![]() |
| ![]() |
|
Статья: Обзор нормативных документов ("Аудиторские ведомости", 2001, N 5)
"Аудиторские ведомости", N 5, 2001
ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Вопросы социальной политики
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 270 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за I квартал 2001 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 мая 2001 г." среднемесячная заработная плата в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 мая 2001 г. за I квартал 2001 г. составила 1522 руб. (1136 руб. - за январь, 1620 руб. - за февраль, 1811 руб. - за март). Постановление Минтруда России и Госкомстата России от 12.03.2001 N N 24/19 "О внесении изменений и дополнений в Методику исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, утвержденную Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. N N 36/34" вносит изменения, связанные с введением в действие части второй НК РФ. В состав расходов по обязательным платежам и сборам включается налог на доходы физических лиц, величина которого рассчитывается в соответствии с действующим законодательством (этот порядок разъяснен на условном примере). Принято во внимание также предоставление установленных стандартных налоговых вычетов, скорректированное с учетом доли трудоспособного населения в общей численности граждан. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2001 N 450-р рекомендует Фонду социального страхования Российской Федерации осуществить оплату стоимости путевок для детей школьного возраста (до 15 лет включительно) работающих граждан в детские оздоровительные лагеря различных типов, санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного и сезонного действия, расположенные на территории Российской Федерации, стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря для детей - сирот и детей вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, а также стоимости набора продуктов питания для детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, лагерях труда и отдыха и расходов на подготовку к открытию стационарных загородных детских оздоровительных лагерей бюджетных организаций, а при необходимости и иных организаций, находящихся в тяжелом финансовом положении. За счет средств ФСС оплачивается также до 50% стоимости проезда до места нахождения загородных детских оздоровительных лагерей и детей, проживающих в районах Крайнего Севера, и сопровождающих их лиц (включая суточные на время их пребывания в пути и проживания до 3 суток) по нормам возмещения командировочных расходов. Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.02.2001 N 02-18/05-1406 "О размере единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком" разъясняет порядок выплаты единовременного пособия при рождении ребенка в 2000 г. и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, если обращение за данными пособиями имело место в 2001 г. С 1 января 2001 г. единовременное пособие при рождении ребенка выдается в размере 1500 руб., а пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 200 руб. Однако поскольку в рассматриваемом случае само событие произошло в 2000 г., применяется МРОТ, действовавший в 2000 г. (83 руб. 49 коп.). С 1 января текущего года ежемесячное пособие выплачивается в размере 200 руб., в том числе в случаях, когда отпуск по уходу за ребенком до полутора лет был предоставлен в 2000 г. Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.02.2001 N 02-18/10-1392 "О некоторых вопросах расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации на санаторно - курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей в 2001 году" указывает, что за счет средств государственного социального страхования в 2001 г. производятся расходы на полную или частичную оплату стоимости путевок на санаторно - курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей в здравницы, расположенные на территории Российской Федерации, из расчета до 265 руб. на одного человека в сутки не более чем за 24 дня пребывания в здравнице. Оплата путевок на долечивание в санаторно - курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения производится в полном размере. До принятия Правительством Российской Федерации решения по данному вопросу ФСС РФ разъясняет, что оплата путевок на санаторно - курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей осуществляется работодателями - плательщиками единого социального налога и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. При направлении на санаторное лечение в санаторий для взрослого с ребенком по медицинским показаниям ребенка в возрасте с 4 до 15 лет включительно оплата путевки за счет средств государственного социального страхования осуществляется в пределах 530 руб. в сутки. Сроки пребывания в санаторно - курортных учреждениях по путевкам, оплаченным за счет средств государственного социального страхования, в соответствии с Письмом Минздрава России от 20.07.1999 N 2510/8071-99-23 составляют 21 - 24 дня. Лицо, получившее путевку, полностью или частично оплаченную за счет средств государственного социального страхования, по возвращении из здравницы обязано сдать в бухгалтерию страхователя "обратный талон к путевке" или документ, его заменяющий, заверенный подписью руководителя и печатью здравницы.
Бухгалтерский учет
Письмо МНС России от 06.03.2001 N ВГ-6-02/193 "О неприменении на территории Российской Федерации Приказа Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению" сообщает, что в случае, если организация не имела возможности провести необходимую подготовку к переходу с 1 января 2001 г. на новый План счетов бухгалтерского учета, то переход должен быть осуществлен с 1 января 2002 г. До перехода на новый План счетов факты хозяйственной деятельности должны отражаться организацией на счетах бухгалтерского учета, предусмотренных прежним Планом счетов. Письмо Минфина России от 15.03.2001 N 16-00-13/05 сообщает мнение Минфина России о переходе на новый План счетов. Отмечено, что План счетов бухгалтерского учета в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета не носит нормативно - правового характера и ни в коей мере не является "основополагающим нормативным документом по бухгалтерскому учету". Принятие нового Плана счетов связано с упрочением рыночных отношений в народном хозяйстве, разработкой и утверждением новых нормативных документов по бухгалтерскому учету (в том числе ПБУ), с продолжением работы по гармонизации российских правил бухгалтерского учета с международной системой. В новом Плане счетов содержится ряд перспективных позиций. Минфин России считает целесообразным осуществить переход организациями на новый План счетов бухгалтерского учета с 1 января 2002 г. Приказы от 29.12.2000 N 123н "О неприменении на территории Российской Федерации Приказа Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56..." и от 23.01.2001 N 7н "О внесении изменений и признании утратившими силу актов Министерства финансов Российской Федерации" связаны с необходимостью юридического оформления введения в действие нового Плана счетов. Приказ Минфина России от 21.02.2001 N 15н "О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов" утверждает формы отчетности, включаемые в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении средств целевого финансирования и резервов негосударственного пенсионного фонда (форма N 3-НПФ), отчет о движении денежных средств негосударственного пенсионного фонда (форма N 4-НПФ), приложение к балансу (форма N 5-НПФ), а также отчет о целевом использовании полученных средств негосударственного пенсионного фонда (форма N 6-НПФ). При заполнении указанных форм помимо нормативных актов общего характера надлежит руководствоваться Указаниями об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению (утверждены Приказом Минфина России от 19.12.2000 N 110н). Приказ Минфина России от 01.03.2001 N 18н "О внесении изменений и дополнений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" устанавливает с 1 апреля 2001 г. порядок определения базы для расчета нормативов для страховых организаций. Увеличивается размер фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость для целей налогообложения. Теперь при выручке (включая НДС) до 30 млн руб. включительно на рекламу можно направлять 7,5%, свыше 30 млн, но менее 300 млн - 2,25 млн плюс 3,75% объема сверх 30 млн руб. Для более крупных оборотов норма достигает 12,375 млн руб. плюс 1,5% объема сверх 300 млн руб. Расходы на подготовку кадров подлежат включению в себестоимость продукции при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию, имеющими соответствующую лицензию, а также зарубежными образовательными учреждениями. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.03.2001 N 189 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914" утверждает новую редакцию бланка счета - фактуры, которая отличается от прежней отсутствием графы "Сумма налога с продаж". Кроме того, несколько упрощается наименование строк, а в разъяснениях о составе показателей в строке 3 уточняется, что при несовпадении продавца и грузоотправителя указывается почтовый адрес грузоотправителя. Впрочем, при оформлении счета - фактуры в 2001 г. допускается использование "старой" формы, но без учета графы 10 (сумма налога с продаж). Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (с 21 марта 2001 г.).
Общие вопросы налогообложения
Письмо МНС России от 19.03.2001 N ВГ-6-03/216 "Об отдельных вопросах осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ" разъясняет, что в случае перехода организациями, имеющими обособленные подразделения, на централизованную уплату НДС налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений закрывают лицевые счета, передавая в налоговый орган по месту нахождения организации сальдо расчетов с бюджетом. Организации, принявшие решение о переходе на централизованную уплату НДС, сообщают в налоговый орган по месту своего нахождения о принятом решении с представлением реестра своих обособленных подразделений с указанием ИНН, КПП, адреса места нахождения, наименования налогового органа, в котором они состоят на учете. До момента закрытия лицевого счета по месту нахождения обособленных подразделений представляется титульный лист декларации и с отметками "справочно" приложение расчета суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений, и приложение по перечню этих обособленных подразделений. После закрытия лицевого счета по месту нахождения обособленного подразделения возмещение (возврат, зачет) налога производится налоговым органом по месту нахождения организации. Для проведения проверок привлекаются налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений в целях выверки обоснованности возмещения сумм налога, числившихся как переплата в остатках по лицевому счету в момент его закрытия налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения, а также по вновь заявленным требованиям налогоплательщиков. Налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений в кратчайшие сроки обязаны проводить проверки и сообщать об их результатах в налоговый орган по месту нахождения организации. Письмо МНС России от 13.03.2001 N 09-5-02/714-Е016 "О возврате и зачете сумм излишне уплаченного налога" разъясняет, что счета МНС России по учету налогов и сборов в инвалюте во Внешторгбанке закрыты в 1999 г. Остатки средств с этих счетов в полном объеме перечислены на счет ГУФК Минфина России по учету доходов федерального бюджета во Внешторгбанке. Суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата налога. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" утверждаются три перечня: 1) медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, 2) лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, 3) дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета. В первый перечень входят услуги по диагностике, профилактике, лечению при оказании скорой, амбулаторно - поликлинической, стационарной медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах), а также медицинской помощи в санаторно - курортных учреждениях и услуги по санитарному просвещению. Второй перечень включает отдельные анестетики и миорелаксанты, анальгетики, противовоспалительные, антиаллергические препараты, средства, влияющие на ЦНС, на кровь, сердечно - сосудистую и эндокринную систему, предназначенные для профилактики и лечения инфекций, иммунодепрессанты, средства для лечения остеопороза, желудочно - кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей, органов дыхания, а также средства диагностики, дезинфекции, растворы, электролиты, средства коррекции кислотного равновесия, средства питания, витамины и минералы. В третий перечень входят отдельные виды хирургического лечения тяжелых заболеваний основных систем организма, эндопротезирование, пластические, реконструктивно - восстановительные и реконструктивно - пластические операции, трансплантация и реплантация, диализ, а также комбинированное лечение ряда болезней и выхаживание недоношенных детей.
Единый социальный налог
Приказ МНС России от 07.03.2001 N БГ-3-07/80 "О внесении изменений в Приказ МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469" частично изменяет формы расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу, а также порядок их заполнения. Учитывается дискретный характер расходов за счет средств ФСС (ежемесячный), добавляется строка 805 "к доплате за отчетный месяц". Пересматриваются таблицы, приведенные в расчетах по авансовым платежам по ЕСН справочно, в них учитывается порядок применения регрессной ставки. Письмо МНС России от 08.02.2001 N 02-5-11/60-5709 "Об отнесении на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по уплате единого социального налога" подтверждает правомерность отнесения на себестоимость сумм социального налога как "преемника" отчислений во внебюджетные фонды, в себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом для целей налогообложения (в соответствии с Положением о составе затрат).
Налог на прибыль
Письмо МНС России и Минфина России от 19.03.2001 N N ВГ-6-02/214/04-02-01/1/01 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не свыше 5 процентов" сообщает, что предприятия (организации) кроме зачисления налога на прибыль в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляют налог на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления (в размере не свыше 5%). Расчет налога производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 660 с учетом некоторых особенностей. Определяется доля прибыли по предприятию без обособленных подразделений, находящихся на территориях других муниципальных образований; по филиалам и представительствам без входящих в них обособленных подразделений; по обособленным подразделениям. Налоговая база может определяться в совокупности по подразделениям, находящимся на территории одного муниципального образования. Уплата налога на прибыль производится предприятием (организацией) в местные бюджеты по месту своего нахождения, а также филиалов, представительств. Указанный порядок применяется без особенностей для отдельных предприятий и организаций. Финансовые органы по месту нахождения обособленных подразделений, если там введена ставка налога на прибыль в размере не свыше 5%, должны срочно сообщить о ее размере головной организации и налоговому органу по месту ее нахождения. Расчеты по налогу на прибыль, проводимые в ином порядке, подлежат уточнению, излишне поступившие суммы возвращаются налогоплательщикам из бюджетов, пени за несвоевременную уплату не взыскиваются (при условии, что платежи были внесены в бюджет в ином порядке). В Письме МНС России от 23.02.2001 N 02-1-13 "О льготе по налогу на прибыль" проводится анализ льготы по прибыли, полученной от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо - сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Указывается на необходимость представления в налоговый орган ТЭО, разработанного специализированным НИИ или специальной службой при предприятии или организации, создающей новое производство, утвержденного управлением государственной вневедомственной экспертизы и согласованного с администрацией области. "Сроком (или периодом) окупаемости" является срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение. По вновь созданному производству, выделенному в обособленное структурное подразделение, должен быть обеспечен обособленный бухгалтерский учет с определением финансового результата нарастающим итогом с начала года, причем эти подразделения могут находиться как по месту нахождения самой организации, так и на другой территории. Это применимо и в случае создания нового производства организацией, ранее не имевшей какого-либо производства. Письмо МНС России от 01.03.2001 N 02-2-07-Д087 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль" сообщает, что лесхоз является территориальным органом управления лесным хозяйством (Федеральной службы лесного хозяйства России), специально уполномоченным государственным органом в областях государственного управления; использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации и воспроизводства лесов; охраны окружающей природной среды; охраны контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания. Основная деятельность лесхоза финансируется за счет бюджетных средств. Средства, полученные лесхозами в результате выполнения обязательных лесохозяйственных мероприятий - от реализации древесины, заготовленной в результате мер рубок ухода за лесом, посадочного материала, семян, оказания прочих платных услуг, подлежат обложению налогом на прибыль с 1 января 1999 г. Не облагается налогом прибыль, полученная от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок ухода за лесом и реализации продукции побочного пользования лесом при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства. С 1 января 2000 г. бухучет лесхозов ведется в порядке, установленном для бюджетных учреждений, а исчисление и уплата в бюджет налога на прибыль производятся в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48.
Прочие налоги
Письмом МНС России от 05.02.2001 N ВГ-6-03/100@ доведен свод информации о порядке обложения НДС в государствах - участниках СНГ товаров, поставляемых в Российскую Федерацию по состоянию на сентябрь 2000 г. Нулевая ставка применяется в Армении, Молдове, Киргизии, Украине, Туркмении, Грузии. В Узбекистане при реализации за СКВ применяется нулевая ставка, а за иные валюты - 20%. 20%-ную ставку применяют Азербайджан, Беларусь, Казахстан и Таджикистан. Туркменистан применяет нулевую ставку при денежных расчетах, а 20%-ную - при бартерных и клиринговых сделках. Приказ МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73 "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" вводит изменения (с учетом вступления в силу с 1 января 2001 г. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц". Уточняется определение налогоплательщиков по данному налогу, добавлен порядок определения материальной выгоды по кредитным средствам (в отличие от заемных облагается по ставке 13%), а также уточнен порядок заключения кредитного договора. Определяется порядок подтверждения обоснованности расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества, если его ремонт (восстановление) не производился. Указывается, что в случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода стандартные налоговые вычеты предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, подтвержденного справкой о полученных доходах, выданной налоговым агентом. Сообщается, что социальные и профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче декларации в налоговые органы, причем профессиональные налоговые вычеты также могут предоставляться по письменному заявлению налоговыми агентами, выплачивающими соответствующие доходы. В Письме МНС России от 23.03.2001 N ВП-6-05/229 "О правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет налога на операции с ценными бумагами" приводятся Методические рекомендации по правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет налога на операции с ценными бумагами. Плательщиками данного налога являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг, а объектом налогообложения - номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом, ставка налога составляет 0,8% номинальной суммы выпуска ценных бумаг. Не является объектом обложения первичная эмиссия, эмиссия в связи с переоценкой, преобразованием, конвертацией ценных бумаг. Ответственность, установленная ст.119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в налоговый орган расчета по налогу на операции с ценными бумагами, не применяется. Письмо МНС России от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197 "О Методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий" сообщает, что налоговые льготы по налогу на имущество предприятий для отдельных категорий налогоплательщиков установлены ст.ст.4 и 5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", а также субъектами Российской Федерации (в пределах сумм, зачисляемых в соответствующие бюджеты). Рассмотрены льготы, предоставляемые научным организациям (вне зависимости от наличия свидетельства об аккредитации, по критерию объема научных работ), организациям по производству (выращиванию, лову), переработке и хранению сельскохозяйственной продукции (рыбы и морепродуктов), выпускающим или реализующим учебно - техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений (отнесение к таковым осуществляется согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93). Предприятия по объектам жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы должны руководствоваться ОКОНХ N 1-75-018 (в части отнесения имущества к объектам жилищно - коммунальной сферы). С октября 1997 г. стоимость квартир, приобретенных организациями в объектах жилого фонда, не подлежит обложению налогом на имущество предприятий. Для правильного применения льгот необходимо обеспечить раздельный бухгалтерский учет имущества. Сезонные и страховые запасы, емкости и склады для их хранения могут исключаться при расчетах налога на имущество на основании решения органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации о создании нормативных запасов, а мобилизационный резерв и мобилизационные мощности - в случае установления организации мобилизационного задания. Налогом на имущество предприятий не облагается имущество общественных объединений и ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений и ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Право на льготу имеют организации, в штате которых состоят инвалиды (не менее 50% от общего числа работников), организации, специализирующиеся на производстве протезно - ортопедической продукции, религиозные объединения и организации, организации народных художественных промыслов. Внимание уделено и порядку применения иных льгот по налогу на имущество.
Уплата страховых взносов
Приказ МНС России от 15.03.2001 N БГ-3-07/85 "Об утверждении Методических указаний по контролю за исполнением условий отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов" устанавливает порядок осуществления контроля за соблюдением условий отсрочек и рассрочек уплаты страховых взносов, а также применения решений о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням, ранее предоставленных предприятиям и организациям внебюджетными фондами. С 1 января 2001 г. при нарушении плательщиком условий, на основании которых была предоставлена отсрочка (рассрочка), либо условий уплаты налогов решение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) в течение 5 дней принимается органами фондов на основании представления налоговых органов. Дан перечень нормативных актов, которыми в 1998 - 2000 гг. регулировалась процедура принятия решения о предоставлении отсрочек (рассрочек). Письмо ПФР от 23.03.2001 N КА-16-27/2435 "О завершении расчетов по страховым взносам в ПФР и другим платежам с плательщиками, осуществляющими уплату страховых взносов с доходов" сообщает, что согласно проекту порядка завершения расчетов по страховым взносам и другим платежам в государственные социальные внебюджетные фонды предусмотрены более поздние сроки завершения расчетов с плательщиками по доходам, полученным (рассчитанным) в 2000 г., и передачи актов сверки (до 25 марта 2001 г. - по индивидуальным предпринимателям, работающим по патенту, до 15 мая 2001 г. - по общинам и хозяйствам, до 15 сентября 2001 г. - по категориям плательщиков, декларирующих доходы (индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, частным детективам), а также при осуществлении плательщиком в 2000 г. одновременно нескольких видов деятельности). Составлению актов сверки предшествует сверка расчетов, которая проводится в присутствии плательщика и при представлении им сведений, необходимых для уточнения расчетов. Уточнен порядок начисления пеней, а также перерасчета страховых взносов с учетом норм Постановлений и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П и от 26.11.1998 N 144-О.
Разное
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" рассматривает порядок применения отдельных положений части первой НК РФ. Указывается, что конкретный акт законодательства о налогах вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта. При рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы для применения положения о ее толковании в пользу налогоплательщика. Если доначисление налога обусловлено изменением налоговым органом юридической квалификации совершенных налогоплательщиком сделок или статуса и характера деятельности налогоплательщика, то взыскание доначисленных сумм может быть произведено только в судебном порядке. Непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию требования налогового органа об уплате недоимки и пеней должно расцениваться как его согласие с предъявленным требованием. При уклонении налогоплательщика или его представителя от получения требования об уплате налога указанное требование направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В отношении индивидуального предпринимателя приостановление операций по его счетам в банке может быть применено только в случае непредставления или отказа от представления декларации, в отношении же налогоплательщика - организации - также и в целях обеспечения исполнения решения о взыскании недоимки и пеней. Освобождение налогоплательщика от ответственности в случае самостоятельного обнаружения и исправления им в установленном указанными нормами порядке допущенных при составлении налоговой декларации ошибок распространяется только на ответственность, предусмотренную п.3 ст.120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" и ст.122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога". Положение о повторной проверке не касается проверок налоговой полиции, в то же время отсутствует запрет на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года. При применении нормы об освобождении от ответственности плательщика, руководствующегося разъяснениями налогового органа или другого уполномоченного государственного органа, учитываются письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц, независимо от того, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.
Подписано в печать Материал подготовлен специалистами 07.05.2001 ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |