|
|
Статья: Ответственность за нарушения в сфере производства и оборота спирта и спиртосодержащей продукции (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 13)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, 2001
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА СПИРТА И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 9, 2001)
Согласно ст.6 Федерального закона от 08.07.1999 N 143-ФЗ закупка этилового спирта юридическим лицом (организацией), не имеющим квот на его закупку, а также закупка этилового спирта в объемах, превышающих квоты, влечет за собой наложение административного штрафа от 300 до 1000 минимальных размеров оплаты труда. Штраф налагается также налоговыми органами. Естественно, в этом случае применительно к аптекам речь может идти только о нефармакопейном этиловом спирте. Согласно ст.7 Закона N 143-ФЗ розничная продажа юридическим лицом (организацией) и индивидуальным предпринимателем этилового спирта, а также лекарственных или лечебно - профилактических средств, содержащих этиловый спирт (за исключением розничной продажи этих средств при осуществлении деятельности юридических лиц (организаций), на которую не распространяется данный Закон) влечет за собой наложение административного штрафа от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Административный штраф может быть наложен органами внутренних дел и налоговой полицией. Таким образом, ст.7 может быть применена к аптечному учреждению в том случае, если оно будет отпускать в розницу населению без рецепта нефармакопейный этиловый спирт и спиртосодержащие средства, не включенные в Государственный реестр лекарственных средств. Поставки указанных средств в лечебные организации под эту статью подпадать не будут. Однако эта статья распространяется на парфюмерно - косметическую продукцию (в том числе на бальзамы), если эта продукция не прошла государственную регистрацию в установленном порядке в Минздраве России. Такая регистрация - основное условие соблюдения законности розничной торговли парфюмерно - косметической продукцией, поскольку лицензирование розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, в том числе парфюмерно - косметической, законодательством не предусмотрено. Кроме того, необходимо учитывать, что ст.11 Закона N 143-ФЗ установлена административная ответственность за искажение и (или) непредставление организациями в установленные сроки деклараций об объеме производства или оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Штраф в соответствии со ст.13 данного Закона налагается налоговыми органами.
Налоговым органам необходимо представлять следующие декларации об объемах: производства и оборота этилового спирта; использования этилового спирта; оборота этилового спирта; поставки этилового спирта; поступления этилового спирта. Формы данных деклараций и сроки их представления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1999 N 564. Данное Постановление издано в соответствии с Законом N 171-ФЗ и для аптек и аптечных складов распространяется на нефармакопейный этиловый спирт и спиртосодержащие средства, не включенные в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения и отпускаемые без индивидуальных рецептов. Налоговые органы могут дополнительно затребовать также декларации по производству и обороту фармакопейного этилового спирта, а также спиртосодержащих лекарственных средств, включенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения или отпускаемых по индивидуальным рецептам, могут затребовать любую другую информацию, касающуюся финансово - хозяйственных операций по спирту, спиртосодержащим лекарственным средствам. Однако при этом налоговые органы будут руководствоваться уже не Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1999 N 564, а действовать на основании Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговым органам предоставлено право получать от налогоплательщиков документы и сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Для получения таких сведений необходим предварительный запрос налогоплательщику. При этом налоговые органы уже не имеют права наложить на аптеку штраф в соответствии с Законом N 143-ФЗ. Впрочем, в данной ситуации налоговые органы могут применить ч.1 ст.126 НК РФ, предусматривающую за непредставление налоговому органу сведений по его запросу ответственность в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Большое значение имеет и вопрос о том, какие документы аптекам и аптечным складам следует представлять при проверках легальности оборота этилового спирта и спиртосодержащих средств. Прежде всего необходимо предъявить все лицензии, имеющиеся у аптечного учреждения, а также представить подтверждение того, что реализуемые аптекой препараты включены в Государственный реестр (или не включены в него). При проверке можно потребовать предъявить индивидуальные рецепты на спирт и спиртосодержащие средства, не включенные в данный Реестр. Следует обратить внимание на несоответствие одногодичного срока хранения индивидуальных рецептов, установленного Минздравом России, и трехлетнего периода проверки бухгалтерских и финансовых документов, предусмотренного НК РФ. Для аптек крайне важно хранить рецепты на спирт и спиртосодержащие препараты в течение трех лет. Таким образом они могут подтвердить право на оборот этих средств без уплаты по ним акцизов и без наличия лицензий, предусмотренных Законом N 171-ФЗ. В настоящее время не существует единого комплекта документов, подтверждающих легальность оборота спиртосодержащей непищевой продукции. В каждом конкретном случае могут понадобиться разные документы. Достаточно сложным является вопрос об обязанности аптек представлять при проверках счета - фактуры, накладные и другие документы первичного учета по спирту и спиртосодержащим средствам, в частности, сотрудникам органов внутренних дел. Но именно органам внутренних дел подведомственны дела о законности розничной продажи этилового спирта и спиртосодержащих средств. А для решения вопроса правомерности реализации этих средств могут потребоваться счета - фактуры, накладные, подтверждающие, что товар находится в аптеке на законных основаниях.
Подписано в печать М.Михайлов 28.03.2001 Советник налоговой службы
II ранга
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |