![]() |
| ![]() |
|
Статья: Налоговая проверка предприятия (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 28)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, 2001
НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Основная форма проведения налогового контроля - налоговые проверки налогоплательщиков. Вступившая в силу с 1 января 1999 г. часть первая Налогового кодекса Российской Федерации определяет два вида налоговых проверок - камеральные и выездные (ст.87). Налоговые проверки проводятся в отношении как налогоплательщиков, плательщиков сборов, так и налоговых агентов. Рассмотрим основные формы налоговых проверок.
Камеральная проверка
Статьей 87 НК РФ установлен период в деятельности налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), который может быть предметом камеральных и выездных проверок. Данный период составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка представляет собой предварительную проверку бухгалтерской и налоговой отчетности, которая проводится в течение трех месяцев со дня фактической даты ее представления в налоговый орган. Налоговым органом при сдаче налогоплательщиком отчетности делается отметка о ее принятии с указанием даты ее представления. Указанная дата будет являться началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки. Представленная отчетность, в том числе и налоговая декларация, проверяется на предмет правильности содержащихся в ней расчетов, соблюдения установленных правил составления (заполнения) форм отчетности, а также сроков представления отчетности и уплаты налогов. В ходе камеральной проверки проводятся изучение налоговых деклараций и годовых лицевых счетов; сравнение данных, фигурирующих в годовых лицевых счетах, с данными предыдущих лет; сопоставимость показателей форм бухгалтерской отчетности. Для проведения уполномоченными должностными лицами налогового органа камеральной налоговой проверки в отличие от выездной налоговой проверки какого-либо специального решения руководителя налогового органа не требуется.
При проведении камеральной проверки налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (ст.93 НК РФ). Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. В соответствии с указанной статьей непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. В ходе проверки налоговые органы также имеют право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений (ст.31 НК РФ). Кроме того, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) - встречная проверка. Если в ходе камеральной проверки выявляются ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. При неисполнении этого требования в установленный срок в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может быть принято решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. В соответствии со ст.46 НК РФ решение о взыскании сумм налога и пени в бесспорном порядке принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Указанное решение налоговый орган обязан довести до сведения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Следует обратить внимание на ряд существенных моментов, касающихся камеральных налоговых поверок, которые впервые нашли отражение в НК РФ: проверкой может быть охвачено не более чем три года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки; на проведение камеральной проверки отводится три месяца, по истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов; специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется; в ходе проверки налоговый орган может затребовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам; результатом камеральной проверки может быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и наложение штрафных санкций. Для урегулирования возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в целях получения более объективной информации о финансово - хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.
Выездная проверка
Согласно ст.ст.82, 87 НК РФ налоговые органы, осуществляя налоговый контроль, вправе проводить выездные налоговые проверки. При этом понятие "выездная проверка", введенное НК РФ, по сути соответствует понятию "документальная проверка", которое использовалось в Законе РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР". Бухгалтерам предприятий следует обратить внимание на то, что выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Решение о назначении выездной налоговой проверки оформляется на бланках установленного образца, которые приведены в Письме МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318 (с изм. от 07.02.2000) "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок". В решении о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно быть указано следующее: 1. Вопросы проверки. Действующее налоговое законодательство не приводит формулировки оснований для проведения выездных налоговых проверок. В качестве вопросов проверки могут фигурировать как отдельные проверяемые вопросы (например, "проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автомобильных дорог", в данном случае проверка будет тематической), так и вопросы соблюдения налогового законодательства на предприятии или в организации в целом (например, "проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах", такая проверка будет комплексной). При проведении тематической налоговой проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь годичного срока с даты проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам. При проведении же комплексной выездной налоговой проверки право на проведение очередной проверки у налогового органа возникает только по окончании одного года с момента проведения указанной проверки. 2. Период проведения проверки. В соответствии со ст.87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году проверки. Но, несмотря на это, налогоплательщики обязаны в соответствии с пп.8 п.1 ст.23 НК РФ в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, что позволяет сделать косвенный вывод о том, что налоговые органы могут затребовать документы, касающиеся налоговой проверки, за периоды, ею не охваченные. Как следует из п.27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, при толковании указанной нормы судам необходимо исходить из того, что она имеет целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года. 3. Лица, уполномоченные на проведение выездной налоговой проверки. В решении на проведение такой проверки должны быть указаны: Ф.И.О. лиц, проводящих проверку, занимаемые должности, их чин, специальные звания. Начинается выездная налоговая проверка с предъявления проверяющими руководителю предприятия или организации (либо лицу, заменяющему его) либо индивидуальному предпринимателю служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки (ст.91 НК РФ). Должностным лицам налоговых органов, не поименованным в решении о проведении проверки, в доступе на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового органа может быть отказано. Следует отметить, что налогоплательщику не следует воспрепятствовать должностному лицу налогового органа, имеющему основания для проведения налоговой проверки, проходу на территорию, т.к. в данном случае должностное лицо налогового органа может обратиться в органы налоговой полиции и наложить взыскание в виде штрафа, предусмотренного ст.124 НК РФ, в сумме 5000 руб. Что касается физических лиц - налогоплательщиков, то согласно п.5 ст.91 НК РФ доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается. Налогоплательщик должен ознакомиться с решением о проведении выездной налоговой проверки и подписать его с указанием соответствующей даты. Это будет дата начала проведения выездной налоговой проверки и в то же время дата отчета двухмесячного, а в исключительных случаях, оговоренных в НК РФ (например, при проведении проверок филиалов предприятия), на основании мотивированного решения вышестоящего налогового органа - трехмесячного срока проведения проверки. Порядок оформления запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок приведен в Письме МНС России от 07.09.1999 N АС-6-16/705@. Срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов (ст.89 НК РФ). Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий. Отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет за собой взыскание штрафа в сумме 50 руб., а отказ организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст.135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. Указанные действия, совершенные физическим лицом, влекут взыскание штрафа в размере 500 руб. Помимо указанных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, налоговый орган вправе в соответствии с Разъяснениями Управления МНС России по г. Москве от 10.01.2000 N 14-14н/272 требовать документы о целевом использовании (направлении) средств, полученных организациями и предприятиями в рамках действия налоговых льгот. Бухгалтеру предприятия следует помнить, что НК РФ и другие нормативные акты не устанавливают порядка требования налоговым инспектором необходимых ему документов для проведения налогового контроля. Для устранения неясности и противоречий налогоплательщику или налоговому агенту, по нашему мнению, необходимо получить письменный запрос от налогового инспектора о наименованиях документов и о периоде их создания. На втором экземпляре запроса налогоплательщику или налоговому агенту необходимо поставить расписку о получении и дату получения. В ходе выездной проверки для получения свидетельств о произведенных правонарушениях налоговый орган вправе проводить следующие действия: вызывать и допрашивать свидетелей; проводить осмотр помещений, документов и предметов; проводить выемку документов; проводить экспертизу с привлечением экспертов и специалистов. Следует отметить, что данные полномочия даны налоговым органам только НК РФ. Уголовно - процессуальным кодексом многие из данных действий отнесены к следственным, которыми налоговые органы Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 (в ред. от 07.11.2000) "О налоговых органах Российской Федерации" не наделены (ими наделены только органы налоговой полиции). Но если действия налоговой полиции ст.36 НК РФ ограничены уголовно - процессуальным законодательством, то действия налоговых органов ограничены лишь некоторыми положениями НК РФ (в частности, запрет на выемку документов в ночное время).
(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 29, 2001)
Подписано в печать М.Киселев 03.07.2001 К.э.н.
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |