Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Затраты предприятия: презентация, представительские расходы, расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц (документальное оформление, учет, налоги) ("Консультант Бухгалтера", 2001, N 7)



"Консультант Бухгалтера", N 7, 2001

ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ,

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА ПРИЕМ

И ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ И ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ

(ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, УЧЕТ, НАЛОГИ)

Расширение рынка сбыта товаров, продукции, работ, услуг предполагает проведение предприятием презентаций как отдельных товаров, так и фирмы в целом, а также организацию мероприятий в представительских целях (официальных приемов). Для предприятий, чей бизнес выходит за границы России, объективно необходимыми являются расходы по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц. Их документальное оформление и отражение в учете по-прежнему вызывает споры с налоговыми органами.

Все вышеперечисленные расходы (если документально они оформлены правильно) в полном объеме относятся на себестоимость производимой продукции (работ, услуг) для целей учета в соответствии с пп."и" п.2 Положения о составе затрат, но для целей налогообложения корректируются с учетом действующих норм и нормативов.

Являясь нормируемыми, расходы по проведению презентаций, представительские расходы и расходы по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц подлежат оформлению и отражению в учете в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Введенный в действие с 1 апреля 2001 г. Приказ Минфина России от 1 марта 2001 г. N 18н "О внесении изменений и дополнений в Приказ Министерства финансов РФ от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" (далее - Приказ Минфина России от 15.03.2000 N 26н) внес некоторые изменения в действующие нормативы, что делает актуальным комментарий по данному вопросу.

Презентация (фирмы или товара), проводимая

самостоятельно или силами сторонней организации

Латинское слово презентация (praesentatio - представление, предъявление), все чаще употребляемое в деловой жизни, относится обычно к мероприятиям, проводимым с целью объявить о создании нового предприятия (магазина, ресторана, выставочного комплекса и т.п.), или с целью представить общественности продукцию действующего предприятия (обычно - нового товара или вида услуг). В первом случае мы имеем дело с презентацией фирмы, во втором - с презентацией конкретной продукции (услуги).

Презентация может проводиться силами специализированной организации либо непосредственно самим предприятием, собственными силами. Существует и смешанный вариант проведения презентации, когда часть расходов на организацию и проведение, например, банкета берет на себя сторонняя организация, а деловую программу организует и финансирует предприятие - инициатор презентации.

В зависимости от того, каким целям служит презентация и каким образом она организована и проведена, затраты на ее проведение могут быть отражены в бухгалтерском учете предприятия либо как рекламные, либо как представительские расходы.

Заметим при этом, что и представительские и рекламные расходы являются нормируемыми, но в вышеназванном Приказе Минфина России от 15.03.2000 N 26н (в ред. изменений и дополнений, внесенных Приказом от 01.03.2001 N 18н) для них применяются различные нормативы и нормы.

Отражение в учете презентации,

проводимой в рекламных целях

Если презентация проводится в рекламных целях, то есть несет информацию, предназначенную для неопределенного круга лиц, призванную формировать и поддерживать интерес к товарам, идеям, начинаниям и способствовать их реализации, то в соответствии с Федеральным законом от 18.07.195 N 108-ФЗ "О рекламе" такая презентация - мероприятие рекламного характера. Все расходы на ее проведение относятся к расходам на рекламу.

Презентации рекламного характера обычно представляют собой красочные шоу с раздачей рекламной продукции и образцов товаров, проводимые в местах большого скопления потенциальных потребителей (на выставках, в универсальных магазинах, местах отдыха). Во время проведения презентаций рекламного характера любое заинтересованное лицо может попробовать рекламируемый товар, ознакомиться с принципом его действия, иногда - приобрести продукцию со значительными скидками.

Расходы на проведение презентации рекламного характера представляют либо оплату услуг сторонней организации, которая специализируется на проведении подобных мероприятий, либо расходы самого предприятия:

- по аренде помещения для презентации;

- на оплату труда сотрудников;

- на изготовление рекламной продукции;

- на стоимость распространяемых бесплатно или со скидкой образцов презентируемой продукции;

- и иные аналогичные расходы.

Если все хлопоты по проведению презентации берет на себя сторонняя организация, то для предприятия - инициатора презентации, учет расходов организовать значительно проще, чем при проведении аналогичного мероприятия собственными силами.

В любом случае для целей налогообложения расходы на рекламу (к которым относится презентация товаров в рекламных целях) принимаются только в пределах нормативов, которые на момент подготовки данной публикации таковы:

     
   ————————————————————T——————————————————————T—————————————————————¬
   |Объем выручки      |Предельные размеры    |Предельные размеры   |
   |от продажи продук— |расходов на рекламу,  |расходов на рекламу, |
   |ции (работ, услуг),|принимаемые при нало— |принимаемые при нало—|
   |включая НДС        |гообложении прибыли   |гообложении прибыли  |
   |                   |с 01.04.2000 до       |с 01.04.2001 (по     |
   |                   |01.04.2001 (по        |Приказу Минфина      |
   |                   |Приказу Минфина России|России от 01.03.2001 |
   |                   |от 15.03.2000 N 26н)  |N 18н)               |
   +———————————————————+——————————————————————+—————————————————————+
   |До 30 млн руб.     |5 процентов от объема |7,5 процентов от     |
   |включительно       |                      |объема               |
   +———————————————————+——————————————————————+—————————————————————+
   |Свыше              |1,5 млн руб. + 2,5%   |2,25 млн руб. + 3,75%|
   |30 млн руб.        |с объема, превышающего|с объема, превышающе—|
   |                   |30 млн руб.           |го 30 млн руб.       |
   +———————————————————+——————————————————————+—————————————————————+
   |Свыше              |8,25 млн руб. + 1%    |12,375 млн руб. +    |
   |300 млн руб.       |с суммы, превышающей  |1,5% с суммы, превы— |
   |                   |300 млн руб.          |шающей 300 млн руб.  |
   L———————————————————+——————————————————————+——————————————————————
   

Все расходы на проведение презентации, классифицируемые как рекламные, отражаются на счетах учета затрат в полном объеме. По окончании отчетного периода предприятие проводит корректировку налогооблагаемой прибыли, увеличивая ее на сумму расходов рекламного характера сверх установленного норматива по строке 4.1"з" в Справке о порядке определения данных, отражаемых в строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли за отчетный период.

НДС, относящийся к рекламным расходам в пределах норматива, подлежит возмещению из бюджета, а сумма НДС, относящаяся к сверхнормативным расходам, к зачету не принимается и возмещается за счет собственных средств предприятия.

Налоговый вычет по НДС представляет собой суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг), если соответствующие расходы на их приобретение учитываются при исчислении налога на прибыль (п.41 Методических рекомендаций по применению главы 21 "НДС" части второй НК РФ).

Напомним, что рекламные расходы (в том числе и расходы на презентацию рекламного характера) включаются в себестоимость продукции на основании пп."у" п.2 Положения о составе затрат, но только в пределах установленных норм. Поэтому и вычет по НДС принимается в размерах, соответствующих отнесенным на себестоимость для целей налогообложения расходам на проведение презентации.

Налог на рекламу, являющийся частью налоговой системы РФ, предусмотрен п.3 ст.15 "Местные налоги и сборы" НК РФ и может вводиться нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления как обязательный налог на территориях соответствующих муниципальных образований (п.4 ст.12 НК РФ).

В случае если налог на рекламу в конкретном регионе взимается, то расходы на презентацию являются объектом налогообложения по установленной ставке (максимальная ставка налога на рекламу - 5%).

Налог на рекламу относится на финансовые результаты деятельности организации (уменьшение балансовой прибыли). При этом следует учитывать, что налог на рекламу уплачивается со всей суммы понесенных предприятием рекламных расходов в отчетном периоде, а уменьшение балансовой прибыли для целей налогообложения производится только на ту часть налога на рекламу, которая соответствует нормативу расходов, принимаемому для расчета себестоимости для целей налогообложения. То есть если предприятие допускает сверхнормативные рекламные расходы (в том числе и на проведение презентаций), оно должно:

- провести корректировку прибыли для целей налогообложения;

- НДС, относящийся к сверхнормативным расходам на рекламу, возместить за счет собственных средств;

- налог на рекламу, относящийся к рекламным расходам сверх норм, также возместить за счет собственных средств.

По действующему Плану счетов расходы на проведение презентации в рекламных целях следует отражать в учете следующим образом:

дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 51 "Расчетный счет" - отражена оплата услуг по проведению презентации в рекламных целях сторонней организации;

дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы", или дебет счета 20 "Основное производство", или дебет счета 44 "Издержки обращения" кредит счета 60 - отражены расходы по проведению презентации в рекламных целях в составе себестоимости продукции (издержек обращения);

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 60 - выделена сумма НДС;

дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС", кредит счета 19 - возмещен из бюджета НДС, относящийся к рекламным расходам в пределах норматива;

дебет счета 80 "Прибыли и убытки" кредит счета 19 - возмещен за счет собственных средств НДС, относящийся к сверхнормативным рекламным расходам;

дебет счета 80 "Прибыли и убытки" кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на рекламу" - начислен налог на рекламу с сумм рекламных расходов в пределах норматива;

дебет счета 80 кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на рекламу" - начислен налог на рекламу с сумм сверхнормативных рекламных расходов.

Примечание. При этом обязательна корректировка (уменьшение прибыли для целей налогообложения) по вводимой свободной строке 5.8 в Справке о порядке определения данных, отраженных по строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли.

По мнению автора, предприятие, обязательно проводящее сравнение понесенных расходов на презентацию в рекламных целях с установленными нормативами, может сразу же определиться и с суммой НДС, возмещаемой из бюджета, и с суммой налога на рекламу, учитываемого для целей налогообложения, без дополнительных корректировок в расчете налога от фактической прибыли. В этом случае "двойная" проводка для НДС и для налога на рекламу делает учет более наглядным и удобным для проверки.

По новому Плану счетов расходы на проведение презентации в рекламных целях следует отражать в учете следующим образом:

дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 51 "Расчетные счета" - отражена оплата услуг по проведению презентации в рекламных целях сторонней организации;

дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы", или дебет счета 20 "Основное производство", или дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счета 60 - отражены расходы по проведению презентации в рекламных целях в составе себестоимости продукции (расходов на продажу);

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 60 - выделена сумма НДС;

дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам ", субсчет "Расчеты по НДС", кредит счета 19 - возмещен из бюджета НДС, относящийся к рекламным расходам в пределах норматива;

дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы", кредит счета 19 - возмещен из бюджета НДС, относящийся к сверхнормативным рекламным расходам;

дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы", кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на рекламу" - начислен налог на рекламу с сумм рекламных расходов в пределах норматива;

дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на рекламу" - начислен налог на рекламу с сумм сверхнормативных рекламных расходов.

Примечание. Следует помнить, что для целей налогообложения в составе прочих расходов не учитывается величина НДС и часть налога на имущество, относящаяся к сверхнормативным расходам на рекламу. Поэтому обязательна ежеквартальная корректировка налогооблагаемой прибыли по вписываемой строке 5.8 в Справке о порядке определения данных, отраженных по строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли.

Важность внимательного отношения к нормативам, установленным для расходов на рекламу, относящихся, в частности, и к расходам на презентацию в рекламных целях, и их влияние на конечный финансовый результат продемонстрируем на примере.

Пример N 1. В апреле 2001 г. предприятием проведена презентация нового товара в супермаркетах города, где все желающие могли получить пробные образцы продукции. Общая величина расходов на презентацию составила 24 000 руб. (в том числе НДС - 4000 руб.). Презентация проводилась силами сторонней организации и классифицируется как реклама нового товара.

До апреля 2001 г. никаких рекламных мероприятий не проводилось, а объем выручки от продажи продукции (работ, услуг) на предприятии за I квартал 2001 г. составил 15 000 руб., за II квартал 2001 г. - 12 000 руб.

Рассчитаем норматив расходов на рекламу за 6 месяцев 2001 г. Он слагается из двух составляющих - из норматива, рассчитанного по нормам, действовавшим до 01.04.2001 и из норматива, рассчитанного по нормам, введенным в действие с 01.04.2001.

Норматив расходов на рекламу с 01.01.2001 по 01.04.2001 составляет:

15 000 х 5% = 750 руб.

Норматив расходов на рекламу с 01.04.2001 по 01.07.2001 составляет:

12 000 х 7,5% = 900 руб.

Общий норматив, применяемый для отнесения рекламных расходов на себестоимость для целей налогообложения, составляет на 6 месяцев 2001 г.:

750 руб. + 900 руб. = 1650 руб.

Таким образом, расходы на презентацию, относящийся к ним НДС и налог на рекламу (в условиях данного примера ставка налога на рекламу составляет 5%) распределятся следующим образом:

     
   ———————————————————T——————————————T——————————————T———————————————¬
   |   Наименование   |  Расходы на  |НДС, относя—  |Налог на рекла—|
   |                  |  проведение  |щийся к расхо—|му, начисленный|
   |                  |  презентации |дам на презен—|на расходы рек—|
   |                  |  в рекламных |тацию в рек—  |ламного харак— |
   |                  |     целях    |ламных целях  |тера (презента—|
   |                  |              |              |ция в рекламных|
   |                  |              |              |целях)         |
   +——————————————————+——————————————+——————————————+———————————————+
   |Расходы в пределах|   1650 руб.  |    330 руб.  |   82,50 руб.  |
   |норматива         |              |              |               |
   +——————————————————+——————————————+——————————————+———————————————+
   |Сверхнормативные  |  18 350 руб. |   3670 руб.  |  917,50 руб.  |
   |расходы           |              |              |               |
   +——————————————————+——————————————+——————————————+———————————————+
   |Всего             |  20 000 руб. |   4000 руб.  |   1000 руб.   |
   L——————————————————+——————————————+——————————————+————————————————
   

Налогооблагаемая прибыль предприятия за 6 месяцев 2001 г. должна быть увеличена на 18 350 руб. Эта сумма указывается в строке 4.1"з" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета налога от фактической прибыли.

НДС в части, относящейся к нормативным расходам на рекламу, может быть возмещен из бюджета в сумме 330 руб., что отражается в соответствующей налоговой декларации за отчетный период.

Налог на рекламу в пределах норматива будет формировать расходную часть Отчета о прибылях и убытках, и отражаться в составе операционных расходов (строка 100 формы N 2).

Отражение в учете презентации, проводимой в

представительских целях

Презентации, проводимые для ограниченного числа лиц (представителей поставщиков, заказчиков и иных потенциальных партнеров), нельзя отнести к рекламным расходам. Во-первых, состав приглашенных лиц четко определен и это вовсе не "неопределенный круг лиц". Во-вторых, презентации, проводимые в представительских целях, имеют согласованную программу, включающую в себя совместные заседания, переговоры, совещания, что позволяет классифицировать понесенные инициатором презентации расходы как представительские.

В соответствии с пп."и" п.2 Положения о составе затрат предприятие вправе включить в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) и ревизионной комиссии организации. Для целей налогообложения представительские расходы принимаются в пределах, установленных законодательством.

Полный перечень представительских расходов приведен в Письме Минфина России от 06.10.1992 N 94. Изменения, внесенные Приказом Минфина России от 01.03.2001 N 18, нормативы представительских расходов не меняют.

В настоящее время для представительских расходов установлены следующие нормативы:

     
   ———————————————————————————————T—————————————————————————————————¬
   |Объем выручки от продажи про— |Предельные размеры представи—    |
   |дукции (работ, услуг), включая|тельских расходов, принимаемых   |
   |НДС (для организаций, осу—    |при налогообложении с 1 апреля   |
   |ществляющих торговую деятель— |2000 г. по Приказу Минфина России|
   |ность — валовая прибыль)      |от 15.03.2000 N 26н              |
   +——————————————————————————————+—————————————————————————————————+
   |До 30 млн руб. включительно   |1 процент от объема              |
   +——————————————————————————————+—————————————————————————————————+
   |Свыше 30 млн руб.             |0,3 млн руб. + 0,5% с объема,    |
   |                              |превышающего 30 млн руб.         |
   L——————————————————————————————+——————————————————————————————————
   

Включение представительских расходов в себестоимость разрешается только при наличии первичных учетных документов, общие требования к которым содержатся в ст.9 Закона о бухгалтерском учете.

Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н установлены дополнительные требования к оформлению расходов на представительство.

В первичных документах должны содержаться сведения о дате и месте встречи (приема), приглашенных лицах, конкретном назначении расходов (завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие, транспортное обеспечение, посещение культурно - зрелищных мероприятий, буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации), величине расходов.

Организация вправе самостоятельно определять конкретный порядок расходования средств на представительство, систему их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации. Для отнесения на себестоимость представительских расходов не требуется утвержденная в установленном порядке смета, ранее являвшаяся обязательным документом.

Способ признания коммерческих расходов, частью которых являются расходы на представительство, должен быть закреплен в приказе об учетной политике, что позволит предприятию самостоятельно контролировать расходование средств на эти цели.

Проведение презентаций в представительских целях обычно осуществляется собственными силами и отражается в бухгалтерском учете по действующему Плану счетов следующим образом:

дебет счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" кредит счета 50 "Касса" - подотчетное лицо получило денежные средства на представительские цели;

дебет счета 10 "Материалы" кредит счета 71 - подотчетным лицом представлен авансовый отчет о приобретении продуктов питания для представительских целей;

дебет счета 41 "Товары" кредит счета 71 - подотчетным лицом представлен авансовый отчет о приобретении товаров для представительских целей (ручки, записные книжки и прочее);

дебет счета 20 (26, 44) кредит счета 40 "Готовая продукция" - со склада отпущены образцы готовой продукции для представительских целей;

дебет счета 20 (26, 44) кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - начислена заработная плата работникам предприятия, занятым организацией и проведением презентации в представительских целях;

дебет счета 20 (26, 44) кредит счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - начислен единый социальный налог от заработной платы работников, занятых на презентации в представительских целях.

Примечание. В связи с тем что закупки необходимых товаров народного потребления и продуктов питания для презентации в представительских целях осуществляются подотчетном лицом в сети розничной торговли, НДС в первичных учетных документах обычно отсутствует. Определенную проблему представляет собой налог с продаж, введенный в ряде регионов России (напомним, его максимальная ставка - 5%). Он включается в себестоимость приобретенных за наличный расчет товарно - материальных ценностей, увеличивая их покупную стоимость, и влияет на расчеты как нормативов на представительские расходы, так и величины представительских расходов, относимых на себестоимость.

Учитывая то, что в нормативных документах по нормируемым расходам отсутствует ссылка на налог с продаж, налогоплательщик вправе трактовать неясности в законодательстве в свою пользу (п.7 ст.3 НК РФ).

Ввиду того, что для расчета предельных размеров представительских расходов, принимаемых при налогообложении, используется показатель объема выручки от продажи (работ, услуг), включая НДС, поступающий на предприятие в составе выручки налог с продаж не должен учитываться при расчете норматива представительских расходов, принимаемых при налогообложении.

Продемонстрируем это на примере.

Пример N 2. Предприятие начало свою деятельность в апреле 2001 г., проведя презентацию фирмы. Представительские расходы составили 3780 руб., причем все они представляют собой расходы на продукты питания для проведения официального завтрака, приобретенные подотчетным лицом за наличный расчет.

Расходы в размере 3780 руб. представляют собой:

стоимость продуктов питания (3000 руб.);

НДС по ставке 20% (600 руб.) и

налог с продаж по ставке 5% в размере 180 руб. по расчету (3000 руб. + 600 руб.) х 5%.

При расчете величины представительских расходов в пределах норматива уплаченный налог с продаж учтен в составе покупной цены продуктов питания, то есть в учете отражены продукты по цене 3180 руб. и уплаченный НДС в размере 600 руб.

Объем выручки за отчетный период составил 378 000 руб., где 300 000 руб. - выручка предприятия без НДС, 60 000 руб. - НДС, 18 000 руб. - налог с продаж.

Для расчета норматива представительских расходов предприятие использовало показатель валовой выручки с НДС (36 000 руб.), исключив налог с продаж.

Представительские расходы по нормативу составили - 360 000 руб. х 1% = 3600 руб.

Таким образом, все представительские расходы осуществлены в пределах норматива, сверхнормативные расходы отсутствуют (3180 руб. < 3600 руб.).

Расходы на презентацию фирмы в составе расходов на представительство включаются в себестоимость продукции отчетного периода, корректировка прибыли для целей налогообложения не требуется. НДС, относящийся к представительским расходам, в полном размере возмещается из бюджета.

Прием и обслуживание иностранных

делегаций и отдельных лиц

Предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, часто проводят презентации для иностранных партнеров, приглашая как отдельных лиц, так и целые делегации. Прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц также являются представительскими расходами, но требуют отдельного разговора.

Нормативы представительских расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц, установленные Приказом Минфина России от 31.12.1999 N 110н, разработаны и применяются только для органов исполнительной власти или предприятий, финансируемых из бюджета (в части исполнения сметы), и могут применяться как отвлеченный ориентир в коммерческой деятельности предприятий.

Для отнесения на себестоимость расходов по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц требуется, чтобы этих расходы были связаны с деятельностью предприятия (п.1 Приказа Минфина России от 15.03.2000 N 26н). Участники встреч приглашаются для переговоров с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества.

Кроме того, представительскими являются расходы по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации. Орган, коллегиально выполняющий функции управления предприятием, может называться по-разному. В акционерных обществах в соответствии со ст.ст.47 и 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" это совет директоров (наблюдательный совет); в обществах с ограниченной ответственностью в соответствии со ст.32 Федерального закона от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" это также совет директоров (наблюдательный совет), которому передана часть функций по управлению и руководству обществом.

Участники совета, правления, дирекции могут быть не связаны с предприятием трудовыми отношениями и участвовать в управлении на правах собственника (акционера). Расходы по обеспечению их участия в заседании коллегиального органа управления (официальный прием, транспортное обеспечение, буфетное обслуживание, посещение культурно - зрелищных мероприятий и оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия) являются представительскими расходами.

Отдельного разговора заслуживает вопрос отнесения расходов по приему и обслуживанию членов ревизионной комиссии, которая не относится к органам управления организацией. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансовой деятельностью общества с ограниченной ответственностью (п.6 ст.32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью") или акционерного общества (ст.85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

В Приказе Минфина России от 15.03.2000 N 26н в составе представительских расходов отсутствует ссылка на прием членов ревизионной комиссии. Но формулировка пп."и" п.2 Положения о составе затрат позволяет включать в представительские расходы затраты организации по приему и обслуживанию участников ревизионной комиссии, за исключением случая, когда ревизия проводится по инициативе одного из участников.

В состав представительских расходов по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц для целей налогообложения не включаются оплата за железнодорожные и авиабилеты (Письмо Минфина России от 27.12.1996 N 04-04-06), оплата проживания и регулярного питания (например, в гостинице со "шведским" столом) (Письмо Минфина России от 08.02.1999 N 04-02-05/1).

Если предприятие как принимающая сторона оплачивает билеты и проживание приглашенных лиц, возникает необходимость удержания налога на доходы с физических лиц (с оплаченных предприятием и полученных ими материальных благ и услуг).

Требования к оформлению первичных документов, обязательные реквизиты которых перечислены в ст.12 Закона о бухгалтерском учете, в применении к представительским расходам дополнительно конкретизированы в п.1 Приказа Минфина России от 15.03.2000 N 26н. Кроме традиционных документов, отражающих расходование денежных средств (чеки ККМ с приложением товарного чека, квитанции к приходным кассовым ордерам, с приложением счетов, счетов - фактур) и отражающих расходование и движение товарно - материальных ценностей (накладные), требуется дополнительный документ (отчет, акт), в котором отражаются:

- дата и место проведения деловой встречи (приема);

- приглашенные лица;

- участники со стороны организации;

- конкретное назначение расходов;

- величина расходов.

При наличии вышеперечисленных документов включение расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц в состав представительских расходов в себестоимость продукции осуществляется в порядке, изложенном выше.

Подписано в печать Л.П.Борисов

20.06.2001

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...В марте и апреле 2001 г. предприятие принимало участие в специализированных выставках. Очередная выставка назначена на ноябрь 2001 г. Как рассчитать сумму рекламных расходов, относимых на себестоимость продукции предприятия, в первом полугодии и в целом за год в связи с изменением с 1 апреля 2001 г. нормативов, установленных Приказом Минфина России N 26н? ("Консультант Бухгалтера", 2001, N 7) >
Статья: Модернизация и реконструкция объектов основных средств - особенности бухгалтерского учета и налогообложения, принципиальные отличия от текущих затрат ("Консультант Бухгалтера", 2001, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.