![]() |
| ![]() |
|
Статья: О перспективах гармонизации национальных налоговых законодательств государств - участников евразийского экономического сообщества ("Налоговый вестник", 2001, N 6)
"Налоговый вестник", N 6, 2001
О ПЕРСПЕКТИВАХ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС, Сообщество) требует осмысления новых подходов к интеграционному взаимодействию, а также преодоления государственными органами и органами ЕврАзЭС определенных правовых проблем. Прежде всего это касается вопросов правового обеспечения функционирования как самого ЕврАзЭС, так и введения в действие актов его органов. Практически все эти проблемы связаны с необходимостью принятия национальных актов, внесения изменений и дополнений в национальные законодательства государств - учредителей, то есть их гармонизацией, которая должна стать важнейшим элементом реализации права Сообщества. В результате работы аппарата Интеграционного Комитета по созданию эффективного механизма правового обеспечения интеграционного экономического взаимодействия была подготовлена концепция системного подхода к гармонизации национальных законодательств. В Программе, утвержденной Решением Межгосударственного Совета от 26.10.1999 N 52, определена система взаимосогласованных государствами - участниками взглядов на общие для них цели и приоритеты развития правовой основы Таможенного союза. Стержнем Программы является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения, гармонизации и унификации законодательства.
В этой связи необходимо определиться в содержании используемых терминов. Сближение - выработка общего курса государств в определенной сфере правоотношений на определенном этапе интеграционного взаимодействия. Гармонизация - согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений. Унификация - введение в действие общеобязательных единообразных юридических норм и правил. Применение того или иного термина зависит прежде всего от глубины и многообразия интеграционных связей. Не вызывает сомнений, что процессы гармонизации, происходимой в рамках межгосударственной экономической интеграции, должны осуществляться согласованно, последовательно и синхронно. Это диктует, в свою очередь, необходимость системного подхода к работе по гармонизации национальных законодательств. К основным принципам гармонизации в принятых документах отнесены: - согласованность правового регулирования; - синхронность принятия гармонизированных актов; - последовательность этапов гармонизации; - приоритетность международных договоров над национальным законодательством. Совершенно очевидно, что процесс гармонизации должен осуществляться поэтапно. На наш взгляд, можно выделить пять основных этапов. Первый этап - определение требующих гармонизации отраслей законодательства; сфер в рамках отдельной отрасли и проблемных вопросов. Второй этап - проведение сравнительно - правового анализа, результатом которого станет третий этап - определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации. Четвертый этап - синхронное принятие гармонизированных актов. Пятый этап - контроль над реализацией решений по вопросам гармонизации. Основаниями гармонизации служат заключенные международные договоры, решения органов управления Сообщества, собственная инициатива государств, а также Основы законодательства и типовые законодательные акты Межпарламентского Комитета. В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на работе, проводимой Интеграционным Комитетом по гармонизации налоговых законодательств. В соответствии с заключенными международными договорами, соглашениями, а также решениями органов управления интеграцией налоговое законодательство рассматривается как одно из первоочередных направлений гармонизации. Под гармонизацией налоговых законодательств мы представляем систему взаимосогласованных взглядов на общие для них цели и приоритеты формирования правовой основы Таможенного союза в налоговой сфере, пути, мероприятия, механизм и этапы их практического осуществления. Основой гармонизации являются добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессе сближения, гармонизации и унификации национальных налоговых законодательств, их постепенность и этапность реализации. Целью гармонизации является установление единообразного (унифицированного) порядка регулирования межгосударственных налоговых отношений. Для этого используются такие основные принципы, как согласованность правового регулирования, синхронность принятия актов по вопросам налогового законодательства, последовательность этапов гармонизации. Для создания реальных условий гармонизации в налоговой сфере на первом этапе необходимо глубокое изучение и анализ налоговых законодательств каждой страны ЕврАзЭС с точки зрения развитости налоговой системы, достоинств и недостатков. Очередным этапом предусматривается сравнение, выявление сходств и различий, использование позитивных аспектов налоговых законодательств отдельных стран с целью их гармонизации. Формирование налоговой политики возложено на министерства финансов, экономики и налоговые службы Сторон. Их совместная деятельность направлена на создание однородного правового пространства. Для работы по координации деятельности налоговых служб Советом глав Правительств было принято решение о создании Совета руководителей налоговых служб (СРНС) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Одним из основных направлений деятельности Совета явилось сближение и гармонизация налоговых законодательств государств - участников Таможенного союза. Для реализации этих задач создана рабочая группа, предметом деятельности которой являются: - проведение сравнительного анализа действующих национальных налоговых систем Сторон (определение объектов налогообложения, перечня и ставок налогов, порядка исчисления налогов, налоговых льгот, систем их администрирования и др.), выявление основных различий в налоговых системах и согласование принципов их сближения и гармонизации; - подготовка проектов нормативно - правовых документов, необходимых для проведения работ по сближению, гармонизации и унификации налоговых законодательств; - разработка рекомендаций и предложений по проведению гармонизированной налоговой политики в рамках Таможенного союза. В целях реализации поставленных задач разработан и утвержден на заседании Совета глав правительств План практических действий по гармонизации налогового законодательства государств - участников Таможенного союза на 2000 - 2002 гг. от 06.10.2000 N 106. Рабочая группа сделала обзор действующих национальных налоговых законодательств, разработала сопоставительную таблицу по перечню и ставкам основных налогов, элементам налогообложения, порядку учета налогоплательщиков, методам контроля, мерам ответственности за нарушения налогового законодательства, сделала их сравнительный анализ с целью выявления сходств и различий в налоговых системах Сторон. Определены следующие основные направления работы: - гармонизация налоговых законодательств; - совершенствование принципов налогового администрирования; - укрепление информационного обмена между налоговыми службами Сторон; - подготовка кадров. В соответствии с проведенной в 2000 г. работой по выполнению вышеуказанного Плана утверждены основные налоги, подлежащие гармонизации - косвенные налоги (НДС и акцизы), налог на прибыль (доходы) юридических лиц, налог на доходы физических лиц (подоходный налог) и социальный налог (платежи во внебюджетные фонды), налог на имущество (недвижимость) организаций и физических лиц. Анализ этих основных общегосударственных налогов проводился по следующим элементам налогообложения - объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и налоговые льготы, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Одновременно выработаны предложения по перечню основных налогов, работа над гармонизацией которых предусматривается в 2001 и 2002 гг. В течение 2001 г. будет проводиться работа по сближению и унификации косвенных налогов, которые обслуживают взаимную торговлю государств - участников Таможенного союза. Страны - участники союза практически завершили переход на международный принцип их взимания по "стране назначения". Наиболее результативным может также стать обсуждение и согласование налогов на прибыль и доходы юридических лиц. На 2002 г. предусмотрена совместная работа Сторон по гармонизации налога на доходы физических лиц (подоходный налог) и социальный налог (платежи во внебюджетные фонды) с учетом изучения опыта Республики Казахстан, Российской Федерации и Кыргызской Республики по итогам 1999 - 2001 гг. С 1999 г. в Республике Казахстан введен единый социальный налог, а в 2001 г. в Российской Федерации установлена единая шкала подоходного налога в 13% и введен единый социальный налог. Особенности гармонизации налога на имущество (недвижимость) целесообразно проработать после изучения и принятия государствами - участниками ЕврАзЭС общих принципов применения конвенций, соглашений об избежании двойного налогообложения и уклонений от уплаты налога на доход и капитал. Итогом проводимой работы по гармонизации налогового законодательства должна стать разработка конкретных предложений и рекомендаций по корректировке национальных налоговых законодательств органам законодательной власти, а также подготовка и принятие в перспективе Налогового кодекса стран - участниц интеграционного взаимодействия. По степени влияния на экономику соседних государств виды налогов можно разделить на две группы: - прямые и целевые налоги (налог на прибыль, подоходный налог с физических и юридических лиц, налог на пользование автодорогами, налог на имущество, транспортные средства и т.п.); - косвенные налоги (акциз, НДС). Системы взимания косвенных налогов подлежат гармонизации в большей степени, так как они оказывают наибольшее влияние на ценообразование и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств - участников Таможенного союза. Основными направлениями гармонизации должны явиться исключение двойного налогообложения при переходе на взимание по принципу "страны назначения", выравнивание ставок акцизного налога на импортируемую и производимую продукцию, унификация методики исчисления и перечня подакцизных товаров. Прямые и целевые налоги не оказывают прямого влияния на налоговые поступления в соседних государствах. Однако разный уровень налогового бремени (нагрузки) ведет к созданию асимметричных условий для привлечения инвестиций в экономику государств - партнеров. Работа по гармонизации прямых налогов должна вестись по следующим направлениям: - построение рациональных систем налогообложения, направленных на стимулирование эффективного развития экономик, снижение налоговой нагрузки для товаропроизводителей, поощрение инвестиций в производственный сектор; - формирование согласованной системы налогового администрирования; - отмена нерыночных налогов (отчисления в различного рода фонды и т.д.); - снижение количества налоговых льгот; - упрощение налогообложения малого предпринимательства и др. Объединение налогов, сокращение их количества, отмена многочисленных налоговых льгот позволит уменьшить уровень налоговых изъятий у налогоплательщиков, упростит их администрирование, увеличит объем налоговых поступлений и не приведет к сокращению доли доходов бюджета в ВВП. В этой связи на первом этапе следует провести анализ состояния налогообложения юридических и физических лиц, разработать методические основы по определению уровня налоговой нагрузки и выработать согласованные предложения по их снижению. В рамках СРНС будет обращаться особое внимание на работу по гармонизации процедур налогового администрирования, так как налоговые службы Сторон формируют и реализуют совместную административную работу в сложившемся или складывающемся правовом пространстве. Принципы налогового администрирования анализируется по следующим направлениям: - структура налоговых органов; - права (полномочия) должностных лиц налоговых органов; - учет налогоплательщиков; - способы взыскания неуплаченных платежей; - формы и методы налогового контроля; - ответственность за налоговые правонарушения; - ведомственный контроль в системе налоговых органов и др.; В процессе совместной работы по гармонизации налоговых законодательств необходимо определить специфичные формы и методы налогового контроля в каждом государстве и предложить на рассмотрение вопросы унификации составов нарушений налогового законодательства, а также единые минимальные и максимальные размеры штрафных санкций за единообразные нарушения. Пришло время приступить к разработке проекта единой формы документа (свидетельства) по постановке на налоговый учет в государствах - участниках ЕврАзЭС. Одним из завершающих этапов гармонизации должна стать подготовка предложений по основным (модельным) принципам налогового администрирования. Для информационного обеспечения гармонизации в Интеграционном Комитете создана интегрированная база законодательства, статистической и другой социально - экономической информации. Такая база станет основой для сравнительно - правового анализа национальных законодательств, подготовки соответствующих рекомендаций по их гармонизации и обмена правовой информацией между Сторонами. Работа по формированию системы налоговых отношений сопровождается множеством проблем экономического, социального и методологического характера. Особую остроту эта проблема приобретает в связи с завершением внутригосударственных процедур по вступлению в силу Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.
Утвержден Решением СГП N 106 от 06.10.2000
План практических действий по гармонизации налогового законодательства государств - участников Таможенного союза на 2000 - 2002 гг.
————T————————————————————————T————————————————————T——————————————¬ | N |Наименование мероприятий| Исполнители | Сроки | |п/п| | | исполнения | +———+————————————————————————+————————————————————+——————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +———+————————————————————————+————————————————————+——————————————+ | 1 |Определение перечня |Интеграционный |II полугодие | | |основных налогов |Комитет, |2000 г. | | |государств — участников |министерства | | | |Таможенного союза, |финансов, налоговые | | | |подлежащих гармонизации |и таможенные службы | | | | |Сторон | | | | | | | | 2 |Гармонизация и сближение|Интеграционный |2000 — | | |налоговых |Комитет, |2002 гг. | | |законодательств по |министерства | | | |следующим этапам: |финансов, налоговые | | | |проведение |и таможенные службы | | | |сравнительного анализа |Сторон | | | |национальных налоговых | | | | |законодательств; | | | | |определение элементов | | | | |налогообложения, | | | | |подлежащих сближению и | | | | |гармонизации; | | | | |определение соответствия| | | | |выявленных позиций | | | | |основным принципам | | | | |налогообложения, | | | | |используемым в мировой | | | | |практике; | | | | |выработка согласованных | | | | |предложений по | | | | |осуществлению сближения | | | | |и гармонизации налоговых| | | | |законодательств; | | | | |определение перечня | | | | |нормативно — правовых | | | | |актов, регулирующих | | | | |вопросы налогообложения,| | | | |требующих внесения | | | | |изменений и дополнений, | | | | |разработка | | | | |соответствующих | | | | |международных договоров | | | | |и решений органов | | | | |управления интеграцией; | | | | |подготовка рекомендаций | | | | |государственным органам | | | | |Сторон по внесению | | | | |изменений, дополнений | | | | |для приведения | | | | |национальных налоговых | | | | |законодательств в | | | | |соответствие с | | | | |международными | | | | |договорами и решениями | | | | |органов управления | | | | |интеграцией | | | | | | | | | 3 | Анализ принципов |Интеграционный |II полугодие | | |налогового |Комитет, |2000 г. | | |администрирования, |министерства | | | |методов контроля, мер |финансов, налоговые | | | |ответственности, оценка |службы Сторон | | | |их эффективности, | | | | |выработка согласованных | | | | |предложений по их | | | | |сближению | | | | | | | | | 4 |Анализ уровня |Интеграционный |I полугодие | | |налогообложения |Комитет, |2001 г. | | |(налоговой нагрузки) |министерства | | | |физических лиц, |экономики и | | | |разработка методических |финансов, налоговые | | | |основ по его определению|службы Сторон | | | | | | | | 5 |Разработка мероприятий |Интеграционный |II полугодие | | |налоговых и таможенных |Комитет, |2000 г. | | |органов по обеспечению |министерства | | | |согласованного перехода |финансов, налоговые | | | |и взимания косвенных |и таможенные службы | | | |налогов во взаимной |Сторон | | | |торговле по принципу | | | | |"страны назначения" | | | | | | | | | 6 |Проведение согласованной|Интеграционный |2001 г. | | |акцизной политики, |Комитет, | | | |выработка предложений |министерства | | | |по: |финансов, налоговые | | | |унификации методики |и таможенные службы | | | |исчисления акциза; |Сторон | | | |выравниванию ставок | | | | |акциза на импортируемую | | | | |и производимую | | | | |продукцию; | | | | |унификация базового | | | | |перечня подакцизных | | | | |товаров | | | | | | | | | 7 |Разработка методических |Интеграционный |II полугодие | | |основ применения |Комитет, налоговые |2000 г. | | |концепций (соглашений) |службы, министерства| | | |об избежании двойного |финансов Сторон | | | |налогообложения и | | | | |уклонений от уплаты | | | | |налога на доход и | | | | |капитал | | | | | | | | | 8 |Подготовка предложений |Интеграционный |II полугодие | | |по разработке и |Комитет, |2000 г. | | |применению эффективных |заинтересованные | | | |систем налогообложения |министерства и | | | |субъектов малого |ведомства, налоговые| | | |предпринимательства в |службы Сторон | | | |государствах — | | | | |участниках Таможенного | | | | |союза | | | | | | | | | 9 |Анализ существующих |Министерства |I полугодие | | |информационных систем |финансов, налоговые |2001 г | | |налоговых служб Сторон, |службы Сторон | | | |систем приема — передачи| | | | |данных, разработка | | | | |совместных программ | | | | |информатизации и | | | | |автоматизации налоговых | | | | |органов | | | | | | | | | 10|Разработка мероприятий |Налоговые службы |I полугодие | | |по повышению |Сторон |2001 г. | | |эффективности | | | | |информационного обмена | | | | |между налоговыми | | | | |органами Сторон | | | | | | | | | 11|Подготовка проекта |Интеграционный |II полугодие | | |Соглашения о таможенном |Комитет, |2000 г. | | |и налоговом контроле над|заинтересованные | | | |производством, оборотом |министерства и | | | |и перемещением спирта, |ведомства, | | | |алкогольной, |таможенные и | | | |спиртосодержащей и |налоговые службы | | | |табачной продукции по |Сторон | | | |территории Сторон | | | | | | | | | 12|Обмен опытом по контролю|Министерства |2000 — | | |за уплатой налогов |экономики, налоговые|2002 гг. | | |крупными |службы Сторон | | | |налогоплательщиками: | | | | |критерии отнесения, | | | | |отраслевые и иные | | | | |особенности, | | | | |организационная система | | | | |контроля и предложения | | | | |по повышению ее | | | | |эффективности | | | | | | | | | 13|Анализ практики |Интеграционный |I полугодие | | |унификации налогового |Комитет, |2001 г. | | |законодательства |министерства | | | |Российской Федерации и |финансов, налоговые | | | |Республики Беларусь и |и таможенные службы | | | |возможность |Сторон | | | |распространения основных| | | | |ее принципов на | | | | |государства — участники | | | | |Таможенного союза | | | | | | | | | 14|Подготовка информации о |Интеграционный |II полугодие | | |ходе реализации решений |Комитет, налоговые |2001 г. | | |Межгосударственного |службы Сторон | | | |Совета, Совета глав | | | | |правительств, | | | | |Интеграционного Комитета| | | | |и Совета руководителей | | | | |налоговых служб | | | | |государств — участников | | | | |Договора о Таможенном | | | | |союзе и Едином | | | | |экономическом | | | | |пространстве от | | | | |26 февраля 1999 г. по | | | | |проведению согласованной| | | | |налоговой политики | | | | | | | | | 15|Анализ налоговых систем |Интеграционный |I полугодие | | |государств — участников |Комитет, |2001 г. | | |Таможенного союза в |министерства | | | |разрезе согласованных |экономики, налоговые| | | |показателей и подготовка|службы Сторон | | | |аналитических материалов| | | | | | | | | 16|Рассмотрение вопросов о |Интеграционный |Не реже одного| | |ходе проведения |Комитет, |раза в | | |гармонизации налогового |министерства |полугодие | | |законодательства на |финансов, налоговые | | | |заседаниях органов |службы Сторон | | | |управления интеграцией | | | | | | | | | 17|Разработка совместно с |Интеграционный |Весь период | | |Межпарламентским |Комитет, | | | |Комитетом основ |министерства | | | |налогового |финансов, налоговые | | | |законодательства |службы Сторон, МПК | | | |государств — участников | | | | |Таможенного союза | | | L———+————————————————————————+————————————————————+——————————————— Подписано в печать Н.Т.Мамбеталиев 18.05.2001 Ответственный секретарь СРНС, к.т.н.,
Ж.Н.Мамбеталиева
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |