Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности применения в 2001 г. минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 21)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 21, 2001

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В 2001 Г. МИНИМАЛЬНЫХ СТАВОК

ПЛАТЫ ЗА ДРЕВЕСИНУ, ОТПУСКАЕМУЮ НА КОРНЮ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" (далее - Постановление N 127) утверждены новые минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню (далее - минимальные ставки). До принятия этого Постановления платежи исчислялись на основании минимальных ставок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 N 867 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" (далее - Постановление N 867).

Рассмотрим основные положения, касающиеся порядка применения минимальных ставок при исчислении и внесении в бюджет платежей, связанных с пользованием лесным фондом.

Постановление N 127 предусматривает дифференцированное и экономически обоснованное увеличение в субъектах Российской Федерации действовавших ранее минимальных ставок при их повышении в среднем по Российской Федерации в 1,95 раза к уровню, установленному в Постановлении N 867. Коэффициенты повышения минимальных ставок составляют от 1,22 в Чукотском автономном округе до 3,13 в Калининградской области. Применение новых минимальных ставок позволит заметно увеличить объем поступлений в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации платежей за пользование лесным фондом и за счет дополнительных средств улучшить финансовое положение лесохозяйственной отрасли.

Минимальные ставки применяются для исчисления платежей, взимаемых с лесопользователей при проведении ими в лесах рубок главного пользования и прочих рубок. В соответствии с Постановлением N 127 порядок исчисления платежей за древесину, заготавливаемую при проведении рубок промежуточного пользования, предусматривает применение минимальных ставок в пониженном размере.

Минимальные ставки дифференцируются по ряду показателей. В первую очередь они делятся на ставки для основных лесных пород, в насаждениях которых объемы рубок бывают наибольшими, и ставки для неосновных лесных пород, заготовка древесины которых имеет ограниченный характер.

Постановлением N 127 предусмотрено деление на 53 лесотаксовых района для основных лесных пород. Ранее Постановление N 867 предусматривало деление лесов Российской Федерации на 50 лесотаксовых районов. Конкретные изменения в лесотаксовом районировании следующие:

из Новгородского лесотаксового района выделен самостоятельный Ленинградский лесотаксовый район;

из Центрально - Уральского лесотаксового района выделен самостоятельный Северо - Уральский лесотаксовый район, включающий Вайский, Колвинский, Красновишеровский и Чердынский лесхозы Пермской области;

из Первого Восточно - Сибирского лесотаксового района во Второй Эвенкийский лесотаксовый район перенесен Таймырский (Долгано - Ненецкий) автономный округ;

из Пятого Восточно - Сибирского лесотаксового района исключен Шестаковский лесхоз, расположенный на территории Нижнеилимского и Усть - Удинского районов Иркутской области;

из Магаданского лесотаксового района выделен самостоятельный Чукотский лесотаксовый район.

Для неосновных лесных пород предусмотрено распределение лесов Российской Федерации на 4 лесотаксовых пояса. При этом в четвертом лесотаксовом поясе в дополнение к ранее существовавшим минимальным ставкам добавлены ставки для кедрового стланика.

Минимальные ставки как для основных, так и для неосновных лесных пород дифференцированы по следующим показателям:

группы лесных пород;

разряды такс с соответствующими им градациями расстояний вывозки древесины от мест рубки до погрузочных пунктов;

товарное качество и категории крупности древесины - деловая (крупная, средняя, мелкая) и дрова.

Постановление N 127, как и ранее действовавшее Постановление N 867, предусматривает ряд условий, при которых производится корректировка (уменьшение или увеличение) минимальных ставок в результате применения соответствующих коэффициентов. На размер ставок влияют:

размер ликвидного запаса древесины на корню в плотных кубометрах на 1 га лесосеки;

применение средосберегающих технологий при проведении рубок на лесосеках, расположенных на горных склонах с крутизной свыше 200 град.;

проведение несплошных рубок главного пользования;

сохранность подроста и (или) второго яруса ценных пород (хвойных, твердолиственных) при проведении сплошных рубок главного пользования.

Кроме того, возможны и другие основания для корректировки минимальных ставок. Согласно Постановлению N 127 при отпуске древесины в порядке проведения сплошных санитарных рубок в насаждениях, поврежденных вредителями и болезнями леса, пожарами, ветром и другими стихийными бедствиями, минимальные ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от качества древесины на корню и спроса на нее вплоть до полного освобождения лесопользователей от платы.

Правовые основания для введения новых минимальных ставок

В соответствии с п.2 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ) официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.

Согласно п.6 Указа акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Постановление N 127 было опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 05.03.2001 (N 10, ст.958). В "Российской газете" оно опубликовано 20.03.2001. Следовательно, первым днем, наступившим по истечении семи дней со дня первого официального опубликования Постановления N 127, было 13 марта 2001 г. Указанная дата и является днем, начиная с которого применяются минимальные ставки, утвержденные Постановлением N 127. Соответственно, с 13 марта текущего года утратило силу Постановление N 867 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 32, ст.4090).

Иные толкования порядка исчисления платежей, исходящие из более поздней даты применения новых минимальных ставок на основе норм части первой Налогового кодекса Российской Федерации неправомерны по следующим основаниям.

В п.1 ст.5 части первой НК РФ указано, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей. Однако в п.1 ст.1 части первой НК РФ установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Из приведенного определения следует, что Постановление N 127 не является актом законодательства о налогах. Таким образом, положения п.1 ст.5 части первой НК РФ на этот акт Правительства Российской Федерации не распространяются.

Учитывая необходимость оперативного сообщения лесохозяйственным, налоговым и финансовым органам даты, начиная с которой на всей территории Российской Федерации применяются новые минимальные ставки, МПР России, МНС России и Минфин России довели решение этого вопроса до сведения своих отраслевых подразделений в субъектах Российской Федерации совместной Телеграммой соответственно от 12.03.2001 N Т-102, от 23.03.2001 N ВТ-6-04/235 и от 12.03.2001 N 04-07-16/4. При подготовке Телеграммы указанные федеральные органы исполнительной власти исходили из того, что задержка решения данного вопроса создаст в дальнейшем значительные сложности для лесохозяйственных органов при исчислении на текущий год платежей за пользование лесным фондом по новым минимальным ставкам и для налоговых органов при контроле за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет этих платежей.

При проводимой в настоящее время лесохозяйственными органами выписке лесопользователям на текущий год лесорубочных билетов необходимо своевременно оценивать выделяемый лесосечный фонд по действующим минимальным ставкам, а также по конкретным ставкам, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов в размере не ниже минимальных ставок.

Следует также отметить, что предусмотренная ст.24 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" годовая сумма поступления в федеральный бюджет платежей за пользование лесным фондом в объеме 973,2 млн руб. рассчитана исходя из размера новых минимальных ставок.

Информация о порядке применения новых минимальных ставок необходима и для определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации обоснованных показателей поступления в территориальные бюджеты платежей за пользование лесным фондом.

Напомним, что правовые основания, определяющие полномочия по введению в Российской Федерации минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, базируются на положениях лесного законодательства. Установление минимальных ставок Правительством Российской Федерации предусмотрено ст.103 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ. В связи с принятием Лесного кодекса Правительство Российской Федерации Распоряжением от 14.03.1997 N 353-р утвердило План подготовки проектов нормативных правовых актов в связи с принятием Лесного кодекса. Для платного отпуска древесины на корню Правительство Российской Федерации согласно указанному Плану должно было утвердить минимальные ставки.

Первоначально минимальные ставки были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1199, затем Постановлением N 867. В настоящее время платный отпуск древесины на корню осуществляется в соответствии с Постановлением N 127.

Порядок исчисления платы за древесину,

отпускаемую на корню

В соответствии с п.34 Инструкции Госналогслужбы России от 19.04.1994 N 25 (с изм. и доп. от 08.05.1996) "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" (далее - Инструкция) плата за древесину, отпускаемую на корню, полностью вносится в доход бюджета в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд, в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.

Лесопользователи вносят в доход бюджета плату за древесину, отпускаемую на корню, по установленным срокам исходя из общей стоимости древесины, отпущенной по всем лесорубочным билетам из лесосечного фонда данного года.

Таким образом, при неизменных ставках размер платежей по каждому конкретному сроку определяется в зависимости от общей суммы платежей, подлежащей внесению в течение года.

Согласно п.17 Инструкции при изменении ставок лесных податей перерасчет платежей за древесину, отпущенную по ранее выданным лесорубочным билетам (ордерам), производится только в том случае, если срок уплаты наступает после пересмотра ставок. Следовательно, по лесорубочным билетам, выданным до 13 марта 2001 г. по срокам уплаты, наступающим начиная с этой даты, суммы платежей подлежат перерасчету с учетом применения новых минимальных ставок. Что касается сроков уплаты, предшествовавших этой дате, то по ним платежи подлежали внесению в размере, установленном Постановлением N 867, без действовавшего в 2000 г. коэффициента 1,2.

Согласно ст.17 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" применение минимальных ставок, утвержденных Постановлением N 867, с коэффициентом 1,2 предусматривалось только в прошлом году.

Порядок перерасчета в текущем году платы за древесину, отпускаемую на корню, может быть проиллюстрирован следующим условным примером.

Пример. По лесорубочному билету, выданному лесопользователю 10 января 2001 г. для заготовки древесины в объеме более 500 куб. м, общая сумма платы в размере минимальных ставок составила 10 000 руб. После вступления в силу Постановления N 127 был произведен перерасчет платежей со сроками уплаты начиная с 13 марта текущего года. При этом общая сумма платы составила уже 18 500 руб.

Результаты перерасчета представлены в таблице. Порядок перерасчета распространяется на все лесорубочные билеты, выданные до 13 марта 2001 г., в том числе и на те, выписка которых производилась после первого в текущем календарном году срока уплаты - 15 февраля. На последнее обстоятельство следует обратить особое внимание.

     
   ————————T———————————————————————————————————————————————T————————¬
   |Показа—|            По срокам уплаты в 2001 г.         |Всего по|
   |тели   |                                               |лесору— |
   |       |                                               |бочному |
   |       |                                               |билету  |
   |       +—————T—————T—————T—————T—————T—————T—————T—————+        |
   |       |15.02|15.03|15.04|15.06|15.07|15.09|15.11|15.12|        |
   +———————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+————————+
   |Распре—| 15  | 10  | 10  | 10  | 10  | 15  | 15  | 15  |    100 |
   |деление|     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |перво— |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |началь—|     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |но на— |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |числен—|     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |ной    |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |суммы  |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |по сро—|     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |кам, % |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   +———————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+————————+
   |Размер |1500 |1000 |1000 |1000 |1000 |1500 |1500 |1500 |  10 000|
   |плате— |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |жей на |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |момент |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |выдачи |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |лесору—|     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |бочного|     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |билета,|     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |руб.   |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   +———————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+————————+
   |Размер |1500 |2000 |2000 |2000 |2000 |3000 |3000 |3000 |  18 500|
   |плате— |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |жей    |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |после  |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |пере—  |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |расче— |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |та,    |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   |руб.   |     |     |     |     |     |     |     |     |        |
   L———————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————————
   

Согласно п.36 Инструкции при получении лесопользователями лесорубочных билетов по лесосечному фонду текущего года после наступления очередных сроков платы за древесину, отпускаемую на корню, лесопользователи вносят в бюджет все суммы причитающихся платежей по истекшим срокам уплаты в первый наступающий срок уплаты. Следовательно, по лесорубочному билету, выданному лесопользователю, например, 16 февраля текущего года, первый взнос производится по сроку 15 марта с учетом истекшего срока (15 февраля) в размере, установленном следующим образом:

по сроку 15 февраля - по минимальным ставкам, утвержденным Постановлением N 867;

по сроку 15 марта - по минимальным ставкам, утвержденным Постановлением N 127.

Что касается лесорубочных билетов, выдаваемых лесопользователям начиная с 13 марта текущего года, то по ним плата взимается по всем срокам уплаты исходя из минимальных ставок, утвержденных Постановлением N 127.

Пунктами 34 и 37 Инструкции предусмотрен порядок единовременного внесения платежей. В этом случае уплата производится следующим образом. При отпуске древесины на корню по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 куб. м сумма платы за древесину по срокам не разбивается, а вносится в бюджет полностью перед выпиской лесорубочного билета. Плата за древесину, отпускаемую на корню, по ордерам вносится в доход бюджета всеми лесопользователями аналогичным образом, т.е. полностью при получении ордеров. Из этого следует, что новые минимальные ставки применяются для денежной оценки древесины, отпускаемой в рубку, по лесорубочным билетам с объемом отпуска менее 500 куб. м и по ордерам, выдаваемым лесопользователям, начиная с 13 марта текущего года.

С учетом изложенного территориальные лесохозяйственные органы должны в кратчайший срок:

произвести денежную переоценку древесины, отпускаемой из лесосечного фонда 2001 г. по каждому лесорубочному билету, по минимальным ставкам, утвержденным Постановлением N 127;

распределить исчисленные суммы платы за древесину, отпускаемую на корню, по установленным срокам уплаты в соответствии с п.34 Инструкции и определить суммы платежей по срокам уплаты, наступающим с 13 марта текущего года;

сообщить лесопользователям результаты перерасчетов и данные о доначисленных суммах платы за древесину, отпускаемую на корню, подлежащих внесению по срокам уплаты, наступающим с 13 марта текущего года.

К компетенции же налоговых органов относится принятие мер по организации контроля за правильным и своевременным перерасчетом и внесением в бюджет платы за древесину, отпускаемую на корню, с учетом применения соответствующих минимальных ставок.

При исчислении платежей следует иметь в виду, что минимальные ставки включают в себя налог на земли лесного фонда, который составляет 5% их размера.

Применение минимальных ставок при проведении

лесных аукционов и предоставлении участков

лесного фонда в аренду

В соответствии с п.48 Положения о порядке проведения лесных аукционов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 11.08.1997 N 99, перечисление денег в уплату за купленную аукционную единицу, в данном случае - за лесосеку, предоставленную в рубку, производится покупателем не позднее 20 дней после подписания им протокола лесного аукциона. Протокол имеет силу договора. Следовательно, по лесорубочным билетам, выданным лесопользователям по результатам лесных аукционов, протоколы которых подписаны до 13 марта 2001 г., перерасчет платежей по новым минимальным ставкам не производится. Это условие действует и при внесении платежей после 13 марта текущего года, если протоколы подписаны до названной даты. Например, по протоколу лесного аукциона, подписанному 12 марта 2001 г., лесопользователь должен был осуществить расчеты с бюджетом исходя из минимальных ставок, утвержденных Постановлением N 867, и получить лесорубочный билет не позднее 1 апреля текущего года.

Аналогичный порядок действует и при внесении арендной платы за древесину, отпускаемую на корню по договорам аренды участков лесного фонда, заключенным и прошедшим государственную регистрацию до 13 марта 2001 г. Однако если в указанные договоры условие о применении новых минимальных ставок будет внесено, должен быть произведен перерасчет платежей. Соответствующие полномочия лесхозам, являющимся арендодателями, предоставлены Положением об аренде участков лесного фонда (п.п.34 и 41), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345.

Исчисление неустоек и взысканий

за ущерб от лесонарушений

Новые минимальные ставки применяются и при исчислении неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства.

В соответствии с п.75 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, неустойки, взыскиваемые за нарушения Правил, исчисляются лесхозами исходя из минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, взятых по первому разряду такс (независимо от того, к какому лесотаксовому разряду относится квартал (участок), в котором допущено нарушение), без применения норм их снижения. При этом разделение древесины на деловую и дровяную не производится, учет ее ведется в коре, и для всего объема древесины применяется ставка лесных податей, установленная за деловую древесину средней категории крупности.

Аналогичным образом на основе минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, исчисляются взыскания за ущерб от лесонарушений, связанных с уничтожением или повреждением деревьев, кустарников и лиан.

При исчислении неустоек и взысканий за ущерб по нарушениям, выявленным начиная с 13 марта 2001 г., применяются минимальные ставки, утвержденные Постановлением N 127.

Подписано в печать Е.Юдин

23.05.2001 Советник налоговой службы

II ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Предприятие реализовало товары медицинского назначения, полученные от поставщика (без лицензии на распространение изделий медицинского назначения). Поставщик не выставлял к оплате сумму НДС, так как применял льготу по этому налогу. Как исчисляется НДС, учитывая, что изделия отпускались поликлиникам и больницам и не облагались НДС у поставщиков? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 21) >
Статья: Налогообложение в Белоруссии российских организаций, осуществляющих деятельность на основе посреднических договоров ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.