Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О налоговых режимах для субъектов малого предпринимательства ("Налоговый вестник", 2001, N 6)



"Налоговый вестник", N 6, 2001

О НАЛОГОВЫХ РЕЖИМАХ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства основывается в настоящее время на Федеральном законе от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и Федеральном законе от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Практика применения к субъектам малого предпринимательства действующей системы налогообложения показала, что разделение системы на две составляющие, а именно: налогообложение по упрощенной системе и налогообложение по принципу вмененного дохода - имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Каждая из этих систем преследует свои цели и охватывает определенный круг налогоплательщиков.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства имеет целью поддержку и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации, снижение налогового бремени для данной категории налогоплательщиков.

Система же налогообложения по принципу вмененного дохода направлена на привлечение к уплате единого налога на вмененный доход организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль объективно затруднен, а именно: в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, то есть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в наличной денежной форме.

Привлечение к уплате единого налога на вмененный доход индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль затруднен, позволило увеличить налоговые поступления в бюджетную систему от данной категории плательщиков (в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки) по сравнению с ранее уплаченными налогами, в том числе и подоходного налога.

Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предоставил возможность малым предприятиям, численность работающих в которых не превышает 15 человек, перейти на упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога с валовой выручки или совокупного дохода, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Указанные предприятия - это малые предприятия с простым технологическим процессом производства продукции, совершающие минимальное количество хозяйственных операций с незначительными затратами материальных ресурсов. Поэтому предоставление таким организациям права на оформление первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующими положениями о ведении бухгалтерского учета и отчетности, можно считать основным преимуществом введения данного Закона.

Нечетко определенный порядок ведения книги доходов и расходов по упрощенной форме, в частности установленный в разделе, связанном с отражением расходов субъекта на осуществление предпринимательской деятельности, становится причиной многих спорных ситуаций. Кроме того, у налогоплательщиков возникают вопросы, касающиеся преемственности показателей бухгалтерского учета организаций, переходящих с общеустановленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности на упрощенную систему.

Анализ практики применения единого налога на вмененный доход выявил необходимость доработки законодательства Российской Федерации и обязательность приведения региональных нормативных правовых актов в соответствие с федеральными.

В частности, в связи с получившей распространение практикой занижения законодательными органами субъектов Российской Федерации показателей базовой доходности только Правительство РФ должно иметь право на установление минимального и максимального размеров вмененного дохода по видам деятельности и других составляющих формул расчета единого налога.

В целях исключения потерь бюджетов всех уровней, связанных с переводом одной категории плательщиков на уплату единого налога по видам предпринимательской деятельности, предусматривающим одновременный перевод как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц, представляется целесообразным введение нормы, запрещающей перевод только одной из предусмотренных Федеральным законом категории плательщиков по конкретному виду деятельности.

В связи с тем, что многие субъекты Российской Федерации предлагают ввести норму, согласно которой организациям и индивидуальным предпринимателям будет предоставлено право на добровольный выбор системы налогообложения: по принципу вмененного налога на доход или налогообложение в общеустановленном порядке, следует отметить следующее.

Основными направлениями налоговой политики в современных условиях являются постепенный перенос основной налоговой нагрузки с товаропроизводителей на сектор потребления; улучшение собираемости налогов; усиление в рамках существующих налогов их стимулирующей роли; ослабление тех элементов налоговой системы, которые снижают заинтересованность товаропроизводителя в росте инвестиций и расширении материального производства.

Снижение налогового бремени невозможно осуществить, не добившись его равномерного распределения среди налогоплательщиков.

Положительной стороной Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" является то, что его уплата производится всеми без исключения налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность в определенных Федеральным законом сферах.

Указанный режим налогообложения обеспечивает реальное равенство налогоплательщиков, так как устраняет ситуацию, в результате которой одни налогоплательщики, добросовестно выполняющие требования налогового законодательства и соответственно уплачивающие установленные налоги и сборы, несут всю тяжесть налоговой нагрузки, а другие налогоплательщики, которые уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании, несут минимальную налоговую нагрузку или вообще не платят налогов.

Поэтому вносить изменения в указанный Федеральный закон о предоставлении налогоплательщикам права добровольного выбора системы налогообложения, по нашему мнению, нецелесообразно.

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время действующим законодательством для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, установлена предельная сумма валовой выручки, равная стотысячекратному минимальному размеру оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" для целей налогообложения с 2001 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 100 руб.

Таким образом, с указанного периода предельная валовая выручка для субъектов малого предпринимательства будет составлять 10 млн руб.

Установление меньшего размера валовой выручки может ухудшить положение субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

В связи с этим в целях отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства представляется целесообразным установить размер валовой выручки в пределах 20 и 10 млн руб. соответственно для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Учитывая изложенное, а также то, что данные поправки имеют большое значение для уточнения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства, необходимо внести изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации.

Подписано в печать Д.А.Горшков

18.05.2001

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О перспективах развития некоторых аспектов налогообложения неинтегрированных нефтегазодобывающих компаний ("Налоговый вестник", 2001, N 6) >
Статья: НДС с 1 января 2001 года (Окончание) ("Налоговый вестник", 2001, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.