого имущества (с НДС) и его остаточной стоимостью с учетом переоценок. Данный порядок аналогичен действовавшему до 2000 г., за одним исключением: до 2001 г. при определении указанной разницы переоценка реализуемого имущества не учитывалась. На это, в частности, указано в Письме Минфина России от 11.01.2000 N 04-03-11.

Таковы основные изменения по налогу на добавленную стоимость.

Подписано в печать Ю.Донин

04.07.2001 Аудиторская фирма "Профит"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Типичные ошибки бухгалтера (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 27) >
Статья: Возврат товаров ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 27)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.