Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Формирование налоговой политики ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 26)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, 2001

ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Эффективность системы налогообложения в сельском хозяйстве зависит от двух составляющих: формирования налоговой политики государством через налоговое законодательство (макроуровень) и использования самими организациями АПК возможностей оптимизации налогообложения путем реализации налоговой политики.

В рамках единой налоговой системы, сформированной в России в 1991 - 1992 гг., для сельскохозяйственных организаций было частично сохранено ранее действовавшее льготное налогообложение. Они освобождены от уплаты налога на прибыль от реализации произведенной, произведенной и переработанной (первичная переработка) сельскохозяйственной продукции, налога на имущество, платежей в дорожные фонды. К основным налогам, которые уплачивают сельскохозяйственные товаропроизводители, относятся налог на добавленную стоимость и земельный налог. Но и при этом большинство организаций в настоящее время не располагает реальными источниками для уплаты налогов.

В такой ситуации вопрос формирования налоговой политики становится особенно актуальным. Она должна стать составной частью бизнес - плана и стратегического планирования деятельности в целом.

Основная цель налоговой политики организации - оптимизация всех расходов, связанных с уплатой налогов, - как непосредственно сумм налогов, так и косвенных затрат (ведение документации, заполнение и подача деклараций, оплата услуг налоговых консультантов и т.п.).

Элементы налоговой политики могут быть следующими:

создание системы контроля за процессом налогообложения в организации. Для решения этой задачи целесообразно вести налоговый календарь для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов, установленных для организации, а также своевременного представления отчетности. Налоговый календарь целесообразно оформлять в виде таблицы с указанием перечня налогов и сборов, сроков их расчетов, перечислений, представления форм налоговой отчетности, ответственных лиц и прочих необходимых сведений;

стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом ее реализации;

выполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение просрочки дебиторской задолженности по хозяйственным договорам;

удовлетворительное состояние и организация бухгалтерского учета и отчетности, позволяющие оперативно получать объективную информацию для налогового планирования и контроля за осуществлением налоговой политики;

оптимизация договорных отношений и выбор партнеров по бизнесу. С помощью выбора типа договора, партнера, условий сделки можно оптимизировать налогообложение хозяйственных операций, проводимых организацией (например, организации невыгодно работать с поставщиком, который не является плательщиком НДС);

решение вопросов рационального размещения активов и прибыли (это не только предполагаемая доходность инвестиций, но и размер налогов, уплачиваемых при получении этих доходов, - капитальные вложения, вложения в государственные ценные бумаги и т.п.);

определение налоговых льгот на год, следующий за отчетным, и постоянный их мониторинг;

разработка политики организации в части выплат компенсаций персоналу и производственных затрат, которые нормируются государством в целях налогообложения. Если обоснованно принимается решение о сверхнормативных выплатах и затратах, целесообразно оформлять специальные расчеты дополнительных налоговых платежей и соответственно определять финансовые потери организации;

выбор момента реализации в целях налогообложения в учетной политике;

установление форм и вариантов оплаты труда персонала, определение рационального соотношения натуральных и денежных выплат в Положении об оплате труда; максимальное использование договоров гражданско - правового характера, особенно для внештатного персонала;

применение обоснованных методик распределения косвенных расходов с целью сокращения налоговых потерь;

планирование объемов производства и реализации для того, чтобы в общем объеме выручки было не менее 70% от реализации произведенной, а также произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

формирование учетной политики, в целом направленной на оптимизацию налоговых платежей.

Налоговая политика организации - это внутренний документ, закрепляющий способы и формы налогового планирования, налогового учета, взаимосвязь с учетной политикой, контроль за налогообложением с целью оптимизации налоговых платежей, в том числе по штрафным санкциям, и затрат, связанных с налогообложением (ведение документации и т.п.).

В некоторых случаях бухгалтерский учет неприменим для расчета сумм налогов, например налога на прибыль, поэтому в налоговой политике необходимо зафиксировать используемые в организации регистры налогового учета как приложение.

Положение о налоговой политике должно быть закреплено в приказе об учетной политике, формируемой на новый финансовый год, в виде самостоятельного раздела. Возможно оформление и отдельного внутреннего документа.

Налоговая политика индивидуальна для каждой организации. Она зависит от внешних факторов (экономическая политика, проводимая государством) и внутренних (деятельность самой организации).

До начала рыночных реформ необходимости в разработке учетной, а тем более налоговой политики не возникало, так как законодательно были урегулированы вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения без возможности выбора вариантов отражения в учете одних и тех же операций. В настоящее время это стало необходимостью.

Процесс формирования налоговой политики и контроль за ее осуществлением неотделимы от организации бухгалтерского учета, так как нужна своевременная информация о состоянии расчетов, текущих и просроченных, пенях, штрафных санкциях, предоставленных в установленном порядке налоговых отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах. Для этого в рабочем плане счетов по счетам 68 и 69 целесообразно выделить следующие группы субсчетов (аналитических счетов) по каждому налогу и сбору:

1 - текущие платежи;

2 - просроченные платежи;

3 - пени и штрафы;

4 - платежи по налогам и сборам, по которым заключены договоры в соответствии с НК РФ (гл.9) на отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит.

Таким образом, назрела необходимость формирования налоговой политики в рамках отдельных организаций для рационального использования финансовых ресурсов. Обоснованное применение налоговых льгот, налоговое планирование и другие элементы налоговой политики позволят высвобождать финансовые ресурсы и использовать их на развитие производства, социальные цели, погашение кредиторской задолженности.

Подписано в печать Н.Кокорев

27.06.2001 К.э.н,

заведующий кафедрой

бухгалтерского учета, финансов и аудита

Калужского филиала МСХА

им. К.А. Тимирязева

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...По ст.4 Закона N 5351-1 экземпляр программы для ЭВМ - это "копия произведения, изготовленная в любой материальной форме". Учитывая нормы ст.1 Закона 3523-1 и ПБУ 14/2000, как с 1 января 2001 г. следует отражать в бухгалтерском учете приобретенные по договору купли - продажи экземпляры программных продуктов и какими документами при этом следует руководствоваться? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 26) >
Статья: Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости овощей защищенного грунта ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 26)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.