![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: ...Налоговый орган принял решение о проведении выездной проверки предпринимателя, но фактически проверку проводят по месту нахождения налогового органа (ввиду того, что у предпринимателя нет офиса). Однако предприниматель имеет две торговые точки и считает, что проверка могла бы проводиться там. Кто прав в данной ситуации? ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N 5)
"АКДИ "Экономика и жизнь", N 5, 2001
Вопрос: В октябре 2000 г. налоговым органом было принято решение о проведении выездной проверки деятельности индивидуального предпринимателя по итогам 1999 г. по всем видам налогов. Фактически проверку проводят по месту нахождения налогового органа с истребованием всех документов за 1999 г. На возражения предпринимателя, что такая проверка не может считаться выездной, ГНИ отвечает, что, поскольку у предпринимателя нет офиса, проверка проводится по месту нахождения ГНИ. Однако предприниматель имеет две торговые точки и проверка могла бы проводиться там. Кто прав в данной ситуации?
Ответ: Принципиальные отличия выездной налоговой проверки от камеральной состоят, в частности, в следующем: 1) выездная налоговая проверка назначается и проводится независимо от даты предоставления налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов; 2) объектами выездной налоговой проверки могут быть любые документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика и относящиеся к его финансово - хозяйственной деятельности, в том числе составляющие коммерческую тайну, а также предметы, помещения и территории, с использованием которых связана деятельность налогоплательщика. Наделяя налоговые органы широкими полномочиями при проведении выездных налоговых проверок (см. ст.89 НК РФ), Кодекс устанавливает также ряд формальных и процедурных требований, подлежащих строгому соблюдению ими. Выездная налоговая проверка: 1) проводится в месте нахождения налогоплательщика (ст.89 НК РФ; п.1 Порядка назначения выездных налоговых проверок, утвержденного Приказом МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318, далее - Порядок назначения выездных налоговых проверок); 2) назначается решением руководителя или заместителя руководителя налогового органа по форме, установленной МНС России (ст.89 НК РФ, Приложение 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок;
3) оформляется актом по форме, установленной МНС России (ст.100 НК РФ, Приложение 1 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах") с последующим утверждением руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по результатам проверки (ст.101 НК РФ, Приложения 4, 5, 6 к Инструкции N 60). Непосредственно после окончания выездной проверки составляется справка о предмете проверки и сроках ее проведения (ст.89 НК РФ) по форме, приведенной в Приложении 3 к Инструкции N 60. Таким образом, если в описываемой ситуации действительно имело место решение руководителя ГНИ о проведении выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налогов индивидуальным предпринимателем, составленное по форме, содержащейся в Приложении 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок, то налоговый орган обязан осуществлять соответствующую проверку по месту нахождения налогоплательщика. В данном случае не является принципиальным, что понимается под местом нахождения налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (его место постоянного жительства, по которому производится постановка на налоговый учет, или же место нахождения имущества, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности). Главное, что такая налоговая проверка сопряжена с перемещением (выездом) представителя налогового органа на место осуществления гражданином предпринимательской деятельности, направленной на получение налогооблагаемых доходов. Таким образом, при принятии руководителем налогового органа или его заместителем решения о проведении выездной налоговой проверки проверяющий обязан строго соблюдать процедуру проведения этого вида проверок, установленную ст.ст.89 - 101 НК РФ, Порядком назначения выездных налоговых проверок, а также Инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 N ВГ-3-13/23. Следовательно, на наш взгляд, налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика выполнения действий, предусмотренных при проведении камеральной проверки, состоящих в предоставлении дополнительных сведений, даче объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (см. ст.88 НК РФ). Другое дело, когда налоговый орган в рамках проведения выездной проверки истребует необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст.93 НК РФ, либо осуществляет выемку документов и предметов, свидетельствующих о совершении правонарушений, при наличии оснований полагать, что такие документы могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, на основании ст.94 НК РФ. Однако в этом случае необходимо помнить, что совершение таких процессуальных действий строго ограничено рамками закона. В частности, выемка документов и предметов совершается по акту, обосновывающему необходимость ее проведения, с перечислением изымаемых документов; на основании мотивированного постановления должностного лица, осуществляющего выездную налоговую проверку, утвержденного руководителем налогового органа; в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка; при составлении протокола о производстве выемки и изъятии документов с соблюдением требований, установленных ст.99 НК РФ, и пр.
Подписано в печать Ю.Камфер
10.05.2001
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |