Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налогообложение в Белоруссии российских организаций, осуществляющих деятельность на основе посреднических договоров ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 21)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 21, 2001

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В БЕЛОРУССИИ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ

ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ

В Республике Беларусь отсутствует общее определение понятия посредническая сделка (операция) для целей налогообложения. На основании анализа норм налогового законодательства можно утверждать, что в целях налогообложения к посредническим сделкам относятся операции в рамках заключения и исполнения договоров, предусматривающих реализацию одной организацией товаров по поручению другой организации от своего имени или от имени другой организации за вознаграждение, при которых товары, поступившие к первой организации в рамках исполнения данного договора, являются собственностью второй организации до их реализации третьим лицам. Таким образом, в качестве посреднических сделок в целях налогообложения должны рассматриваться только договоры поручения, комиссии, консигнации, агентские и иные подобные сделки.

Рассматривая функции белорусской организации - комиссионера как налогового агента по отношению к комитенту - российскому юридическому лицу, следует обратить внимание на то, как квалифицируется эта деятельность в целях налогообложения: в качестве постоянного представительства иностранной фирмы или без образования постоянного представительства. От того, как будет квалифицирована конкретная деятельность, зависит, какими налогами и по какой ставке будут облагаться суммы, перечисляемые российскому резиденту в рамках рассматриваемого договора.

В соответствии со ст.7 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2000 N 3-З) о налогах на доходы и прибыль (далее - Закон) плательщиками налога на прибыль (в настоящее время ставка этого налога составляет 30%) являются также иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, расположенное на территории республики. Согласно этой же статье под постоянным представительством иностранного юридического лица, расположенным на территории Республики Беларусь, для целей налогообложения понимается юридическое или физическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее деятельность на территории Республики Беларусь по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг в соответствии с условиями договора поручения, комиссии или иных аналогичных договоров в интересах и в пользу иностранного юридического лица. Однако в соответствии с Соглашением между Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, ратифицированным Парламентом Республики Беларусь от 25.04.1996 (далее - Соглашение об избежании двойного налогообложения), не считается постоянным представительством иностранного юридического лица юридическое или физическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь в соответствии с условиями договоров поручения, комиссии или иных аналогичных договоров в интересах и в пользу иностранного юридического лица, если такая деятельность является обычной хозяйственной деятельностью данного лица, осуществляемой им в отношении нескольких юридических лиц.

В соответствии со ст.10 Закона иностранные организации, осуществляющие деятельность без образования постоянного представительства, уплачивают налог по другим доходам. Согласно Перечню доходов иностранных юридических лиц, подлежащих налогообложению в качестве "других доходов", утвержденному Постановлением Совета министров от 26.07.1996 N 492, к другим доходам относятся и доходы от реализации на территории Республики Беларусь товаров, ввозимых на условиях торгового посредничества, комиссии (консигнации). При исчислении налога на другие доходы в этом случае из общей суммы платежа вычитаются документально подтвержденные расходы, понесенные иностранным юридическим лицом, в том числе комиссионное вознаграждение. Ставка налога на другие доходы - 15%, взимается он у источника выплаты.

Рассмотрим отдельные аспекты налогообложения такого типа сделок в Республике Беларусь.

1. Базой для расчета налогооблагаемого дохода при реализации продукции белорусским независимым посредником является фактическая цена реализации за вычетом подтвержденных затрат, произведенных собственником имущества, а не сумма разницы или части разницы (как в Российской Федерации) между назначенной комитентом ценой реализации и более выгодной ценой, по которой белорусское предприятие - посредник осуществило продажу поставленных для реализации товаров.

2. Не может считаться достаточным для подтверждения расходов по приобретению товаров с указанием их цены в товарно - транспортной накладной от завода - изготовителя, если этот товар приобретается в результате бартерной сделки. Реальными затратами комитента является сумма денежных средств, уплаченная им при приобретении поставленных по бартеру материальных ресурсов.

3. Если товар приобретается комитентом не у завода - изготовителя, а у третьего лица и отправка производится непосредственно заводом - изготовителем в адрес комиссионера, в распоряжение контролирующих органов попадает два инвойса с разными ценами закупки. Четкого же порядка в определении цены для расчета дохода комитента нет.

4. Согласно Разъяснению Главной налоговой инспекции и Минфина Республики Беларусь от 15.02.1996 N 04/23 и от 19.02.1996 N 15 "О налогообложении иностранных юридических лиц (нерезидентов)" налог с доходов иностранных юридических лиц подлежит удержанию в том случае, если источником выплаты является резидент Республики Беларусь.

5. При поставке выпущенных в свободное обращение товаров, происходящих из третьих стран, комитент выделяет отдельной строкой сумму предъявляемого НДС, но специально оговаривает место происхождения товара. При этом вся сумма НДС, выставленная комиссионером (в том числе и приходящаяся на комиссионное вознаграждение), не подлежит у покупателя зачету.

6. В соответствии с п.14 Методических указаний Госналогкомитета Республики Беларусь от 05.05.1997 N 7 "По налогообложению "других доходов" иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство" в том случае, если доход нерезидента определен в неденежной форме, налог уплачивается от денежного эквивалента.

Если деятельность резидента - комиссионера квалифицируется в качестве постоянного представительства иностранной фирмы - комитента, первый должен встать на налоговый учет и обеспечить ведение раздельного учета по деятельности иностранной фирмы на территории Республики Беларусь через данное постоянное представительство.

Декретом Президента Республики Беларусь от 09.06.1998 N 9 "Об упорядочении уплаты налогов по деятельности иностранных юридических лиц" установлено, что юридическое или физическое лицо Республики Беларусь, признаваемое для целей налогообложения согласно законодательству Республики Беларусь постоянным представительством иностранного юридического лица, через которое иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь, проходит регистрацию (становится на налоговый учет) в налоговых органах по месту своего нахождения и удерживает с сумм платежей, причитающихся этому иностранному юридическому лицу, налоги и другие обязательные платежи, подлежащие уплате указанным иностранным юридическим лицом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При неудержании или несвоевременном удержании налогов и других обязательных платежей на постоянное представительство возлагается ответственность, установленная законодательством Республики Беларусь для плательщиков соответствующих налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, иностранное юридическое лицо по хозяйственной деятельности в Республике Беларусь в зависимости от квалификации его деятельности в качестве постоянного представительства уплачивает все белорусские налоги, плательщиками которых названы иностранные организации. При этом зачет по уплаченным в Республике Беларусь налогам будет производиться только в рамках действующего Соглашения об избежании двойного налогообложения. Это касается налогов на доходы и на прибыль, а также на недвижимость (имущество).

Следует иметь в виду, что налог на прибыль по деятельности иностранной фирмы на территории Республики Беларусь уплачивается один раз в году (что, безусловно, облегчает планирование этого налога), однако расчеты налога придется делать ежемесячно, так как результаты этого расчета будут являться базой для определения местного транспортного сбора, иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством), уплачиваемых из прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Важно отметить также, что налогообложению подлежит только:

а) та часть прибыли, которая возникает из источников в Республике Беларусь в связи с деятельностью иностранного юридического лица через постоянное представительство (см., например, совместное Письмо ГГНИ РБ от 15.02.1996 N 04/23 и Минфина РБ от 19.02.1996 N 15), при этом под реализацией за пределы республики понимается фактический вывоз этого товара за пределы республики (Разъяснение ГНК РБ от 30.12.1998 N 04/12098);

б) в налогооблагаемую базу включается также прибыль, полученная от осуществления хозяйственных операций с другими иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность через постоянное представительство без вывоза товаров за пределы Республики Беларусь.

Подписано в печать С.Зинькович

23.05.2001 Международная инвестиционная

компания "EIK"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности применения в 2001 г. минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 21) >
Статья: Страховые выплаты по договорам прямого страхования ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.