![]() |
| ![]() |
|
Статья: Налогообложение бюджетных организаций ("Финансовая газета", 2000, N 45)
"Финансовая газета", N 45, 2000
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Согласно действующему налоговому законодательству бюджетные организации, как правило, не являются плательщиками налогов и сборов. Однако по отдельным налогам, а также в ряде случаев бюджетные организации могут признаваться налогоплательщиками и плательщиками сборов. При рассмотрении данных вопросов в целях избежания ошибок при применении налогового законодательства необходимо учитывать критерии отнесения организаций к бюджетным. В соответствии со ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ бюджетные организации создаются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных и иных функций некоммерческого характера. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями. К бюджетным организациям относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. При этом не следует путать частичное финансирование за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов и случаи, когда организации, не относящиеся к бюджетным, выполняют по договорам работы или оказывают услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств. Как предусмотрено действующим Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56), вне зависимости от источника поступления денежные средства, полученные организацией в оплату выполненных работ, являются выручкой от реализации работ (услуг). Бюджетным организациям необходимо также учитывать, что в случае выполнения ими по договорам платных работ или оказания услуг средства, поступающие в оплату по таким договорам, признаются выручкой от реализации работ (услуг), так как их получение не связано с выполнением управленческих, социально - культурных и иных функций некоммерческого характера, для осуществления которых бюджетные организации создаются. Кроме того, в этих случаях бюджетные организации должны вести раздельный учет затрат по производству и реализации платных работ (услуг) и расходов на мероприятия, предусмотренные сметами доходов и расходов. Учитывая изложенное, рассмотрим примеры по ряду конкретных налогов. В соответствии с п."а" ст.4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций. Указанная льгота является одной из наиболее однозначных льгот, предусмотренных налоговым законодательством, поскольку применяется даже в тех случаях, когда бюджетные организации осуществляют предпринимательскую деятельность и приобретают имущество за счет доходов от этой деятельности. Иная ситуация складывается с налогом на пользователей автомобильных дорог. Как известно, Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" не содержит нормы, предусматривающей освобождение бюджетных организаций от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог. Однако, учитывая, что объектом налогообложения данным налогом является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности, бюджетные организации, осуществляющие только ту деятельность, которая финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы), данный налог не уплачивают. Вместе с тем, как уже указывалось выше, в тех случаях, когда бюджетная организация в соответствии с заключенными договорами выполняет работы или оказывает услуги, средства, поступающие в оплату по таким договорам, признаются выручкой и формируют у бюджетной организации объект обложения данным налогом.
От уплаты налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств бюджетные организации не освобождаются и должны уплачивать их в общеустановленном порядке. Не сделано исключение для бюджетных организаций и Федеральным законом от 08.07.1999 N 141-ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств", согласно которому они должны уплачивать налог на отдельные виды транспортных средств, в случае если являются собственниками транспортных средств с рабочим объемом двигателя свыше 2500 куб. см. В отношении вопросов о необходимости уплаты местных налогов и сборов следует учитывать, что налоговое законодательство Российской Федерации не устанавливает конкретных норм, позволяющих бюджетным организациям не платить местные налоги и сборы. Поскольку конкретный порядок их исчисления и уплаты, а также льготы по этим налогам и сборам устанавливаются органами местного самоуправления, бюджетным организациям следует руководствоваться решениями о порядке исчисления и уплаты конкретных местных налогов и сборов, принимаемых органами местного самоуправления соответствующих территорий.
Подписано в печать В.Сучков 08.11.2000 Заместитель начальника отдела
Департамента налоговой политики Минфина России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |