Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации ("Финансовая газета", 2001, N 28)



"Финансовая газета", N 28, 2001

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТИ ПЕРВОЙ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как известно, часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) введена в действие с 1 января 1999 г., и уже в июне того же года вышло совместное Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1999 г., N 8).

Однако в связи с возникающими в судебной практике вопросами по применению Кодекса в феврале текущего года Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял новое Постановление "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (от 28.02.2001 N 5). Данные в названном Постановлении рекомендации арбитражным судам можно условно разделить на несколько разделов.

Так, в тех случаях, когда налогоплательщик участвует в налоговых правоотношениях не самостоятельно, а через представителя, ему следует обратить внимание на п.п.7 и 8 Постановления N 5. В соответствии с указанными пунктами субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. Поэтому при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика, и последствия ненадлежащего исполнения законным или уполномоченным представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства. Заметим, что в соответствии со ст.28 НК РФ действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

В соответствии с НК РФ представитель налогоплательщика может быть законным (т.е. действующим в силу закона и без оформления доверенности) либо уполномоченным. Уполномоченный представитель осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а если налогоплательщиком является физическое лицо, то на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной (ст.29 НК РФ).

При применении этой нормы судам рекомендовано иметь в виду, что договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения, и если учредитель управления и доверительный управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, то соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований п.3 ст.29 НК РФ.

В части предоставления и использования налоговых льгот необходимо иметь в виду следующее. Пунктом 15 Постановления N 5 предусмотрено, что в силу п.1 ст.56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, в связи с чем до введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Кроме того, при рассмотрении споров судам следует учитывать, что по смыслу положений п.2 ст.17 НК РФ и ст.12 НК РФ (п.п.2 - 4) дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены региональным или местным законодательством лишь в отношении сумм, подлежащих зачислению в региональный или местный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом (п.14 Постановления N 5).

Вопросы применения ст.ст.78 и 79 НК РФ определяются в п.п.22 - 24 Постановления N 5. Так, при решении вопросов о возврате или зачете излишне уплаченных (взысканных) налоговых платежей судам рекомендовано исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика, поданного в установленном порядке в налоговый орган, или неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (п.22). При этом при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм (излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням) путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам рекомендовано (п.23) руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

При необходимости обращения в суд по вопросу возврата (зачета) указанных сумм налогоплательщик, полагающий, что решением налогового органа об отказе в зачете сумм в счет погашения имеющейся у него недоимки нарушены его права, вправе оспорить такое решение на основании ст.22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) путем предъявления иска о признании недействительным решения государственного органа. Если же налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика либо возникает спор о том, можно ли считать конкретную сумму налога уплаченной в соответствии с п.2 ст.45 НК РФ, то налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (или его должностного лица) путем предъявления иска о зачете уплаченных сумм (п.25).

Если переплата налоговых платежей (пеней) произведена налоговым агентом и при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные им в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на самого налогового агента (п.24).

Помимо указанного пункта налоговым агентам следует также иметь в виду рекомендации, данные в п.п.44 и 45 Постановления N 5. Так, при рассмотрении споров о взыскании с налоговых агентов штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика (ст.123 НК РФ), судам рекомендовано учитывать, что это правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, поскольку удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств, и взыскание штрафа производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана налоговым агентом у налогоплательщика.

Кроме того, при применении к налоговым агентам ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ, учитывается, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.

Должностным лицам организаций следует обратить внимание на п.34 Постановления N 5, в котором говорится о том, что при решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций - налогоплательщиков (п.4 ст.108, п.7 ст.101 НК РФ) необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности согласно положениям Кодекса, но при наличии оснований они могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности. При этом следует иметь в виду, что круг обязанностей должностных лиц в сфере налогообложения определяется в зависимости от круга обязанностей, возложенных законодательством о налогах и сборах на организации - налогоплательщиков, и не может быть расширен.

В части проведения налоговых проверок необходимо иметь в виду следующее. В соответствии со ст.87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (налогового агента), непосредственно предшествовавших году проведения проверки, и при толковании данной нормы судам рекомендовано исходить из того, что она устанавливает давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности проверяемого, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года (п.27 Постановления N 5).

Статьей 89 НК РФ установлены ограничения для проведения налоговых проверок: налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период (повторные проверки). Проверки, проводимые органами налоговой полиции, учитываются при решении вопросов повторности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в целях и в порядке, предусмотренном НК РФ (п.28 Постановления N 5).

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что в соответствии с п.32 Постановления N 5 иски налоговых органов о взыскании налоговых санкций в ряде случаев могут быть предъявлены налоговыми органами, не принимавшими соответствующих решений о привлечении налогоплательщиков к ответственности (например, в случае предъявления иска о взыскании с организации - налогоплательщика налоговой санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения организации либо принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств). И истцом в данном случае будет выступать налоговый орган, на территории которого расположена сама организация, в то время как решение о привлечении ответчика к налоговой ответственности принимал налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (недвижимого имущества, транспортных средств) организации - налогоплательщика.

Помимо указанных вопросов в Постановлении N 5 содержатся также рекомендации судам, касающиеся рассмотрения споров с участием физических лиц и индивидуальных предпринимателей, вопросы уплаты и возврата государственной пошлины (п.п.51, 52), а также порядка определения сроков, предусмотренных НК РФ для тех или иных действий (в частности, п.п.10, 12).

Подписано в печать Г.Титова

29.06.2001 Минфин России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация занимается оказанием ритуальных услуг. Каков порядок предоставления льготы по налогу на добавленную стоимость по ритуальным услугам? ("Московский налоговый курьер", 2001, N 19) >
Статья: Налогообложение курсовых разниц, возникающих по операциям, связанным с получением выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) в иностранной валюте ("Финансовая газета", 2001, N 28)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.