![]() |
| ![]() |
|
Статья: Налоговые нормы в бюджетном законодательстве ("Финансовая газета", 2001, N 20)
"Финансовая газета", N 20, 2001
НАЛОГОВЫЕ НОРМЫ В БЮДЖЕТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
В соответствии со ст.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога (ст.45 НК РФ). В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определено, что налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством, а отношения по зачислению средств, поступающих в уплату налогов на бюджетные счета, являются бюджетными и регулируются бюджетным законодательством (т.е. самостоятельными отраслями права). Как установлено ст.1 НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Однако налоговые нормы часто содержатся в законодательных актах, которые не относятся к "налоговым" законам. Это касается, в частности, и Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год". Так, в соответствии со ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, предусмотренные названной статьей. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Вместе с тем ст.ст.25 и 26 Закона N 150-ФЗ предусматривается освобождение в текущем году от уплаты единого социального налога (взноса) ряда министерств и ведомств, а также федеральных судов и органов прокуратуры, в то время как гл.24 "Единый социальный налог (взнос)" НК РФ льготы для указанных категорий плательщиков не предусмотрено. Кроме того, ст.133 Закона N 150-ФЗ устанавливается выплата ежемесячной денежной компенсации определенной категории налогоплательщиков в сумме уплачиваемого налога на доходы физических лиц (что налоговым законодательством не предусматривается). Порядок предоставления налоговых льгот на территориях закрытых административно - территориальных образований также регламентируется Законом N 150-ФЗ (ст.52). Следует также обратить внимание на ст.62 этого Закона, в которой устанавливается лимит по предоставляемым в текущем году налоговым кредитам, рассрочкам и отсрочкам по уплате федеральных налогов и сборов в части сумм, зачисляемых в федеральный бюджет. Однако НК РФ (гл.9) не предусматривает одним из условий изменения срока уплаты налогового платежа установление лимитов в пределах финансового года. Кроме того, Кодексом предполагается возможность предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате не только налога (сбора), но и пени, но Законом N 150-ФЗ (а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2001 N 255) устанавливается лимит только в части налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек по уплате налогов и сборов. Статьей 12 Закона N 150-ФЗ определяются ставки земельного налога на 2001 г., а также устанавливается, что они применяются для всех категорий земель (что в соответствии со ст.17 НК РФ должно определяться в налоговом акте). Что же касается статей Закона N 150-ФЗ, определяющих порядок зачисления сумм поступивших в уплату налогов (сборов), то они относятся к бюджетному законодательству, поскольку в данном случае речь идет о регулирующих доходах бюджетов. Согласно ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Указанные нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. Например, в соответствии со ст.11 Закона N 150-ФЗ платежи по земельному налогу и арендной плате за земли городов и поселков распределяются по следующим нормативам: федеральный бюджет - 30%; бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт - Петербурга) - 20%; бюджеты городов Москвы и Санкт - Петербурга - 70%; бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт - Петербурга) - 50%. Однако в ряде законов, определяющих порядок уплаты конкретного вида налога, также нередко содержатся статьи, устанавливающие распределение сумм налогов между соответствующими бюджетами. Так, ст.7 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" предусмотрено, что суммы налога в части, соответствующей минимальному размеру ставки налога, зачисляются в федеральный бюджет, а суммы налога в части превышения зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся игорные заведения. В Федеральном законе от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (ст.7) также устанавливается размер распределения сумм этого налога, причем не только между соответствующими бюджетами, но и между государственными внебюджетными фондами. В то же время в ст.9 Закона N 150-ФЗ при определении доходов федерального бюджета либо устанавливается размер зачисления налогового платежа в бюджет, либо дается отсылочная норма (например, указано, что доходы федерального бюджета 2001 г. формируются за счет налога на игорный бизнес - по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации, или единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации). Однако, учитывая, что определение бюджета, в который зачисляются налоговые платежи (в соответствии со ст.17 НК РФ это не относится к обязательным элементам, определяемым в "налоговом" законе), а также то, что налоговое законодательство не содержит термина "регулирующие" налоги, вопрос о зачислении сумм в уплату налогов (сборов), видимо, должен решаться в бюджетном, а не в налоговом законодательстве. Следует также обратить внимание на следующее. Как уже говорилось, в соответствии с налоговым законодательством изменение срока уплаты налога (сбора) возможно в форме отсрочки, рассрочки, налогового и инвестиционного налогового кредитов. Однако Федеральным законом от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" было введено новое понятие - реструктуризация налоговых платежей. Порядок проведения такой реструктуризации был определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1462), в котором регламентируется не только сам порядок проведения реструктуризации, но и предусматривается при определенных условиях возможность списания задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам. Все эти положения не соответствуют НК РФ, но тем не менее подтверждены в Законе N 150-ФЗ (ст.ст.123 и 124).
Подписано в печать Г.Титова 16.05.2001 Минфин России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |