![]() |
| ![]() |
|
Статья: Новации государственных ценных бумаг Российской Федерации: комментарий к Закону N 50-ФЗ ("Финансовая газета", 2001, N 21)
"Финансовая газета", N 21, 2001
НОВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ N 50-ФЗ
Федеральный закон Российской Федерации от 09.05.2001 N 50-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации" согласно ст.2 должен вступить в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (12 мая 2001 г.), т.е. в июне 2001 г. Остановимся более подробно на некоторых положениях этого Закона. В Законе N 50-ФЗ уточняется редакция абз.7 п.4 ст.2 Закона от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон), согласно которой не возникает налоговых обязательств по налогу на прибыль при проведении новации государственных ценных бумаг Российской Федерации, т.е. стоимость полученных при новации государственных ценных бумаг не включается в налогооблагаемую базу. Предприятия - первичные владельцы полученных при новации государственных ценных бумаг определяют прибыль (убыток) только при их реализации как разницу между ценой реализации и оплаченной стоимостью облигаций (суммой фактических затрат на приобретение всех обмениваемых при новации облигаций) с учетом затрат, связанных с реализацией. В этом же абзаце решен вопрос о налогообложении денежных средств, выплачиваемых в соответствии с условиями новации ГКО и ОФЗ. До внесения изменений в Закон обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль с денежных средств, выплачиваемых в процессе новации, возникала в зависимости от даты ее осуществления, т.е. до или после 1 апреля 1999 г. (дата вступления Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"). Так, до 1 апреля 1999 г. денежные средства участвовали в налогообложении, а после 1 апреля 1999 г. обязанность по уплате налога возникала только при реализации новых облигаций, полученных в результате новации. Уточненная редакция предполагает, что денежные средства, выплачиваемые в соответствии с условиями новации, учитываются в качестве частичного возмещения государством предприятию его затрат на приобретение подпадающих под новацию государственных ценных бумаг Российской Федерации и при реализации новых ценных бумаг прибыль (убыток), определяемая как разница между ценой реализации и оплаченной стоимостью полученных при новации ценных бумаг (фактические затраты на приобретение старых облигаций с учетом затрат, связанных с реализацией), уменьшается на сумму таких денежных средств. Причем данная норма в соответствии со ст.2 Закона вступает в силу с даты осуществления новации и распространяется на весь период новации - как до, так и после 1 апреля 1999 г. В Закон внесены уточнения, предусматривающие, что при погашении государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ГКО и ОФЗ, дополнительно из цены погашения в пределах полученной прибыли, определяемой в виде разницы между ценой погашения и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с их погашением, исключаются часть процентного дохода, подлежащего выплате по ОФЗ, и разница между ценой погашения и ценой приобретения по ГКО, включенные в стоимость ценных бумаг, полученных при новации. Уточнение "в пределах полученной прибыли" означает, что, если в результате реализации новых ОФЗ и ГКО получена прибыль и при уменьшении ее на часть процентного дохода образуется отрицательный результат, налоговая база принимается равной нулю. До недавнего времени оставался законодательно не урегулированным вопрос, связанный с переоценкой ОФЗ и ГКО со сроком погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. В Закон внесены правки, касающиеся корректировки налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму переоценки по таким государственным ценным бумагам, с которой был ранее уплачен налог на прибыль. Организации, которые переоценивали на курсовую разницу валютные облигации, исключали из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль прирост их стоимости от изменения курсовой разницы за период, когда в соответствии с действующим законодательством указанные суммы были освобождены от налогообложения. Закон предусматривает возможность при реализации новых валютных облигаций осуществить корректировку налоговой базы на сумму курсовых разниц, ранее учтенных в составе дохода, с которой был уплачен налог. В целях выработки единого подхода к формированию налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в Закон внесены изменения, предусматривающие, что организации, которые не переоценивали на курсовую разницу стоимость валютных облигаций при реализации (выбытии) полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации, вправе уменьшить сумму прибыли на положительное сальдо курсовых разниц, возникших за периоды, когда эти курсовые разницы в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежали исключению из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль.
В п.4 ст.2 Закона внесено дополнение, предусматривающее, что первичные владельцы государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, вправе направлять на погашение убытков от их реализации (выбытия) доходы от реализации (выбытия) всех ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Одновременно исключен абз.3 п.5 ст.6, поскольку в предыдущей редакции Закона (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом N 62-ФЗ) эта норма была включена в ст.6 "Льготы по налогу на прибыль" и не могла применяться в полной мере, так как ограничивалась 50% от фактической суммы налога, исчисленного без учета налоговых льгот, установленных п.п.1 и 5 ст.6. С принятием ст.43 Налогового кодекса Российской Федерации возникла необходимость уточнения понятия "процентный доход" в отношении ценных бумаг, и в связи с этим в ст.9 внесена норма, устанавливающая, что процентным доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом при размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, а по ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка, - доход в виде разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее первичного размещения, исчисляемой как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск в соответствии с установленным порядком признан размещенным. Законом предусмотрено, что процентный доход по государственным ценным бумагам определяется за время фактического нахождения их на балансе у очередного владельца исходя из общего срока обращения указанных ценных бумаг в соответствии с условиями выпуска и величиной установленного процентного дохода. При этом предполагается, что перечень ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание у продавца получение процентного дохода, устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время перечень таких ценных бумаг, а также порядок налогообложения доходов (процентов) в виде части накопленного купонного дохода по государственным ценным бумагам, рассчитываемой как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (либо погашении купона), и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении, изложен в действующем совместном Письме от 04.02.1997 Банка России N 408, Минфина России N 10 и Госналогслужбы России N ВЕ-6-05/103 (по заключению Минюста России не нуждается в государственной регистрации). В связи с тем что по условиям новации по облигациям ОВГВЗ III серии выплачивается дополнительно процентный доход за период с 14 мая по 14 ноября 1999 г. и облигации ОВГВЗ обмениваются на валютные облигации выпуска 1999 г., имеющие такую же доходность в размере 3% и являющиеся долгосрочными, в целях избежания ухудшения положения налогоплательщиков предусмотрено освобождение от налога на доход процентов по эмитированным в целях новации валютным облигациям. Иными словами сохранен порядок налогообложения, принимаемый в отношении процентного дохода по облигациям ОВГВЗ III серии. При этом норма, устанавливающая, что не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на доход суммы процентов, выплачиваемые по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., полученным при новации ОВГВЗ III серии, распространяется на облигации как полученные в результате новации, так и приобретенные на вторичном рынке. В ст.9 Закона N 2116-1 внесены изменения, устанавливающие, что исчисление и уплата налога на доход по государственным ценным бумагам, при обращении которых на вторичном рынке предусмотрено признание у продавца получение процентного дохода, осуществляются продавцом (владельцем) таких ценных бумаг. В предыдущей редакции Закона такая ответственность возлагалась на источник выплаты процентного дохода, и долгое время законодательно не была решена проблема удержания и уплаты налога с доходов по государственным ценным бумагам, обращающимся на вторичном рынке.
Подписано в печать А.Иванцова 23.05.2001 Советник налоговой службы
I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |