|
|
Статья: Изменения и дополнения в Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 13)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, 2001
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В НОРМЫ И НОРМАТИВЫ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ
Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что для целей налогообложения производится корректировка представительских расходов на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями. Упомянутые расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. К таким лимитам, нормам и нормативам, в частности, относятся нормы расходов на рекламу и представительские расходы; нормы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями. Указанные нормы и нормативы и порядок их применения были утверждены Письмом Минфина России от 06.10.1992 N 94 (с изменениями от 29.04.1994 N 56) (далее - Приказ N 94). В бухгалтерском учете осуществляемые затраты отражаются в фактических суммах. Согласно Приказу от 15.03.2000 N 26н "О Нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения" (далее - Приказ N 26н), который вступил в силу с 1 апреля 2000 г., нормы расходов, установленные Письмом Минфина России от 06.10.1992 N 94 (с учетом последующих изменений), перестают действовать. Приказом от 01.03.2001 N 18н (далее - Приказ N 18н) (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2001, регистрационный номер 2631) Минфин России внес изменения и дополнения в Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения, утвержденные Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н. Данные изменения и дополнения вводятся в действие с 1 апреля 2001 г. Рассмотрим наиболее существенные изменения и дополнения к Приказу N 18н. Одно из них - увеличение норм расходов на рекламу. Размеры нормативов расходов на рекламу установлены в зависимости от объема выручки от продажи продукции (работ, услуг). Изначально минимальный норматив на рекламные расходы, который был установлен Письмом N 94, составлял 2% от объема выручки организации, не превышающего 2 млн руб. В соответствии с Приказом N 26н при объеме выручки организации до 30 млн руб. норматив предельных расходов на рекламу был увеличен до 5% от выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС, и являлся минимальным. Если выручка организации составляла от 30 млн до 300 млн руб., то предельная сумма расходов на рекламу была равна 1,5 млн руб. плюс 2,5% с объема выручки, превышающего 30 млн руб. Если выручка превышала 300 млн руб., то предельная сумма расходов на рекламу составляла 8,25 млн руб. плюс 1% с суммы, превышающей 300 млн руб.
Приказом N 18н увеличены нормативы предельных размеров расходов на рекламу на 50%. С учетом этого минимальный предельный размер расходов на рекламу составит 7,5%, что приведет к увеличению абсолютной суммы расходов на рекламу, учитываемой в качестве базовой, по шкале, когда объем выручки от продажи продукции (работ, услуг) не превышает 30 млн руб. Кроме того, на 50% предлагается увеличить предельные размеры расходов на рекламу, применяемые при объеме выручки свыше 30 млн руб. и свыше 300 млн руб. Таким образом, общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по следующим нормативам:
————————————————————————————————T————————————————————————————————¬
| Объем выручки от продажи | Предельные размеры расходов на |
| продукции (работ, услуг), | рекламу, принимаемых при |
| включая налог на добавленную | налогообложении прибыли (2) |
| стоимость (1) | |
+———————————————————————————————+————————————————————————————————+
| 1 | 2 |
+———————————————————————————————+————————————————————————————————+
|До 30 млн руб. включительно |7,5% от объема |
+———————————————————————————————+————————————————————————————————+
|Свыше 30 млн руб. |2,25 млн руб. + 3,75% с |
| |объема, превышающего 30 млн руб.|
+———————————————————————————————+————————————————————————————————+
|Свыше 300 млн руб. |12,375 млн руб. + 1,5% с |
| |суммы, превышающей 300 млн руб. |
L———————————————————————————————+—————————————————————————————————
Что касается предельных сумм расходов на рекламу для организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере предоставления туристских услуг, то, как и прежде, они могут увеличить исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в 2 раза. Необходимо отметить, что Приказ N 18н не изменил нормы предельных размеров представительских расходов организации, установленных Приказом N 26н. В соответствии с Приказом N 26н страховые организации для расчета предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу использовали такой показатель, как сумма поступлений, определенная в соответствии с п.п.1 и 2 разд.1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками", т.е. выручку страховщика. Необходимо иметь в виду, что выручка страховщика формировалась за вычетом страховых выплат, отчислений в страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование. После внесения изменений в Приказ N 26н страховые организации при расчете предельных размеров представительских расходов используют показатель "страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и по рискам, принятым в перестрахование, за вычетом страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование, определяемых как сумма строк 010 и 080 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках страховой организации", утвержденной Приказом Минфина России от 28.11.2000 N 105н "О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора". При расчете предельных размеров расходов на рекламу страховые организации используют показатель "страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и по рискам, принятым в перестрахование, за вычетом страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование". Внесенные изменения позволят страховым компаниям увеличить расходы на рекламу и представительские расходы за счет увеличения базы, от которой будут рассчитываться эти предельные размеры, поскольку теперь не будут исключаться из суммы полученных страховых премий расходы на страховые выплаты, а также отчисления в страховые резервы. Следует обратить внимание на дополнения, внесенные в статью, регулирующую расходы на подготовку и переподготовку кадров. Как и раньше, к таким расходам относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации, связанные с оплатой предоставляемых в соответствии с договором с образовательным учреждением образовательных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения, а также дополнительного образования кадров этой организации. Приказ N 18н уточняет редакцию второго абзаца п.3 Приказа N 26н: указанные расходы подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию и/или имеющими соответствующую лицензию, а также зарубежными образовательными учреждениями. Дополнение Приказа N 26н словами "имеющими соответствующую лицензию" обусловлено тем, что от налогоплательщиков поступали письма с вопросами о применении п.3 Приказа N 26н. Ранее Минфин России разъяснил данную ситуацию Письмом от 13.06.2000 N 04-00-11 (доведенным до налогоплательщиков Письмом МНС России от 17.07.2000 N ВГ-6-02/536). При подготовке Приказа N 26н Минфин России не ставил задачу ограничить возможности организаций относить на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы на подготовку и переподготовку кадров исключительно теми случаями, когда образовательные учреждения имеют государственную аккредитацию. Упомянутые слова были исключены в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" (в ред. от 13.01.1996 N 12-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. При этом имелось в виду, что если у организации нет такой лицензии, то она не может заниматься образовательной деятельностью, а значит, и рассматриваться в качестве образовательного учреждения. Таким образом, условием отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на подготовку и переподготовку кадров является именно статус организации как образовательного учреждения, имеющего соответствующую лицензию, а не его государственная аккредитация. Изменения и дополнения, внесенные в Приказ N 26н, окажут большое влияние на повышение эффективности изучения конъюнктуры рынка, распространение информации, связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), а также на снижение налоговой нагрузки на организации. Следует иметь в виду, что в проекте главы "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается, что в расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), включаются без ограничения расходы по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка, сбору и распространению информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), а также расходы по рекламе производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), включая участие в выставках и ярмарках.
Подписано в печать М.Горбачева 28.03.2001 Ведущий специалист
Департамента налоговой политики Минфина России
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |