Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Налоговый орган принял решение о проведении выездной проверки предпринимателя, но фактически проверку проводят по месту нахождения налогового органа (ввиду того, что у предпринимателя нет офиса). Однако предприниматель имеет две торговые точки и считает, что проверка могла бы проводиться там. Кто прав в данной ситуации? ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N 5)



"АКДИ "Экономика и жизнь", N 5, 2001

Вопрос: В октябре 2000 г. налоговым органом было принято решение о проведении выездной проверки деятельности индивидуального предпринимателя по итогам 1999 г. по всем видам налогов. Фактически проверку проводят по месту нахождения налогового органа с истребованием всех документов за 1999 г. На возражения предпринимателя, что такая проверка не может считаться выездной, ГНИ отвечает, что, поскольку у предпринимателя нет офиса, проверка проводится по месту нахождения ГНИ. Однако предприниматель имеет две торговые точки и проверка могла бы проводиться там.

Кто прав в данной ситуации?

Ответ: Принципиальные отличия выездной налоговой проверки от камеральной состоят, в частности, в следующем:

1) выездная налоговая проверка назначается и проводится независимо от даты предоставления налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов;

2) объектами выездной налоговой проверки могут быть любые документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика и относящиеся к его финансово - хозяйственной деятельности, в том числе составляющие коммерческую тайну, а также предметы, помещения и территории, с использованием которых связана деятельность налогоплательщика.

Наделяя налоговые органы широкими полномочиями при проведении выездных налоговых проверок (см. ст.89 НК РФ), Кодекс устанавливает также ряд формальных и процедурных требований, подлежащих строгому соблюдению ими.

Выездная налоговая проверка:

1) проводится в месте нахождения налогоплательщика (ст.89 НК РФ; п.1 Порядка назначения выездных налоговых проверок, утвержденного Приказом МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318, далее - Порядок назначения выездных налоговых проверок);

2) назначается решением руководителя или заместителя руководителя налогового органа по форме, установленной МНС России (ст.89 НК РФ, Приложение 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок;

3) оформляется актом по форме, установленной МНС России (ст.100 НК РФ, Приложение 1 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах") с последующим утверждением руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по результатам проверки (ст.101 НК РФ, Приложения 4, 5, 6 к Инструкции N 60).

Непосредственно после окончания выездной проверки составляется справка о предмете проверки и сроках ее проведения (ст.89 НК РФ) по форме, приведенной в Приложении 3 к Инструкции N 60.

Таким образом, если в описываемой ситуации действительно имело место решение руководителя ГНИ о проведении выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налогов индивидуальным предпринимателем, составленное по форме, содержащейся в Приложении 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок, то налоговый орган обязан осуществлять соответствующую проверку по месту нахождения налогоплательщика.

В данном случае не является принципиальным, что понимается под местом нахождения налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (его место постоянного жительства, по которому производится постановка на налоговый учет, или же место нахождения имущества, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности). Главное, что такая налоговая проверка сопряжена с перемещением (выездом) представителя налогового органа на место осуществления гражданином предпринимательской деятельности, направленной на получение налогооблагаемых доходов.

Таким образом, при принятии руководителем налогового органа или его заместителем решения о проведении выездной налоговой проверки проверяющий обязан строго соблюдать процедуру проведения этого вида проверок, установленную ст.ст.89 - 101 НК РФ, Порядком назначения выездных налоговых проверок, а также Инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 N ВГ-3-13/23.

Следовательно, на наш взгляд, налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика выполнения действий, предусмотренных при проведении камеральной проверки, состоящих в предоставлении дополнительных сведений, даче объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (см. ст.88 НК РФ).

Другое дело, когда налоговый орган в рамках проведения выездной проверки истребует необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст.93 НК РФ, либо осуществляет выемку документов и предметов, свидетельствующих о совершении правонарушений, при наличии оснований полагать, что такие документы могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, на основании ст.94 НК РФ. Однако в этом случае необходимо помнить, что совершение таких процессуальных действий строго ограничено рамками закона.

В частности, выемка документов и предметов совершается по акту, обосновывающему необходимость ее проведения, с перечислением изымаемых документов; на основании мотивированного постановления должностного лица, осуществляющего выездную налоговую проверку, утвержденного руководителем налогового органа; в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка; при составлении протокола о производстве выемки и изъятии документов с соблюдением требований, установленных ст.99 НК РФ, и пр.

Подписано в печать Ю.Камфер

10.05.2001

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: И снова долевое строительство жилья... ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N 5) >
Вопрос: ...Учредителем ТОО является ОАО "КТО". 17.09.1998 было зарегистрировано ОАО "КТО" в другом городе, которое претендует на участие в ТОО. Есть сведения, что 02.12.1998 прежнее ОАО "КТО" было ликвидировано. Может ли новое ОАО "КТО" быть участником ТОО и на основании каких документов? Имеет ли право ТОО распоряжаться по своему усмотрению долей первого ОАО "КТО"? ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.